Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»
план-конспект занятия по истории (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.

Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.99 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.06 МБ
Файл memuary_sovremennikov.docx15.48 КБ
Файл stihotvoreniya_o_revolyutsii_1917_g.docx18.71 КБ
Файл zhivopis.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории России на тему

«Революция 1917 года через призму искусства»

Цель: рассмотреть революционные события 1917 года посредством произведений искусства

Задачи:

  1. Изучить репродукции картин авторов, отрывки поэтических произведений и мемуаров (воспоминаний) отражающих революционные события 1917 г.
  2. Продолжить развитие коммуникативных и аналитических способностей учащихся, речевого аппарата, читательской компетентности.
  3. Содействовать процессу патриотического и нравственного воспитания учащихся, формированию основных мировоззренческих идей.

Ход урока

Добрый день, ребята, рада приветствовать вас сегодня на нашем внеклассном мероприятии.

Я предлагаю вам небольшое задание: посмотрите слайд и попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.

[Варианты детей]

Все правильно ребята, речь сегодня пойдет об искусстве и Революции 1917 года, а тема нашего занятия: «Революция 1917 года через призму искусства».

Как вы думаете, с какой целью мы с вами здесь сегодня собрались? [ЦЕЛЬ!]

  • Цель: рассмотреть революционные события 1917 года посредством произведений искусства

Что нам нужно для этого сделать? [ЗАДАЧИ!]

Задачи:

  • Изучить репродукции картин авторов, запечатлевших Революцию 1917 года на своих полотнах, а также отрывки поэтических произведений и мемуаров (воспоминаний) на эту же тематику.

Вы готовы работать?

Эпиграфом нашего занятия станут строчки Сергея Есенина

Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь.
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

Давайте попытаемся разгадать мысли автора! Как вы понимаете эти строчки?

[Варианты детей (автор имеет в виду, что октябрь 1917 г. был неспокойным, сложным, непростым и т.д)]

Да, ребята, вы абсолютно правы. Автор при помощи поэзии пытается передать нам настроения и атмосферу неспокойного октября 1917 года. Мы с вами сегодня так же попытаемся погрузится в атмосферу столетней давности, а в конце нашего занятия попробуем себя в роли поэтов – мы все вместе попытаемся сочинить революционный синквейн!

Но для начала, ребята, что вы слышали о Революции 1917 года?

[Варианты детей]

Конечно мы с вами еще не изучали эту тему на уроках, но, с другой стороны, в этом есть свои плюсы, мы подойдем к Революции немного «с другой стороны», со стороны наших чувств и эмоций.

Итак, начнем нашу работу! Сегодня на нашем занятии мы буем заниматься не только историей, но и литературой и даже произведениями живописи,  с которыми вы обычно работаете на уроках МХК.

Я разделила вас на 3 группы

1 группа

2 группа

3 группа

  1. Блезнякова Настя
  2. Климович Кристина
  3. Кузнецова Полина
  4. Ниязова Эльнара
  5. Ситинков Влад
  6. Смирнова Настя
  1. Гулак Дима
  2. Костюкова Надя
  3. Лузин Сергей
  4. Павлова Даша
  5. Полоник Лера
  6. Урозаева Лиана
  1. Добровольская Соня
  2. Кузнецов Никита
  3. Мордвинова Женя
  4. Панов Дима
  5. Петухова Валя
  6. Смирнов Илья
  7. Ющенко Юля

1 группа будет работать с репродукциями* картин художников, которые запечатлели Революцию на своих полотнах (см. задание на слайде и на партах)

2 группа будет работать со стихами поэтов, которые посвятили строки Революции (см. задание на слайде и на партах)

3 группа будет работать с мемуарами* то есть воспоминаниями современников, которые были свидетелями событий октября 1917 года (см. задание на слайде и на партах)

На данную работу я даю вам 7 минут и потом мы приступаем к обсуждению

Группа №1

Задание: рассмотреть картины, на которых изображены события Революции 1917 г., ответить на вопросы

Вопросы

  1. С картинами каких художников работала ваша группа?
  2. Какие эмоции вызывают у вас эти картины?
  3. Какие настроения пытаются передать вам авторы картин?
  4. Что (или кто) изображено на картине?
  5. Что могут эти художественные произведения рассказать нам о исторических событиях 1917 года?
  6. Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
  7. Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Группа №2

Задание: прочитать предложенные стихи о Революции 1917 г., ответить на вопросы

Вопросы

  1. Стихотворения каких поэтов вы прочитали?
  2. Какие поэты положительно оценивали революционные события? Почему вы так думаете? Какие отрицательно? Почему вы так думаете?
  3. Какие эмоции вызывают у вас эти стихотворения?
  4. Какие слова, фразы, словосочетания произвели на вас впечатления и создают ваше настроения?
  5. Что могут эти литературные произведения рассказать нам о исторических событиях 1917 года?
  6. Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Группа №3

Задание: познакомится с отрывками из воспоминаний современников, которые были свидетелями или участниками революционных событий, ответить на вопросы

  1. С чьими воспоминаниями вы познакомились? (имя, фамилия, профессия и т.д.)
  2. Как эти люди оценивали революционные события?

Подсказка: можно перечислять конкретно по именам, например, Иванов оценивал революцию так…, потому что говорил, что… и т.д.

  1. Какие эмоции вызывают у вас эти воспоминания?
  2. Какие слова, фразы, словосочетания произвели на вас впечатления и создают ваше настроения?
  3. Что могут эти источники рассказать нам о исторических событиях 1917 года?

Подсказка: встретились ли вам какие-либо исторические факты, персоналии в тексте стихотворений?

  1. Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Ребята, вы прониклись атмосферой революции?

Вы готовы написать синквейн? [если это необходимо, можно проговорить с ребятами правила написания синквейна] = 3 минуты – по одному синквейну от каждой группы

Рефлексия 1

Итак, ребята, предлагаю вам интересный способ закончить нашу встречу. Правила нашей игры: если вы согласны с утверждением, которое появится на слайде, вы будете радостно хлопать в ладоши, а если вы не согласны – то сердито топать ногами, хорошо?

  1. Мысли, прозвучавшие на моем уроке, противоречат моим прежним представлениям
  2. Я узнал(а) много нового и интересного
  3. Хочу больше узнать о событиях Октября 1917 года
  4. Хочу поближе познакомится с поэзией, живописью, прозой революционных лет
  5. Это урок повлиял на мое мировоззрение

Рефлексия 2

Картина «Свершилось» С. Лукина

Ребята, я предлагаю вам немного пофилософствовать!

Посмотрите на эту картину, скажите, что (кого) вы видите?

Если ли на этой картине какое-либо противоречие?

Есть ли какой-либо символизм?

Кого вы видим на переднем плане?

Что вы можете сказать об этом солдате?

Скажите, а этот солдат любит свою Родину?

История не делит мир на черное и белое, не все в нашей жизни так однозначно, ребята. Но я вас призываю любить нашу Родину – Россию несмотря ни на что.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Революция 1917 года через призму искусства» Цель: рассмотреть революционные события 1917 года посредством произведений искусства Задачи: изучить репродукции картин авторов, отрывки поэтических произведений и мемуаров (воспоминаний) отражающих революционные события 1917 г.

Слайд 3

Теперь октябрь не тот, Не тот октябрь теперь. В стране, где свищет непогода, Ревел и выл Октябрь, как зверь, Октябрь семнадцатого года…

Слайд 4

1 группа будет работать с репродукциями* картин художников, которые запечатлели Революцию на своих полотнах 2 группа будет работать со стихами поэтов, которые посвятили строки Революции 3 группа будет работать с мемуарами * то есть воспоминаниями современников, которые были свидетелями событий октября 1917 года

Слайд 5

Репроду́кция — воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала. Самая главная цель — сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид . Мемуа́ры (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком.

Слайд 6

Группа №1 Задание: рассмотреть картины, на которых изображены события Революции 1917 г., ответить на вопросы Вопросы С картинами каких художников работала ваша группа? Какие эмоции вызывают у вас эти картины? Какие настроения пытаются передать вам авторы картин? Что (или кто) изображено на картине? Что могут эти художественные произведения рассказать нам о исторических событиях 1917 года? Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют? Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Слайд 8

Группа №2 Задание: прочитать предложенные стихи о Революции 1917 г., ответить на вопросы Вопросы Стихотворения каких поэтов вы прочитали? Какие поэты положительно оценивали революционные события? Почему вы так думаете? Какие отрицательно? Почему вы так думаете? Какие эмоции вызывают у вас эти стихотворения? Какие слова, фразы, словосочетания произвели на вас впечатления и создают ваше настроения? Что могут эти литературные произведения рассказать нам о исторических событиях 1917 года ? Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Слайд 9

Группа №3 Задание: познакомится с отрывками из воспоминаний современников, которые были свидетелями или участниками революционных событий, ответить на вопросы С чьими воспоминаниями вы познакомились? (имя, фамилия, профессия и т.д.) Как эти люди оценивали революционные события? Какие эмоции вызывают у вас эти воспоминания? Какие слова, фразы, словосочетания произвели на вас впечатления и создают ваше настроения? Что могут эти источники рассказать нам о исторических событиях 1917 года? Обобщите все сказанное вами (сделайте вывод!)

Слайд 11

Мысли, прозвучавшие на моем уроке, противоречат моим прежним представлениям Я узнал(а) много нового и интересного Хочу больше узнать о событиях Октября 1917 года Хочу поближе познакомится с поэзией, живописью, прозой революционных лет Это урок повлиял на мое мировоззрение

Слайд 12

Посмотрите на эту картину, скажите, что (кого) вы видите? Если ли на этой картине какое-либо противоречие? Есть ли какой-либо символизм? Кого мы видим на первом плане? Что вы можете сказать об этом человеке? Скажите, а этот солдат любит свою Родину?



Предварительный просмотр:

Василий Витальевич Шульгин (был одним из наиболее ярких деятелей националистического движения Российской империи)

 «Я не знаю, как это случилось… Я не могу припомнить. Я помню уже то мгновение, когда черно-серая гуща, прессуясь в дверях, непрерывным врывающимся потоком затопляла Думу…
     Солдаты, рабочие, студенты, интеллигенты, просто люди… Живым, вязким человеческим повидлом они залили растерянный Таврический дворец, залепили зал за залом, комнату за комнатой, помещение за помещением…
     С первого же мгновения этого потопа отвращение залило мою душу, и с тех пор оно не оставляло меня во всю длительность „великой“ русской революции.
     Бесконечная, неисчерпаемая струя человеческого водопровода бросала в Думу все новые и новые лица… Но сколько их ни было — у всех было одно лицо: гнусно-животно-тупое или гнусно-дьявольски-злобное…
     Боже, как это было гадко!.. Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому еще более злобное бешенство…
     Пулеметов!
     Пулеметов — вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя…
     Увы — этот зверь был… его величество русский народ…
     То, чего мы так боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась».

Максим Горький (писатель)

«Ленин „вождь“ и — русский барин, не чуждый некоторых душевных свойств этого ушедшего в небытие сословия, а потому он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу.
     Измученный и разоренный войною народ уже заплатил за этот опыт тысячами жизней и принужден будет заплатить десятками тысяч, что надолго обезглавит его.
     Эта неизбежная трагедия не смущает Ленина, раба догмы, и его приспешников — его рабов. Жизнь, во всей ее сложности, не ведома Ленину, он не знает народной массы, не жил с ней, но он — по книжкам — узнал, чем можно поднять эту массу на дыбы, чем — всего легче — разъярить ее инстинкты. Рабочий класс для Лениных то же, что для металлиста руда. Возможно ли — при всех данных условиях — отлить из этой руды социалистическое государство? По-видимому — невозможно; однако — отчего не попробовать? Чем рискует Ленин, если опыт не удастся?
     Он работает, как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвой материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию. Сознательные рабочие, идущие за Лениным, должны понять, что с русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции».

Антон Иванович Деникин (военный)

«Старый губернаторский дом на высоком, крутом берегу Днепра, в течение полугода бывший свидетелем стольких исторических драм, хранил гробовое молчание. По мере ухудшения положения стены его странно пустели, и в них водворилась какая-то жуткая, гнетущая тишина, словно в доме был покойник. Редкие доклады и много досуга. Опальный Верховный*, потрясенный духовно, с воспаленными глазами и тоскою в сердце, целыми часами оставался один, переживая внутри себя свою великую драму, драму России. В редкие минуты общения с близкими, услышав робко брошенную фразу с выражением надежды на скорый подход к столице войск Крымова, он резко обрывал:
     — Бросьте, не надо.
     Все понемногу рушилось. Последние надежды на возрождение армии и спасение страны исчезали».

*Имеется в виду Лавр Корнилов, который стал верховным главнокомандующим русской армии 19 июля 1917 года.



Предварительный просмотр:

С. Есенин

Воспоминание

Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь.
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

Я помню жуткий
Снежный день.
Его я видел мутным взглядом.
Железная витала тень
«Над омрачённым Петроградом».

Уже все чуяли грозу,
Уже все знали что-то,
Знали,
Что не напрасно, знать, везут
Солдаты черепах из стали.

Рассыпались...
Уселись в ряд...
У публики дрожат поджилки...
И кто-то вдруг сорвал плакат
Со стен трусливой учредилки.

И началось...
Метнулись взоры,
Войной гражданскою горя,
И дымом пламенной «Авроры»
Взошла железная заря.

Свершилась участь роковая,
И над страной под вопли «матов»
Взметнулась надпись огневая:
«Совет Рабочих Депутатов».

1924

В. Маяковский

Мы идем

Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
Победители,
шествуем по свету
сквозь рёв стариков злючий.
И всем,
кто против,
советуем
следующий вспомнить случай.
Раз
на радугу
кулаком
замахнулся городовой:
— чего, мол, меня нарядней и чище! —
а радуга
вырвалась
и давай
опять сиять на полицейском кулачище.
Коммунисту ль
распластываться
перед тем, кто старей?
Беречь сохранность насиженных мест?
Это революция
и на Страстном монастыре
начертила:
«Не трудящийся не ест».
Революция
отшвырнула
тех, кто
рушащееся
оплакивал тысячью родов,
ибо знает:
новый грядет архитектор —
это мы,
иллюминаторы завтрашних городов.
Мы идём
нерушимо,
бодро.
Эй, двадцатилетние!
взываем к вам.
Барабаня,
тащите красок вёдра.
Заново обкрасимся.
Сияй, Москва!
И пускай
с газеты
какой-нибудь выродок
сражается с нами
(не на смерть, а на живот).
Всех младенцев перебили по приказу Ирода;
а молодость,
ничего —
живёт.

1919

Владимир Маяковский

Ешь ананасы, рябчиков жуй

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

день твой последний приходит, буржуй.

Валерий Брюсов

«Революция»


Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним, -
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция - буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...



А. Блок

«Двенадцать»

[Отрывки из поэмы]

…Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Эй, бедняга!

Подходи —

Поцелуемся...

Хлеба!

Что впереди?

Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди

В оба!...

…Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни...

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!...

…Кругом — огни, огни, огни...

Оплечь — ружейные ремни...

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь —…

…Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост…

…— Кто там машет красным флагом?

— Приглядись-ка, эка тьма!

— Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

— Всё равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

— Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!...

...И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга...

Да в сугробы пуховые —

Не утянешь сапога...

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот — проснётся

Лютый враг...

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет!...

Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Тест по теме "Революция 1917 года в России"

Данный тест позволяет проверить знания учащихся по теме "Революция 1917 года в РОссии"....

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Сравнительная таблица по теме Революции 1917 года

Помогает учащимся сопоставить фактические данные и на их основе сделать выводы....

Проблемы изучения темы революции 1917 года в художественной литературе (на материале творчества С. А. Есенина)»

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные г...

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...