«Великая Отечественная война: год за годом» -методическая разработка историко-познавательного мероприятия
методическая разработка по истории по теме

Лысов Александр Владимирович

Великая Отечественная воина: год за годом"

 

Методическая разработка

 историко-познавательного мероприятия

 

Историко-познавательное мероприятие «Великая Отечественная война: ГОД за ГОДОМ» может проводиться в качестве формы закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории в 9-х классах. Оно также может быть  организовано как самостоятельное мероприятие во время проведения Недели обществоведческих дисциплин в школе. Предлагаемое мероприятие проводится в виде интеллектуального соревнования. Его достаточно легко организовать даже в классе во время урока нетрадиционного типа. В качестве опережающего задания учащиеся просто повторяют раздел, посвященный истории Великой Отечественной воины, и формируют команды для проведения конкурса. Выбирается капитан команды. В конкурсе участвуют 2 команды по 5 человек, зрителями и вместе с тем участниками конкурса являются одноклассники соревнующихся команд.

Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Мероприятие проводится в большом кабинете или в актовом зале, конкурсное время - один урок.

 

Цели мероприятия:

 

- в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной воины;

-дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;

- заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме;

- воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

 

Оборудование:

 

- выставка  книг и плакатов, посвященных  Великой Отечественной воине;

-  историческая            карта            «Великая            Отечественная            война"

- портреты героев, полководцев с временно закрытыми фамилиями;

- хронометр;

-при возможности желательно использовать компьютерную и видео- или аудиоаппаратуру с записями, посвященными Великой Отечественной воине;

- игровая карта для жюри и задания для участников.

Название мероприятия определяет и его структуру: он  состоит из пяти этапов, содержательно  соответствующих годам и событиям  Великой Отечественной воины. Каждому этапу мероприятия соответствует своя группа заданий, которые и выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).

 

Структура мероприятия:

 

1.Вступительная  часть.  Ведущий   разъясняет  цели,  последовательность  и форму проведения конкурса, представляет команды и жюри.

2.Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, жюри оценивает, начисляя баллы.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд-победительниц или выставление оценок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya_voyna.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

методическая разработка историко-познавательного мероприятия

«Великая Отечественная война:

год за годом»

Выполнил:

Педагог- организатор ОБЖ

Лысов А.В

Ахтырский 2009 год

"Великая Отечественная воина: год за годом"

Методическая разработка

 историко-познавательного мероприятия

Историко-познавательное мероприятие «Великая Отечественная война: ГОД за ГОДОМ» может проводиться в качестве формы закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории в 9-х классах. Оно также может быть  организовано как самостоятельное мероприятие во время проведения Недели обществоведческих дисциплин в школе. Предлагаемое мероприятие проводится в виде интеллектуального соревнования. Его достаточно легко организовать даже в классе во время урока нетрадиционного типа. В качестве опережающего задания учащиеся просто повторяют раздел, посвященный истории Великой Отечественной воины, и формируют команды для проведения конкурса. Выбирается капитан команды. В конкурсе участвуют 2 команды по 5 человек, зрителями и вместе с тем участниками конкурса являются одноклассники соревнующихся команд.

Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Мероприятие проводится в большом кабинете или в актовом зале, конкурсное время - один урок.

Цели мероприятия:

- в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной воины;

-дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;

- заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме;

- воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

- выставка  книг и плакатов, посвященных  Великой Отечественной воине;

-  историческая            карта            «Великая            Отечественная            война

- портреты героев, полководцев с временно закрытыми фамилиями;

- хронометр;

-при возможности желательно использовать компьютерную и видео- или аудиоаппаратуру с записями, посвященными Великой Отечественной воине;

- игровая карта для жюри и задания для участников.

Название мероприятия определяет и его структуру: он  состоит из пяти этапов, содержательно  соответствующих годам и событиям  Великой Отечественной воины. Каждому этапу мероприятия соответствует своя группа заданий, которые и выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).

Структура мероприятия:

1.Вступительная  часть.  Ведущий   разъясняет  цели,  последовательность  и форму проведения конкурса, представляет команды и жюри.

2.Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, жюри оценивает, начисляя баллы.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд-победительниц или выставление оценок.

Ход мероприятия

Ведущий. Наше мероприятие (или обобщающий урок) посвящено одной из самых трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной странице истории нашей страны - Великой Отечественной воине советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 годов. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Великой Победе.

Первый этап: 1941 год, трагическое начало

Ведущий. 22 июня 1941 года нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?

Задание.

Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего, направленные на выяснение знания учащимися событий этого периода воины. Для обдумывания каждого вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ - 2 балла. Если команда дает неверный ответ, то возможна помощь  болельщиков. Тогда за правильный ответ начисляется 1 балл. Если данная команда или «группа поддержки» отвечают неправильно, то возможность выполнить задание по тем же критериям получает другая команда.

Вопросы:

1.Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост».)

2.Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная воина».)

З.В июне 1941 года советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло.)

4.Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армии: «Север», «Юг» и... Как называлась третья? («Центр».)

5.На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника: танки, самолеты.)

6.Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс? (Эвакуация.)

7.В 1941 году в снабжении Красной Армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с»: спирт, сало и...» Что еще? (Сухари.)

8.Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград.)

9.Этот «большой ветер», по замыслу немецкого командования, должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун». «Тайфун» в переводе с китайского -«большой ветер».)

10.После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва.)

Второй этап: 1942 год, горечь  новых поражении

Ведущий. После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное было уже позади, но в 1942 году Красная Армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался вглубь нашей территории, занимая советские города, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны?

Команды получают одинаковые тестовые задания на листах и выполняют их, затем сдают жюри, которое быстро подводит итоги. На выполнение задания отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ - один балл.

Задания:

1. Разрабатывая план военных действий на весну-лето   1942   года,   германское командование главным                                                     на правлением своего наступления считало:

- центральное - на Москву;

- северное - на Архангельск;

- южное - на Донбасс и Кавказ;

- одновременное наступление по всему фронту.

2.Самое тяжелое положение для Красной Армии летом-осенью 1942 года сложилось на

- юге;

- под Ленинградом;

- под Москвой;

- все выше приведенные варианты неверны.

3. В    трагические    дни    лета    1942    года появился                                               Приказ

наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

- «Только вперед»;

- «Ни шагу назад»;

- «Велика Россия, а отступать некуда»;

- «За Родину, за Сталина».

 4. Для руководства им был создан  центральный штаб во главе с Пономаренко.  Кем он руководил?

- эвакуацией;

-  маскировкой     важнейших     военных    и гражданских

объектов;

- обороной Сталинграда;

- партизанским движением.

5.Для   разгрома   врага   под   Сталинградом  советское

командование разработало план операции под кодовым названием...

- «Уран»;

- «Цитадель»;

- «Искра»;

- «Восточный вал».

Третий этап: 1943 год, коренной перелом

Ведущий. Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 году сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло советское полководческое искусство: генералы и высший командный состав разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений. Пришло время проявить себя капитанам (командирам) команд.

Задание капитанам команд - вписать  в таблицу за определенное время как

можно большее количество фамилии советских полководцев Великой Отечественной  воины. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно называет имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним. На выполнение задания отводится 3 минуты, победитель получает 3 балла.

Четвёртый этап: 1944 год, освобождение

Ведущий. Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944 году советские вооруженные силы занимались освобождением территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.

Брейн-ринг о событиях 1944, года. Командам необходимо раньше соперников дать ответ на поставленный ведущим вопрос. Для осуществления попытки ответить на вопрос дается АО секунд. Капитан извещает ведущего о готовности ответить поднятием руки. За правильный ответ команда Получает 2 балла. В том случае, если, опередившая команда дает неверный ответ, вторая может предложить свои вариант. Если он правильный, то опоздавшей команде прибавляется только  1  балл.  Если .команды  не дают знак  готовности  в

Отведенный  период времени, ведущий снимает данный вопрос с конкурса.

Вопросы:

1.В начале 1944 года была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько дней она длилась/ (Блокада Лениграда  длилась 900 дней.)

2.В июне 1944 года союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта в Европе.)

З.В   честь  этого  полководца  Отечественной  войны   1812   года  была  названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в  1944. Кто это полководец? (Багратион.)

4.Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского слово это означает «череп». Что это? (Каска.)

5.Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично еще раньше, причем делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американскую и английскую тушенку.)

6.Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 ей, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. Назовите город, (Севастополь.)

7.К началу 1944 года их было около 20, а к концу 1944 года они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря.)

8.В 1944 году советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе с какой страной раньше всего вышли части Красной Армии? (С Румынией.)

9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 году она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария.)

10. В теплое время года         советские солдаты свёртывали ее в трубку и носили      через плечо, на привалах ее использовали и как подушку,       и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель.)

 полководец? (Багратион.)

4.Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского слово это означает «череп». Что это? (Каска.)

5.Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично еще раньше, причем делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американскую и английскую тушенку.)

6.Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 ей, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. Назовите город,  Севастополь.)

7.К началу 1944 года их было около 20, а к концу 1944 года они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря.)

8.В 1944 году советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной  границе с какой страной раньше всего вышли части Красной Армии? (С Румынией.)

9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 году она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария.)

10. В теплое время года         советские солдаты свертывали ее в трубку и носили      через плечо, на привалах ее использовали и как подушку,       и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-познавательная викторина «Великая Отечественная война: год за годом»

Цели мероприятия:1) привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;2) используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях ...

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвященного 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Торжественное мероприятие, посвященное 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проведено 25 апреля 2018 года в актовом зале ГБПОУ ПК им. П.А. Овчинникова. На меропр...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...