План-конспект урока по истории России 10 класс Начало царствования Александра I
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_aleksandr_pervyy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Начало царствования Александра I
Цель урока:
Задачи:
Образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.
Развивающаяся: развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными видами источников, навыки исторического анализа.
Воспитательная: создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Оборудование урока:
1.Учебник 2. Дополнительный материал об Александре I. 3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского. 4. Задания для работы в группах. 5. Высказывания о Александре I.
Ход урока:
- Организационный момент – тренинг.
- Изучение нового материала:
1 этап. Вызов.
Учитель: В 1801 году – молодой император Александр начал своё правление. Его жизнь и дела вызывали разноречивые суждения. Пожалуйста, подтвердите это теми высказываниями, которые вы подготовили как домашнее задание.
Ученики: каждый читает высказывание и прикрепляет их к доске.
Учитель: Он вступал на престол с ясными намереньями сделать страну счастливой. Что он понимал под этими словами? Какие проблемы должны быть решены Александром I?
Учащиеся получают задание для работы с текстом в парах. Они формируют важные проблемы в виде кластера. Итог работы: общеклассный кластер на доске:
Создание парламента
Ликвидация последствий правления
Павла I
Отмена крепостного права
Введение конституции
Развитие образования в стране
Учитель: Молодого императора переполняли радужные надежды и обширные планы. Вокруг него существовал кружок друзей единомышленников. На заседаниях которого, строились планы грандиозных преобразований в стране. Императора окружали европейски образованные молодые люди: князь В.П. Кочубей, граф Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов.
А.С. Пушкин сказал об этом времени «Дней Александровых прекрасное начало».
Вопрос: что было осуществлено в ходе реформ, проводимых в 1801-1806годах?
Организуется индивидуальная работа с текстом. Выступления ребят. Составление второго кластера «Что осуществлено».
1.ликвидация последствий правления Павла I.
2. реформа в области образования.
3. 1802 год – создание министерств вместо коллегий.
4. 1803 год – Указ о вольных хлебопашцах.
Учитель: Сравните, ребята, планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается?
Учащиеся: Не удалось осуществить отмену крепостного права, ввести в стране конституцию и парламент.
Учитель: Почему царю, самодержцу российскому не удалось осуществить задуманное?
2 этап. Осмысление
Учитель: Сегодня мы на уроке попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировать царя провести реформы политического характера - ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала 19 века.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского.
Выступление учащегося с исторической справкой о М.М. Сперанском.
Работ в группах: по 4 человека
1 группа.
Ознакомьтесь с текстом §3 стр. 20
Задание: проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России. Ответьте на вопросы:
А) Какие сословия должны быть созданы?
Б) Какие права получили бы эти сословия?
В) Кто получал избирательное право?
Ответы учащихся:
Население делилось на три сословия: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне); «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга).
Избирательное право получали первые два сословия. Для « третьего» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности.
2 группа: ознакомьтесь с текстом § 3 на странице 17, 20
Задание: Каковы планы Сперанского по изменению государственного устройства России?
А) Какой должна быть организация государственной власти?
Б) Как должны быть организованы выборы?
В) Составьте на доске схему организации государственной власти.
Ответы:
- Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
- Государственный Совет – совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти.
- Исполнительная власть принадлежит министерствам
- Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
- Судебная власть принадлежит Сенату.
Учитель: Как вы думаете, кого не устраивал предложенный вариант реформ?
Проекты Сперанского вызвали резкое противодействие верхов дворянства. Раздавались голоса, что Сперанский в сговоре с врагами России, что он хочет поколебать вековые устои страны и умалить власть монарха.
В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил волю и не довел дело до конца?
Выступление учащегося с характеристикой императора.
Учитель: что можем исходя из услышанного нами, сказать об Александре Павловиче?
Ответы учащихся:
- Он был скрытным, недоверчивый к людям и очень осторожный.
- Ловко пользовался людскими слабостями.
- Он неискренен.
- Двойственность характера, нерешительность.
- Он считал , что крестьянство не готово к свободе.
Вывод: Ни один из вопросов не был решен. Это вызвало разочарование общества в политике властей. Надежды и разочарования выразил А.С. Пушкин в своём стихотворении «Сказки»:
От радости в постели распрыгалось дитя:
«Неужто, в самом деле? Неужто не шутя?»
А мать ему «Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж, наконец, послушавши, как царь – отец
Рассказывает сказки».
3 этап. Рефлексия.
Учащимся предлагается составить синквейн об Александре I.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»
Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения...