Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_5_klass.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа по истории для 5 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
-Письма Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;
-Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889; приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994; приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки от 31.01.2012 №69 « О внесении изменений ы федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»;
При составлении рабочей программы для 5 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Древнего мира»
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю)
Срок реализации программы 1 год
Учебно-методический комплект включает следующие материалы:
1.. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс М.:Просвещение.2013.-303 с
2 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под ред. Вигасина А.А., Сороко-Цюпа О.С. » М.:Просвещение.2014.-144 с
Цели и задачи курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
- Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- Формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- Развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- Формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве общества Древней Греции и Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения курса истории в 5 классе является получение знаний об основных чертах развития обществ, изменениях, произошедших в мире за тысячелетие.
Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Курс нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством изучения курса реализуются три основные функции истории:
- познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;
- практическо-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно- обоснованный политический курс, избегать субъективных решений;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Всё названное выше связывает – Человек в истории. Так же помогает ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они?
Основным критерием отбора фактов и явлений древней истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по всеобщей истории, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Место предмета в учебном плане:
В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В Рабочей программе отведено на историю древнего мира–70 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного курса обеспечивают:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-выявление существенных черт исторических процессов, явлений и событий;
-объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов;
-умение анализировать исторические явления, процессы факты;
-умение давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-определение на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
ЛИЧНОСТНЫЕ
-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывание собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснение исторически сложившихся норм социального поведения;
- использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Таблица распределения количества часов
ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
УМК по истории древнего мира:
1.Всеобщая история. Рабочие программы. Предметные линия учебников А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/( А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.).- 2ое изд., дораб.- М.: Просвещение,2014. 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др.- М.: ВАКО,2008г.
В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. Уроки истории 5 класс. История Древнего мира: М.2006
Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение» 2008г.
Г.И. Годер. Задания и задачи по истории древнего мира 5 класс: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 1996 г.
Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель»,2007г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС (70 ЧАСОВ) | ||||||||||||||
№ урока | Название раздела, темы, урока | Тип урока | Количество часов | Прим. сроки | Основное содержание | Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | Домашнее задание | ||||||
Личностные | Мета-предметные | Предметные | ||||||||||||
Раздел 1. Что изучает история? 2 ч | ||||||||||||||
1 | Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | Комб | 1 | Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека. | Умение работать с текстом учебника, со справочным материалом книги. | Первичные представления об исторической науке. Умение работать с исторической картой (памятка). | Выучить определения | |||||
2 | Счет лет в истории. | Комб | 1 | Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. | Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени. Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Умение преобразовывать знаки и символы. | Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи. | Ответить на вопросы 3-4 на с.30 | |||||
Раздел 2. Жизнь первобытных людей 7 ч | ||||||||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 ч | ||||||||||||||
3 | Древнейшие люди. | Комб | 1 | Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. | Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек». | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. | Пересказывать содержание текста учебника. Составлять рассказ по иллюстрациям. Выделять характерные, существенные признаки для сравнения, формулировать выводы. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека. | §1 | |||||
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | Комб | 1 | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Составлять простой план по тексту учебника, составлять рассказ по иллюстрациям. | Выделять признаки родовой и соседской общины. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Характеризовать новые достижения древнего человека. | §2 пересказ, ответить на вопрос №4 | |||||
5 | Возникновение искусства и религии. | Комб | 1 | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Рассмотреть разные версии о загадках древних художников. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий. | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Умение анализировать и делать выводы. | Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками. | §3 пересказ, заполнить таблицу | |||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 3 ч | ||||||||||||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Комб | 1 | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем. | Формирование уважительного отношения к труду | Работать с текстом учебника, составлять схему по содержанию. Формулирование собственного мнения и позиции. | Характеризовать в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины. | §4 пересказ, ответить на вопрос №3 | |||||
7 | Появление неравенства и знати. | Комб | 1 | Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. | Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Пересказывать содержание текста учебника. Выявлять причинно – следственные связи. Составлять сравнительную таблицу, формулировать вывода. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. | §5 пересказ, повторить основные понятия | |||||
8 | ПОУ по теме: «Жизнь первобытных людей». | Комб | 1 | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. | Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиа ресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного). | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие исторические задачи с использованием мультимедиаресурсов по алгоритму. | ||||||
Раздел 3. Древний Восток 20 ч | ||||||||||||||
Тема 1. Древний Египет 8 ч | ||||||||||||||
9 | Государство на берегах Нила. | Комб | 1 | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. | Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории | Пересказывать содержание текста учебника. Выявлять причинно – следственные связи. Умение составлять рассказ по иллюстрациям. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | §6 | |||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | Комб | 1 | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. | Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта». | Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Учитывать разные мнения. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших Египет. Оценивать достижения культуры. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. | §7пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 | |||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | Комб | 1 | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. | Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус. | Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших Египет. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | §8 | |||||
12 | Военные походы фараонов. | Комб | 1 | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. | Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 | |||||
13 | Религия древних египтян. | Комб | 1 | Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». | Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте. | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. | |||||
14 | Искусство Древнего Египта. | Комб | 1 | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. | Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Подготовить сообщение или презентацию по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности. Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. | §11 | |||||
15 | Письменность и знания древних Египтян. | Комб | 1 | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. | Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. | Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | Характеризовать знания древних египтян Из разных областей наук. | §12 | |||||
16 | ПОУ по теме: «Древний Египет». | Комб | 1 | Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Анализ достижений древних египтян в земледелии. Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач. Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий. | ||||||
Тема 2. Западная Азия в древности 7 ч | ||||||||||||||
17 | Древнее Двуречье. | Комб | 1 | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание образа жизни, основных занятий населения. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач. | Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. | §13 | |||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Комб | 1 | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. | Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст | Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа. | §14 | |||||
19 | Финикийские мореплаватели. | Комб | 1 | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Составить путь, по которому плавали финикийские купцы. | Формирование понимания культурного многообразия мира. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст. Определять причинно – следственные связи. | Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии. | §15 | |||||
20 | Библейские сказания. | Комб | 1 | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. | Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | Формирование понимания культурного многообразия мира. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. | Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду. Объяснять значение принятия единобожия Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Уметь определять значение первоисточника. | §16, подготовить пересказ одного из библейских сказаний | |||||
21 | Древнееврейс-кое царство. | Комб | 1 | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. | Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях. | Формирование понимания культурного многообразия мира | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. | Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. | |||||
22 | Ассирийская держава. | Комб | 1 | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла. | §18 пересказ | |||||
23 | Персидская держава «царя царей». | Комб | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | Определение основных дат истории создания Персидской державы. Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии». | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь определять причинно-следственные связи. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях. | §19 подготовить пересказ близкий к тексту | |||||
Тема 3. Индия и Китай в древности 5 ч | ||||||||||||||
24 | Природа и люди Индии. | Комб | 1 | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану. Работать в малых группах. | Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – буддизм. Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства. | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. | |||||
25 | Индийские касты. | Комб | 1 | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. | Рассказать о жизни и обучении брахмана. Сравнить основные положения брахманизма и буддизма. Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. | Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. | §21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100. | |||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Комб | 1 | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану. Работать в малых группах | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. | §22 пересказ | |||||
27 | Первый властелин единого Китая. | Комб | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Развивать умение определять причинно-следственные связи. Составлять кроссворды по тематике урока. | Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев. Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи. | §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. | |||||
28 | ПОУ: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». | Комб | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Сравнение особенностей развития различных цивилизаций. Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Знать основные понятия, даты по данной теме. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. | ||||||
Раздел 4. Древняя Греция 21 ч | ||||||||||||||
Тема 1. Древнейшая Греция 5 ч | ||||||||||||||
29 | Греки и критяне. | Комб | 1 | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях. | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре | |||||
30 | Микены и Троя. | Комб | 1 | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Выявить отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя). | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | §25 составить конспект | |||||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | Комб | 1 | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады». | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы. | Характеризовать образы основных героев «Илиады». | §26, пересказ | |||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | Комб | 1 | География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет. | §27 пересказ | |||||
33 | Религия древних греков. | Комб | 1 | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы. Познакомиться с мифами о Геракле. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». | Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. | §28 пересказ, выучить понятия | |||||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 ч | ||||||||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | Комб | 1 | География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | §29 пересказ | |||||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | Комб | 1 | Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение. Составление схемы «правление в полисе» | Формировать уважение прав и свобод человека. | Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой. Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. | §30 пересказ, ответить на вопрос No3 на с. 144 | |||||
36 | Древняя Спарта. | Комб | 1 | Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь . Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. | §31 , заполнить сравнительну ю табли цу | |||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Комб | 1 | Греческая колонизация побережья Средизем-ного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Описание внешнего вида грека. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греч колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | §32, Вопрос No2 (работа с картой) | |||||
38 | Олимпийские игры в древности. | Комб | 1 | Праздник, объединяв-ший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабы-ваемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийс-ких игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр. | Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и и описание видов олимпийских соревнований. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Составлять развернутый план одной части параграфа. | Знать хронологию первых Олимпийских игр. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. | §33 вопрос No4 на с.154 | |||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Комб | 1 | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Развивать умение определять причинно-следственные связи. Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану. | Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве. | §34 пересказ | |||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Комб | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. | Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь группировать факторы, причины событий, делать выводы. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы. | §35 пересказ вопрос No3 на с.163 | |||||
Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии 5 ч | ||||||||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | Комб | 1 | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. | Сравнить военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. | §36. Заполнить сравнительну ю таблицу «Население Афин» | |||||
42 | В городе богини Афины. | Комб | 1 | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Описание наиболее значимых частей Афин по плану города. Описание архитектурных сооружений Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | |||||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | Комб | 1 | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Обучение красноречию. | Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Сравнивать, обобщать и делать выводы. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Сравнивать типы школ и систему обучения в них. | §38 пересказ. Вопрос No3 на с.176 | |||||
44 | В театре Диониса. | Комб | 1 | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценить роль современного театра для общества. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Выполнять практическую работу | Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | |||||
45 | Афинская демократия при Перикле. | Комб | 1 | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег. | Формировать уважение прав и свобод человека. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. | Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства | §40 пересказ | |||||
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. 3 ч | ||||||||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | Комб | 1 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст. Уметь определять причинно-следственные связи | Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. | |||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | Комб | 1 | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском | |||||
48 | В Александрии Египетской. | Комб | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Уметь определять причинно-следственные связи. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Называть причины распада державы Александра Македонского Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности | §43 пересказ. Повторить понятия. | |||||
49 | ПОУ по теме: «Вклад эллинов в мировую культуру». | Комб | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Назвать самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснить значение понятий:демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | ||||||
Раздел 5. Древний Рим. (17 ч.) | ||||||||||||||
Тема 1. Рим: от возникновения до установления господства над Италией. (3 ч.) | ||||||||||||||
50 | Древнейший Рим. | Комб | 1 | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. | Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. | |||||
51 | Завоевание Римом Италии. | Комб | 1 | Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Знакомство с новыми крылатыми выражениями. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории | Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э. | §45 пересказ. | |||||
52 | Устройство Римской республики. | Комб | 1 | Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. | §46 пересказ. Составить план пересказа | |||||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.) | ||||||||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | Комб | 1 | Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье. | Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаг войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами | §47 составить опорный конспект | |||||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | Комб | 1 | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима. | Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно – эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»). | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Составлять простой план параграфа. | Работать с картой в процессе изучения Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. | §48 Подготовить пересказ с использовани ем иллюстраций параграфа | |||||
55 | Рабство в Древнем Риме. | Комб | 1 | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Определение понятия рабство, положение рабов. Описание гладиаторских боев. Составление рассказа «путешественника». | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Умение работать в малых группах. Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Объяснять причины широкого распространения рабства во всех Доказывать бесправное положение рабов в Риме. | §49 пересказ. Ответить на вопрос | |||||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | ||||||||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | Комб | 1 | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей. | §51 пересказ | |||||
57 | Восстание Спартака. | Комб | 1 | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания. Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса. | Формировать уважение прав и свобод человека. | Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. | §52 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос No2 на с.238 | |||||
58 | Единовластие Цезаря. | Комб | 1 | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализ поступков и действий Ю.Цезаря. Работа с крылатыми выражениями. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Умение работать в малых группах. Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. | §53 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре | |||||
59 | Установление империи. | Комб | 1 | Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. | Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана | ||||||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.) | ||||||||||||||
60 | Соседи Римской империи. | Комб | 1 | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты. Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими. Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношениях. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. | §54 Составить план пересказа Подготовить сообщенииоб императоре Нейроне. | |||||
61 | Рим при императоре Нероне. | Комб | 1 | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона. | Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме. Описание личности Нерона как человека и правителя. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | §55 Пересказ. | |||||
62 | Первые христиане и их учение. | Комб | 1 | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности . | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | §56 пересказ Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. | |||||
63 | Расцвет империи во II веке. | Комб | 1 | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. | Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна. Анализ достижении империи во 2 в. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Характеризовать о достижениях империи во II в. Доказывать, | §57 Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) | |||||
64 | «Вечный город» и его жители. | Комб | 1 | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации. | §58 пересказ | |||||
Тема 15. Падение Западной Римской империи. 2 ч | ||||||||||||||
65 | Римская империя при Константине. | Комб | 1 | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. | Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Составлять рассказ с опорой на иллюстрации к параграфу. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. | §59 | |||||
66 | Взятие Рима варварами. | Комб | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи. Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности. | Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей. | §60 | |||||
67 | ПОУ по теме: «Особенности цивилизации Греции и Рима». | Комб | 1 | Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. | Определение территории и этапов расширения границ Рима по легенде карты. Изучение легенд и их нравственный контекст. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Решать кроссворды, проблемные задания. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов. | Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. . | ||||||
68 | Итоговое повторение «Вклад народов древности в мировую культуру». | Комб | 1 | Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...