ИСТОРИЯ 1900-1917
презентация к уроку по истории (9, 11 класс) на тему

Земскова Ирина Александровна

Повторительно-обощбающий урок по истории России 20 века (9, 11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon istoriya_1900-1917.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская империя в 1900-1917 г.г. Повторение

Слайд 2

Российская империя – абсолютная самодержавная монархия Самодержавие – неограниченна монархическая форма правления русского царя Вся полнота власти принадлежала императору , который назначал высших чиновников и командующий состав армии; контролировал финансы; был верховным главнокомандующим; жаловал титулы и ордена; имел исключительное право помилования; сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную, судебную власть

Слайд 3

Система управления империей Император Государственный Совет Правительствующий Сенат Священный Синод Совет Министров Министерства (11 отраслевых) Иностранных дел, Внутренних дел Морское, Юстиции, Военное, Путей сообщений Двора, Государственных имуществ Губерния Губернатор Губернское правление уезд Земский исправник из дворян станы Становой пристав Органы самоуправления Губернские земские собрания и управы Уездные земские собрания и управы Городская дума Волостной крестьянский сход сельский сход, староста, Высший законосовещательный орган при императоре. Членов назначает император Обсуждает законы Высший исполнительный совещательный орган Высший орган надзора и суда. Сенаторы назначаются пожизненно Орган управления РПЦ. Светские чиновники

Слайд 4

Российское самодержавие опиралось на АРМИЮ 50 тыс. – 1,5 млн. ПОЛИЦИЮ 57 тыс.пеших, 15 тыс. конных 300 казаков ЖАНДАРМЕРИЮ СЕКРЕТНО- РОЗЫСКНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ (охранки) ЧИНОВНИЧЕСТВО 400 тысяч человек

Слайд 5

Сформулируйте основные черты политической системы Российской империи в начале ХХ века Сохранение самодержавия отсутствие представительного органа Отсутствие политических прав и свобод граждан Огромная власть гигантского чиновничьего аппарата сильный полицейско-карательный аппарат ?

Слайд 6

Социальная структура общества Особенности социальной структуры определялись переходным состоянием пореформенной России и сохранением сословного деления общества Сословия - большая группа людей, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями Классы - большие социальные группы, различающиеся по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерам доходов Дворянство - 1,5% духовенство - 0,5% потомственные, почетные граждане - 0,3% купцы - 0,2% мещане - 10,6% крестьяне - 77,1% казаки- 2,3% инородцы - 6,0% Податные сословия Неподатные сословия Классы феодального общества – дворяне, крестьяне Классы буржуазного общества – Буржуазия, рабочие

Слайд 7

Общие экономические показатели Российская империя в начале ХХ века занимает: 1 место по темпам экономического роста (1906-1916 – 7% в год) По валовому сбору и экспорту зерна по степени концентрации промышленного производства 2 место по объему промышленного производства по длине железных дорог 4 место по машиностроению 5 место По валовому промышленному производству, Добыче угля, выплавке железа, выплавке стали Россия уступает передовым странам Европы По объему производства и доходу на душу населения По уровню производительности труда По техническому оснащению предп

Слайд 8

Основные черты развития экономики Многоукладный характер экономики Натурально-патриархальный; полукрепостнический, мелкотоварный, частнокапиталистический монополистический, государственно-монополистический 2. Быстрое, бурное развитие промышленности 1890-е г.г завершился промышленный переворот, начался промышленный подъем Особенно быстрыми темпами развивается металлургия, добыча угля и нефти 3. Высокая концентрация производства 4 . Концентрация банковского капитала, образование финансового капитала и финансовой олигархии 5 крупнейших банков контролируют все финансы страны, имеют сотни филиалов в крупных мировых финансовых центрах (Париже, Лондоне) 5. Огромная роль государства в экономике Огромный государственный сектор Вмешательство государства в деятельность частных предприятий Государство регулирует цены, пошлины, распределяет заказы, предоставляет льготы, сырье и займы Государство привлекает иностранный капитал Финансовая олигархия тесто связана с государством 6 . Создание моноп олий Картели (конец 19 в.) Союз вагоностроителей, Союз бакинских керасинозаводчиков Синдикаты (начало 20в.) Продамет, Гвоздь, Кровля, Продуголь Продвагон, Медь 7. Большая доля в производстве принадлежит мелким кустарным предприятиям 8. Огромная доля иностранного капитала (40%) 9. Сельское хозяйство отстает от промышленности и развивается экстенсивно

Слайд 9

С.Ю. ВИТТЕ СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ В.К. ПЛЕВЕ НИКОЛАЙ II 1890 г.г. - экономические реформы : индустриализация, превышение доходов над расходами, активное железнодорожное строительство, создание в деревне крепкого индивидуального собственника в результате уравнения крестьян в правах с другими сословиями и разрушения крестьянской общины политический идеал - конституционная монархия, постепенная передача власти буржуазии Против любых уступок либералам . разрушение общины приведет к разрушению традиционных основ русской деревни, а слой богатых крестьян создаст конкуренцию помещикам. За сохранение сословной обособленности крестьянства, общины , усиление административного и полицейского надзора за деревней. Спасти Россию от революции может только «маленькая победоносная война» В ноябре 1904 г. предложил Николаю II проект реформ: 1) включить в состав Государственного Совета выборных представителей от земств и городов, 2) распространить земские органы на территорию всей страны, создать земства в волостях 3) расширить число избирателей от земств 4) уравнять крестьян в правах с другими сословиями

Слайд 10

НАЧАЛО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ : 1895-1900 преимущественно экономическая борьба Основной метод - экономическая стачка: 1901-1904 Преимущественно политическая борьба с требованием свержения монархии Методы: политические демонстрации, митинги, политические стачки Май 1901 - Обуховская оборона в Петербурге 1903 - всеобщая политическая стачка на Юге России (200 тыс.чел.) 1904 - всеобщая стачка в Баку Реакция правительства на рабочее движение: Репрессии: 1900- 650 раз для подавления стачек вызывались войска. 2) 1903 - Закон о страховании рабочих от увечий и введение института фабрично-заводских старост. 3) Тактика «полицейского социализма» («зубатовщина»)

Слайд 11

Главные идеи: - борьба за социализм - это борьба за демократические свободы и Конституцию - главная сила в борьбе – промышленные рабочие (пролетариат), союзники - крестьянство и либералы - цель российских марксистов – пропаганда социалистических идей и создание рабочей партии - крестьянская община отжила свой век и скоро исчезнет. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА 1883 - первая марксистская группа «Освобождение труда» в Женеве . Руководитель - Г.В. Плеханов , члены: В.Засулич, П. Аксельрод. Г.В. ПЛЕХАНОВ Марксистские кружки в России: 1883 - Кружок Д.Благоева в Петербурге, 1888 - кружок Федосеева в Казани. 1889 - студенческая группа М. Бруснева. Главная деятельность - распространение идеологии марксизма через нелегальную литературу.

Слайд 12

1895 - создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» 1898 - 1-й съезд РСДРП в Минске (9 чел.) объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). 1903 - 2-й съезд РСДРП в Брюсселе и Лондоне: Принята Программа РСДРП «минимум» - свержение монархии, установление демократической республики, уравнение всех граждан в правах, 8-часовой рабочий день, отмена выкупных платежей и возвращение «отрезков» крестьянам. «максимум » - социалистическая революция, провозглашение диктатуры пролетариата, социалистические преобразования.

Слайд 13

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 г.г. Глубокий кризис, вызванный потребностями экономического развития и сдерживающими его феодальными пережитками Неспособность правительства решить насущные проблемы (рабочий, аграрный, национальный вопросы) Русско-японская война, обнажившая военную отсталость России и обострившая социальные противоречия в обществе Последовательная антиправительственная деятельность со стороны оппозиции и революционного подполья ЗАДАЧИ РЕВОЛЮЦИИ: Ликвидировать феодальные пережитки, решить аграрный, рабочий, национальный вопросы Свергнуть или ограничить самодержавие, провозгласить демократические права и свободы ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ 1 - Январь-март 1905 2 - Апрель - август 1905 3. Осень-зима 1905 4. Зима 1906 - 3 июня 1907

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ : 9 января 1905 г. – Кровавое воскресенье 18 марта 1905 г . Николай II опубликовал Указ о создании Законосовещательной Государственной Думы («Булыгинской») 12 мая - 26 июля 1905 г. Стачка в Иваново-Вознесенске , в ходе которой были созданы Советы Июнь 1905 г. - восстание на броненосцые «Князь Потемкин Таврический» 6-25 октября 1905 - Всероссийская октябрьская политическая стачка , охватившая 2 миллиона человек, 120 городов . 17 октября 1905 г. Николай II подписал текст написанного Витте Манифеста , который даровал демократические свободы : неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и Союзов; Было расширено избирательное право и объявлено о созыве законодательной Государственной Думы 7-19 декабря 1905 - Декабрьское восстание в Москве 27 апреля - 9 июля 1906 г. работает Первая Государственная Дума 20 февраля - 3 июня 1907 - работает Вторая Государственная Дума

Слайд 15

ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ В политической области Был смягчен политический режим профсоюзы и культурно-просветительские организации получили право легальной деятельности были провозглашены демократические права: неприкосновенности личности, свобода совести, слова, собраний, были легализованы экономические стачки создан представительный законодательный орган - Государственная дума отменены выкупные платежи снижена арендная плата за землю повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания (телесные наказания) крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве передвижения, выбора места жительства, поступления в учебные заведения и на гражданскую службу чиновникам и полиции запрещено вмешиваться в дела крестьянских сходов В аграрном вопросе: Продолжительность рабочего дня сократилась до 10,5 часов зарплата повысилась на 12-14% внедряется система коллективных договоров, в которых определяется минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, размер пособия по болезни и т.п. Рабочие получили право на создание ПС Рабочие были освобождены от ответственности за участие в стачках В рабочем вопросе : Была ослаблена политика русификации на национальных окраинах национальные окраины получили представительство в Государственной Думе В национальном вопросе:

Слайд 16

ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ИМПЕРАТОР Назначает 1/2 состава Гос. Совета; Имеет право законодательной инициативы Утверждает законы Может распустить Думу Может издавать указы, которые сразу вступают в силу Вводит чрезвычайное положение в стране ПАРЛАМЕНТ ГОС.СОВЕТ – верхняя палата ГОС.ДУМА – нижняя палата избирается Третьеиюньская монархия – это установившийся после 3 июня 1907 года противоречивый государственный строй, отличавшийся от феодального абсолютизма, но не ставший буржуазной монархией

Слайд 17

Исполнительная власть Император Совет Министров, во главе с премьер-министром Исполнительная власть не зависит от парламента. Император : Руководит внешней политикой государства Командует армией и флотом Назначает Совет Министров и премьер-министра

Слайд 18

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ФОРМАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЛИ права и свободы , завоеванные в ходе революции. Неприкосновенность личности. Свобода совести, слова, печати, собраний, союзов. Право на экономическую стачку. НО ФАКТИЧЕСКИ эти права и свободы Ограничивались многочисленными инструкциями, циркулярами и другими актами Правительства. Кроме того, они не действовали в условиях ЧП, которое было распространено на 75% территории страны.

Слайд 19

АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА: создание социальной опоры царизма (слоя зажиточных фермеров) 2) создание благоприятных условий для развития буржуазных отношений в сельском хозяйстве Направления: РАЗРУШЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН КРЕДИТОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВ ЧЕРЕЗ КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК ЦЕЛИ: Указ 1906 г. предоставил крестьянам право свободного выхода из общины, они получили возможность селиться на хуторах или отрубах . Земля передавалась в частую собственность . К 1914 г. 2,5 миллиона крестьянских хозяйств – около 25% крестьянских дворов вышли из общины 2. Активная переселенческая политика с целью ликвидации земельного дефицита. 3,3 миллиона человек переселились на новые земли, 0,5 миллиона вернулись обратно. 3. Освобождение крестьян от выкупных платежей и выделение им государственных беспроцентных кредитов и ссуд через Крестьянский банк. Было продано 15 миллионов десятин земли, 90% которых купили крестьяне в рассрочку. На купленных землях было создано 270 тысяч крестьянских хозяйств 4. Посевные площади выросли на 10%, а в районах наибольшего выхода из общины на 150% Экспорт хлеба в 1908-1913 г.г. увеличился на 1/3 и достиг в среднем 25% мирового экспорта зерна. Результаты:

Слайд 20

Россия в ПМВ ЦЕЛИ : 1 ) Сохранить влияние на Балканах 2) присоединить Галицию и земли по нижнему течению Немана 3) овладеть черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы 1 августа 1914 Германия объявила войну России. 3 марта 1918 г. Россия вышла из ПМВ, заключив Брестский мирный догово. Г лавнокомандующие : вел.кн. Николай Николаевич, с 1915 – Николай Втиорой. Русская армия принимала активное участие в основных событиях на Восточном фронте: 1914 - неудачное наступление армий Самсонова и Ранненкампфа в Восточной Пруссии . Удачные дейс твия юго-западного фронта в Галиции , но потеря инициативы в дельнейшем На южном направлении турецкие войска были отброшены к Эрзеруму. 1914 - «год упущенных возможностей. План «молниеносной войны сорван, но она приобрела позиционный характер. 1915 – основные силы Тройственного собюза направлены против России.. Русская армия испытывала острую нехватку вооружений и боеприпасов. К концу года Русская армия была вытеснена из Галиции, Польши, части Прибалтики и Белоруссии. 1916 – войска юго-западного фронта под командованием Брусилова прорвали фронт и Поставили Австро-Венгрию на грань военной катастрофы 1918 – по Брестскому договору Россия лишилась территории площадью 780 тыс. Кв. Км.

Слайд 21

Февральская революция 1917 г. Предпосылки : К 1917 г. в России не были решены задачи капиталистической модернизации, существовали очень ограниченные условия для свободного развития капитализма и в промышленности и в сельском хозяйстве Россия была фактически самодержавной монархией при отсутствии реально действующих политических свод. Зачатки российского парламентаризма были крайне неэффективны. Основные законы попирались самим монархом Первая мировая война обострила социально-политические проблемы, резко увеличила расходы на войну, вызвала рост государственного долга в 4 раза, разорвала традиционные торговые связи с мировым рынком В стране господствовал сословный общественный строй, но социальная структура была характерна для развитых буржуазных государств. Привилегированным сословием было дворянство. . Уровень жизни основной массы населения был очень низким и стремительно падал реальная заработная плата составляла 80-85% от довоенного уровня, продолжительность рабочего дня – 10 часов , условия труда были очень тяжелыми Ход революции: 18 февраля стачка на Путиловском заводе 23 февраля массове демонстрации с требованием прекращения войны и хлеба 25 февраля Всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!» 26 февраля массовые аресты и столкновения с войсками 27 февраля захвачены стратегические объеты города, арестованы некоторые царские министры, создан Временный комитет ГЖД и Петрогнрадский Совет К 1 марта весь гарнизон перешел на сторону восставших 2 сарта – подписано отречение Николая Второго от власти

Слайд 22

Главные итоги Февральской революции: ДВОЕВЛАСТИЕ СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕТРОСОВЕТ

Слайд 23

УГЛУБЛЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ПРЕДПОСЫЛКИ Октября 1917 г.: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАЗРУХА ПРИОБРЕЛА ВСЕРОССИЙСКИЙ ХАРАКТЕР, ОХВАТИЛА ВСЕ ОТРАСЛИ ОБЪЕМ ВАЛОВОЙ РОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СОКРАТИЛСЯ НА 36,4% ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ГОЛОД В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ, НЕСМОТРЯ НА ВВЕДЕНИЕ КАРТОЧЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС НЕСПОСОБНОСТЬ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕШИТЬ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТАЯ СМЕНА СОСТАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОПЫТКА УСТАНОВЛЕНИЯ В СТРАНЕ ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЫ РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ РАДИКАЛЬНЫХ ПАРТИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАСС 24-25 октября 1917 – победа большевистского восстания в Петрограде

Слайд 24

Второй съезд Советов Декрет о власти ПРОВОЗГЛАШЕНА СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ - СЪЕЗД СОВЕТОВ, В ПЕРЕРЫВАХ - ВЦИК ИЗБРАН НОВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ВЦИК), в который вошли БОЛЬШЕВИКИ И ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО -СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (СНК, СОВНАРКОМ ) во главе с В.И. ЛЕНИНЫМ. В него вошли ТОЛЬКО БОЛЬШЕВИКИ Декрет о земле ОТМЕНА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ; ЗЕМЛЯ –ОБЩЕНАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ (собственность государства) СДЕЛКИ С ЗЕМЛЕЙ И НАЕМНЫЙ ТРУД НА ЗЕМЛЕ ЗАПРЕЩЕНЫ КОНФИСКАЦИЯ ПОМЕЩИЧЬИХ, УДЕЛЬНЫХ, МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ ЗЕМЛИ ПЕРЕДАВАЛИСЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДЯЩИМСЯ ПО РАВНОЙ НОРМЕ Декрет О мире 1 ) 3-Х МЕСЯЧНОЕ ПЕРЕМИРИЕ 2) НЕМЕДЛЕННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ О МИРЕ БЕЗ АННЕКСИЙ И КОНТРИБУЦИЙ 3) ОТМЕНА ТАЙНОЙ ДИПЛОМАТИИ, ОБНАРОДОВАНИЕ ТАЙНЫХ ДОГОВОРОВ

Слайд 25

Политика Советской власти в 1917-1918 г.г.: Декларация прав народов России провозгласила: уничтожение национального гнета, равноправие наций, право на самоопределение, вплоть до отделения и образование самостоятельного государства свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России 6 января 1918 г . б ыло разогнано всенародно избранное Учредительное собрание 3 июля 1918 г. V Съезд Советов принял Конституцию РСФСР Всевластие Советов Общественная собственность на средства производства Диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства Всеобщая трудовая повинность Избирательного права не имели представители имущественных классов («лишенцы») Избирательное право преимущественно предоставлено рабочим Утверждены многостепенные, непрямые неоткрытые выборы Высший орган власти – Всероссийский съезд Советов Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган между съездами – ВЦИК Правительство – Совнарком: ему и наркоматам принадлежала исполнительная власть Провозглашено равноправие граждан, независимо от из национальной и расовой принадлежности Утвержден герб и флаг РСФ

Слайд 26

«Красногвардейская атака на капитал» финансовый торговый промышленный - национализация банков Введение государственной монополии на банковское дело Конфискация денежных средств населения Государственная монополия на внутреннюю И внешнюю торговлю Ноябрь 1917: создание органов Рабочего контроля и фабзавкомов с широкими полномочиями. Декабрь 1917 : переход к государственному управлению промыленностью: Учрежден ВСНХ, Отраслевые Главки и центры, началась национализация промышленности В мае 1918 г. - политика насильственного изъятия «излишков» продовольствия у крестьян – продовольственной диктатуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Проверочная работа по теме: "Россия в начале века (1900-1917 гг.)"

Проверочная работа по истории для 11 класса...

Состязание эрудитов на тему «Россия в 1900-1917 гг.»

Данное состязание охватывает учебный материал по курсу Истории России в 1900-1917гг. Вопросы собраны по следующим блокам:ПерсоналииДумы и партииПервая Мировая войнаРусско-японская войнаРеволюция...

Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»...

тест по теме "Россия 1900-1917 гг."

контрольно-измерительный материал для оценки качества знаний учащихся 9 класса....