беседа
опыты и эксперименты по истории на тему
Беседа с подростками Методическая разработка
воспитательного мероприятия «Символы России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
воспитательного мероприятия «Символы России»
Введение
Современное общественное развитие России определило задачу духовного возрождения нации, поэтому роль патриотического и гражданского воспитания молодежи определяется, как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Становится важным, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важнейшие
социальные роли – роль гражданина и патриота. Для систем патриотического и гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов.
Воспитанию патриотов и граждан России, способствует систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации. Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг появились более двадцати лет тому назад, законодательно они были утверждены не так давно. В обществе не сформировалось четкого представления о том, какие образы и символы несут в себе герб и флаг
России, что они означают. Вследствие чего неоднозначно и отношение к современной государственной символике. Очень важно, чтобы подросток получил достоверную информацию об историческом прошлом своей страны, в том числе и о происхождении
Государственной символики. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности подростка.
План проведения воспитательного мероприятия
Тема: «Символы России».
Цели: познакомить студентов с историей происхождения символов Российского Герба;
- формировать чувство уважительного отношения к историческому прошлому, к традициям народов в России;
- воспитывать уважительное отношение к Государственному Гербу;
- развивать познавательный интерес студентов.
Форма проведения: беседа в отделении.
Метод проведения: этическая беседа.
Время и место проведения: один час, кабинет самоподготовки.
Форма организации воспитания: групповая.
Участники: студенты I,II и III курса.
Сфера: «Я и общество».
Социальная роль: патриотическая.
Оформление и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, изображение государственного герба РФ, запись песни «С чего начинается Родина», фотография Кремля, Красной площади, репродукции иконы «Чудо Георгия о змее», фотографии и слайды с изображение герба Российской империи, герб РСФСР, герб СССР: Герб Москвы, фотографии и слайды с изображением памятников русской архитектуры, видеоролик
«История о Егории, царевне и змее», (текст Конституции, фотография).
План.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. «Что такое герб?» - просмотр видеоролика.
3. История возникновения и развития Государственного герба России -
выступление студента.
4. «История о Егории, царевне и змее» - просмотр видеоролика.
5. Российский герб в Петровские времена – выступление студента.
6. Герб империи – выступление студента.
7. Герб РСФСР – выступление студента.
8. Герб СССР – выступление студента.
9. Государственный герб России – выступление студента.
7. Исполнение Государственного гимна РФ – просмотр
видеофрагмента.
8. Заключительное слово воспитателя.
Основная часть (сценарий)
Вступительное слово воспитателя. Каждый народ создает и уважает собственную национально-государственную символику. Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции,
особенности хозяйства и природы. Символика российского герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной
культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает
то, чем гордятся народы страны, государство и общество.
Славлю путь твой благородный,
Твой неповторимый путь
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливой вечно будь!
Содержание видеоролика:
«Что такое герб? «Герб – это символический опознавательно – правовой знак, составленный, изобретательно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам. Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем – знаком человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Соответственно выделяют родовые, земельные, государственные гербы. Каждый из видов имеет свои особенности.
Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые – историки, специалисты в области геральдики и художники – графики, художники эмблематисты. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы – это геральдика (гербоведение). Геральдика обладает своим особым языком, имеющим свой строго определенный порядок и терминологию. В гербоведении – цвета имеют особые названия. Так красный цвет называется червленым и служит символом храбрости и мужества. Цвет синий именуется лазурным и символизирует красоту. Символ надежды, молодости, радости и изобилия - цвет зеленый. Пурпурный цвет, которыймы, скорее всего, назвали бы фиолетовым, является символом силы и могущества. Черный цвет в гербе обычно говорит о печали, благоразумии и смирении. Желтый и белый цвета сравнивают с драгоценными
металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты.
Воспитатель.
Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Для этого необходимо знать историю развития Российского государства и возникновения государственного герба России.
Выступление студента.
«История возникновения и развития
Государственного герба России». Гербы государств и городов были известны с рабовладельческого и феодального общества. В России в средние века образ двуглавого орла являлся достаточно распространенным, служил символом суверенной власти монархов. Такая эмблема принадлежала королевским, царским и императорским родам от
Британских островов на западе до Золотой Орды на востоке. Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти, но прежде всего символом северной, самодержавной власти, символизирующая независимость государства в России двуглавый орел связан с
дохристианскими поэтическими воззрениями славян на природу. Этот древний образ часто встречается в русских вышивках как солнечная колесница, запряженная парой орлов, днем везущих по небу солнце. Облик двуглавого орла оказался созвучен распространенным мотивам и образам русских национальных орнаментов, широко бытовавших в народной, крестьянской среде (видеоролик). В конце 15 века первый государь объединенной Руси Иван III создает общегосударственную печать. Иван III считался крупнейшей исторической фигурой. Став великим князем Московским в 1462 году, он объединил почти все русские земли вокруг Москвы (Ярославское княжество, Новгородскую республику, Тверское княжество). В 1475 году прекращена выплата дани Золотой Орде, а в 1480 г. свергнуто Ордынское иго в результате знаменитого «стояния на реке Угре» Грамота 1497 года дошла до нашего времени красновосковой оттиск этой печати. На ней впервые соединяются и остаются неразрывными в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьем дракона и изображения двуглавого орла с коронами на головах. Двуглавый орел потребовался великому князю Московскому не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров священной Римской империи, где
существовало разделение: печать с одноглавым орлом – королевская, с двуглавым орлом – императорская. Иван III давал понять, что ранг государя всея Руси равен рангу императора священной Римской империи. Не меньшее значение придавалось изображению всадника, поражающего копьем дракона или змея.
Содержание видеоролика:
«История о Егории, царевне и змее». Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена рассказывали историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье, напал на него змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-госу4даства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. Популярность на Руси Святого Георгия – землеборца побудила князя Московского соединить эти образы в едином целом. Принятая Иваном III символика выражала идею государственности России «Единения государя и земли».По мере укрепления царской власти неоднократно менялись изображения двуглавого орла и всадника. В 1722 году изображения святого Георгия становится Московским
гербом.
Выступление студента:
«Российский герб в петровские времена».При правлении российского государства Петром 1 начинается новый период в истории России – имперский. Происходят существенные перемены в русской геральдике. Место золотого орла на красном фоне занял черный орел на золотом поле. Двуглавого орала изображают с императорскими коронами. В 1730 году был утвержден рисунок герба: «Двуглавый орел черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона - золотые», в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змея; парча и копье желтые, а в середине красные».
Выступление студента:
«Герб империи». Государственный герб Российской Империи дополнялся и изменялся, все больше подвергался влиянию европейской, в особенности германской, прусской символики. Своеобразную «геральдическую реформу» провел Александр II. Появились большой, средний и малый государственные гербы, различающиеся степенью сложности рисунка. Эти новые государственные гербы утвердил высочайшим указом царь Александр III. В 1832 году «Герб империи», так называемый большой герб, а в 1883 году – средний и малый герб Государственные гербы. К символам изображения на гербах приводилось пояснение: Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе в чистоте веры православной, символ глубокого уважения нашим народам исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России заботиться об обороне со стороны Запада и Востока, а три короны над ними скрепление единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев
и белорусов. Скипетр и Держава в когтях Орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего отечества. Щит на груди Орла с изображением Святого Георгия победоносца подчеркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской. Более четырех столетий олицетворял двуглавый орел нашу державу. На своих могучих крыльях
двуглавый орел держал России до 1917 года.
Выступление студента:
«Герб Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР)». В 1917 году вместе со старым миром уничтожились и зрелые его образы, символы. Герб РСФСР– первый советский герб был введен Конституцией 10 июля 1918 года и изготовлен впервые для печати. Центральное место занимает серп и молот, символизируя союз двух трудящихся классов – рабочих и крестьян. Серп и молот, помещены на красном геральдическом щите, освещенном лучами восходящего солнца. Золотое восходящее солнце – символ счастья и светлого будущего страны, золотые колосья символизировали народные богатства, животворную силу и плодородие земли, мирную мощь и могущество Советской России. Колосьев в гербе четырнадцать – по числу крупных национально – территориальных единиц, составивших первоначально в 1917 году Российскую Федерацию. Пятиконечная звезда являлась символом интернационального единства людей труда всех пяти континентов.
Цвета герба имели следующую символику:
- красный – цвет революции,
-золотой – цвет могущества,
- черный (им выполнены контуры – цвет черного металла и материи) – земли,- белый – (древний национальный цвет России), цвет берез, русских снежных просторов, льняного полотна и кружев, цвет, символизирующий ясность целей и чистоту помыслов.
Выступление студента: «Герб Союза Советских Социалистических республик».
30 декабря 1922 года был образован СССР. Возникла необходимость создать общесоюзный государственный герб. На фоне Восточного полушария земного шара изображены золотые серп и молот, в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик: «Пролетарий всех стран соединяйтесь!» в верхней части герба – пятиконечная звезда. Серп и молот являются эмблемой мирного труда и отмечают, что СССР – это государство рабочих и крестьян, что власть в нем принадлежит трудящимся. Восходящее над земным шаром солнце символизирует светлое будущее человечества.
Выступление студента «Государственный герб России».
Указом президента России Ельциным Б.Н. 30 ноября 1993 года введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по эскизам герба Российской империи. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Орел увенчан двумя малыми коронами и под ними – одной большой короной, соединенными лентами. Двуглавый орел знаменует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Крылья над его головами – это символ союза народов, из которых состоит Россия. В правой лапе орла – скипетр (золотой жезл), украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе орла – держава, которая представляет собой золотой шар с крестом наверху. В
давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской власти. В настоящее время они напоминают об историческом прошлом нашей Родины и означают сильную власть и заслугу государства и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Это Святой Георгий Победоносец. Он поражает серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем
дракона (змия). Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Просмотр видеоролика с исполнением Государственного гимна Российской Федерации. - (студенты слушают стоя).
Заключительное слово воспитателя.
Молодому поколению необходимо осознать, что необходимо расти достойными своих предков, которые совершали немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу
отечества, защищая и прославляя его государственные символы – герб, флаг.
Заключение
Активное участие студентов в подготовке и проведении мероприятия помогает придти к заключению о том, что символы государства – это и история страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем ранее существовавшим и ныне существующим символам государства надо относится с уважением, чтить их как памятники прошлого и
достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Рекомендации
Приложенная методическая разработка носит рекомендательный характер.
Воспитатель может, опираясь на материал данной разработки, провести внеклассные мероприятия, исходя их собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки студентов, символами Самарской области.
На следующем этапе старших курсов после проведения данного мероприятия целесообразно провести конкурс – викторину с целью повторения и закрепления знаний студентов о современной государственной символике.
Используемая литература
1. Е.К Ривина Герб и Флаг России.-М.: Аркти, 2002.
2. М.П.голованова, В.С. Шергин Государственные символы России:
науч.-поп.изд.для детей/.- М.: РОСМЭН,2003.
3. М.П. Голованова Герб, Флаг, Гимн России,-М РОСМЭН,2003.
4. Грузик Т.И. Познаю мир.- М.: просвещение, 2000.(Знаки и символы).
5. Золин П.М. Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для
учащихся.- М.: Просвещение, 1987.
6. Лакиер А.Б. Русская геральдика /Сост. Текста и послесл. Н.А.
Собалева. М.:Книга. 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа-призыв о правилах поведения школьников.
Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы ЮИД хотим обратить ваше внимание на...
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...
Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"
Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...
Беседы с родителями
Рекомендации родителям,беседы на родительских собраниях....
Беседы с родителями
Рекомендации родителям , беседы с родителями...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."
Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении истории родного города ...