Подиум-дискуссия в работе учителя истории и обществознания
статья по истории (11 класс) на тему
Технология проведения подиум-дискуссии в старших классах предусматривает тезисы по противоположным точкам зрения объявленной заранее проблеме,которая содержит вопрос.Докладчики коротко излагают аргументы и отвечают на вопросы.Затем предлагается "свободный микрофон".В конце дискуссии высказываюся приглашенные эксперты из учащихся,гостей и учителей.Такая форма работы позволяет активизировать мышление и вызывает повышенный интерес обучающихся к изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подиум-дискуссия в преподавании истории и обществознания»
В течение двенадцати лет я применяю в своей работе такую форму работы, реализуя следующие цели:
- Усиление мотивации к изучению дисциплины;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
- Сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы обучающихся.
Следует отметить, что после участия ребят в первой дискуссии, они в конце занятия интересуются новой темой и временем проведения, так она не требует сложной и длительной подготовки. Скорее это возможность проявления своей позиции, активности обсуждения интересных проблем и готовность работы в команде.
Хотелось бы предложить коллегам правила, по которым проводится подиум-дискуссии.
Форма довольно сложная в силу требований к регламенту и ролям участников, но именно соблюдение требований технологии не дает аудитории уйти в сторону от темы или устать не закончив.
По сути, эту дискуссию лучше проводить в старших классах. Как правило, обсуждается проблема, которая ставится в ходе изучения большой темы или альтернативный вопрос по окончании работы над темой в курсе истории или обществознания.
Предлагаю вам в данной статье познакомиться с методикой проведения подиум-дискуссии, которая поможет вам использовать эту формы работы как в системе повышения квалификации библиотечных специалистов, так и в работе с молодыми пользователями.
Вот основные правила подготовки подиум-дискуссии:
- Непосредственными участниками в проведении дискуссии являются : ведущий( может быть учитель или очень сильный ученик), 2 оппонента (они занимают противоположные позиции на время дискуссии и заранее готовят тезисы с примерами по теме) , 4 независимых эксперта(ими могут быть по желанию ребята из другого класса или приглашенные гости). Они заранее готовят и обсуждают тему дискуссии.
- Роли оппонентов распределяются по взаимному согласию и заранее, чтобы у них было время на подготовку(как правило одна неделя).
- Каждому из участников дискуссии в классе предоставляется право задать 1 вопрос оппонентам, причем, без дополнительных комментариев, а потом объявляется время «свободного микрофона», чтобы высказать свое мнение.
- В конце дискуссии итоги подводят независимые эксперты, которые работают независимо и выступают открыто.
Очень важно четко соблюдать регламент :
- Ведущий объявляет тему и правила подиум-дискуссии – 3-4 минуты
- Выступление первого оппонента – 15 минут
- Вопросы первому оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1 минута на ответ. Количество вопросов не ограничено, но они должны быть конкретными и не повторяться.
- Выступление второго оппонента – 15 минут.
- Вопросы второму оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1 минута на ответ. В учебной дискуссии лучше не затягивать вопросы больше, чем на 10-12 минут каждый раз, иначе ребята к концу устанут. « Свободный микрофон» очень нравится участникам дискуссии, так позволяет высказаться свободно всем, в том числе и оппонентам.
- Слово экспертам может варьироваться от 3-4 минут каждому. Важно предварительно проконсультировать экспертов, чтобы избежать повторов в оценке работы оппонентов и остальных ребят.
- Вопросы могут звучать всем участникам подиума ведущим в том же режиме – 10-15 минут.
Итого примерно время проведения подиум-дискуссии 1 час 15 минут– 1 час 30 минут.
Несколько общих правил организации дискуссий:
- Ведущий даёт каждому возможность высказать свою точку зрения и не ставит себе целью привести всех участников дискуссии к одному мнению.
- Ведущий и другие участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные и не правильные.
- Эффективность мероприятия оценивается по степени открытости участников и доброжелательности общего тона в его ходе, а также по тому, влечет ли она за собой продолжение в виде интереса к чтению по теме.
- Количество высказываний и их правильность не должны служить оценкой эффективности дискуссии.
Примерные темы для подиум-дискуссий по истории:
- Возможен ли иной путь развития событий в России в царствование Николая 2?
- Возможно ли было избежать установления тоталитарного режима в СССР?
- Возможно ли было сохранение СССР в начале 90-х годов?
- Можно ли было избежать опричнины при Иоанне 4?
Подиум-дискуссия весьма эффективна в качестве формы обсуждения острой проблемы с последующей рекомендацией книг (выдержками из книг с выставки оппоненты могут «подогревать» дискуссию). Она может быть использована и как способ проведения читательской конференции по одному произведению, где оппоненты должны подтверждать все свои доводы текстом, эксперты могут также использовать критические материалы, а организатор должен быть уверен, что хотя бы половина аудитории читала эту книгу. При этом совсем не читавшие обсуждаемое произведение иногда обостряют дискуссию, включаясь в существо обсуждаемых вопросов, а не собственно произведения. Это очень хорошо, особенно в аудитории старшеклассников. Как правило, не очень хорошо удается эта форма при попытке обсуждать творчество писателя в целом, т.к. тогда трудно четко сформулировать тему для дискуссии.
Что важно помнить при проведении подиум-дискуссии в молодежной аудитории:
- Вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа.
- Главное условие игры – жребий для оппонентов – позволяет высказать свое мнение безбоязненно. Важно в этих ролях не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой ты не согласен (это тоже воспитание толерантности); строить цепь доводов. Важно и то, что при жеребьевке у оппонентов, если они сменили или имели другую точку зрения, остается возможность в конце дискуссии «шаг назад», не боясь выглядеть «ренегатом» («на самом деле я считаю не так, просто роль такая досталась!»).
- Оценивается не содержание выступлений и не «хорошо–плохо», а умение ведения дискуссии оппонентами и аудиторией. Ведущему важно показать, чьи аргументы показались экспертам и слушателям более убедительными.
- Роль экспертов – мнение специалиста по данному вопросу. В ребячьей аудитории желательно не назначать экспертами учителей.
Примерные темы для проведения подиум-дискуссии по обществознанию:
- Правовое государство - миф или реальность?
- Молодежные субкультуры : плюсы или минусы в процессе формирования личности?
- Возможно ли прекращение этно-социальных конфликтов в мире?
- Возможно ли разрешение глобальных проблем в 21 веке?
- Возможно ли развитие форм социального контроля в гражданском обществе?
В заключении хочу сказать, что такую форму работы активно применяю и в работе классного руководителя. Ребята охотно откликаются на обсуждение волнующих проблем современного общества в различных сферах общественных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)
Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Рефлексия работы....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...