Историко-познавательная игра о войне
план-конспект занятия по истории (9 класс) по теме

Сунинова Джамиля Азатулловна

Историко-познавательная игра «Великая Отече­ственная  война: год за годом». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_voyne.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война:

год за годом

Историко-познавательная игра «Великая Отечественная война: год за годом». В качестве опережающего задания учащиеся повторяют раздел, посвященный истории Великой Отечественной войны, и формируют команды для проведения конкурса.

Выбираются капитаны команд. В конкурсе участвуют две команды по пять человек. Зрителями и вместе с тем участниками игры могут быть одноклассники соревнующихся команд.

Игру проводит учитель истории, он является ведущим. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников.

Цели

В игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении литературы, посвященной данной теме; воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма. Великая Отечественная война: год за годом

Оборудование

♦ Выставка книг и плакатов, посвященных Великой Отечественной войне.

♦ Историческая карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.».

♦ Портреты героев, полководцев с временно закрытыми фамилиями.

♦ Хронометр.

♦ Игровая карта для жюри и задания для участников.

Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих годам и событиям Великой Отечественной войны.

I этап

II этап

III этап

IV этап

\/ этап

1945 г. Победа

1944 г. Освобождение

1943 г. Коренной перелом

1942 г. Горечь новых поражений

1941 г. Трагическое начало

Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).

ПЛАН ИГРЫ

1. Вступительная часть. Ведущий (учитель) разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурсов, представляет команды, жюри.

2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд — победительниц или выставление оценок.

Игровая карта

Этап. Время

Содержание

Критерии оценки

Баллы

I.

По 30 с на один вопрос

Разминка.

Ведущий задаёт вопросы, участники команд отвечают.

2 балла за правильный ответ. Если команда даёт неверный ответ, то отвечают болельщики. За правильный ответ.команде начисляется 1 балл. Если команда и

«группа поддержки» отвечают неправильно, то задание выполняет другая команда.

II.

3 мин

Тест.

Команды получают карты с 5 одинаковыми вопросами.

1 балл за каждый правильный ответ.

III. 3 мин

Поединок капитанов.

Одинаковые задания.

Победитель приносит 3 балла в «копилку» команды.

IV.

30 с на обдумывание

Брейн-ринг (необходимо раньше соперников дать ответ на вопрос). Капитан извещает ведущего о готовности поднятием руки. Если команды не дают знака готовности

в отведённый период времени, ведущий «снимает» вопрос с конкурса.

2 балла за правильный ответ. Если опередившая команда даёт неверный ответ, то другая может предложить свой

вариант. Если он правильный, то ответившая команда получает 1 балл.

V. 2 мин для каждой команды

Блиц-турнир

за отведённое время нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего.

1 балл за каждый правильный ответ.

                   

                            ХОД ИГРЫ

Ведущий. Наша игра  посвящена одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц истории нашей страны — Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941—1945 гг. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе.

1ЭТАП. 1941 г. Трагическое начало

Ведущий. 22 июня 1941 г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью — так напутствовал.Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжёлые дни?

Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего. (30 секунд для ответа на один вопрос.)

1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»)

2. Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной советской песни, посвященной Великой Отечественной войны. Какая это песня? {«Священная война»)

3. В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолёт на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло)

4. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий — «Север», «Юг», а как называлась третья? («Центр»)

5. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника — танки, самолёты)

6. Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация)

7. В 1941 г. в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» — спирт, сало и ...» Что ещё? (Сухари)

8. Это был первый советский город, который был окружён врагами, но гитлеровские войска не смогли захватить его. Какой это город? (Ленинград)

9. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 г. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун» — в переводе с китайского «большой ветер»)

10. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)

ПЭТАП. 1942 г. Горечь новых поражений

Ведущий. После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное уже позади, но в 1942 г. Красная армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался в глубь нашей территории, занимая и разрушая города и сёла, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны?

Команды получают листы с заданиями.

Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания):

I. Разрабатывая план военных действий на весну— лето 1942 г., германское командование главным направлением своего наступления считало:

1. Центральное — на Москву.

2. Северное — на Архангельск.

3. Южное — на Донбасс и Кавказ.

4. Одновременное наступление по всему фронту.

П. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом—осенью 1942 г. сложилось:

1. На юге.

2. Под Ленинградом.

3. Под Москвой.

4. Все приведённые варианты неверны.

III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

1. «Только вперёд».

2. «Ни шагу назад».

3. «Велика Россия, а отступать некуда».

4. «За Родину, за Сталина».

IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:

1. Эвакуацией.

2. Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов.

3. Обороной Сталинграда.

4. Партизанским движением.

V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

1. «Уран».

2. «Цитадель».

3. «Искра».

4. «Восточный вал».

(Ответы: 1-3,11-1,111-2,1У-4, У-1.)

Ш ЭТАП. 1943 г. Коренной перелом

Ведущий. Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 г. сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло и полководческое искусство генералов и высшего командного состава, которые разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений в 1943 г.

Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.

Задание (3 минуты на выполнение): впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны.-

№ п/п

Фамилия советского военачальника

Отметка о приведении данной фамилии соперником

1.

2.

Капитаны поочерёдно называют имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя приведённые другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним. Победитель получает 3 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-познавательная викторина «Великая Отечественная война: год за годом»

Цели мероприятия:1) привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;2) используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях ...

Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .

Представлен опыт работы по реализации краткосрочных  исследовательских и информационных проектов на уроках истории....

Советы ребятам, играющим в баскетбол

Основные технические приемы, используемые в баскетболе....

Открытое занятие по теме: «Растения, играющие в прятки»

Знакомимся с растениями, живущими на ссохшейся твердой и красной почве. Однако не всегда в пустыне стоит жара. В южном полушарии времена года противоположны нашим. Июль - август – зима, сентябрь...

«Великая Отечественная война: год за годом» -методическая разработка историко-познавательного мероприятия

Великая Отечественная воина: год за годом" Методическая разработка историко-познавательного мероприятия Историко-познавательное мероприятие «Великая Отечественная война: ГОД за ГОДОМ» м...

А.С. Пушкин « На статую юноши, играющего в бабки. На статую юноши, играющего в свайку». Фольклор. Встреча вторая. Урок литературы в 5 классе

А.С. Пушкин « На статую юноши, играющего в бабки. На статую юноши, играющего в свайку». Фольклор. Встреча вторая. Литература, 5 класс, Часть 1, Архангельский А.Н.,...

"Историко-познавательная викторина"

Историко-познавательная викторина...