Урок "Князь Владимир. Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок "Князь Владимир. Крещение Руси" посвящён анализу цивилизационного выбора Князя Владимира, его сущности и последствиям для дальнейшего развития нашей Родины. На уроке раскрываются альтернативы возможного духовного выбора, сущность и историческое значение принятие христианства для Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_knyaz_vladimir._kreshchenie_rusi.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Князь Владимир. Крещение Руси

ФИО                                   Юматова Лидия Юрьевна

Место работы                   МБОУ СОШ № 4 г. Никольска Пензенской области

Предмет                             история России

Класс                                  10 класс

Базовый учебник             Н.С. Борисов История России с древнейших времён до конца 17 века, Москва, Просвещение, 2012

Цели и задачи урока:

–  Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения политики князя Владимира;

–  Подвести учащихся к пониманию причин, по которым именно христианство становится государственной религией;

–  Объяснить огромную роль и принципиальность принятия христианства;

– Выяснить, как характеризуется Владимир в народной памяти;

– Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать и обобщать материал, аргументировано высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы.

 В результате урока учащиеся смогут:

актуализировать и обогатить представление о личности и политике князя Владимира;

раскрывать значение крещения Руси для укрепления княжеской власти и государственности;

– объяснять основные последствия принятия христианства на Руси;

– характеризовать князя Владимира как исторического деятеля, опираясь на материал учебника и дополнительные источники информации;

аргументировано высказывать своё мнение, развивать умение анализировать исторические документы, выполнять проблемные задания, уважительно относится к мнению других людей.

Тип урока: комбинированный урок.

Оформление доски: тема урока, план изучения темы, карта «Киевская Русь в IX – XII веках», даты принятия христианства на Руси

 и княжения Владимира .

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

Организационный и мотивационный блоки

5

Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли сформулировать цель и предполагаемый результат урока; Проинформировать учащихся относительно плана урока и предполагаемых форм работы;

Настроить учащихся на плодотворную деятельность.

Рассказывает вкратце об обстоятельствах прихода Владимира к власти, его внутренней и внешней политике.

После смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: несколько сыновей правителя делили власть. Это привело к княжеской усобице, целью которой была борьба за власть, победителем из которой вышел князь Владимир - сын Святослава Игоревича и ключницы Ольги, Малуши. При Святославе он княжил в Новгороде, а после смерти отца и брата Олега ввязался в борьбу за киевский стол. Путь к власти Владимира был кровавым, однако княжество при нём процветало.

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и задач урока.

Для того  чтобы проанализировать политическую деятельность нам необходимо ответить на некоторые вопросы. Попробуйте их сформулировать?

Слушают рассказ учителя.

Формулируют вопросы, которые помогут в раскрытии темы:

– Выяснить особенности внутренней и внешней политики?

   Выяснить причины принятия христианства?

–.Раскрыть сущность крещения Руси как духовного и государственного события?

– Определить значение принятия христианства?

–Охарактеризовать князя Владимира и отношение к нему народа

    Сформулировать итоги правления Владимира и т. д..

Информационный блок

15

1.Объясняет основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира. Он отличался отвагой и не знал поражений: разбил поляков, дал отпор печенегам, присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племён.

Просит сравнить размеры государства Владимира с размерами соседних государств, подчёркивает этнические разнообразие племён Руси.

Спрашивает, каким образом изменилась внешняя политика при Владимире?

Воспринимают объяснение учителя

Работают с картой, отвечают на вопрос учителя (От далёких заграничных походов он переходит к организации обороны, особенно на южных рубежах)

Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они могли воспринимать и осознавать информацию, актуализировать ранее полученные знания, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи.

Рассказывает, что именно при Владимире строится система «застав» - оборонительных крепостей с сигнальными кострами. Теперь печенеги уже не могли неожиданно нападать на Русь, а известие об их появлении в приграничных степях через систему сигнальных костров мгновенно доходило до Киева, и князь мог сразу послать дружину на помощь. И всё же, не смотря на все успехи, Владимир вошёл в историю как князь-креститель.

Организует работу учащихся с текстом учебника и даёт задание выписать в тетради основные причины принятия христианства  (стр. 29 – 31)

Анализируя материал учебника, делают соответствующие записи в тетрадях

2.Осуществляет контроль выполнения задания.

Представляют результаты проделанной работы, в случае неточностей вносят корректировки.

3. Актуализируя знания учащихся, рассказывает, что Владимир пробовал использовать культ старых, языческих богов, ислам, иудейство, католицизм, но отверг эти верования и остановился на византийском христианстве – православии.

Предлагает учащимся в ходе работы с документом (Приложение 1) выяснить причины выбора именно этой религии

Слушают учителя

Работают с документом, выделяют в нём главное, размышляют, был ли выбор христианской веры и крещение Руси по греческому образцу случайным или осознанным шагом со стороны Владимира?

4. Обобщает и дополняет ответы учащихся

(Традиционные связи с Византией, юго-западная направленность политики Руси, экономические, военно-политические, культурные связи с Византией, зависимость восточноримской церкви от правителя, желание жениться на византийской принцессе и т. д.).

Рассказывает о том, что православная вера была принята в значительной степени как результат политического выбора, так как сильное Киевское государство нуждалось в новой идеологии – монотеистической религии, которая символизировала бы и освящала единую власть великого князя.

Характеризует основные черты христианской доктрины и устройства культа, напоминает, что иногда распространение христианства носило принудительный характер и предлагает ответить на вопрос «Какой исторический смысл заключён в выражении « Добрыня крести мечом, Путятя – огнём»

Высказывают варианты ответов, после корректировки записывают их в тетрадь

Воспринимают объяснение учителя

Обдумывают вопрос и предлагают варианты ответа

6. Используя электронный диск «История государства Российского» (Фрагмент «Князь Владимир»), более подробно раскрывает для учащихся особенности политической деятельности Владимира и просит подвести её итоги.

Просматривают диск

Делают выводы о том, что князь Владимир сыграл особую роль в жизни нашего государства, осуществил переход от завоевательных походов к укреплению границ Руси, создал систему крепостей на юге и сторожевую службу, остановил натиск печенегов, осуществил крещение Руси – важнейшее событие российской

истории и культуры

Аналитический блок

15

Создать условия для более глубокого изучения, обобщения, систематизации информации о содержании и значении крещения Руси

1. Раздаёт дополнительные материалы учащимся, ставит задачу проанализировать особенности правления князя Владимира (Приложение 2)

Используя раздаточный материал, более подробно характеризуют Владимира как политического деятеля

2. Организует работу учащихся с познавательными задачами о князе Владимире для расширения представления деятельности князя – крестителя (Приложение 3)

Подводит учащихся к пониманию важности вхождения Руси в круг цивилизованных христианских государств

Работают с текстом познавательных задач, анализируют и обобщают полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Оценочно-рефлексивный блок

10

Подведение итогов занятия, оценивание, рефлексия.

1. Организует итоговое обсуждение

Просит назвать основные политические шаги князя Владимира, определить значение принятия христианства в качестве официальной религии на Руси, подвести итоги его правления.

Историк Н.М.Карамзин писал о князе: «Владимир с помощью злодеяний и наёмников овладел государством. Но скоро доказал, что он рождён быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные. Согласны ли вы с данным высказыванием?   Своё мнение обоснуйте.

Подводит итоги обсуждения.

Высказывают, аргументируют своё мнение, внимательно слушают и дополняют мнения одноклассников.

2. Оценивает работу учащихся на уроке.

3.Даёт домашнее задание.

Для всех: Прочитать параграфы 2, 3, ответить устно на вопросы в конце параграфа

По желанию: Составить исторический портрет князя Владимира как политического деятеля

Записывают задание в дневники.


Приложение 1 «О выборе веры»

«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же Вы посоветуете? что ответите? И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь, в самом деле, разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. На следующий же день поехал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытывать веру нашу, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служения богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо"»


Приложение 2 «О князе Владимире»

«В годы правления Владимира продолжалось подчинение Киеву славянских племён. Так, Владимир покорил радимичей, обложил данью вятичей.  Киевский князь предпринимал частые нападения на земли сопредельных народов (поляков, древнелитовские племена, болгары).

Непрерывные нападения печенегов требовали укрепления юго-восточной границы: «И рече Володимер: «Се не добро, что мало городов около Киева». И нача ставити городы… И нача набирати мужи лучшие от словен, и от кривичь, и от чюди, и от витячь, и ими населил грады, ибо была рать с печенеги». Таким образом, борьба с печенегами становилась общегосударственным делом. Сооружение укреплений на границе значительно затруднило внезапные нападения печенегов.

Имя Владимира Святославича надолго сохранилось в народной памяти, в отличие от великого завоевателя Святослава, имя которого не упоминается. В былинах Владимир предстаёт как борец против кочевых племён, покровитель богатырей, щедрый правитель.

По свидетельству летописи, крестившись, Владимир разительно переменился. Человек жестокий и грубый, любитель буйного веселья, ни в чём не знавший меры, он вдруг стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Бедным князь раздавал богатую милостыню, для больных и немощных велел развозить по улицам продукты, карал только разбойников. Более того, женившись на греческой принцессе Анне, Владимир отказался от прежних жён.

После принятия христианства, князь стал рассматриваться уже не столько как военный вождь, сколько, как глава государства.»

Познавательные задачи о князе Владимире

В былинах князя Владимира часто именуют «Ласковым князем», «Красным Солнышком». Соответствуют ли, по вашему мнению, данные в русском народе прозвища этому князю?

Историк Г.В. Вернадский писал: «Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более цивилизацию». Согласны ли вы с данным высказыванием?   Своё мнение обоснуйте.

Согласны ли вы с позицией историка С.Г. Пушкарёва: «Мы можем сказать, что первые киевские князья создали лишь тело русского государства, но только Владимир Святой принятием христианства вдохнул душу в это тело»?

Какие изменения произошли в жизни Древнерусского государства в период правления Владимира?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Князь Владимир. Крещение Руси

Информация о крещении  Рууси, о  деятельности  князя  Владимира...

Князь Владимир. Крещение Руси.

Презентация к уроку истории России в 6 классе....

"Князь Владимир. Крещение Руси."

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом год...

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока   "Князь Владимир. Крещение Руси"....

Владимир. Крещение Руси

Презентация к уроку истории 6 класс...