"Образование и наука в I половине XIX века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 8 классе.
Урок разработал Макеев Д.Д. , учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 4» Тбилисского района
Дата: 12.12.2017 года
Тип урока: учебное занятие по усвоению новых знаний
Форма урока: комбинированный
Тема урока: «Образование и наука в I половине XIX века»
Цели и задачи урока:
- познакомить обучающихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время;
- развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал;
- воспитывать любовь к Родине, интерес к учёбе в целом и истории в частности.
Учебное пособие: Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Оборудование: учебники, тетради, ноутбук, проектор, листы с документами на столах обучающихся, презентация в программе Power Point.
Основные понятия: система образования, лицей, сословность образования, военно – полевая хирургия; «нептунисты», «плутонисты».
Этапы урока | Содержание курса | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный 2.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация. 3.Самоопределение к деятельности. 4.Открытие нового знания: 4.1Первичное усвоение новых знаний.
4.2 Первичная проверка понимания 4.3Первичное усвоение новых знаний. 4.4Первичное усвоение новых знаний. 4.5Первичное усвоение новых знаний. 4.6 Первичная проверка понимания 5.Этап информации о домашнем задании 6.Рефлексия | Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм. Мотивация. Актуализация. Слайды №1,2,3 Слайд №4 Слайд №5 Постановка целей и задач урока Развитие образования Слайд №6 Реформа образования 1803 год Реформа образования Николая I 1828 год Слайд №7 Историческое интервью: При ответах обучающиеся используются слайды №8,9,10,11 Слайд №12 Достижения отечественной науки. Слайды №13,14,15,16,17,18 Взаимосвязь науки и производства Слайды №19,20,21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 | Звенит звонок, входит учитель. Представляется. Проверка готовности обучающихся к уроку наличие учебников, тетрадей. Какую тему вы прошли на прошлом уроке? Давайте вспомним основное содержание темы – решив тест. Давайте посмотрим на экран, и попытаемся сформулировать тему нашего урока. Действительно тема нашего урока: «Образование и наука в I половине XIX века»? Данная тема у вас в учебнике § 15, мы ответим в конце урока на главный вопрос: «Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образования и науки в России?» Давайте вспомним с вами основные мероприятия Александра I в первые годы его царствования? Работа со схемой. Как вы думаете почему образовательные учреждения располагаются вертикально? В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, а в гимназии – 8 учителей. При Николае I в 20 е годы был создан комитет по устройству учебных заведений, он определял перечень учебных дисциплин и книг. В 20-50 е годы отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Особенно после выступления «декабристов» в 1825 г. Работа со схемой. Реформа образования 1828 года. Читаете документ и отвечаете на вопросы о месте обучения, предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования. В начале XIX века в России открываются Дерптский1802, Казанский1804, Харьковский1804, Виленский1804 и Петербургский1819 университеты, 1834 Киевский.1804 год Университетский устав – право самостоятельно избирать своё руководство Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования уровень грамотности к 50 годам не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянства. Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки. Одной из основных особенностей первой половины XIX века стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов (1796-1851) разработал четыре варианта получения булатной стали, секрет изготовления которой был утрачен ещё в середине XIII века, после монголо – татарского нашествия В 30 годах крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода отец и сын Ефим Алексеевич(1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов. В 1843 году началось строительство первой и к тому времени самой протяженной в мире двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой Химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивающийся текстильной промышленности На основе разработок русских географов в 1842 году Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. С начала XIX века в России начинается развиваться машиностроение. С 20 годов во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности. А теперь выберите домашнее задание. Запишите выбранный вариант в дневник. Вспомним какую цель мы поставили на уроке? Как вы считаете, цель нами достигнута? Кого и за что вы бы похвалили? | Приветствуют учителя Обучающиеся отвечают Обучающиеся отвечают: «Образование и наука» Открывают учебник на стр.102 Обучающиеся вспоминают основные реформы «негласного комитета» В первые годы правления Александра I произошла заметная либерализация общества. Велись разработки конституционных проектов, был принят новый цензурный устав, расширилась черта оседлости, всем свободным сословиям было даровано право собственности на землю. Указом о «вольных хлебопашцах» (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю с землёй. Однако самой значимой для империи и общества стала реформа школьного дела, в ходе которой в России сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня Ответ: преемственность образования. Работа с документом: «Рискрипт Николая I от 19 августа 1827г» Отвечают на вопрос: Как вы понимаете слова Николая I? Открывают конверты, в которых находятся документы и вопросы к документам Выступления обучающихся: мини сообщения о достижениях науки Работа в тетрадях Записать по мнению обучающихся наиболее важные открытия. Подумать над вопросом: Отличительные черты образования и науки? стр. учебника 106 Ответ: - увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны; - рост численности научных работников; - достигнутые на этой основе крупные успехи русских ученых в развитии отечественной и мировой науки; - усиление практической направленности научных исследований; - укрепление связей науки с промышленным производством. Ответить на вопрос поставленный в начале урока: Почему в начале XIXвека происходит резкий подъем образования и науки в России? Ответ: В связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях. Записывают в дневник Отвечают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование и наука – выбор поколения ХХI века
Классный час для обучающихся 9 – 11 классов по теме «Образование и наука – выбор поколения ХХI века»Цели занятия: Помочь обучающимся осознать свое отношение к проблеме развития образования и нау...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...
Наука и образование в первой половине XIX века
Презентация выступает в качестве наглядного пособия, где представлены изображения университетов и портреты деятелей науки первой половины XIX века....
Наука и образование в России во второй половине XVIII века
Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...
Презентация. Образование и наука в первой половине XIX века. Часть 1.
Презентация к уроку истории....
Презентация.Образование и наука в первой половине XIX века. Часть 2.
Презентация к уроку истории....
Презентация. Образование и наука в первой половине XIX века. Часть 3.
Презентация к уроку истории....