Технологическая карта по теме "Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.
план-конспект по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме
«Социально-экономическое развитие России в пореформенный период ».
Цель занятия: сформировать представление обучающихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права.
Задачи занятия:
Обучающая: способствовать формированию представлений о социально-экономических изменениях в России после отмены крепостного права, характере этих изменений и последствиях для дальнейшего развития страны.
Развивающая: продолжить формирование навыков анализа исторических документов, умений делать выводы, обобщать, приводить доказательства.
Воспитательная: формировать отношение обучающихся к событиям Отечественной истории.
План проведения занятия:
- Проверка домашнего задания
- Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России.
- Крестьяне и помещики после реформы.
- Развитие городов после реформы.
- Закрепление усвоенных знаний.
1.Организационный этап.
Проверка домашнего задания: на доске слева - три колонки под названиями : «Земская реформа», «Судебная реформа», «Военная реформа», справа – термины и понятия, относящиеся к данным реформам. Необходимо правильно заполнить эти колонки.
2.Сообщение темы и целей занятия. Мотивация учебной деятельности.
Внимательно прочитайте название темы занятия. О чём будет идти речь во время занятия?
3.Актуализация опорных знаний.
Преподаватель обращает внимание обучающихся на термины:
Социальный строй
Экономический строй
Феодализм
Капитализм
Обучающиеся дают определение первых двух терминов и записывают их в тетрадь.
С отменой крепостного права Россия в своём социально-экономическом развитии начинает переходить из стадии феодализма в капиталистическую стадию.
Вопрос: Вспомните, что такое феодализм? Назовите основные черты, характеризующие феодальную систему отношений.
Обучающиеся записывают все признаки в тетрадь.
Преподаватель раскрывает понятие «капитализм» и просит записать признаки данной общественно-экономической формации.
4. Усвоение новых знаний.
Рассмотрим на примере жизни одного крестьянина основные изменения в социально-экономическом развитии страны.
Жил-был в 1880г. в Смоленской губернии крестьянин. Придумайте крестьянину имя и фамилию).
Обучающиеся работают с картой «Отмена крепостного права в России в 1861г.» ( на карте показано изменение наделов помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости).
Задание: расскажите о земельном наделе нашего крестьянина, употребив слова «отрезки». «выкуп», «помещик», «высшая норма», «малоземелье крестьян».
На основе рассказа обучающиеся делают вывод: крестьянский надел был со всех сторон окружён помещичьей землёй. Своей земли ему не хватало и крестьянин был вынужден арендовать землю у помещика, чтобы прокормить свою семью.
Вопрос: кто работал на помещичьей земле после отмены крепостного права?
Выслушав предположения обучающихся, преподаватель должен обратить их внимание на то, что крестьяне, которые обрабатывали свои наделы, не нанимались на работу к помещику. Он сдавал им землю в аренду не за деньги, а за отработки. Безземельные крестьяне уходили в город.
Запись на доске и в тетради:
Крестьянское малоземелье
Аренда крестьянами помещичьих земель
Система отработок
Вопрос:
Назовите аналог системы отработки времён существования крепостного права (барщина)
Отличие «отработок» состояло лишь в том, что теперь на помещика работал свободный крестьянин.
У нашего крестьянина не хватило хлеба до нового урожая. К кому он идёт и просит в долг? Конечно к бывшему своему помещику.
Вопрос: на каких условиях помещик даст крестьянину в долг? (на условиях отработки долга)
Летом крестьянин должен будет работать и на себя и на помещика.
Хорошо ли он будет работать на земле помещика?
Приносило ли помещику прибыль ведение хозяйства на основе отработочной системы? ( низкая производительность крестьянского труда при работе на помещика, низкая урожайность)
Слышал наш крестьянин , что есть такие помещичьи хозяйства, которые применяют технику, удобрения и платят работникам(батракам) деньги. Но таких хозяйств было мало.
Вопрос: как вы думаете, почему большинство помещиков не спешило перестраивать свои хозяйства на капиталистический лад? ( это требовало больших денежных затрат)
Преподаватель дополняет обучающихся: выкупные суммы, полученные помещиками от государства зачастую проматывались, кроме того, правительство при выдаче этих сумм вычитало все задолженности.
Вопрос: какой из способов ведения хозяйства помещиками можно отнести к капиталистическому, а какой к феодальному?
Назовите две сословные категории в деревне.
Коллективная работа с доской
Дворяне-помещики
крестьяне
Преподаватель подводит итог: таким образом, для развития сельского хозяйства в России были характерны следующие черты:
1.крестьянское малоземелье
2.выкупные платежи, опутавшие крестьян
3.система отработок, явившаяся следствием крестьянского малоземелья
5. незначительное развитие элементов капитализма
Безземельные крестьяне, уходившие в город, устраивались работать на заводы и фабрики.
Вопрос: почему после отмены крепостного права количество заводов и фабрик увеличилось? (к началу 1880-х годов в России завершился промышленный переворот, крестьяне , освобождённые от крепостной зависимости, пополняли ряды рабочих)
Коллективная работа с доской
Основные социальные группы капиталистического общества:
Буржуазия (предприниматели-капиталисты)
Пролетариат (наёмные рабочие)
Из каких слоёв населения формировались классы буржуазии ( из купечества, реже из дворянской и крестьянской среды)
и пролетариата? ( из крестьян, мещан, ремесленников)
Преподаватель подводит итог:
Основные черты развития промышленности:
- завершение промышленного переворота
- существование наряду с крупными промышленными предприятиями мелких крестьянских промыслов.
5.Закрепление материала. Самостоятельная работа в парах.
Отметьте черты феодального и капиталистического строя, сосуществовавшие в России во второй половине XIX века.
1. Сохранение отработочной системы ф.
2.Открытие крестьянского поземельного банка к.
3.Выкупные платежи ф
4.Освобождение крестьян к.
5.Строительство железных дорог к.
6. Завершение промышленного переворота к.
7. Сохранение крестьянской общины ф.
8. Рост городов к.
9. Сохранение помещичьего землевладения ф.
10. Увеличение торгового оборота к.
6. Итог занятия – познавательная рефлексия. Обучающиеся в соответствии с поставленными целями делают выводы о достигнутых результатах.
7. Инструктаж домашнего задания.
П.44, ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта БРН уроку "новый для России город" 7 класс
Позволяет ученику оценить свою деятельность на разных этапах урока...
Технологическая карта к уроку "Белые победы России"
В технологической карте дается подробное описание урока, посвященного зимней Олимпиаде в России....
Технологическая карта урока" Недаром помнит вся Россия"
Технологическая карта очень подробно раскрывает урок...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
Это презентация к уроку истории Росси в 9 классе по теме "Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период" к учебнику История России под редакцие академика Р...
Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».
Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...
Тренажер по теме «Социально-экономическое развитие Ставрополья в пореформенный период».
Тренажер по теме «Социально-экономическое развитие Ставрополья в пореформенный период»....