«Встреча с подвигом»
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дёмина Оксана Васильевна

Единый урок «Встреча с подвигом» 

Посвященный 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_podvigom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Правдовская школа»

Единый урок

«Встреча с подвигом»  

Посвященный 70-летию Победы в войне с

милитаристской Японией

Цель: формирование у учащихся новых знаний о победе СССР в войне над милитаристской Японией.

Задачи:

 - продолжить развивать умение работы с  различными источниками, а также находить нужную информацию в разных видах источников;

 - развивать коммуникативные навыки, умения доказывать и обосновывать свою позицию;

- направлять и корректировать словесно-речевую деятельность учащихся;

 - формировать у учащихся негативное отношение к нацизму и его проявлениям;

 - формировать неприятие войны как средства решения международных конфликтов, понимание неизбежности расплаты за преступления против человечества.

В – 1: Доброе утро, ребята!

В – 2: Сегодня наш урок посвящен 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией.

На нашем празднике присутствуют гости ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В – 1: Праздник, посвященный 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией, объявляется открытым! Школа! Равняйсь! Смирно!

____________________________________________________________________________

(Звучит Гимн РФ, РК)

Чтец 1______________________________________________________________________

В. Шефнер

Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.

В-1:  На уроках истории мы с вами  уже говорили о Второй мировой войне и её значении для человечества. Давайте вспомним.

Вопросы.

1. Когда началась и закончилась Вторая мировая война? С каких событий?

 (1 сентября 1939 г. Нападение Германии на Польшу; 2 сентября 1945 г. Подписание акта о безоговорочной капитуляции Японией на борту американского крейсера Миссури)

2Назовите страны гитлеровской (Германия, Италия, Япония) и антигитлеровской коалиции (США, Великобритания и СССР)

3. Какие события соответствовали коренному перелому в ходе войны? Когда они произошли?

(Сталинградская битва,1942год, битва на Курской дуге, июль 1943 года)

В-2: Вторая мировая война – одна из самых кровавых, масштабных и разрушительных войн в истории человечества. Она продолжалась 2194 дня, в ней приняли участие 61 государство, при этом 40 из них стали непосредственной ареной военных  действий. Площадь территории, на которых шли бои составила 22млн км². Число её жертв до сих пор уточняется, приближаясь к 100 млн убитых и раненых. При этом вследствие воздушных бомбардировок, упорных боёв на  большой территории, в том числе в городах, а также массовых репрессий, голода, эпидемий число жертв среди гражданского населения во многих странах намного превзошло потери их вооружённых сил.

8 мая 1945 г. Был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

____________________________________________________________________________

Видео «Подписание  акта о безоговорочной капитуляции Германии»

____________________________________________________________________________

Чтец 2.

Май сорок пятого...

Май сорок пятого. Победа.
Усталость. Тяжесть рук и ног.
Ее так ждали наши деды,
Прошел уже немалый срок.

Четыре года перестрелок,
Бомбежек, яростных атак.
Тупая боль сковала тело.
Все! Сдался вражеский Рейхстаг!

Ценою миллионов жизней,
Сгоревших сел и городов,
Повергнута чума фашизма.
Ценой могил, ценой крестов.

В руках держали папиросы,
Уже не в силах прикурить.
Сидят солдаты и матросы,
Сумевшие тогда дожить.
Юрий Шмидт

В - 1:  Однако окончание военных действий в Европе не означало завершение Второй мировой войны. В соответствии с принципиальной договоренностью в Ялте (февраль 1945) Советское правительство 8 августа 1945 г. объявило войну Японии.

В - 2: Советско-японская война — вооружённый конфликт между СССР и Монголией с одной стороны и Японией и Маньчжоу-го с другой, продолжавшийся с августа по сентябрь 1945 года и окончательно завершившийся подписанием акта о капитуляции Японии.

В-1: В ночь с 8 на 9 августа 1945 года СССР, а с ним, естественно, и Тихоокеанский военно-морской флот, вступил в войну с Японией. Советским вооруженным силам — армейским войскам, авиации и флоту предстояло вести боевые действия в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах, то есть на фронте протяженностью свыше 6 тысяч километров.

В-2: Вопрос об участии СССР в Войне против Японии был поставлен еще на Тегеранской конференции (1943г.). В феврале 1945г. Он обсуждался на Ялтинской конференции.«Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе» ( из «Памятки» американской делегации).

В-1: Действительно, японская армия представляла грозную силу (4 млн. человек). Япония контролировала Индокитай, Таиланд. Малайю, Индонезию, Корею, территории Китая.

В-2: План советского командования, охарактеризованный как «Стратегические клещи», был прост по замыслу, но грандиозен по масштабу. Он заключался в одновременном нанесении быстрого удара, со стороны Забайкалья, Приморья и Приамурья, по сходящимся к центру Северо-Восточного Китая направлениям с целью рассечения и разгрома по частям основных сил японской Квантунской армии. Планировалось окружение противника на общей территории площадью в 1,5 млн. квадратных километров.

В-1: Утром 9 августа 1945 года войска Рабоче-крестьянской Красной армии после нанесения артиллерийской подготовки по войскам Квантунской армии перешли в наступление. Авиация нанесла удары по железнодорожным объектам, укрепленным районам, административно-политическим центрам Харбин и Чанчунь и портам Расин, Юки и Сейсин.

В-2: Войска 1-го Дальневосточного фронта нанесли главный удар в направлении на Мулин - Муданьцзян. Противник был застигнут врасплох. Хотя японские гарнизоны и получили приказ о готовности к отражению возможного наступления, предпринять что-либо они не успели. Войска 2-го Дальневосточного фронта действовали на сунгарийском, цицикарском и жаохэйском направлениях.

В-1: 10 августа в войну вступила Монгольская Народная Республика. Совместное с монгольской армией наступление развивалось успешно с первых же часов. Внезапность и сила первоначальных ударов позволили советским войскам сразу же захватить инициативу. В правительстве Японии начало военных операций Советским Союзом вызвало панику.

В-2: 14 августа 1945 года, было подписано соглашение об отношениях между советским главнокомандующим и китайской администрацией после вступления советских войск на территорию Северо-восточных провинций для совместных военных действий против Японии.

В-1: 11 августа успешное продвижение войск РККА в Маньчжурии позволило командованию советских войск начать Южно-Сахалинскую наступательную операцию.

12 августа советские войска овладели городами Северной Кореи Юки и Расин (Наджин).

Уже к исходу шестых суток наступления советских войск Квантунская армия была расчленена на части.

В-2: 14 августа стало известно о готовности Японии подписать акт о безоговорочной полной капитуляции. На следующий день пал кабинет премьера Судзуки. Акт о капитуляции Японии от всех союзных сил подписывает Дуглас Макартур. Встал вопрос о назначении верховного главнокомандующего союзных держав на Дальнем Востоке. На этот пост был назначен генерал Д. Макартур.

В-1: 15 августа американцы разработали проект так называемого «Общего приказа № 1», в котором указывались районы принятия капитуляции японских войск каждой из союзных держав — Советским Союзом. США, Китаем и Великобританией. Несмотря на подписание акта о капитуляции войска Квантунской армии продолжали упорно сопротивляться.Это было вызвано в основном из за нежелания смириться с поражением многих японских командиров и из за плохой связи.

В-2: Успешный для СССР ход военных действий в Северо-Восточном Китае, Корее и на Южном Сахалине позволил войскам РККА приступить к проведению операции по разгрому японских войск на Курильских островах.

  • 18 августа войска РККА начали проведение Южно-Курильской десантной операции.
  • 1 сентября завершили освобождение Курильских островов.
  • 2 сентября Япония капитулировала.

В-1: Подвиг «Варяга»

  • Японцы никогда не считали бой с «Варягом» своей победой. Японская эскадра, превышала по мощи залпа русский крейсер в 20 раз.
  • Начиналась Русско-японская война славным подвигом «Варяга» и «Корейца». Подвиг русского крейсера «Варяг» в то время произвел огромное впечатление в мире. Вероломно атакованные в нейтральном порту японской эскадрой в 14 вымпелов, «Варяг» и старая канонерская лодка «Кореец» гордо вышли на неравный бой. Бились легкий крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» с эскадрой в 14 вымпелов - 6 крейсеров и 8 миноносцев, среди которых один тяжелый крейсер «Асама» намного превосходил мощью «Варяг».

В-2: Операции войны:

В-1: В этих боях отличился летчик 37-го штурмового авиаполка Михаил Янко. Его Ил-2 после успешной атаки транспорта в Расине загорелся от попадания в самолет вражеского снаряда. Летчик направил охваченную пламенем машину на одно из вражеских портовых сооружений и погиб вместе со своим боевым товарищем стрелком И.М. Бабкиным.

В-2: Мало кто помнит сегодня о героической обороне Порт-Артура, сравнимой с обороной Севастополя. Недостаточно укрепленную крепость русские солдаты и моряки обороняли 329 дней. Кондратенко руководил отражением четырех неприятельских приступов Порт-Артура, был душой обороны этой крепости, непререкаемым авторитетом в глазах ее мужественных защитников.

В-1: Немеркнущий подвиг в этих боях совершили тихоокеанцы Николай Вилков и Петр Ильичев. Своими телами они закрыли амбразуры вражеских дотов на высоте 171, ставшей эпицентром всей борьбы за остров Шумшу. Геройски сражался в этих боях экипаж “Охотска”, принявший на себя основной удар вражеских батарей. На корабле вышло из строя рулевое управление, центральное освещение, были убиты и ранены 15 человек. В эти критические минуты экипаж проявил исключительное мужество, устранил повреждения и с честью выполнил поставленную задачу.

В-2: 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора “Миссури” был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.

В-1: Текст документа:

Акт о капитуляции Японии

от 2 сентября 1945 г.

/Извлечение/

1. Мы, действуя по приказу и от имени императора, японского правительства и японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия Декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме главами правительств Соединенных Штатов, Китая и Великобритании, к которой впоследствии присоединился Советский Союз, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться союзными державами.

2. Настоящим мы заявляем о безоговорочной капитуляции союзным державам японского императорского генерального штаба, всех японских вооруженных сил и всех вооруженных сил под японским контролем вне зависимости от того, где они находятся.

3. Настоящим мы приказываем всем японским войскам, где бы они ни находились, и японскому народу немедленно прекратить военные действия, сохранять и не допускать повреждения всех судов, самолетов и другого военного и гражданского имущества, а также выполнять все требования, которые могут быть предъявлены верховным командующим союзных держав или органами японского правительства по его указаниям.

4. Настоящим мы приказываем японскому императорскому генеральному штабу немедленно издать приказы командующим всех японских войск и войск, находящимся под японским контролем, где бы они ни находились, безоговорочно капитулировать лично, а также обеспечить безоговорочную капитуляцию всех войск, находящихся под их командованием.

6. Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которых в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель.

8. Власть императора и японского правительства управлять государством будет подчинена верховному командующему союзных держав, который будет предпринимать такие шаги, какие он сочтет необходимыми для осуществления этих условий капитуляции.

(Источник: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной Войны. М., 1947, т. 3, стр. 480, 481. По кн.: В.К.Зиланов, А.А. Кошкин, И.А. Латышев, А.Ю. Плотников, И.А. Сенченко. Русские Курилы: история и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. Москва. 1995.)

В-2: Этим актом Вторая мировая война закончилась. В эту победу большой и незабываемый вклад внесли военные моряки-тихоокеанцы, весь Тихоокеанский флот. 

В-1: В ходе военных действий потери советской стороны составили более 36 тыс. человек. В Китае находится 58 мест захоронений советских и российских воинов. Более 18 тысяч погибли при освобождении Китая от японских захватчиков и после ВМВ.

В-2: Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны.

В-1: Великая Отечественная война была важной составной частью Второй мировой войны. Советский народ и его Вооруженные Сипы вынесли на своих плечах основное бремя этой войны и добились исторической победы над гитлеровской Германией и ее союзниками. Свой значительный вклад в победу над силами фашизма и милитаризма внесли участники антигитлеровской коалиции.

Главный урок Второй мировой войны состоит в том, что предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил. В период подготовки Второй мировой войны ее можно было предотвратить. Многие страны и общественные организации пытались это сделать, но единства действий так и не было достигнуто.

Таким образом, недопущение вооружённых конфликтов – должно стать для нас, потомков великих людей, главным уроком Второй мировой войны, да и всех войн, которые были на Земле.

В-2: Благодарим советских солдат проявивших героизм и мужество в этой войне.

Твардовский писал:

Война - жесточе нету слова,

    Война - печальней нету слова,

    Война - святее нету слова,

    В тоске и славе этих лет.

В-1:                 А напоследок  хочется сказать,

                    Что Родина - это как вторая мать.

                    Ее не выбирают и не губят,

                     А просто берегут и любят.

 

В  - 2: Праздник, посвященный 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией,  объявляется закрытым. Школа! Равняйсь! Смирно!

____________________________________________________________________________

(Звучит Гимн РФ, РК)

 ____________________________________________________________________________

В - 1:    Просим всех пройти на уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвиг на высоте". Презентация о подвиге спортсменов- защитников Ленинграда

Презентация о спортсменах - защитниках Ленинграда во время блокады. В основу презентации положена книга Почетного гражданина Санкт-Петербурга, заслуженного работника физической культуры РФ, заслуженно...

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

В подвиге каждого сына-подвиг Матери

Очерк рассказывает о судьбе русской женщины-матери и её сыновьях, пятеро из которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны....

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ…» (торжественная встреча, посвященная Дню защитника Отечества)

Мероприятие проводится с целью воспитать чувство сопричастности к истории своей страны, чувство ответственности за свою страну и перед своей страной; с...

Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....

Классный час "Встреча с подвигом"

Цель: формирование у учащихся новых знаний о победе СССР в войне над милитаристской Японией.Задачи: - продолжить развивать умение работы с  различными источниками, а также находить нужную ин...