Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx | 91.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по истории МОН РФ, 2004г.,
требований к Обязательным стандартам основного общего образования в школе и базовому учебному планус использованием
авторских программ для общеобразовательных учреждений издательство «Просвещение»(Москва)2006г.под редакцией Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского (по истории средних веков) и авторской программы И.Л.Андреева в соответствии с историко-культурным стандартом издательства «Дрофа» по истории России.
Учебники:
- Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.В.Агибалова,
Г.М.Донской; под ред А.А.Сванидзе.–3-е изд.–М.: Просвещение, 2014.
- Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс.: учебник / И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.–М. :Дрофа,2016.
Программа курса охватывает период с конца 5 по 16 века от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в жизнь современной
цивилизации.
Содержание учебника по истории России дает возможность реализовать системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельной работать с информацией.
Программа основана на принципах историзма, объективности и хронологической последовательности событий.
Данный курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Задачи курса:
-показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить
с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и чужим традициям.
Цели курса:
- Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде
всемирной истории;
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их
общие черты и различия;
- Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения обучающиеся должны знать:
-основные даты, этапы, ключевые события истории Средних веков, выдающихся исторических деятелей этой эпохи;
- выдающиеся памятники культуры названного исторического периода.
уметь:
- анализировать исторический материал, определяя предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в разных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и
Явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской: под ред. А.А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2014
- Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина – М. : Просвещение, 2014.
- Девятайкина Н.И.и др. История средних веков. Учебник для 6 класса основной школы / Девятайкина Н.И., Акулов А.В., Бутырский М.И., Селунская Н.А. – М. : ЦГО, 1998.
- Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Экспериментальный учебник для VII класса средних учебных заведений. В 2 - х ч. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 19
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по Истории Средних Веков
№ п/п | Название раздела Тема урока | Дата | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | |||||
предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||||
1 | Что изучает история Средних веков | изучение нового материала | Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: Работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья | Введение с. 5-11 | ||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | изучение нового материала | Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Показывать перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называть последовательно причины падения Западной Римской империи | § 1; р-т., задания | ||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | Комбинированный урок | Научатся определять термины: аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины и распространение христианства в Европе. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | § 2 р. т., задания | ||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Комбинированный урок | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментировать последствия Верденского раздела. | § 3, р. т., задания | ||||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 вв. | комбинированный | Научатся определять термины: домен, империя, Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | §4 , р т., задания 4, 5,6, | ||||
6 | Англия в раннее Средневековье | Комбинированный | Научатся определять термины: миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: , сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; |
Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | § 5; р. т., задания 4, 5, с. 19 | ||||
7 | Византия – государственное устройство и культура | Комбинированный | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | § 6-7, вопросы | ||||
8 | Образование славянских государств | Изучение нового материала | Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | § 8,р/т | ||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | Комбинированный | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. | §9; р. т., задание | ||||
10 | Культура стран халифата | Комбинированный | Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §10; р. т., задания | ||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | Комбинированный | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
| Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | §11; р. т., задания | ||||
12 | В рыцарском замке | Комбинированный | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | §12;р-т., задания | ||||
13 | Средневековый город | Комбинированный | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | § 13,14; р. т., задание | ||||
14 | Горожане и их образ жизни | Комбинированный | Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §15; р. т., задания | ||||
15 | Католическая церковь в Средние века | Комбинированный | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | §16; р. т., задания | ||||
16 | Крестовые походы | изучение нового материала | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §17; р. т., задания | ||||
17 | Объединение Франции | изучение нового материала | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. | §18; р. т., задания | ||||
18 | Что англичане считают началом своих свобод | Комбинированный урок | Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | § 19; р. т., задания | ||||
19 | Столетняя война | изучение нового материала | Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | §20; р. т., задания | ||||
20 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | Изучение нового материала | Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | §21;р.т задания | ||||
21 | Реконкиста | комбинированный | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | §22; р. т., задания | ||||
22 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия | комбинированный | Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. | §23; р. т., задания | ||||
23 | Гуситское движение в Чехии | комбинированный | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | §24; p. т., задания | ||||
24 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | Изучение нового материала | Научатся определять термины: турки-османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §25; р. т., задания | ||||
25 | Образование и философия, литература, искусство | Изучение нового материала | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика. Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | § 26,27 (пп. 1,2,3); §28; р. т., задания | ||||
26 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | комбинированный | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | § 29 (п 3, 4), § 30; Р- т., задания | ||||
27 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| изучение нового материала | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны. Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | §31,32; р. т., задания | ||||
28 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | применение знаний и умений, урок-турнир | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | Повторение |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по Истории России с древнейших времен до XVI века
№ п/п | Название раздела Тема урока | Тип урока | Виды Деятельности обучающихся | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
29 | Введение в историю России. | Знать определение исторической науки. Уметь разделять исторические источники по группам. Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке. Объяснять, как пользоваться исторической картой | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | формулировать и обосновывать выводы | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | с.3-9 | |||
30 | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. | Изучение нового материала | Называть основные занятия людей в древности. Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны. Объяснять, почему не существует точных дат в древнейшей истории человечества. Использовать иллюстрации учебника в своём рассказе, при доказательстве своих суждений | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | § 1 | ||
31 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э. | Комбинированный | Называть единицы измерения времени, которыми пользуются историки. Знать, что основной единицей измерения времени в древнейший период истории человечества является тысячелетие. Правильно показывать объекты на исторической карте. Находить территории, где располагались греческие колонии. Давать характеристику исторических источников различных археологических культур | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | § 2 | ||
32 | Первые государства на территории Восточной Европы. | Комбинированный | Охарактеризовать различные точки зрения на происхождение славян. Правильно показывать территорию расселения славянских племён .на исторической карте Характеризовать основные занятия восточных славян в древности. Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной. Находить территории, Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Давать характеристику исторических источников. Изучение фрагментов письменных исторических источников. | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, связанных с деятельностью первых киевских князей | § 3 | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок. | применение знаний и умений | Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник». Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе. Понимать, чем иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники отличаются от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора. Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, связанных с деятельностью первых киевских князей | §1-3 | ||
34-35 | Образование Древнерусского государства. | Изучение нового материала | Объяснять значение понятия «племенные союзы» Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки» | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | способность решать творческие задачи | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике первых русских князей | §4-5 | ||
36 | Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства. | Изучение нового материала | Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | способность решать творческие задачи | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур высказывать свою точку зрения о принятии христианства на Руси. | §6-7 | ||
37 | Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства. | Комбинированный | Понимать, для чего необходимы законы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Умение строить логическое рассуждение, умозаключение | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | §6-7 | ||
38-39 | Русь в середине XI – начале XII в. | Комбинированный | Знать о феодальной раздробленности, как закономерном и в определенном смысле прогрессивном процессе в ходе развития феодальных отношений, Выяснить предпосылки и закономерности этого процесса. Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | §8-9 | ||
40 | Общественный строй Древней Руси | Комбинированный | Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели. Представлять облик древнерусского города Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников. Составлять рассказ по картине. Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | способность решать творческие задачи | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории | §10 | ||
41-42 | Древнерусская культура. | Комбинированный | Знать памятники культуры Древней Руси. Знать особенности русской письменности этого периода – миниатюра, красная строка- инициал. Называть материал, на котором писали в Древней Руси. Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Понимать, какое значение имеет летопись «Повесть временных лет» для изучения истории России. Объяснять, почему с возникновением письменности единицы, используемые историками для измерения времени, становятся более точными: век, год, а нередко месяц и число. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §11-12. | ||
43 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в IX – первой половине XII века» | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми. Понимать, что главными причинами принятия христианства на Руси были: повышение престижа на международной арене, приобщение к более высокой культуре и нравственное развитие народа. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | составлять тезисы | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | §4-12 | ||
44 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | Изучение нового материала | Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Знать три типа государственности в удельный период. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы | Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века. | §13 | ||
45 | Княжества Северо-Восточной Руси. | Комбинированный | Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Сравнивать положение князя в Галицко-Волынском и Владимиро-Суздальском княжестве. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском. Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, | составлять тезисы | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | §14. | ||
46 | Боярские республики в Северо-Западной Руси. | Комбинированный | Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде. Объяснять роль веча в Великом Новгороде, | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, | составлять тезисы | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | § 15 | ||
47-48 | Культура Руси. | Комбинированный | Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи. Понимать значение понятий христианское мировоззрение, общерусская культура. Оценивать значение христианское мировоззрения на формирование общерусской культуры. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §16-17 | ||
49 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в середине XII – начале XIII в» | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Оценивать значение христианское мировоззрения на формирование общерусской культуры. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | составлять тезисы | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | §13-17 | ||
50 | Походы Батыя на Русь. | Изучение нового материала | Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества. Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | устанавливать причинно-следственные связи | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §18 | ||
51-52 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. | Комбинированный | Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г.Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь. Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке. Установить, что современником Александра Невского был хан Батый. Использовать схему при описании сражения | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, | умение использовать речевые средства | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | § 19 | ||
53-54 | Русские земли под властью Орды. | Комбинированный | Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Знать примеры героизма народа в борьбе за свободу. Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Умение логического рассуждения, умозаключения | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | §20-21. | ||
55 | Москва и Тверь: борьба за лидерство. | Комбинированный | Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Понимать, почему ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между русскими князьями. Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | § 22 | ||
56 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Русские земли в середине XIII –XV в» | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Давать оценку исторического значения Невской битвы и Ледового побоища в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский. Определять последствия зависимости Руси от Золотой Орды для хозяйственного развития Руси. Давать характеристику деятельности русских князей. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали | формирование целостного мировоззрения | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством | §18-22 | ||
57 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | Изучение нового материала | Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче. Пользоваться схемой сражения при описании Куликовской битвы. Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича. Понимать, какое значение имело благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы. Понимать историческое значение Куликовской битвы. | формирование целостного мировоззрения | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование умений применения исторических знаний умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий | § 23 | ||
58 | Московское княжество в конце XIV – середине XV в. | Комбинированный | Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в. Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в. Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке. Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию. Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борящиеся за престол) | уважение к культуре других народов, толерантность. | Умение работать в группе | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства | §24 | ||
59 | Соперники Москвы. | Комбинированный | Показывать на исторической карте соперников Москвы. Знать основные исторические события и князей Литовского княжества. Понимать, что Великое княжество Литовское состояло из добровольно присоединившихся русских княжеств Знать причину войны между Новгородом и Москвой и ее результаты. Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери. Показывать на карте как шло присоединение русских земель. к Москве. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий | § 25 | ||
60 | Повторительно-обобщающий урок по главе: «Русские земли в XIII –первой половине XV в» | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Давать оценку исторического значения объединения русских земель вокруг Москвы, изменению положения московских князей, Судебника 1497г. Давать характеристику деятельности русских князей. | формирование целостного мировоззрения | умение применять и преобразовывать знаки и символы | Уметь работать с историческими источниками | §23-25 | ||
61 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | Изучение нового материала | Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика». Определять основные черты единого (централизованного) государства. Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды. Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель. Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Понимать историческое значение возникновения единого Русского государства. | формирование целостного мировоззрения | Умение анализировать и обобщать факты | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §26 | ||
62 | Русское государство во второй половине XV – начале XVI в. | Комбинированный | Понимать причины укрепления власти московского государя. Понимать причины изменения положения Русской Православной церкви на международной арене. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей. Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. | формирование целостного мировоззрения | Умение анализировать и обобщать факты | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | § 27 | ||
63-64 | Русская культура в XIV – начале XVI в. | Комбинированный | Объяснять значение важнейших понятий темы. Сравнивать вотчину и поместье. Объяснять, как вокруг города возникали слободы. Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Иване III. Использовать иллюстрации учебника при рассказе о быте людей разных социальных групп. Группировать исторические памятники эпохи. Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России | представить результаты в виде таблицы | Умение составлять сравнительную таблицу | §28-29 | ||
65 | Повторительно-обобщающий урок по главе: «Формирование единого русского государства в XV в.» | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Группировать исторические памятники эпохи. Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России | формирование целостного мировоззрения | представить результаты в виде таблицы | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | §27-29 | ||
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме «На пути к единому государству. XIV — начало XVI в.». | Применение знаний и умений | Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению. Определять основные черты единого (централизованного) государства. Находить на карте места важнейших сражений. Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение русских земель. Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | |||
67 | Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России. | Применение знаний и умений | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между историческими деятелями и связанными с ними достижениями и событиями. Группировать исторические памятники эпохи. Знать важнейшие достижения в культуре России Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — всеобщая история» | формирование целостного мировоззрения | представить результаты в виде таблицы | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | |||
68 | Итоговый урок | Применение знаний и умений | Подведение итогов за 6 класс | формирование целостного мировоззрения | представить результаты в виде таблицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...