Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009 и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx | 87.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009 и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009.
Цели курса:
Формировать у учащихся полное представление об историческом пути России и других стран мира, судьбах населяющих их народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и мировой истории.
Задачами курса является формирование следующих умений учащихся:
- определять и объяснять понятия;
- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассников, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии. В конкретно-исторических проявлениях, применяя принцип историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии. Формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями. Докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и предоставлять её результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Общая характеристика учебного курса:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 8 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 40 часов.
Учебно – методический комплект:
- Программа «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009.
- Программа Данилова А.А., Косулиной Л.Г, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение.2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещен.ие, 2008
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.-М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Книга для чтения по Новой истории: 1800 – 1913 гг.: Пособие для учащихся: 8 класса. М.: Просвещение, 2008
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2009
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Преподавание курса История в основной школе направлено на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Календарно-тематическое планирование включает в себя наличие УУД к каждому уроку, выделенные в отдельном столбце порядковыми номерами.
Универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование основ гражданской идентичности личности;
- формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- формирование границ собственного знания и «незнания»;
- знание основных моральных норм;
- ориентация на выполнение моральных норм;
- способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
- оценка своих поступков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- ориентировка на разнообразие способов решения задач;
- структурирование знаний;
- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- уметь задавать вопросы;
- уметь контролировать действия партнера;
- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
№ | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | Дата | ||
НОВАЯ ИСТОРИЯ (28 ЧАСОВ) | ||||||||||
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. Введение. | Знать процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Уметь объяснить основные отличия традиционного от индустриального общества. | индустриальное общество, модернизация | Работа с исторической картой, сравнительный анализ | С. 3-5, сравнительная таблица 3 эшелона развития | Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения. | Л: 1,2 П: 1,2 Р: 1,2 | |||
Тема 1. Становление индустриального общества (2 часа) | ||||||||||
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | Знать особенности промышленного переворота в странах Европы и США. Подвести итоги промышленного переворота. Знать новые средства связи, транспорта, источники энергии, определение - монополизм. | промышленный переворот, индустриализация, монополизм, капитализм, конкуренция, синдикат, трест | Беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 1-2, вопросы в конце параграфа 1-6 устно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | Знать изменения в социальной структуре общества, в быту. Знать как осуществлялось градостроительство и развитие транспорта и средств связи. | миграция, урбанизация, пролетариат, эмансипация | Опрос по д/з, беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 3-4, вопросы в конце параграфа устно | |||||
Тема 2. Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 часа) | ||||||||||
4 | Наука: создание научной картины мира | Знать развитие научной картины мира в XIX в., изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Знать как происходила демократизация образования. | генетика, демократизация | Взаимопроверка таблиц, подготовка рефератов | §5, таблица «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
5 | Искусство в XIX веке | Уметь называть основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Знать истоки кинематографа. | ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры | Подготовка рефератов | § 6-8 |
6 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи. | консерватизм, либерализм, социалисты-утописты | Беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 9-10, таблица «Общественно-политические движения». Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, эссе | |||||
Тема 3. Строительство новой Европы (8 часов) | ||||||||
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. | Называть основные режимы Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческими документами | Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны. Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор | Работа с исторической картой, сравнительный анализ | §11, таблица «Внешняя политика консульства и империи» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
9 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | кодекс Наполеона, Венский конгресс, Священный союз, Итоги наполеоновских войн. | Опрос по д/з, личностно значимая проблема | §12, таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса» | |||
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. | Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания | Июльская монархия, финансовая аристократия, луидор, дублон | Задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет? | §14, вопросы в конце параграфа устно |
№ | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | Дата |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи. | Революция 1848 года, вторая республика, Режим Второй империи. Антиклерикализм, сантим, авторитарный режим. | Проверка д/з по вопросам учебника. | §15, вопрос 5 письменно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
12 | Англия: сложный путь к величию и процветанию | Объяснить цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческими документами | Хартия, чартизм, радикализм, профсоюзы, билль, тред-юнион, «мастерская мира», социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы. | Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию | §13, вопросы в конце параграфа устно | |||
13 | Италия и Германия в первой половине XIX века. | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей | Политика О. фон Бисмарка. Образование Северо-германского союза. Национальное объединение Италии. Канцлер, карбонарий. | Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданичества? | §16-17, составить синхронистическую таблицу «Объединительные движения в Италии и Германии» | |||
14 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | Называть причины и последствия войны Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений. | Парижская Коммуна. Франко-прусская война. Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. | Алгоритм военных действий | § 18, подготовка к повторительно-обобщающему уроку | |||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Строительство новой Европы» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Строительство новой Европы» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа |
№ | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | Дата |
Тема 4. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4 часа) | ||||||||
16 | Германская империя в конце XIX-началеXX вв. | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии | Особенности индустриального развития. Либеральные реформы. Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм. | Тест, беседа с элементами дискуссии. | § 19, вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
17 | Франция: Третья республика | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карты колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Франция – светское государство. Радикал, коррупция, атташе. | Экспресс-опрос | § 21, вопрос 5 письменно | |||
18 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Особенности экономического развития. Колониальные захваты. Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта. | Беседа; сравнительная таблица. | § 20, вопросы 6-7 письменно | |||
19 | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии | Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. | Конституционная монархия. «Лоскутная империя». Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя. | Взаимопроверка таблиц. | § 22-23, таблица «Внешняя политика и колониальные захваты европейских стран с 1870 по 1913 г.» |
Тема 5. США и Латинская Америка (3 часа) | ||||||||||
20 | США в конце XIX в. | Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений. Объяснять причины успешного развития США; выяснить причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политик США. | Гражданская война. Отмена рабства. Особенности экономического развития. Внешняя политики. Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм, олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара» | Сообщение, беседа, работа в малых группах | §24-25,вопросы и задания в конце параграфа. Опережающее задание: сообщение на тему «Освободительное движение в колониях» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
21 | Латинская Америка | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; работать с картой. | Образование независимых государств. Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котел» | Сообщения | §26, вопросы в конце параграфа. | |||||
22 | Повторительно-обобщающий урок «Две Америки» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Две Америки» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, разгадывание кроссвордов и ребусов | |||||||
Тема 7. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (3 часа) | ||||||||||
23 | Япония. Китай, сопротивление реформам | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять причины превращения Китая в полуколонию. | Реформы Мэйдзи, «Открытие» Китая; Экстерриториальность, сегун, тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | Тестирование | §27-28 Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки» | Усвоение новых понятий, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
24 | Индия. Африка - континент в эпоху перемен | Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы. | Особенности колониального движения в Индии, Индийский национальный конгресс. Колониальные захватчики в Африке. Гереро, готтентоты | Проблема: почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации? | §29-30 Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки» | |||||
25 | Повторительно-обобщающий урок «Япония, Китай, Индия, Африка» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Традиционные общества в XIX веке» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа |
Тема 8. Международные отношения в конце XIX начале XX веке (2 часа) | ||||||||
26 | Международные отношения: дипломатия или войны? | Называть основные международные противоречия. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. | Империалистические войны. Новейшая история как историческая эпоха. Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, концентрационный лагерь. Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм | Круглый стол | §31, составление сравнительной таблицы «Международные отношения в XIX – в начале XX вв.» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
27 | «Новый империализм». Первая мировая война 1914-1918 гг. | Знать причины мировых войн начала XX в., военные блоки. Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Работать с картой. Составлять хронологическую таблицу событий | Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта, Лига наций, Версальско-Вашингтонская система | Эссе: «Можно ли было избежать начало Первой мировой войны?» Составление таблицы | Хронологическая таблица событий Первой мировой войны 1914-1918 гг. Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | |||
Итоговое повторение-обобщение по курсу «Новая история»(1 час) | ||||||||
28 | Итоговый повторительно-обобщающий урок (контроль знаний) | Систематизация знаний по курсу Новой истории | Контрольная работа | Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 |
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ) | |||||||||
Введение (2 ч.) | |||||||||
1 | Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв. | Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами | Политический строй, социальный строй, экономический строй, многоконфессиональное государство, сословие, мещане, гильдия. | Беседа, фронтальный опрос, составление таблиц-схем | Введение, заучивание основных понятий. | Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения. | Л: 1,2 П: 1,2 Р: 1,2 | ||
2 | Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв. | Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами | Сельское хозяйство. кризис крепостнического хозяйства. Отходничество. Промышленность, мануфактура. Города. Транспорт. Торговля. | Эвристическая беседа, понятийный диктант | Введение, вопросы после текста. | ||||
Тема 1. Закат крепостной эпохи (17 ч.) | |||||||||
3 | Внутренняя политика Александра I | Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям; навыки анализа документов, постановки и решения проблем; развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости | Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М. М. Сперанский | Беседа, работа с документами. | §1, § 3 вопросы в конце параграфа. Опережающее задание: повторить тему «Завоевания Наполеона». Подготовить сообщения: «Бородинское сражение»; «Полководец М. И. Кутузов»; «Подвиги героев Отечественной войны» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
4 | Внешняя политика Александра I | Выяснить основные направления внешней политики России накануне Отечественной войны и причины войны 1812 года; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Участие России в антифранцузских коалициях. Континентальная блокада, восточный вопрос. | Заполнение сравнительной таблицы, беседа | §2, вопросы в конце параграфа |
5 | Отечественная война 1812 года. | Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж | Беседа, фронтальный опрос, работа с картой | §4 , вопрос 2 письменно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
6 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | Выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Заграничные походы русской армии; пятая антинаполеоновская коалиция. Венский конгресс. «Священный союз». | Оформление таблицы, понятийный диктант, тестирование | §5 | |||
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Познакомиться с основными направлениями политики Александра I в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ; развить навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, решать проблемы | Усиление консервативных течений. Аракчеевщина. «Казенный мистицизм». Военные поселения, цензура. Конституция Царства Польского, сейм, «Уставная грамота Российской империи». | Беседа, фронтальный опрос, работа с документами. Хронологический диктант | §6-7, вопросы в конце параграфа | |||
8 | Общественное движение при Александре I | Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия | Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис | Составление сравнительной таблицы. Работа с историческими источниками. | §8-9, вопрос 4 | |||
9 | Движение декабристов | Углубить ранее изученный материал о движении декабристов. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. Развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности. | Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис | Работа в группах с элементами ролевой игры | §9, вопрос 4 | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |
10 | Николаевская Россия Внутренняя политика Николая I | Познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики. Развивать навыки работы с документами и поиска ошибок в них. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. | Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение, жандармы. Кодификация законов. Политика в области просвещения. | Сообщение, составление схемы, работа с документами. Беседа. | § 10 | |||
11 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | Познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики России второй четверти XIX века. Развить навыки работы с тестовыми заданиями, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. | Промышленный переворот. Железные дороги. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Пролетариат, буржуазия 30-40 гг. XIX в. | Работа с документами, заполнение пропущенных слов в тексте | § 11, Основные понятия и конспект в тетради. | |||
12 | Внешняя политика Николая I | Изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX в. Выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны. Развивать навыки работы с картами, выделять главное, анализировать | Русско-турецкая война (1828-1829); Адрианопольский мирный договор – 1829 г.; навигация; контрибуция; Лондонская конвенция 1841 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой. | § 12, Основные понятия и конспект в тетради. |
13 | Кавказская война | Выяснить причины и ход военных действий на Кавказе, ее последствия для народа Кавказа. Развить навыки работы с картой, умения выявлять причинно-следственные связи, определять и объяснять понятия. | Кавказская война (1830-1864); горцы; Имам; Шамиль; мюридизм; имамат; теократия, газават | Беседа, фронтальный опрос | § 12, С.74-75, подготовить сообщение | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||||||||||||
14 | Крымская война (1853 -1856). Оборона Севастополя | Изучить причины, ход и последствия Крымской войны. Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации. | Крымская война (1853-1856), Синопское сражение – 18 ноября 1853 г., оборона Севастополя – сентябрь 1854 г. – август 1855 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой. | §14, вопросы 1-2,4-5 в конце параграфа | |||||||||||||||
15 | Общественные движения 1830-1850-х гг. | Познакомить учащихся со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов. | Западники, славянофилы, консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направления общественной мысли, социализм | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблиц и схем. | §14, Основные понятия и конспект в тетради. | |||||||||||||||
16 | Наука и образование первой половины XIX в. | Познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время. | Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы. | Беседа, задание на соответствие. Работа с историческими документами, создание схем. | §15, вопросы 3-4 в конце параграфа | |||||||||||||||
17 | «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в. | Создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив внимание на ту атмосферу к которой создавались выдающиеся произведения. | Романизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм. | Эвристическая беседа. Задание на заполнение в тексте пропущенных слов | §17. Создание проекта: «Быт основных сословий Российской империи» | |||||||||||||||
18 | Перемены в быту основных сословий населения. | Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи | Мультимедийные презентации | §18, Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | ||||||||||||||||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Закат крепостной эпохи» (контроль знаний) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Закат крепостной эпохи» | Контрольная работа | |||||||||||||||||
Тема 2. Россия в пореформенную эпоху (21ч.) | ||||||||||||||||||||
20 | Накануне отменны крепостного права. | Выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы | Редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблицы. | §19, вопросы 1-2 в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||||||||||||
21 | Отмена крепостного права | Познакомить учащихся с реформой крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе | 19 февраля 1861 г. – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» норма надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с литературными произведениями | §20 | |||||||||||||||
22 | §20, основные положения крестьянской реформы | |||||||||||||||||||
23 | Либеральные реформы 60-70-х годов | Познакомить учащихся с реформами 60-70-х гг., показать их либеральных характер, с одной стороны, и ограничить, с другой. | Земства, «гласные», курия, имущественный ценз; городская: дума, управа, голова; всеобщая воинская повинность | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §21-22 Основные понятия и конспект в тетради. | |||||||||||||||
24 | Социально-экономическое развитие пореформенной России | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны | Отработочная система, капитализм | Беседа. Работа с историческими документами, создание схем. | §23 вопросы 1-5 в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||||||||||||
25 | Либеральное и консервативное общественные движения в 60-70-е годы | Выяснить особенности либерального движения в 60-70 гг, основные идеи консервативного движения. | Либералы, консерваторы, тверской адрес | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами. | §24, вопрос 2 в конце параграфа | |||||||||||||||
26 | Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. | Познакомить учащихся с идеями и их развитием радикального общественного движения 60-70 гг., выяснить причины широкого развития радикального революционного движения | Революционер, «хождение в народ», народничество: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое; «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел» | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами. Создание сравнительных таблиц | §25 | |||||||||||||||
27 | Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг. | Изучение радикального движения. Выяснить причины перехода к терроризму, как к методу борьбы с властью показать опасность и нецелесообразность этого метода. | §26 | |||||||||||||||||
28 | Суд над В. И. Засулич | Повторить и закрепить ранее изученный материал по судебной реформе и общественному движению | Монолог, эвристическая беседа, анализ | |||||||||||||||||
29 | Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. | Выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг. | Департамент государственной полиции при МВД, диктатура М. Т. Лорис – Меликова; убийство Александра II – 1 марта 1881 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §19-26 | |||||||||||||||
30 | Внешняя политика Александра II | Познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре II. Выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II. | Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. – присоединение Средней Азии к России | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §27,вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||||||||||||
31 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; на примере доблести мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину. | 1877-1878 гг. – русско-турецкая война; 19 февраля 1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. – Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §28, вопросы в конце параграфа | |||||||||||||||
32 | Внутренняя политика Александра III | Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования. | Александр III – годы правления 1881 – 1894; контрреформы, циркуляр о «кухарских детях»; земский начальник. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §29-30, вопросы в конце параграфа | |||||||||||||||
33 | Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг. | Выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90 гг. | С. Ю. Витте - министр финансов; косвенные налоги; конвертируемость; дефицит бюджета; винная монополия. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §31, вопрос 2 письменно | |||||||||||||||
34 | Появление новых течений в общественно-политический жизни в 1880-1890-х годах | Познакомить учащихся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX веке | Кризис революционного народничества; теория малых дел; рабочее движение; марксизм. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §34 | |||||||||||||||
35 | Внешняя политика Александра III | Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трех императоров» | 1882 г. - тройственный союз; военный союз, мобилизация; сепаратный мир, 1892 г. – военная конвенция о союзе России и Франции. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §35, вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||||||||||||
36 | Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века | Познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIX в. И достижениями ученых в это же время. | Классические и реальные гимназии | Эвристическая беседа. Задание на соответствие. Работа с художественным произведением | § 36 | |||||||||||||||
37 | Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. | Создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством композиторов, литераторов, и художников данного периода. | Эвристическая беседа. | § 37 | ||||||||||||||||
38 | Перемены в быту основных сословий населения в первой половине XIX в. Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. | Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §39 | ||||||||||||||||
39 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Россия в пореформенную эпоху» | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | |||||||||||||||||
40 | Итоговое повторение (контроль знаний) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу История Отечества | Контрольная работа |
Итого 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...