Программа кружка «Юный краевед» основы музейного дела для детей 12-16 лет
методическая разработка по истории на тему
Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.
Музей школы действует в сфере дополнительного образования, работает с ____ года. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод школьной музейной экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-10 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2016 – 2018 годы.
Цель программы: Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;
- Формирование навыков работы в музее;
- Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
- Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
- Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Механизм реализации программы:
- Изучение символики России, Чувашской Республики, Ядринского района.
- Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
- Встречи с ветеранами войны и труда;
- Информационное обеспечение мероприятий;
- Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы
Основные направления работы
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков.
Формы и методы работы.
- словесные, наглядные, практические
- проектно-исследовательская деятельность
- активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
- семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
- оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
- организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.
Программа кружка составлена для учащихся школы на 3 года обучения (384 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю – по 2 часа. Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Обучающийся должен знать:
- Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
- фондовую работу музея;
- направления деятельности музея;
- основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
- методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;
- формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
Уметь:
- Вести поиск музейных материалов
- Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
- оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
- провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
- вести интервьюирование;
- работать с источниками исследований;
- Писать и оформлять исследовательские работы;
- Составлять и оформлять социально-значимые проекты;
- Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Ожидаемые результаты программы
- Расширение знаний о родном крае.
- Развитие познавательной деятельности.
- Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved_2016-18.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
кружка «Юный краевед»
основы музейного дела
для детей 12-16 лет при МБОУ «Большечурашевская СОШ»
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Софронов Рудольф Георгиевич,
педагог дополнительного образования.
г. Ядрин - 2016
Пояснительная записка
Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.
Музей школы действует в сфере дополнительного образования, работает с ____ года. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод школьной музейной экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-10 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2016 – 2018 годы.
Цель программы: Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;
- Формирование навыков работы в музее;
- Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
- Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
- Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Механизм реализации программы:
- Изучение символики России, Чувашской Республики, Ядринского района.
- Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
- Встречи с ветеранами войны и труда;
- Информационное обеспечение мероприятий;
- Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы
Основные направления работы
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков.
Формы и методы работы.
- словесные, наглядные, практические
- проектно-исследовательская деятельность
- активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
- семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
- оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
- организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.
Программа кружка составлена для учащихся школы на 3 года обучения (384 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю – по 2 часа. Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Обучающийся должен знать:
- Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
- фондовую работу музея;
- направления деятельности музея;
- основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
- методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;
- формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
Уметь:
- Вести поиск музейных материалов
- Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
- оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
- провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
- вести интервьюирование;
- работать с источниками исследований;
- Писать и оформлять исследовательские работы;
- Составлять и оформлять социально-значимые проекты;
- Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Ожидаемые результаты программы
- Расширение знаний о родном крае.
- Развитие познавательной деятельности.
- Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений
Учебно-тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. | 2 | 2 | - | |||
Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 4 | 4 | - | |||
Где и как собирать материалы для музея. | 4 | 2 | 2 | |||
Работа с историческими источниками. | 8 | 4 | 4 | |||
Изучение архивных документов | 4 | 2 | 2 | |||
Реставрация экспонатов в условиях школьного музея | 8 | 4 | 4 | |||
Как оформить выставку, музейную экспозицию | 4 | 4 | - | |||
Как подготовить доклад, экскурсию | 8 | 4 | 4 | |||
Методы проведения экскурсий | 4 | 2 | 2 | |||
Краеведение Историческое прошлое нашего края. | 16 | 16 | - | |||
Методика проведения социологического опроса | 8 | 4 | 4 | |||
Секреты хорошего интервью | 8 | 4 | 4 | |||
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | 10 | 6 | 4 | |||
Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению | 20 | 10 | 10 | |||
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 20 | - | 20 | |||
Итого | 128 | 68 | 60 |
Содержание курса программы
1-ый год обучения
- Вводное занятие. ( теория)
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.
- Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. (теория)
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея. ( практика)
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (теория + практика)
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника
Изучение архивных документов. (практика)
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию. (теория + практика)
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок
Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика)
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию (практика)
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
- Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (практика)
. Славное прошлое Красносельского района.
- Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня
II год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | - | |||
Основы музейных знаний. Свидетели истории | 4 | 2 | 2 | |||
Где и как собирать материалы для музея. | 8 | - | 8 | |||
Работа с историческими источниками. | 8 | - | 8 | |||
Изучение архивных документов | 8 | - | 8 | |||
Учет и хранение собранных документов и вещей. | 4 | 2 | 2 | |||
Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. | 8 | 4 | 4 | |||
Краеведение Историческое прошлое нашего края. | 16 | 16 | - | |||
Методика проведения социологического опроса | 4 | 2 | 2 | |||
Секреты хорошего интервью. | 4 | 2 | 2 | |||
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | 6 | 4 | 2 | |||
Создание презентаций на основе собранного материала | 16 | 4 | 12 | |||
Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ | 20 | 10 | 10 | |||
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 20 | - | 20 | |||
Итого | 128 | 48 | 80 |
Содержание курса программы
- Вводное занятие. ( теория)
Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.
- Основы музейных знаний. Свидетели истории (теория)
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Ваши помощники в поисковой работе ( теория)
Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.
Как работать с газетами, журналами, книгами. (практика)
Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. (практика)
Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео- аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.
Учет и хранение собранных документов и вещей. (практика)
Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.
Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. (теория)
Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея
- Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (пратика)
Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Красносельского района.. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала
- Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня
III год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа. | 2 | 2 | - | |||
Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу? | 8 | 4 | 4 | |||
Как проводить научное исследование | 8 | 4 | 4 | |||
Как определить и уточнить тему? | 8 | 4 | 4 | |||
Как изучать литературу? | 8 | 4 | 4 | |||
Как определить гипотезу? | 8 | 4 | 4 | |||
Как сформулировать цель и задачи исследования? | 8 | 4 | 4 | |||
Как определить методы исследования? | 8 | 4 | 4 | |||
9. | Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы. Составные части работы | 8 | 4 | 4 | ||
10. | Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Титульный лист | 2 | - | 2 | ||
11. | Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Содержание основной части | 8 | 2 | 6 | ||
12. | Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы Заключение, список используемой литературы. | 2 | - | 2 | ||
13. | Требования к оформлению реферата. Составные части работы | 2 | 2 | - | ||
14. | Требования к оформлению реферата. Титульный лист. | 2 | - | 2 | ||
15. | Требования к оформлению реферата. Содержание основной части | 4 | 2 | 2 | ||
16. | Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы. | 2 | - | 2 | ||
17. | Научно-исследовательская деятельность шко-льного музея. Подготовка научно-исследова-тельских работ | 20 | - | 20 | ||
18. | Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 20 | - | 20 | ||
19. | Итого | 128 | 40 | 88 |
Содержание курса программы
3-ий год обучения.
1.Вводное занятие. (теория)
Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.
2. Научно – исследовательская работа. (теория + практика)
Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования?
3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (теория + практика)
4. Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.
5.Требования к оформлению реферата. (теория)
Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части.
Заключение. Список литературы.(теория)
6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика)
Во время реализации программы будут использованы:
1. Организационная работа:
- Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года
- Составление и реализация проектов - в течение года
- Дни воинской славы – в течение года
2. Поисковая, исследовательская работа:
- Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года
- Исследовательская работа по изучению родного края - в течение года
- Исследовательская работа с архивами семей .
3. Работа с фондами
- Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года
- Обновление и дополнение стендов – в течение года
- Создание передвижных выставок – в течение года
- Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года
4. Учеба актива музея
- экскурсоводы
5. Внешняя деятельность музея
- Участие в выполнении заданий
- Работа в микрорайоне школы
- Участие в мероприятиях районного масштаба
Календарно-тематический план работы кружка
2013-2014 учебный год.
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
Октябрь | ||||||
Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | - | |||
Основы музейных знаний. Свидетели истории | 4 | 2 | 2 | |||
Где и как собирать материалы для музея. | 8 | - | 8 | |||
Ноябрь | ||||||
Работа с историческими источниками. | 8 | - | 8 | |||
Изучение архивных документов | 8 | - | 8 | |||
Декабрь | ||||||
Учет и хранение собранных документов и вещей. | 4 | 2 | 2 | |||
Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. | 8 | 4 | 4 | |||
Январь, Февраль | ||||||
Краеведение Историческое прошлое нашего края. | 16 | 16 | - | |||
Март | ||||||
Методика проведения социологического опроса | 4 | 2 | 2 | |||
Апрель | ||||||
Секреты хорошего интервью. | 4 | 2 | 2 | |||
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | 6 | 4 | 2 | |||
Май | ||||||
Создание презентаций на основе собранного материала | 16 | 4 | 12 | |||
В течение года | ||||||
Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ | 20 | 10 | 10 | |||
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 20 | - | 20 | |||
Итого | 128 | 48 | 80 |
Методическое обеспечение программы.
№ п/п | Тема (раздел) | Форма занятий | Приемы и методы. | Дидактический материал. | Форма подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Беседа , экскурсия. | Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный. | Творческие работы учащихся. | Опрос |
2 | Основы музейных знаний | Экскурсия, беседа. | Объяснительно-иллюстративные . | Материалы школьного музея. | Тест |
3 | Работа с историческими источниками | Беседа, практикум. | Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный, репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа. | Работы учащихся. Мультимедий ные продукты | Опрос. |
4 | Правила оформления выставочных материалов | Беседа | Объяснительно-иллюстративные . | Методическое пособие по экспониро ванию предметов. | Тест |
5 | Музейная картотека. | Беседа | Объяснительно-иллюстративные . | Музейная карточка. | Опрос |
6 | Краеведение | Беседа | Объяснительно-иллюстративные . | Фото, мультимедий ный продукт | |
7 | Секреты хорошего интервью | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративные . | Кинохроника Дневники | Тест |
8 | Научно – исследовательская деятельность школьного музея | Беседа, практикум. | Объяснительно-иллюстративные , репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа. Метод контроля. | Экспонаты музея. | Результаты конкурса. |
9 | Итоговое занятие. | Беседа, викторина | Объяснительно-иллюстративные , практическая работа, самостоятельная работа. Контроль |
Расписание занятий:
Понедельник 13.20 - 15.20 2 часа
Пятница 13.20 – 15.20 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Программакружка "Юный географ"
Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Презентация. Открытый творческий конкурс «Природа Донского края – путешествие юного краеведа» (в рамках открытого творческого проекта «МИР глазами детей»)
В конкурсе приняли участие 250 работ школьников города Ростова-на-Дону в возрасте от 7 до 18 лет. Рисунки 2017 года показали красоту и колорит природы Донского края, отличались яркостью, нежностью и л...
Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"
В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских ...