кроссворд монастыри
занимательные факты по истории (6, 7, 10 класс) на тему
Данный материал содержит краткое описание 10 монастырей и основных исторических событий, связанных с этими монастырями. Прекрасные фото, представленные здесь, могут быть использованы на уроках истории, искусства, МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый документ | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРОССВОРД «МОНАСТЫРИ»
Внимательно прочитайте сведения о некоторых церковных объектах и определите их.
После того, как вы заполните кроссворд, в вертикальном столбике под номером 10, прочтёте ключевое слово.
СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА
1.
Аббатство небольшом скалистом острове на северо-западном побережье Франции, в Нормандии, носящем название Гора святого Михаила.
Остров является единственным обитаемым из трёх гранитных образований одноимённой бухты. Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей.
Туристов со всего мира привлекает живописное расположение аббатства и окружающего его посёлка на возвышающейся у берега скале, памятники истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы. Два раза в лунные сутки (через 24 часа 50 минут) в бухте наблюдаются приливы и отливы, самые сильные на побережье Европы и вторые по амплитуде (после залива Фанди) на всём земном шаре.
Бытующее сравнение скорости здешнего прилива (6,12 километров в час) со скоростью скачущей галопом лошади преувеличивает скорость прилива —лошадь в галопе движется быстрее.
Самая большая в Европе высота прилива (до 14 метров), высокая скорость приливной волны и зыбучие пески дна, совместно с крутизной скалы в течение веков создавали благоприятные условия для уединения и защиты от нападения неприятеля.
Вначале гора находилась на суше, окружённая лесами, и была местом обитания племён кельтов, на которой друиды совершали свои обряды. Затем, в результате эрозии почвы, вызванной деятельностью моря и трёх впадающих в него рек, море наступило на сушу.
До строительства первого культового сооружения в VIII веке остров носил имя Могильная Гора (фр. Mont Tombe). Согласно «Золотой легенде», в 708 году здесь Архангел Михаил дал епископу Авранша Святому Оберу задание построить на скале церковь. Трижды пришлось явиться стражу райских ворот к епископу, так как тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как, по одной версии, архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой — прожёг епископу мечом рясу, Обер приказал монахам начать строительство.
По преданию, Обер послал в Италию послов, чтобы приобрести священные предметы для новой церкви. Вернувшись, послы обнаружили, что море отделило гору от суши.
В соответствии с указанием архангела церковь была построена в форме грота, изображающего пещеру, в которой имело место явление св. Михаила. Об этой версии легенды говорят остатки двух христианских молелен, относящихся, вероятно, к VI веку и обнаруженных на горе при раскопках. С того времени по легенде «в дни Святого Михаила море убывает и оставляет людям открытый проход».
В XII веке аббатство стало одним из центров паломничества Западной Европы.
В 1470 году французский король Людовик XI во время своей третьей паломнической поездки в монастырь основал в честь защитников острова орден Святого Михаила, резиденция которого расположилась в аббатстве. Долгое время этот орден был высшей государственной наградой Франции.
Одновременно здесь были сооружены каменные клетки, в которых заключённый не мог ни стоять во весь рост, ни сидеть, причём он был прикован к цепи, которая звенела при каждом движении узника.
Во время Великой Французской революции монастырь был закрыт (монахи вернулись на остров только в 1966 году), и до 1863 года остров использовался как тюрьма, нося при этом ироничное название Гора Свободы (фр. Mont Libre) — многие узники были политическими противниками правящих режимов Франции от Первой республики и до Второй империи.
2.
Монастырь основан в землях Новгородской республики на островах в Белом море в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители.
Благодаря данному царём праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья.
Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на самом большом острове, поставил на них мельницы, на поморских землях увеличил число соляных варниц, организовал первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод.
В 1669—1676 годах монастырь был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.
Наряду с Кемью обитель представляла собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, он был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям. Это отчасти объясняется прочностью стен циклопической кладки (из огромных валунов) и дальностью, с которой приходилось вести обстрел (бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна). Не сумев разрушить стены монастыря, англичане вынуждены были оставить его в покое.
С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, также создан музей-заповедник. Монашеская жизнь возобновлена с 1990 года.
3.
Бенедиктинское аббатство Святого Дионисия в северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции. Основано в VII в.
В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский. В 475 году над гробницей святого построили первую базилику.
При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 года базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.
Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137—1144 гг. была построена монастырская церковь — первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции.
В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».
4.
Буддийский монастырь в центральном Китае. Расположен на горе Суншань.
Основателем обители был странствующий буддийский монах из Индии по имени Батуо или Буддхабхадра. Он появился в империи Северная Вэй в 464 году нашей эры и проповедовал там несколько десятков лет, прежде чем император Сяовэн в 495 году приказал построить для него монастырь на горе Сун. Старец стал первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, у нас мало исторических свидетельств того времени, но по тем из них, что попали в руки историков, было сделано заключение, что монастырь в те времена служил центром перевода буддийских текстов на китайский язык.
Династия Суй объединила Китай, но серия народных восстаний и последующее убийство императора привело к их скорому свержению. После этих печальных событий несколько благородных домов начали соперничать в борьбе за контроль над разваливающейся на глазах империей. Одним из претендентов на престол был Ван Шичонг, бывший генерал при династии Суй, успевший уже захватить провинцию Чжэн.
Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичонг соорудил сигнальную башню и расположил военный лагерь на горе Хуаньюан — участке земли, который был подарен монастырю императором Вэнь-ди династии Суй.
Опасаясь, что монахи будут бунтовать, он послал армию к стенам монастыря, приказав осадить его. Чтобы оказать должное сопротивление, монахи поклялись в верности его сопернику — Ли Юаню, который, в конце концов, и стал основателем династии Тан.
Ли Юань отправил своего сына Ли Шимина на помощь монахам. При помощи монахов Ли Шимин смог разбить армию Ван Шичонга, освободил Лоян и вынудил захватчика сдаться.
После этой победы династия Тан заняла правящее положение в Китае, которое удерживала до 907 года (с 18 июня 618 по 4 июня 907 года). Роль, которую сыграли монахи обители в этой войне, обеспечила им долгие годы почёта и уважения.
Согласно легенде, спустя столетие после основания монастыря на горе Суншань, в нём поселился набожный монах по имени Бодхидхарма. Перед этим он предпринял долгое и опасное путешествие из родной Индии в Китай, надеясь там распространять своё учение.
В поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрёл просветление.
Красивым дополнением к легенде является история появления чая. В один из моментов борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение — известный всему миру чай. Считается, что именно поэтому сухие чайные листья так напоминают увядшие веки.
В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь. Были уничтожены уникальные письменные источники.
5.
Один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь.
Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия.
6.
Бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии. Место паломничества католиков со всего мира.
Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности, имеющей в переводе на русский язык название «Разрезанные горы». Находится он в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10х5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда. В 1987 году природный комплекс, прилегающий к монастырю, объявлен национальным парком Каталонии.
Украшенные скульптурными произведениями и майоликой и ухоженные горные тропы этого музея под открытым небом, опутавшие окрестности монастыря, оборудованы указателями продолжительности и уровня сложности маршрута и пользуются успехом для прогулок как у туристов, так и у местных жителей.
В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. К XII веку сложился современный архитектурный ансамбль монастыря. Во время своего второго путешествия Христофор Колумб назвал в честь монастыря остров в составе архипелага Малых Антильских островов.
Монастырь хранит национальную святыню Каталонии — статую Богоматери с младенцем на коленях XII века (по легенде — IX века), привлекающую в монастырь паломников со всего света. За свой тёмный цвет 95-сантиметровая статуя из чёрного тополя в золотых одеждах получила название «Чёрная мадонна», а каталонцы ласково величают её «La Moreneta» (с каталан. — «Смугляночка»). Благодаря заботе спрятавших её верующих статуя уцелела во время разграбления монастыря войсками Наполеона в 1811 году.
Согласно легенде, чудотворная статуя Девы Марии была обретена поселенцами в одной из пещер во времена Реконкисты.
При монастыре существует один самых древних детских хоров в мире. Есть документы, подтверждающие его существование в XIV веке. Тогда же сделаны первые изображения группы певчих в туниках, которые и сегодня придают неповторимость внешнему виду хора.
7.
Мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от Козельска Калужской области.
По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве получившего имя — Макарий. Первые письменные свидетельства о монастыре относятся к царствованию Бориса Годунова.
Летом 1878 года сюда после тяжёлой драмы — смерти сына в мае того же года — приехал Фёдор Михайлович Достоевский. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту.
В 1931 году на территории монастыря был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал этот дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров.
Во время Великой Отечественной войны на территории обители сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Николай Васильевич Гоголь и Фёдор Михайлович Достоевский. Сохранилась деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.
8.
Крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в Московской области, на реке Кончуре́.
Здесь в 1380 году Сергий Радонежский благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри этого монастыря — Пересвет и Ослябя.
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем.
В росписи монастырского собора участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». Собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.
С монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки, а освобождённый из заточения Василий II в 1450—1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.
В 1530 году в монастырском соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного.
В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского.
12 (22) января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавший дух войска.
Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава.
В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Именно в этом монастыре пытали сторонников Софьи, отсюда уже полновластным правителем Пётр уехал в Москву.
Место нахождения Московской духовной академии.
9.
Этот монастырь основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.
В 1514 году, стоя под стенами Смоленска Василий III дал обет основать в Москве женский монастырь: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския». Смоленск был взят в том же году. а монастырь основали 10 лет спустя.
4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой, которую выбрали на смотре невест из 500 кандидаток, представленных ко двору со всей страны. Но после 20 лет брака, Соломония так и не родила наследника. Боясь, что сыновья братьев станут претендовать на трон, Василий запрещал им вступать в брак, пока у него не родится сын. Основание же девичьего монастыря совпало с бракоразводным процессом Василия III, поэтому считается, что князь «вспомнил» о своём обете и выстроил этот монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой.
А уже в начале 1526 года Василий III женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. В этом браке и родился Иван IV Грозный.
Этот развод с насильственной ссылкой жены в монастырь был первым в истории Руси и вызвал большое неодобрение в обществе, но за ним в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали другие.
Монастырь много раз становился местом исторических событий. Назовём некоторые из них. В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея. В 1606 году здесь разместил своих воинов князь Шуйский, готовившийся к решающему сражению с крестьянским войском Ивана Болотникова. В 1598 году в этом монастыре был призван на царство Борис Годунов. В 1689—1704 годах монастырь был местом заточения сестры Петра I царевны Софьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОПК "Монастыри и монашество"
Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории РОссии. Здесь Вы найдете материалы о монастырях, расрположенных на территории...
Учебный фильм "Пещеры Саровского монастыря".
Комментарий к учебному фильму «Пещеры Саровского монастыря». Фильм можно посмотреть по адресу - http://www.youtube.com/watch?v=MIML74vp-_M&list=UUjMpaYSIpXlNcgS_cvumWVg&index=1&am...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...
Рыльскому монастырю 500 лет
это интересно...
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...
"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.
Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....
Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.
Презентация знакомит учащихся историей монастыря, о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...