Внеклассное мероприятие по истории: "За семью печатями"
материал по истории (7 класс) на тему
Историческая игра «За семью печатями»
Цель проведения:
· обобщение полученных знаний по истории России
· развитие у обучающихся способности к парадоксальному и логическому мышлению, умений прослеживать смысловую связь между событиями и героями различных исторических эпох и современниками;
· формирование творческого отношения к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по истории: "За семью печатями" | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая игра «За семью печатями»
Цель проведения:
- обобщение полученных знаний по истории России
- развитие у обучающихся способности к парадоксальному и логическому мышлению, умений прослеживать смысловую связь между событиями и героями различных исторических эпох и современниками;
- формирование творческого отношения к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации по предмету.
Оборудование:
- ПК
- мультимедиапроектор,
- презентация «За семью печатями»,
- бланки ответов,
- бланки для печатей,
- грамоты победителям,
- печать.
1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и уважаемые гости! Пришло время интеллектуальной игры «За семью печатями».
Время – понятие относительное. За 40 минут нашей игры мы перелистаем отдельные страницы истории нашей страны, которые непосредственно или косвенно связаны с именем известной исторической личности. Его имя знают практически все, но пока оно скрыто для вас за семью печатями.
Чтобы открыть его, нам предстоит провести настоящее историческое расследование, в котором принимают участие 5 игроков (выход участников)
2-й ведущий: Чтобы наши гости познакомились с игроками поближе, каждый из них должен немного рассказать о себе в третьем лице. Ребята, мы внимательно вас слушаем.
.(Представление игроков).
1-й ведущий: игроки сегодня уверенны в себе, настроены решительно, и мы желаем всем успехов!
А теперь позвольте напомнить вам правила игры.
В течение игры мы буем сообщать вам некоторые сведения о жизни нашего героя, о событиях, связанных с его именем и деяниями, об исторических личностях, чья жизнь и деятельность так или иначе соприкасалась с ним. Но назвать его имя сможет только тот, кто наберет наибольшее количество печатей. Печати получает тот, кто дает правильные ответы на наши несложные вопросы.
Если никто из игроков не сможет ответить верно, право на ответ получают зрители. При этом печать за верный ответ зритель отдает одному из участников игры, по своему усмотрению.
2-й ведущий: игрокам необходимо записывать ответы в формуляры, которые лежат перед вами. Рядом - лист тайного формуляра, в который после каждого вопроса вы можете записать свои версии ответа.
Итак, мы начинаем игру «За семью печатями».
1. Время первой печати.
1-й ведущий:
Наш герой родился жил и действовал в период бурных перемен в жизни европейских народов. На континенте еще господствовал феодализм, но в передовых странах уже складывались буржуазные отношения. Великие географические открытия положили начало мировой торговле и захвату колоний. Наступила эпоха ранних буржуазных революций. Первая из них произошла в Нидерландах. Реформация в Германии совершила переворот в мире идей.
Лицо Европы преобразилось. Если Италия и Германия не смогли преодолеть политическую раздробленность, то Франция и Англия стали абсолютными монархиями. На востоке Европы возникла огромная держава- единое Российское государство.
Страны Восточной Европы добились серьезных экономических успехов.
В силу неблагоприятных условий, среди которых немаловажную роль играло монголо-татарское нашествие, Российское государство существенно отставало в своем развитии. Но русский народ стряхнул оцепенение. Русское национальное самосознание переживало подъем. В сфере литературы, летописания, книгопечатания, архитектуры, живописи появились замечательные шедевры. Далекая Москва ощутила веяния европейской реформации. На ее культуру пал отблеск итальянского Возрождения..
Политическое развитие России было отмечено противоречиями. Объединение русских земель не привело к немедленному исчезновению пережитков раздробленности. Потребности политической централизации диктовали необходимость преобразований. Реформы стали велением времени.
Таким был период образования и укрепления Русского централизованного государства. Это время сформировало личность нашего героя и испытало на себе его воздействие. Он один из немногих государственных и политических деятелей, получивших крайне противоречивую оценку историков. Впрочем, вся история России этого столетия поражает своими контрастами. Поднявшаяся с колен страна делала свои первые твердые шаги. Ее путь изобиловал взлетами и падениями.
Государство добилось серьезных внешнеполитических успехов, сокрушило татарские ханства Поволжья, нанесло поражение Крымской орде. Россия проложила себе дорогу на Урал и в Сибирь, завязала торговые отношения с Западной Европой. Однако попытка прочно утвердиться на Балтике закончилась тяжелым поражением.
Россия достигла больших экономических успехов и пережила великое разорение.
Процесс разрушения сильной власти подвел государство к порогу возрождения былого могущества боярской аристократии. Бедствия первых лет следующего столетия заслонили собой многочисленные и грозные возмущения, которые потрясли страну после смерти нашего героя.
Вопрос первой печати:
- Назовите век, когда жил и действовал наш герой.
2. Время второй печати.
2-й ведущий:
Связь между нашим героем и человеком, о котором пойдет речь, условна, но она отражает ту незримую нить, которая соединяет век с веком, прошлое с будущим, человека с человеком, даже если один не знал о существовании другого.
Этот человек был потомком обедневшего рода князей Стародубских. Его отец попал в немилость к нашему герою, а сын в 15 лет был поверстан (принят) в службу. С 1593 года он регулярно участвовал в дворянских смотрах и после одного из них пожалован низшим придворным чином – стряпчего с платьем. Он участвовал в Земском соборе 1598 года и был в числе тех, кто подписал определение об избрании на царство Бориса Годунова.
Во время осады Москвы польскими интервентами состоял воеводой в Зарайске, участвовал в организации первого земского ополчения. Его отряд - один из немногих, успевших прибыть к Москве и принять участие во вспыхнувшем в марте восстании. Израненного в боях на московских улицах, князя вывезли в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его Суздальскую вотчину, село Мугреево. Здесь и нашли его нижегородские послы, прибывшие просить князя возглавить второе ополчение.
Избранный военным вождем земской рати, бывший стряпчий возглавил «Совет всей земли русской» и сыграл исключительную роль в освобождении Москвы.
Он приобрел огромный авторитет в борьбе с врагами, поэтому на Земском соборе 1613 года именно он вел заседания, спрашивая мнение участников. Избранный царем М.Ф. Романов оценил заслуги князя по достоинству – 11 июля 1613 г., после венчания на царство пожаловал боярским чином. В последствие он возглавлял Ямской, Разбойный и Судный приказы, был воеводой в Новгороде. Благодаря щедрости царя стал одним из наиболее богатых землевладельцев России.
Вопрос второй печати:
- Назовите имя этого человека.
3. Время третьей печати.
1-й ведущий:
Деятельность нашего героя - многогранная, разносторонняя, отмечена взлетами и падениями, победами и поражениями, достижениями и неудачами. Но на века символом его эпохи стал непревзойденный памятник архитектуры - собор, принадлежащий к числу наиболее выдающихся произведений мировой культуры.
По сложности композиции храм не имеет себе равных среди памятников архитектуры 16 века. Его архитектурной доминантой является шатровая Покровская церковь, символизирующая день благополучного завершение военного похода, совпавшего с одним из самых почитаемых на Руси христианским праздником. Вокруг центральной церкви группируются восемь отдельных церквей, посвященных восьми дням, в которые произошли важные события этого похода. Четыре осевые восьмигранные столпообразные церкви – Троицкая, Николая Великорецкого, Входа в Иерусалим, Киприана и Устинии – образуют основу архитектурной композиции. Между ними располагаются меньшие по высоте кубической формы церкви - Трех патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все восемь церквей завершаются луковичными главками.
Все церкви выстроены на едином основании и объединены обходной галереей и внутренними переходами.
В 1588 году пристроен еще один придел - церковь в память знаменитого московского юродивого.
Ансамбль собора завершила построенная в 1670 году шатровая колокольня.
С момента сооружения этот собор стал архитектурной доминантой не только Красной площади, но и соседствующих с ней территорий Китай-города и Замоскворечья.
Вопрос третьей печати:
- Как называется этот собор (официальное название)?
- В честь какого события он возведен?
Дополнительные вопросы:
- Какое название дали этому собору москвичи?
- Кто строил собор ( назовите имена архитекторов)?
4. Время четвертой печати.
2-й ведущий:
Успехи и достижения нашего героя в немалой степени зависели от его окружения, ближайших сподвижников, среди которых был и этот человек. Священник Благовещенского собора Московского кремля, писатель, выдающийся политический деятель.
В 40-е годы 16 века, возможно по приглашению митрополита, он прибыл в Москву. Источники свидетельствуют, что смелым обличением он «прельстил» нашего героя, который стал советоваться с ним по всем вопросам. Влияние этого человека на героя нашего исследования было, однако, недолгим. Приближенные обвинили главного советчика в чародействе и внезапной болезни молодого правителя, что привело к отдалению, а затем и полному отстранению его от государственных дел. Вскоре он принимает постриг в Кирилло – Белозерском монастыре под именем Спиридона.
Круг интересов его был многообразен. Вместе с сыном Анфимом он устраивает в Москве мастерские по изготовлению рукописных книг, икон, серебряных изделий. Некоторые исследователи высказывают предположение, что первые печатные книги, вышедшие до «Апостола» И. Федорова, могли быть отпечатаны под его руководством.
Более же всего он известен как талантливый писатель, автор ряда посланий. Традиционно именно ему приписывают авторство книги, в которой он обрисовал идеи «праведного жития» и дал наставления, регламентирующие различные стороны духовной, государственной, церковной и частной жизни. Впрочем, ему принадлежит лишь часть этого уникального произведения или его новая редакция.
Вопрос четвертой печати:
- Назовите этого человека и произведение, авторство которого приписывают ему.
5.Время пятой печати.
1-й ведущий:
Порою жизнь сводит и соединяет людей совершенно разных по своему социальному положению, роду занятий, возрасту и т.п. Нередко эта связь существует лишь идеально и обнаруживается спустя много – много лет.
Он никогда не встречался с нашим героем. О его жизни можно судить только по скудным свидетельствам, которые он сам привел в своих произведениях. Выходец из Западной (Литовской) Руси, профессиональный «воинник», в 20-30- е годы 16 века находился на службе венгерского и чешского королей, молдавского господаря. В 30-е годы приехал в Москву, где безуспешно пытался организовать оружейную мастерскую по производству щитов для «московского воинства»..
В конце 40-х годов написал и передал нашему герою несколько сочинений, в которых сформулировал свои предложения по усовершенствованию государственного устройства России.
Он считал, что после падения в 1453 году Византийской империи Россия осталась единственной хранительницей православной веры. Ему близка идея о том, что Москва – преемница Константинополя. Особое внимание он обращал на роль и значение православного царя, способного устроить истинное православное царство. По его убеждению Господь дарует свою благодать тому земному царю, который сможет утвердить в своем царстве «правду».
По его убеждению Россия – это арена борьбы Бога и дьявола за «правду». Главная беда Московского царства заключается во всесилии «вельмож», ограничивающих власть царя. Он предложил целую систему мер, которые могли бы установить «правду» на русской земле – опора на служилое войско, введение «праведных» судов, частичная отмена наместничества. Все эти меры может осуществить только самодержавный правитель, а сами реформы должны еще больше усилить его власть.
Исследователи обращают внимание на совпадение его взглядов с идеями нашего героя.
Вопрос пятой печати:
- Кто этот человек? В какой формулировке вошла в историю его идея
о центре православного мира?
6. Время шестой печати.
2- ведущий:
Причудливы превратности судьбы: взлеты и падения, слава и забвение, награды и опала – все это в полной мере испытал человек, чья жизнь и деятельность самым тесным образом была связана с нашим героем. Его род ведет свое происхождение от ветви ярославских князей. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от названия села Курба. Его родовитые предки проявляли себя на воеводской службе: покоряли племена хантов и
манси на Северном Урале, гибли и под Казанью и на войне с Крымским Ханством.
Вот и соратник нашего героя - 21-летний князь Андрей, в звании стольника, участвовал втором походе на Казанское ханство, служил в есаулах, 28 лет пожалован боярским чином. Несмотря на свою молодость, князь пользовался особым доверием нашего героя, о чем свидетельствует предоставленное ему монаршей милостью право, по своему усмотрению, «объявлять воеводам, чтобы они были «без мест».
Во время Ливонской войны он командовал русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев город Юрьев (Дерпт). Опасаясь монаршего гнева, в ночь на 30 апреля 1564 года бежал в Литву.
Польский король пожаловал знатному беглецу Ковельскую волость, другие земельные владения в Литве и Польше. Бывший русский воевода с оружием в руках, уже на вражеской стороне, продолжал участвовать в Ливонской войне, возглавлял отряды в составе польско-литовских армий в походах на Великие Луки и Полоцк. Только тяжелая болезнь помешала ему присоединиться к Стефану Баторию, осадившему в 1581 году Псков.
Он автор многих сочинений, в том числе и «Истории о великом князе московском». Ему принадлежат различные сочинения, направленные против католицизма и протестантизма.
Вопрос шестой печати:
- О ком идет речь? В каком качестве он более известен нам?
7. Время седьмой печати.
1- ведущий:
В числе ближайших нашему герою людей в самый сложный период его жизни был и этот человек. Согласно легенде его предки были боярами при московском дворе и происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. По государеву же родословцу 1555 года - ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Его отец, Фёдор Иванович по прозвищу Кривой, был вяземским помещиком средней руки. После смерти отца воспитывался дядей. Был грамотен, но «не учен в Священном писании», что в 16 в. было свидетельством слабой образованности. Имея «ко властолюбию ненасытное желание», был хитер и осторожен, при этом «красотой славился, внешностью своей превзойдя многих, роста был среднего, был весьма красноречив». Будучи шурином сына нашего героя и после его кончины он стал фактическим правителем государства.
Стараясь продолжать политику нашего героя, опирался на дворянство, энергично и жестоко пресекая попытки боярской оппозиции поднять голову. Его деятельность была направлена на всестороннее укрепление государства. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Во внутренней политике его правительства преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Он звал на службу иноземцев, освобождал их от налогов, пытался выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались языки.
При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Поощрял распространение книгопечатания, открыв в Москве новые типографии. При нем выросло число каменных лавок в городах, были основаны первые в столичной истории богадельни «у Моисея пророка на Тверской улице, напротив Пушечного двора» и «богадельня на Кулишках». Для их устройства из Пскова были приглашены три старицы-мирянки. В те же годы пушечный мастер Андрей Чохов создал невиданное творение - «Царь-пушку». В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской.
Вопрос седьмой печати:
- Назовите имя этого государственного деятеля
2-й ведущий: итак, пришло время назвать имя нашего героя - государственного деятеля, реформатора и публициста XVI века. Но прежде мы просим игроков назвать количество печатей, которое они заработали во время игры. (игроки объявляют свои результаты).
Победителю предоставляется право назвать имя героя проведенного исторического расследования.
Это – Иоанн IV Васильевич (Грозный)
1-й ведущий: время нашего расследования подошло к концу.
Но время вашей жизни, дорогие ребята, продолжается. Так распорядитесь им с умом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "За семью печатями"
Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...
Внеклассное мероприятие "За семью печатями"
Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация...
Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)
Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской ...
Игра по военной истории 18 века "За семью печатями"
Данная презентация была составлена в рамках месячника патриотизма (февраль), а также приурочена к 285-летнему юбилею великого русского полководца А.В. Суворова. Игра прводилась в 7-8 классах. В обоих ...
Интеллектуально-развивающая игра «За семью печатями» (область знаний – история)
Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников; создание условий для повышения мотивации, развития логического мышления; обобщение знаний...
презентация игрового урока по истории "Судьба героя и восемнадцатый век в России" в формате игры "За семью печатями"
Презентация игрового урока "Судьба героя и восемнадцатый век в России" проводится в формате телевизионной игры "За семью печатями". Может использоваться как на уроках истории в 7-10 классах, так...
Интеллектуальная игра по истории "За семью печатями"
Цель: повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Древнейшая Греция"Задачи: развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творче...