Искусство Древнего Египта
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Масликова Ксения Юрьевна

Искусство Древнего Египта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_drevnego_egipta_2.pptx1.91 МБ
Файл p._11_iskusstvo_drevnego_egipta.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство Древнего Египта Древний мир 5 класс

Слайд 2

Повторение пройденного В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

Слайд 3

Повторение пройденного Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

Слайд 4

1.Пирамиды в Египте. 2. Храмы – «жилище богов». 3. Статуи и рельефы древних египтян. План урока.

Слайд 5

Пирамиды в Егитпте Древние египтяне почитали фараона как бога. Ему принадлежала земля Египта. Он, как бог, лишь позволял своим подданным жить на ней и обрабатывать ее. Египтяне верили, что от фараона исходит особая жизненная сила, как свет и тепло от солнца.

Слайд 6

Пирамиды в Египте Фараон, по убеждению древних египтян, должен был жить вечно. Вступая на престол, он сразу же начинал заботиться о своей "жизни после смерти", приказывал соорудить для себя "дом вечности" - гробницу. Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара . Древнее царство, середина 27 в. до н.э.

Слайд 7

Пирамиды в Египте В старину самые знаменитые сооружения и статуи называли чудесами света. Первое из них - пирамиды. Каменная громада напоминала о беспредельной власти владыки Египта. Человек, словно песчинка теряется у основания каменной горы и ощущает собственное ничтожество сравнительно с могуществом фараона –сына бога Солнца. Почему пирамиды строили на левом берегу Нила?

Слайд 8

Пирамида Хеопса 2600 год до н.э. 150 метров (50 этажей)

Слайд 9

Пирамиды в Египте Посмотрите фильм о строительстве пирамид и ответьте на вопросы к нему. Строительство пирамиды .

Слайд 10

Храмы – жилища богов Наряду с пирамидами замечательными творениями египетских строителей являются храмы. Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Обелиски - «Каменные иглы».

Слайд 11

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле .

Слайд 12

Храмы – жилища богов Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

Слайд 13

Сфинкс на фоне пирамиды Хеопса

Слайд 14

Сфинксы – фантастические существа Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. Возле развалин его храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита. Два из них стоят ныне на Университетской набережной в Санкт-Петербурге .

Слайд 15

За пилонами шел зал целиком заполненный колоннами Площадь одного из них - 5000 м². н асчитывает 134 колонны, расположенных в 16 рядов. Высота центральных – 23 м. На каждой из них могло поместиться 100 человек. Здесь в полумраке подданные с особой силой ощущали величие и непостижимость божественного начала фараона, который создал этот храм.

Слайд 16

Повторение пройденного Луксор. Колонный зал Аменхотепа III в тёмное время суток

Слайд 17

Храмы –жилища богов Храм царицы Хатшепсут . Ок . 1500 г. до н.э.

Слайд 18

Гробница фараона Тутанхамона Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды, они хоронили в скалах и подземельях, которые за тысячелетия оказались разрушены и разграблены. Но захоронение Тутанхамона уцелело. В гробнице обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

Слайд 19

Статуи и рельефы древних египтян. По верованиям египтян душа может вселиться в статую. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Даже если египтянин умирал в глубокой старости, в гробницу ставили статую, изображающую его молодым, в расцвете сил, здоровья и красоты.

Слайд 20

Статуи древних египтян Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По правилам мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

Слайд 21

Статуи и рельефы древних египтян.

Слайд 22

Статуи и рельефы древних египтян. На рельефах и фресках обычно изображали сцены загробной жизни, множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов; бесконечный поток пленных с захваченными трофеями. Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, охота на птиц.

Слайд 23

Статуи и рельефы древних египтян. Залы храмов украшались великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны. Дейр-эль-Бахри . Храм Хатшепсут .

Слайд 24

§ 11, вопросы и задания с. 57. Домашнее задание

Слайд 25

Источники и интернет-ресурсы История Древнего мира: учеб. для 5 кл . общеобразоват . учреждений / А.А. Вигасин , Г.И. Годер , И.С. Свенцицкая.-М .: Просвещение. Годер . Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл . – М.: Просвещение, 2003 1С: Школа. История Древнего мира, 5 кл . Авторы И.Е. Уколова , И.Л. Друбачевская , Ю.В. Кушнерёва и др. – ООО «1С-Паблишинг», 2012 http://zhurnal.lib.ru/k/kalinkin_a_n/owlegypt.shtml http://www.iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html http://civilinfo.ru/?pg=47 http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html http://www.worldsculture.ru/drevniie-egipet/kratkiie-ekskurs-v-istoriyu-iskusstv-drevnego-egipta.html



Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Цель:

  • познакомить обучающихся с культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие;

Задачи:

  • продолжить формирование умений работы в группах;
  • способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:

  • Атлас с контурными картами по истории древнего мира;
  • Настенная карта «Древний Египет»;
  • Презентация «Искусство Древнего Египта»;
  • Раздаточный материал (карточки с текстами для самостоятельной работы; тесты);
  • История Древнего мира: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.

ХОД УРОКА.

I.  ОРГМОМЕНТ.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ( повторение– 5 минут ) :

  • работа с датами (> 2млн.лет назад; ок.40 тыс. лет назад; ок.10 тыс. лет назад; ок. 5000 лет назад; ок.9000 лет назад; 3000 г. до н.э.; 1500 г. до н.э.);
  • работа с терминами и понятиями (религия; фараон; вельможа; государство; налоги; рельеф; папирус; храм; жрецы; жертвы;);
  • покажите на карте местоположение Древнего Египта.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ПЛАНУ:

  1. Скульптура.
  2. Живопись.
  3. Литература.
  4. Музыка.
  5. Архитектура.

А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ.( 10 минут)

Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ

(РКМЧП: «ЗИГЗАГ»). ( 14 минут )

А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ.

1.СКУЛЬПТУРА.

Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. Искусство Древнего Египта представлено главным образом скульптурой, архитектурными сооружениями, фресковой росписью. Вспомните, что такое скульптура? (искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных)( Слайды №2, №3, №4 – «СКУЛЬПТУРА» )

В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству. Египетские статуи раскрашивались : мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.

Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

2. ЖИВОПИСЬ.

В Древнем Египте также получил распространение такой вид искусства, как живопись. Мы уже знаем, что фараоны, вельможи приказывали расписывать свои гробницы.

Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).

Какие сюжеты рисовали на стенах? –(сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д. )

( Слайды №4, №5 – «Живопись» ) Художники Египта тоже придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.

3. ЛИТЕРАТУРА. ( Слайд №6 )

4.МУЗЫКА. (Слайд №7 )

5.АРХИТЕКТУРА.

Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура – это искусство проектировать, строить здания и сооружения).Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)

Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина  дорого стоила)

Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней?Почему?(храмы, пирамиды; они строились из камня)

Что такое храмы?(жилища богов)

(Слайды № 8 – №12 – «Архитектура» )

Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ

(РКМЧП:«ЗИГЗАГ»).

Обучающимся раздаются карточки с текстом (по партам, по очереди -1, 2, 3; -1, 2, 3; -1, 2, 3;)( Приложение № 2). На каждой карточке указан номер (1, 2 или 3). Затем учитель предлагает всем детям, получившим карточку с №1, пересесть на 1 ряд для совместной работе в большой группе, с №2 – на второй ряд, с №3 - на третий ряд. Задания для всех трех групп: разделите страницу в тетради на три колонки, обозначив их соответственно – №1, №2, №3. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Затем совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в «свою» колонку ключевые слова.

Итогом работы в большой группе должно быть совместное составление 2 вопросов по тексту, причем вопросы должны быть короткие и емкие, записаны в тетради каждым ребенком. После этого школьники садятся на свои места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).

Организация работы в малых группах. Каждый обучающийся должен рассказать двум другим одноклассникам свой отрывок, выделяя главное. Затем задать 2 вопроса (составленных совместно в больших группах), чтобы проверить усвоенное. Работу начинают обучающиеся, у которых текст с №1, затем обучающиеся с текстом №2, и завершают обучающиеся с текстом №3.

Работа в больших (6 минут) и малых (8 минут) группах регламентирована. Четко обозначена продолжительность рабочего времени. После завершения работы в малых группах обучающиеся поворачиваются к учителю, который задает всему классу контрольные вопросы. Причем должно соблюдаться условие: можно отвечать только на те вопросы, которые не относятся к его карточке.

IV. КОРРЕКТИРОВКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ.(6 минут ).

Контрольные вопросы учителя:

  1. Покажите на карте место нахождения пирамид, назовите самую высокую(На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром), самая высокая – пирамида Хеопса ).
  2. Каков приблизительный возраст пирамиды Хеопса?(около 4600 лет)
  3. Как откалывали огромные каменные глыбы от скалы?( Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы ).
  4. Кто трудился на строительстве пирамид? (На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов.)
  5. Назовите особенности устройства египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колоннами).
  6. Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм? Почему? ( Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.( 9 минут )

Решение теста по теме «Религия. Искусство Древнего Египта» по вариантам.

VI.ИТОГИ УРОКА.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:§ 11, по контурной карте – задание №5.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1 – Презентация «Искусство Древнего Египта»;

Приложение № 2 – Тексты для самостоятельной работы в группах;

Приложение № 3 – Тест по теме «Религия. Искусство Древнего Египта» (вариант № 1, № 2 ).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение №1 (презентация «Искусство Древнего Египта»).

Приложение № 2.

№ 1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром). Это огромные гробницы фараонов. Место возведения пирамид египтяне называли «Царством мертвых» или «Долиной смерти». Она располагалась на западе, там, где заходит солнце. Самая большая пирамида - пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до н. э  Сложена она из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков (2 300 000). Каждый блок весил почти две с половиной тонны. Пирамиды охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы.Сфинкс - гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

__________________________________________________________________

№ 2. Строительство пирамид. Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы. Каменные блоки на деревянных полозьях стаскивали к реке. Здесь их грузили на большие лодки для переправы к месту строительства. Камни тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Оставалось поднять их на высоту. Для этого сооружали насыпь и по ней тащили наверх глыбы весом в несколько тонн. Блоки укладывали один на другой так плотно, что между ними не просунуть даже иголку.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны владыки Египта.

№ 3. Храмы — жилища богов.

Основным строительным материалом храмов был камень. Нередко вдоль дороги к храму, словно, стражи стоят сфинксы. Сфинкс - скульптуры с телом льва и головой человека или барана. Перед входом стояли два обелиска – каменные «иглы фараонов», на которых начертаны священные письмена. По обе стороны от ворот - фигуры фараона, восседающего на троне. Нередко владыку Египта изображали в виде бога. За воротами располагался широкий двор, окруженный колоннами – это центр храма. В глубине храма находилось скрытое и таинственное помещение – это святилище. В святилище могли войти только жрецы и фараоны.

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, жрецы совершали обряды. Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Всё вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.

Приложение № 3.

Тест. Религия. Искусство Древнего Египта    Вариант 1.

1.Египтяне поклонялись 1)одному богу; 2)многим богам; 3)двум богам.

2.Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, следовали строгим правилам. Например, фараон изображали обычно выше вельмож, а вельможи, в свою очередь, превосходят в росте простых египтян. Следовательно,

1) художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели правильно изображать людей;

2) египетские мастера не придавали значения портретному сходству;

3) египетские мастера хотели подчеркнуть могущество фараона, силу вельмож, подчинённое положение простых людей.

3.Установите соответствие между именами, названием и их значениями. Запишите выбранные цифры соответствующие буквам.

имена, название

значение

А) Осирис

Б) фараон

В) Амон-Ра

1)бог солнца и света, самый могущественный и прекрасный.

2)фараон и судья в царстве мёртвых, бог умирающей и воскресающей природы

3)сын солнца, царь среди людей.

4.К нему вела дорога, по сторонам которой стояли сфинксы, его ворота охраняли покрытые рельефами башни, в таинственном помещении на его территории хранили статую бога и ладью. Это было жилище самого бога (выбери правильный ответ).

  1. храм;
  2. пирамида;
  3. саркофаг.

5.Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) строительство пирамиды Хеопса;

Б) правление фараона Эхнатона;

В) строительство гробницы Тутанхамона.

Тест. Религия. Искусство Древнего Египта    Вариант 2.

1.Египтяне считали фараона 1)богом солнца; 2)сыном солнца; 3)великим человеком.

2.Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, следовали строгим правилам. Например, вельмож они изображали в неестественных позах, но стремились очень точно воспроизвести их лица. Это значит, что

1) художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели правильно изображать людей;

2) египетские мастера хотели подчеркнуть могущество вельмож;

3) египетские мастера и вельможи верили в существование царства мёртвых и хотели, чтобы душа после смерти узнала статую умершего и вселилась в неё.

3.Установите соответствие между именами древнеегипетских богов и их описанием. Запишите выбранные цифры соответствующим буквам.

боги

описание

A) Сет

Б) Исида

В) Геб

1) бог земли, изображавшийся в виде человека с головой змеи

2) бог пустыни и песчаных бурь, брат Осириса

3) жена Осириса, защитница всех жён и матерей

4.Их охранял Большой сфинкс с телом льва и головой человека, в них находилось всё, что было нужно фараону для вечного существования в царстве мёртвых. Это

1) пирамиды

2) саркофаги

3) мумии

5.Расположите в правильной последовательности следующие действия. Запишите буквы, которыми обозначены действия, в правильной последовательности.

A) делали глубокие отверстия на одной линии в огромной каменной глыбе;

Б) укладывали каменные блоки один на другой;

B) забивали деревянные колышки в отверстия и поливали их водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Рабочий лист "История Древнего мира" Искусство Древнего Египта

Рабочий лист "Искусство Древнего Египта" представляет собой исследование и анализ художественных произведений, характерных для древнеегипетской культуры. В ходе работы будут рассмотрены осно...