Персидская держава
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: история Древнего мира Класс: 5
Урок № _____ Дата: _____
Тема: Персидская держава «Царя царей».
Цели: ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, картой, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какие изменения произошли в жизни ассирийцев с освоением ими железа?
- Как была вооружена ассирийская армия?
- Что такое таран?
- Как поступали ассирийские воины с пленными?
- Какие крупные государства и города покорили войска ассирийцев?
- Сделай вывод, почему ассирийская держава не смогла устоять под ударами вавилонян и мидийцев.
- Почему ассирийцы смогли создать мощную и сильную державу?
Примерный ответ учащегося
- Около X в. до н. э. люди начали обрабатывать железо. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружие, которые были прочнее медных. Ассирийская армия по тем временам стала самой сильной в мире. У воинов были железные мечи, топорики, круглые щиты, обитые металлическими бляхами, а также луки и панцири. Ассирийцы использовали конницу. Крепостные сооружения воины разрушали с помощью тарана. Благодаря этому они смогли покорить государство Урарту, Вавилон, часть Палестины, города Библ, Тир, Сидон. Но, несмотря на это, сильная Ассирийская держава распалась, так как против ее правителей объединились жители покоренных стран и подняли вооруженное восстание. Решение задач с классом (на выбор учителя).
Задача 1. В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска,., я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...»
- Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы? Предположите, кто мог быть его автором. (Автором этих строк мог быть правитель Ассирии, который выступил в поход против мятежников. Из документа видно, как жестоко он подавил восстание, что сделал с восставшими и как он разрушил город.)
Задача 2. Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
Что нового вы узнали из этого отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта? (Орошение с помощью насосов не упоминается в учебнике, этот факт можно выделить как новый для детей. Река в Ассирии не разливается так сильно, как в Египте и в Южном Междуречье.)
III. Мотивационный момент.
Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. Ознакомимся с тем, как создавалась Персидская держава. Сообщение темы и цели урока.
IV. Изучение нового материала.
План
- Три великих царства в Западной Азии.
- Персидская держава.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- Прочитать п. 1 § 19 на с. 84 Вигасина
Беседа по прочитанному
- Какие три великие державы образовались в Западной Азии? (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.)
- Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. до н. э.)
- Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.)
Работа по карте (с. 89 Вигасина).
- Каким цветом на карте обозначена территория, на которой возникло Персидское государство? (Темно-зеленым цветом.)
- Какие две большие реки впадают в Персидский залив? (Реки Тигр и Евфрат.)
- Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.)
- Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.)
- Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.)
Рассказ учителя о предводителе Кире.
Работа с историческими документами, раскрывающими деятельность Дария I.
Геродот. История
89. ...Дарий разделил Персидскую державу на двадцать провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию... Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта (30,3 кг), а платившим золотом - по евбейскому весу (26,19 кг).
- А сохраняет царь эти свои сокровища вот каким образом: он приказывает, расплавив металл, выливать его в глиняные сосуды. Когда сосуд наполнен, его разбивают. Всякий раз, когда нужны деньги, царь велит отрубать, сколько требуется, золота.
- Таковы были эти округа и размеры податей. Только одну персидскую землю я не упомянул в числе земель, обложенных данью, потому что персы живут в стране, свободной от податей...
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 79-80.
Вопросы к документу:
- Что сделал Дарий I для более эффективного управления своей державой? (Разделил на 20 провинций (округов) и назначил в них правителей.)
- Чем платили налоги Дарию I покоренные народы? (Золотом и серебром.)
- Как хранил золото и серебро Дарий I? (Делал из них слитки в форме сосудов.)
- Какой народ в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)
Ксенофонт. Экономика
Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал столько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо для управления подчиненными ему для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях (укрепленная часть города). Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 80.
Вопросы к документу:
- Для чего в каждой провинции Дарий I велел держать в боевой готовности военных? (Для подавления мятежей, отражения нападения врага.)
- Почему Дарий I лично ежегодно проводил смотр наемных войск? (Это повышало, наверное, ответственность военных. Дарий Iлично хотел видеть в каком состоянии войска, так как в такой огромной державе в любой момент могли вспыхнуть вооруженные мятежи покоренных народов.)
Геродот. История
IV. 166... .Дарий велел переправлять для чеканки монет, насколько возможно, самое чистое золото...
V. 52. С этим путем в Сузы дело обстоит ведь так. На всем его протяжении есть царские стоянки и отличные постоялые дворы, и весь путь проходит по населенной и безопасной стране.
53. Если этот царский путь правильно измерен парасангами (мера длины) и если 1 парасанг равен 30 стадиям, то из Сард до царского двора в Сузах 13 500 стадий, так как путь составляет 450 парасангов. (Стадий - греческая мера длины, равна 184,97 метра.)
VIII. 98. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 81.
Вопросы к документу:
- Как факты из документов характеризуют хозяйственную деятельность Дария I? (Он чеканил монеты из золота, заботился о торговле между всеми своими провинциями, построил «царскую дорогу», наладил почтовую службу.)
V. Закрепление изученного материала
Решение задачи.
Персидский царь Дарий I пользовался неограниченной властью. Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже вельможи. Не было царя богаче Дария I.
В чем сходство власти персидских царей и фараонов в Египте? Какие сходные цели они преследовали? (Власть персидских царей, как и фараонов в Египте, была неограниченной, требовавшей полного подчинения во всем.)
VI. Итог урока.
VII.Домашнее задание.
Проработать материал учебника §19, подготовить сообщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персидская держава
Презентация к уроку в 5 классе "Персидская держава". включен интерактивный материал для проверки домашего задания....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Урок по истории "Персидская держава" ( 5 класс) с использованием ИКТ.
Урок по истории "Персидская держава" ( 5 класс) с использованием ИКТ....
открытый урок "Персидская держава"
сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование....
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Персидская держава"
Данная презентация внесет в школьный урок элемент новизны, повысит интерес учащихся к приобретению знаний....