Памятки учащимся для работы на уроках истории
учебно-методическое пособие по истории на тему

Дорошенко Ольга Денисовна

Данные методические рекомендации разработаны учителем истории и правоведения Шкарупа Т.А. и размещены на сайте  https://infourok.ru/user/shkarupa-tatyana-aleksand....

Скачать:


Предварительный просмотр:




ПАМЯТКИ

 УЧАЩИМСЯ  ДЛЯ РАБОТЫ

НА  УРОКАХ ИСТОРИИ

(методические рекомендации)




                                                                       


                                             
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (памятки на уроках истории)
1. Характеристика и оценка исторического деятеля (5 – 6 класс)
2. Характеристика и оценка исторического деятеля (7 – 8 класс).
3. Характеристика и оценка исторического деятеля (9 – 11 классы)
4. Характеристика исторической личности.
5. Памятка для характеристики двух исторических деятелей.
6. Сравнение двух исторических фактов.
7. Как дать оценку историческому событию
8. Как дать оценку историческому явлению.
9. Характеристика исторических явлений.
10. Характеристика исторического события
11. Характеристика общественного строя
12. Характеристика государственного строя
13. Характеристика крестьянских восстаний.
14. Памятка к изучению войн.
15. Характеристика войн
16. Характеристика сражений
17. Характеристика общественных выступлений
18. Изучение предпосылок революции.
19. Характеристика революции.
20. Изучение отношений между классами.
21. Характеристика революционных выступлений.
22. Характеристика политического строя государства.
23. Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных исторических явлений.
24. Как работать с книгой.
25. Как читать газету
26. Анализ газетных статей.
27. Как работать с параграфом учебника
28. Памятка для описания экскурсии
29. Памятка как составлять план
30. Памятка для анализа составленного плана
31. Отзыв на ответ ученика
32. Памятка как писать реферат
33. Как писать отзыв на историко - художественную книгу
34. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи І уровня
35. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи II уровня
36. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи III и IV уровня
37. Как «читать» картину
38. Анализ портрета исторического деятеля
39. Анализ памятника историческому деятелю
40. Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
41. Анализ письменного источника
42. Правила конспектирования
43. Как дать рецензию на ответ товарища
44. Как составить синхронную таблицу
45. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений .
46. Памятка для написания летописи края
47. Памятка для работы с историческим источником
48. Памятка для описания исторического романа

ВВЕДЕНИЕ (памятки на уроках истории)
       
Работа с памяткой на  уроках  истории -это использование  приема,  который позволяет развивать   историческое   мышление   учащихся. Применение  памяток представляет собой этап(начальный или промежуточный) в формировании метода рассмотрения того или иного  явления, особую  форму  сообщения  теоретических знаний учащихся:

а) ориентация на возможности учащихся;

б) рассчитано на осложнение работы  в дальнейшем;

 в) дается как инструкция к действию, к применению знаний.

        Без  теоретических  знаний, без  памятки учащиеся  ищут  ответ  стихийно, их широкие фактические  знания будто  блокируются  в  их  памяти или же  остаются неиспользованными, а   самостоятельный, экономный   во  времени   и   успешный анализ оказывается  невозможным. Из   большого   количества материала  памятка определяет  те  области  знаний (совсем  не  подсказывая конкретного содержания ответа), в которых должно пройти припоминание  нужного  материала.  Механизм этого процесса  таков,  что  через  короткие  указания,  высказанные в абстрактной форме (например: „Когда  и  в  какой стране жил и действовал  этот  исторический деятель, к какой социальной группе принадлежал?”), она  актуализирует  широкие и конкретные знания учащихся.
       
Памятка   помогает   обобщать,   систематизировать,   абстрагировать знания,

во-первых, по линии  выделения  совокупности  признаков,  которые  и позволяют характеризовать историческое явление,  историческую личность, характеризовать событие, понять   ее   структуру, во-вторых, по  линии   совмещения   сторон, черт общественной жизни. Изучение однородных явлений  целенаправленно  подводит учеников к некоторым обобщениям о способах их рассмотрения.
     
При   использовании  памяток, предупреждая   схематизм, обязательно  нужно требовать от учащихся достаточно конкретных ответов.
     
Какой должна быть памятка?  Когда  ее  вводить? Здесь нет  и  не  может быть однозначного ответа.
     
Опыт    показывает:  пятиклассники   и   шестиклассники   слабо   используют                        памятку. Ученики 7 класса с ней справляются уже до конца учебного года.    

       Но наибольшее применение она находит в 8-9 классе.
     
Перед тем, как подать памятку, учитель должен в доступной форме ученикам объяснить, что памятка не шаблон, ею  нужно  пользоваться   гибко:  „После  того, как со всех сторон рассмотрите деятельность и  личность  выдающегося  человека, составьте   о  нем  свое  мнение. Нужно,  опираясь  на  исторические  достоверные факты из учебника и  дополнительной  литературы, оценить  его  дела:  насколько они были полезны для  народа, страны (а, возможно, и для  всего человечества),  в чьих интересах  он  вел  войны,  проводил  реформы,  улучшал  хозяйство  страны, способствовал развитию науки и искусства; условия жизни каких слоев населения становилась лучше, а каких – ухудшалось”.
     
В среднем и  слабом  (по уровню знаний )  классе  в процессе  характеристики исторического  деятеля  учитель дает  образец  такой  оценки, а  в  сильном – дает ученикам  возможность высказать  свое мнение  и обобщить  (насколько они сами смогут) свою оценку, направляя работу в правильное русло.
     
Учащиеся  постепенно  подводятся   к   самостоятельной   оценке   различных сторон исторических явлений. Например,  в 8  классе  под  руководством  учителя учащиеся оценивают значение  Великих  географических  открытий   как явления прогрессивного, которое  открыло   новую   эру   в   мировой   торговле,  ускорило развитие капитализма, и их последствия: положительные – для самих европейцев и негативные – для колониальных народов.
       
В   7  классе   учащиеся   оценивают   значение   и   последствия   феодальной раздробленности, а затем  образование  централизованных   государств в  истории нашей    страны    и   западноевропейских   государств. Для   формирования  таких исторического мышления в целом   большое    значение    имеет   систематическая постановка вопросов, которые требуют рассмотреть и оценить культурный вклад отдельных народов и определенных эпох (Возрождение, Просвещение и тому подобное).
       
Памятка – это прием умственной деятельности, то есть средство достижения цели. И когда  сформулированы  теоретические знания  и  выработано  умение  их применять, необходимость в памятке отпадает.

                   Характеристика и оценка исторического деятеля
                                                        ( 5 – 6 класс )

1. Как ты представляешь себе внешний вид героя?
2. Что он сделал?
3. Во имя чего, в интересах какого класса он действовал?
4. Какие внутренние, наиболее важные черты этого человека?
5. Дайте оценку деятельности деятеля. Какой вклад он  внес в  историю?  Почему мы его помним?

                     
Характеристика и оценка исторического деятеля
                                                     
( 7 – 8 класс )

1. Вспомните:
а) когда и в какой стране жил;
б) к какому классу принадлежал, в каких условиях формировались его взгляды;
в) историческую обстановку, в которой протекала его активная деятельность;
г) его общественно-политические взгляды.
2. Кратко укажите:
а) какие цели и почему он выдвигал, с целями и задачами какого класса они совпадали;
б) какие средства он использовал для достижения своих задач;  оцените  и  вы  эти средства.
3.  Опишите его внешность  и  характер. Какие  из  черт   характера  помогали  или мешали ему в достижении поставленных задач?
4.  Как вы оцениваете его деятельность в целом? Какова его роль в истории? Выразите свое отношение к нему.

             
Характеристика и оценка исторического деятеля
                                           
( 9 – 11 классы )

1.  Определить исторические условия и общественную среду, в которых формировались взгляды, жизненные цели человека, показать,  как  на  них  влияли эти условия.
2.  Раскрывать черты характера человека, их  зависимость от воспитания,  влияния общественной среды, его идеалов и задач.
3. Определить,  какие  качества  личности  этого выдающегося человека  помогали  в достижении поставленных им целей в решении  исторических задач, объективно поставленных перед страной и народом.
4. Вскрыть связи и противоречия:
 - между целями деятеля и интересами народных масс;
-
 между целями и мотивами деятельности выдающегося человека;
-
 между целями и способами их достижения.
6. Оценить его значение и роль в истории:
-
 по результатам его деятельности;
-
 по его влиянию на положение народных масс, на дальнейший ход событий;
-
 по воздействию его примера на других людей, на новые поколения.
5. Оценить личность исторического деятеля и выразить свое отношение к нему.

                   
Характеристика исторической личности
1. Жизнь.
а) Когда, в какой стране жил и действовал?
б) Какое получил воспитание?
в) Цели и планы.
г) Какими способами достигал цели?
2. Внешность и характер.
3. Основные результаты деятельности.
а) Что ему удалось, что нет?
б) Какие последствия его деятельности:
— Для родной страны? — Для других стран? — Для человечества?
4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны?
а) соратники и друзья?
б) враги?
5. Дайте оценку его деятельности.
6. Собственное отношение.
а) Что вызывает: — Восхищение? —Осуждение?
б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?

         
Памятка для характеристики двух исторических деятелей
1.  В   какой  исторический  период   жили эти два  исторических деятеля, которых характеризуешь, в какой стране или странах?
2. Чьи  интересы  они  выражали  (какого класса  или  состояния)?   Против  каких порядков выступали?
3. Какие цели преследовали?
4. Как относились к народу?
5. Какие пути использовали для достижения поставленных целей?
6. Какие положительные и отрицательные черты характера проявили?
7. Оцени    деятельность    каждого   из    них    (революционная,     прогрессивная, реакционная).
8. Твое отношение к каждому из этих исторических деятелей.

                       
Сравнение двух исторических фактов

1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве или различие данных явлений (событий).
2. В каком порядке лучше разместить эти признаки? Почему?
3. Перечисли сходства и различия.
4. Сделай выводы.

                         
Как дать оценку историческому событию
В результате анализа фактов установите:
Причины происшествия:
1. Заинтересованность в нем определенных классов и общественных групп;
2. Характер события (антифеодальный, освободительный и др.);
3. Связи ( в том числе следственные ) с другими событиями того же порядка;
4. Значение для участников события и для последующего исторического развития.

                             
Как дать оценку историческому явлению

На основе анализа фактов установите:
1. Причины явления.
2. Заинтересованность в нем определенных классов, слоев общества, социальную направленность.
3. Характер.
4. Связи с другими явлениями того же порядка;
5. Противоречия развития;
6. Значение этого исторического явления:
-
 для разных классов и слоев общества;
-
 для последующего исторического развития.


                         
Характеристика исторических явлений

1. Причины возникновения:
а) противоречия, что  вызвали данное   явление, необходимость   их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, сил, групп.

2. Содержание явления, его развитие:
а) факты, касающиеся явления;
б) социальная направленность действий различных сил.
3. Причины успеха (или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия и значение явления, его влияние на общий процесс исторического развития.

                         
Характеристика исторического события

1. Причины.
2. Определение заинтересованности в событиях разных социальных групп.
3. Характер события (антифеодальный, реакционный и т. п.).
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
а) для участников событий;
б) для исторического развития.

                           
Характеристика общественного строя

1. Уровень развития производственных сил.
2. Производственные отношения в обществе.
3. Тип и форма государства.
4. Уровень развития науки, культуры, распространение образования.
5. Взаимоотношения личности и общества.

       

                           

Характеристика государственного строя

1. Интересы какого класса защищала государство? Какие были его задачи?
2. Какой была форма правления?
3. Каким был государственный строй? Назовите государственные органы в центре и на местах.
4. Какие изменения в сравнении  с   более  ранним  периодом развития произошли  в государстве? Чем они были вызваны?

                           
Характеристика крестьянских восстаний

1. Причины восстания.
2. Движущие силы восставших.
3. Цели, требования восставших.
4. Районы, которые охватывали восстания.
5. Ход восстания, его основные силы.
6. Итоги восстания и его значение.

                                     
Памятка к изучению войн

1. Причины и характер войны:
-
 основные противоречия, приведшие к войне;
-
 значение решения этих противоречий для обеих сторон;
-
 подготовка к войне, соотношение сил и планы воюющих сторон.
2. Ход войны:
-
 повод к войне;
-
 основные этапы и крупнейшие сражения;
-
 конец войны и условия мира.
3. Причины победы или поражения в войне:
-
 что влияло на боеспособность армии и на ход войны;
-
 влияние характера войны и отношения армии и народа;
-
 итог войны.
4. Историческое значение войн.

                               
Характеристика войн

1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод для войны.
6. Ход военных действий (по этапам):
-
 планы сторон в начале каждого этапа
-
 военные и политические итоги каждого этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

                           
Характеристика сражений

1. Описание места битвы. Почему именно это место выбрано.
2. Соотношение сил, их размещение.
3. Развитие битвы и ее последствия.
4. Историческое значение битвы.

                 
Характеристика общественных выступлений

1. Место и время выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы.
7. Масштабы борьбы.
8. Уровень организованности.
9. Имена руководителей.
10. Основные этапы развития событий.
11. Результаты и значение.

                               
Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производственных сил.
2. Определи   характер    производственных    отношений, положение    различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи,  назрел   ли конфликт между господствующими  производственными отношениями и производственными силами.
4. Тормозит ли старый строй развитие производства и все общество в целом.
5. Назови  классы, которые  ведут борьбу против изжитого общественного строя.
6. Определи, какие задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

                             
Характеристика революции

1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции.
3. Ход революции, ее этапы.
4. Характер революции.
5. Итоги революции, историческое значение революции.

                          Изучение отношений между классами

1. Положение   класса  эксплуататоров:    какой   собственностью   владели?   Чем они  занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались?  В  какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие средства эксплуатации были главными?

                   
Характеристика революционных выступлений

1. Время и место выступления. Связь с другими событиями.
2. Причины революционного выступления.
3. Социальный состав участников.
4. Требования восставших, лозунги, цели.
5. Методы борьбы (митинг, демонстрация, акция протеста, забастовка,  восстание, акция гражданского неповиновения, вооруженное выступление, война).
6. Масштабы выступления ( территория, количество участников).
7. Уровень организованности.
8. Имена участников, руководителей.
9. Развитие событий, основные этапы.
10. Историческое значение выступления, его результаты.

             
Характеристика политического строя государства

1. Форма правления ( монархия или республика ).
2. Какой класс (часть класса, социальная группа, сословие) находятся у власти.
3. Политический строй государства:
-
 Глава государства, его полномочия;
- Исполнительные органы ( способы формирования, функции, подчинения);
-
 Законодательные органы (структура, способ формирования, их функции и полномочия);
-
 Судебные органы, их подчинения;
-
 Соответствие прав законодательной и судебной власти.
4. Права граждан ( подданных):
- Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.д.);
-
 Политические права и свободы;
-Личные права и свободы;
5. Возможность использования провозглашенных законом прав и свобод.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.

                 
Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных

                                                 исторических  явлений

1. Внимательно рассмотри   наглядное  пособие  и  мысленно представь себе или воспроизведи словами общую картину предмета или явления, которое изучаешь.
2. Обрати внимание на окружающую природу и материальные предметы  орудия труда, сырье,  из которого  изготавливают  изделия,  помещения  мастерской,  лес, разоренное поле, одежда  и  обувь людей. Запомни увиденные  образцы, попробуй воспроизвести их словам.
3. Внимательно   всмотрись  в  образы  людей,  которые  принимают   участие   в изготовлении изделий: Что делает каждый из  них?  Чем  занят?   Какие   действия осуществляют работающие люди? В какой последовательности   они эти   изделия изготавливают? Запомни и словесно воспроизведи усвоенные образы.
4. Уясни и скажи, в каких условиях трудятся люди. Как  они  относятся  к  труду? Почему?
5. Подумай  и  скажи,  кто  эти  люди:  рабы, свободные  мастера - ремесленники, крепостные   крестьяне,  рабочие,   рабовладельцы,    феодалы (помещики)    или представители буржуазии?
6. Скажи: кому принадлежат орудия труда, земля, другие материальные предметы, которые ты видишь на картине?
7. Скажи: что заставляет людей, изображенных на картине, трудиться? Почему?
8. Определи: какие взаимоотношения между людьми, увиденными на картине? Почему?

                                             
Как работать с книгой

1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя  собственная,  то   аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали   или   вызвали вопросы.
2. Старайся  читать   бегло,   но   внимательно. Прочитав    книгу,   подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
3. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных преимуществах или недостатках.

                                             
Как читать газету

1. Старайся читать газету каждый день.
2. Чтение газет  начинай  с   просмотра  названий   рубрик, заголовков  статей. Это поможет выбрать наиболее важный для тебя материал.
3. Обрати внимание на незнакомые тебе слова. Их значение ты найдешь в словаре.
4. Можно вырезать те статьи, которые тебе наиболее понравились. Такие  вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.

                                       
Анализ газетных статей
1. Какое  событие   побудило   автора   написать  эту  статью? Например:  военные действия,  политические  и  экономические    споры,    издания      новых   законов, митинги, демонстрации,  морские, воздушные или природные катастрофы, другие важные события.
2. Определите главную идею статьи. Кратко запишите ее своими словами.
3. Подберите   основные   аргументы,    которые поддерживают эту идею, и кратко запишите их.
4. Приводит  ли  автор  достаточно фактов для поддержания своей идеи (цитирует очевидцев, приводит статистические данные, указывает источники информации)? 5. Был  ли  автор  свидетелем  происшествия, или   получил    информацию   через информационную службу?
5.  Репортаж об этом событии, по Вашему мнению, истинный, сбалансированный, или предвзятый?
6.  Приведены ли в статье различные взгляды на освещение  этого  вопроса?   Или эта  статья    является    выражением    собственных    мыслей (редакционная), она информативна, убедительна, или сбалансированная?
7.  Что Вы думаете про эту статью и освещенные в ней события?

                   
Как работать с параграфом учебника

1. Прочитай  весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музее, в кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если  что-то  кажется   непонятным    или  какой-то  вопрос  заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
8. Проверь, знаешь  ли   ты   материал   темы, перескажи  его, сначала    пользуясь планом, потом без него.
9. Подготовь   ответы    на   вопросы   и   задания, которые    размещены   в   конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

                         
Памятка для описания экскурсии

1. Ознакомившись    с   темой    экскурсии   и получив задание, внимательно изучи рекомендованную литературу.
2. Знакомство с историческим памятником начните с осмотра его в целом.
3. Осматривая  монументальное    сооружение, постарайтесь    мысленно   сначала восстановить    первоначальный    вид      окружающей местности, затем  внешних очертаний   памятника,  а   если   это   возможно, и его внутренний вид. Мысленно воспроизведите  образы   и    изобразите   в виде одного или  нескольких эскизных рисунков.  Выполняйте  эту   работу  по  частям,  не  спеша.  Используйте  в   ходе работы знания, почерпнутые из литературы.
4. Внимательно  изучите  внешние   детали памятника, для чего подойдите к нему как можно  ближе; если необходимо, обойдите памятник по внешнему периметру, сделайте замеры  внешних  деталей  и  памятника  в  целом. Результаты  внешнего детального   осмотра  выразите   в  виде чертежа   или  схемы, эскизного   рисунка, которые     воспроизводят    детали    памятника    в    реконструированном       или первоначальном) виде.
5. Внимательно рассмотрите  памятник  изнутри, если  это  возможно. Результаты выразите тем же способом (см. пункт 4).
6. Осмотрите   памятник   в    целом   еще    раз    и   внесите в  первичные рисунки необходимые уточнения для отчёта.
7. Продумайте словесное   описание   памятника, его важнейшие детали, поясните назначение, особенности возведения памятника и его деталей.
8. Сравните   результаты    проделанной    работы   с  научными реконструкциями, описаниями и объяснениям

.

                             
Памятка как составлять план

1. Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и выбери  из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
2. Начинай   составлять  план только  тогда,  когда  понял содержание материала в целом.
3. Определи  характер  изложения  материала (сюжетное  построение, объяснение, конспективное   изложение), покажи  цели  изучения  материала. Составляя   план, учитывай это.
4.  В зависимости от   вида  плана выбери один из двух предложенных путей:
 - если   план короткий, раздели  текст  на  законченные по смыслу  части,  выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
 - если  план развернутый, соотнеси  выделенные  главные  мысли между  собой  и запиши в виде основных пунктов; найди положения, которые объясняют, раскрывают главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
5. Составь план, проверь раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины исторических явлений, сделать выводы.

                     
Памятка для анализа составленного плана

1. Учитывается или не учитывается характер изложения и задачи изучения материала.
2. Содержание плана соответствует (не соответствует) теме, не отражает ее.
3. Понимание (непонимание) основного смысла текста, смысловое (механическое) разделение его на части.
4. Умение (неумение) делить текст на законченные по смыслу части.
5. Умение (неумение) определить логическое подчинение пунктов  и  подпунктов, определение их как равнозначных, равноценных.
6. Пропуск в плане важных идей.
7. Недостаточная конкретизация материала.
8. Неудачные формулировки пунктов плана.

                                       Отзыв на ответ ученика

1. Выскажи свое мнение об ответе товарища по пунктам:

-  Правильность  и  полнота (знает  даты,  карту,  факты,  имена,  сделал  выводы);
-
   Речь, ее  недостатки (ненужные  повторения,  слова - паразиты,  не  употребляет новые слова, термины, эпитеты).
2. Дополните, исправьте, оцените.

                                   

                                  Памятка как писать реферат

1. Определить адресата и цель общения.
2. Подобрать соответствующую литературу.
3. Обработать выбранные источники с рабочими краткими пометками, закладками в книге.
4. Составить план согласно объема реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).
5. Оформить яркое, привлекательное вступление.
6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.
7. Оптимальный объем реферата – 1 - 12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10 -15 минут.
8. Во  время  устного выступления  лучше  рассказывать, а не  читать реферат. Для этого составить развернутый план – конспект на 2-4 страницы.
   
Во  время   отбора    языковых   средств   для   написания реферата  необходимо учитывать особенности научного стиля речи.

             
Как писать отзыв на историко - художественную книгу

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха   и  события  описываются  в   книге. Правильно  ли  с  исторической   точки зрения, отображаются события и исторические деятели?
2. Постарайся   самостоятельно   ответить на эти вопросы, используя свои  знания, учебник по истории и научно-популярную литературу.
3. Если  не  можешь это  сделать, внимательно прочитай предпосылку к книге или рецензию к ней, найди ответ.
4. Подумай,  как  автор  относится  к  описанным  событиям  и  героям, на стороне каких классов его симпатии.
5. Отзыв  не  должен быть похожим на пересказ содержания  книги. В  нем  нужно изложить свое мнение о книге и объяснить, нравится она или нет.

   
Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи І уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните  обдумывать  данные  условия (слово за словом, строку  за  строкой)  и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте,  не  помогают ли  одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если  в  условии не  хватает  каких-либо данных, вспомните,  что  вы  знаете  по теме задачи.
5. Обязательно четко и убедительно докажите свое решение.
6. Проверьте, является  ли  ваше  решение  ответом на вопрос задачи.  Полным  ли  является ваш ответ?

          Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи II уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните  обдумывать  данные  условия  (слово  за  словом, строку за строкой)  и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, помогают  ли  одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если  в условии  не  хватает  каких-либо  данных, вспомните,  что  вы  знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение с  помощью фактов. Проверьте, готовы  ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос  задачи. Достаточно ли  полный   ваш    ответ? Нет    ли   чего лишнего,  что  не  предусмотрено условиями задачи?
7. Еще раз проверьте, нет  ли  в  условии задачи  данных, противоречащих вашему решению. Всю представленную в условии задачи информацию вы учли?

       
Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи  

                                                  III и IV уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните обдумывать  данные   условия (слово  за  словом, строку за  строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в  условии задачи, помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если  в условии  не  хватает  каких-либо  данных,  вспомните,  что  вы знаете по теме задачи, и подумайте, какие из этих знаний могут помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Достаточно ли полный ваш ответ? Нет ли чего лишнего, что не предусмотрено заданием?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Всю ли представленную в условии задачи информацию вы учли?
8. Проверьте, все ли возможные выводы вы сделали и доказали.

                                           
Как «читать» картину

1. Внимательно   рассмотри   репродукцию (картину). Определи   её  жанр, автора. Знаешь   ли  ты,  где    хранится   оригинал    (страна,  картинная  галерея,  частная коллекция)?
2. Установи,   какой   период   истории    изображен на полотне. На основе чего ты сделал этот вывод? Что ты знаешь об этой эпохе, событии, личности?
3. Попробуй определить авторский замысел.
4. Вспомни, что ты знаешь о героях картины.
5. Определи, что ты знаешь об истории создания полотна.
6. Поясни, как знакомство с картиной расширило твои знания об эпохе.

                       
Анализ портрета исторического деятеля
1. Внимательно рассмотри  портрет, установи личность  изображенного,  характер произведения  по  технике   (портрет, гравюра, рисунок, фото, миниатюра, фреска, икона и т. п) и автора.
2. Вспомни, какие стили, направления  господствовали в это время в искусстве и в какой манере работал мастер.
3. Определи, почему художник изобразил это лицо именно так. Можешь  ли ты по портрету установить отношение художника к своему герою?
4. Вспомни, что ты знаешь об изображенном (изображенной) и его (ее) эпоху.

                         
Анализ памятника историческому деятелю
1. Определи, кому посвящен, где установлен этот памятник и кто его автор.
2. Выясни, к какому периоду истории относится его создание.
3. Укажи стиль и опиши архитектурные детали памятника.
4. Выскажи свое впечатление о нем.
5. Вспомни, что ты знаешь о человеке, памятник которому исследуешь.    

        Постарайся узнать об этой  личности из справочной, исторической, художественной литературы.

         
Анализ визуального источника  (картины, карикатуры, плаката)
1. Что изображено?
2. Когда происходит событие? Из чего это следует?
3. Когда создано и с какой целью?
4. Где   происходит  событие?  Характерные  признаки  места?  Какое   это   имеет значение?
5. Характеристика изображенных лиц.
а) К каким социальным группам и типам относятся?
б) Почему такой состав участников?
6. Какова позиция автора?
7. Насколько полно отражает тенденцию, явление и тому подобное?
8. Собственное отношение.


                                 
Анализ письменного источника

1. Кто  автор   документа?  Что можно сказать о его социальном статусе, позиции? Является    ли  он    участником   событий,  которые  описывает?   Чьи    интересы защищает?
2. Когда написано создан данный источник? Как это видно из его содержания?
3. Где происходят события, о которых идет речь в источнике? Как  это  следует  из его содержания?
4. Какие факты изображены в документе? Какую информацию он нам дает? Какие можно сделать выводы?
5. Для кого и с какой целью создан этот документ?
6. О чем в нем не сказано? Как он соотносится с другими источниками?
7. Мера нашего доверия к нему.
8. Значение источника.

                               

                                       Правила конспектирования

1. Внимательно   прочитайте  текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите   справки о  лицах, явлениях, событиях, упоминаемых  в   тексте.  При  записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При   первом  чтении  текста  составьте  простой  план. При  повторном   чтении постарайтесь очень кратко сформулировать основное  положение  текста, отметив аргументацию   автора.
4. Заключительный   этап    конспектирования   состоит   из    повторного    чтения ранее отмеченных мест и их короткой последовательной записи.
5. При конспектировании  нужно стремиться   выразить авторскую мысль  своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

                             
Как дать рецензию на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Придерживался ли он намеченного плана, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к данным историческим событиям и их участникам.
4. Использовал ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

                                   Как составить синхронную таблицу

1. Разграфить страницу  тетради  (разворот)  сверху вниз,  по  вертикали,  в   левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните  основные  события,  процессы,   происходившие    в    определенное время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблицы расположите перечень подобных фактов на одном горизонтальном уровне.

         
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:
-
 противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
 - потребности, интересы  сторон,  общественных  сил,  заинтересованность   их  в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
3. важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
4. социальная  направленность  действий  различных  сил,  борьба  за   разрешение противоречий.
5. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
6. Последствия развития и значение явления:
7. Разрешение с помощью данного явления назревших противоречий,
8. Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

                 
Памятка для написания летописи края

1. Что  означает  и откуда пошло название вашего села (улицы села)   или    города (микрорайона города)?
2. Когда и кем было основано ваше село или город?
3. Какую площадь занимает село (город)?
4. В  каком   административном  районе  Брянской  области находится   ваше  село (город)?
5. Определить   географическое    положение   вашего   села (города) в отношении:
-
 границ района;
-
 районного центра;
-
 областного центра ;
- р.
 Десны (левобережье или правобережье);
-
 других рек и водоемов.
6. Когда  и  какие  важные  исторические   события    происходили  в   вашем селе (городе) или рядом?
7. По   воспоминаниям  родственников и старожилов запишите о прошлом вашего села (города) и  изменениях, которые  произошли  в хозяйстве  и   природе   вашей местности.
8. Найдите художественную литературу (поэзия, роман, рассказ, повесть и т. п.), в которой говорится  о вашем  селе или  городе. По  возможности  выпишите строки относительно  родного   края, отметив   снизу   данные   о книге,  из   которой  они выписаны (как в предыдущем задании).
9. Какие выходят местные газеты и журналы?
10. Какие у вас есть библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, другие информационные учреждения?
11. Каким вы хотите видеть свое село (город) в будущем?


                   
Памятка для работы с историческим источником

1. Внимательно прочитать содержание исторического источника.
2. Выделить в тексте главное и второстепенное.
3. Обратить внимание на время написания источника.
4. Сравнить свои   знания   об   историческом   событии  с информацией, которую содержит источник.
5. Высказать   собственное   мнение     относительно      данного     исторического источника.


                     
Памятка для описания исторического романа

1. Выберите   исторический   роман о   жизни выдающейся  личности или важного события той или иной исторической эпохи.
2. Укажите   название   книги,   автора, где книга опубликована, когда, количество страниц.
3. Кратко  опишите автора (кто он, где живет или жил, какие другие его труды Вы знаете ).
4. Определите,  к  какому  историческому   периоду относится описанное событие, основной сюжет книги, назовите главные действующие лица романа.
5. Описание    сосредотачивается     вокруг   трех   выбранных    аспектов    жизни (политическое,  экономическое, религиозное,   военная  жизнь   или  быт). Как эти аспекты   изображены   в   историческом   романе?   Что   Вы узнали,   например, о религии той эпохи?
6. Используйте  конкретные примеры для того, чтобы   объяснить свои замечания. Приведите минимум три примера на каждый аспект жизни.
7. Охарактеризуйте стиль и содержание – понятно ли написана книга, логично  ли  изложены исторические события, трудно ли ее читать? Почему? Убедительно   ли автор описал жизнь в романе?
8. Обоснуйте свои взгляды на изложенные  факты, использованные   исторические карты, картины, действующих  известных исторических лиц?
9. Ваше  общее   впечатление   от   книги, замечания.   Посоветовали   бы  Вы   эту книгу прочитать своему товарищу, знакомому? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...

Памятки для учащихся при подготовке к урокам истории и обществозания

Данные памятки помогут учащимся без затруднения подготовится к истории и обществознанию...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Памятки учащимся для работы на уроках истории и кубановедения

Памятки учащимся для работы на уроках истории и кубановедения. Содержат информацию о работе с текстом, картой, синквейном, историческим документом, научно-популярной литературой, информацией об истори...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...