Особенности организации жизни восточных славян в древности
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Войнова Анна Владимировна

технологическая карта  по теме (6 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_vostochnye_slavyane_doc.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РОССИИ  6 КЛАСС         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА                                       

Тема

Особенности организации жизни восточных славян в древности (6 ч.)

Цели

Сформировать представление об организации жизни восточных славян в древности.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков.

Ввести алгоритм исследования исторического периода жизни восточных славян.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении экспертного заключения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Происхождение, расселение, уклад жизни восточных славян.

«Быт», «вервь», «вече», «дань», «колонизация», «народное ополчение», «нравы», «община», «племя», «род», «старейшина»,  «уклад», «язычество».

Методы работы с информацией

«Аргумент», «Глосс», «Конструкт», «Контекст», «Оптимус», «Проект», «Реконструкт», «Структур».

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

  • Стимулировать интерес к  изучению  жизни восточных славян.
  • Позитивное отношение к истории происхождения и образу жизни восточных славян.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации из разных источников;

- интерпретировать и представлять информацию в разных формах

  предъявления,

- аргументировать свое суждение;

- читать историческую карту;

ориентироваться в разных способах деятельности;

- использовать приобретенные умения при оформлении экспертного заключения.

Регулятивные:

- ориентироваться в различных  учебных заданиях;

- использовать алгоритм исследования исторического периода для выполнения задания;

- оценивать выполнение учебного задания в соответствии с требованиями;

- соотносить результат с поставленной целью и оценивать собственную деятельность.

Коммуникативные:

 - строить монологическое высказывание;

- учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;

- давать соответствующую оценку деятельности одноклассникам;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Исследовать исторический период:

- определять  особенности жизни  восточных славян,

  - устанавливать зависимость уклада жизни от внутренних и внешних условий,

- ориентироваться на исторической карте и читать ее;

Давать характеристику историческому периоду на основе результатов исследования.

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Литература- раздел «Древнерусская литература».

МХК – раздел «Художественная культура древней Руси».

Экономика – раздел «Типы хозяйства».

География – раздел «Карта территории России», «Условные обозначения на карте».

Информационный материал

- Учебные пособия: учебник «История России: С древнейших времен до конца XVI  века» для 6 класса общеобразовательных учреждений./  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. П.1. Восточные славяне. П.2. Соседи восточных славян.

- Атлас по истории России для 6 класса.

Наглядный материал

 Иллюстрация «Славянский поселок».

- Изображения предметов: фрагмент фундамента каменной печки, шкурки куниц, часть деревянной сохи, бог Перун, глиняная  сковорода, семена ячменя, часть гривны.

- Дидактическое электронное сопровождение по теме.

Раздаточный материал

- Тексты.

- Учебные задания.

- Контурные карты.

Фронтальная

Другие формы работы:

• индивидуальная -

• парная  -  

• групповая -

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

 -  стимулировать интерес к  изучению  особенностей жизни восточных славян (Л),

- выявить умения учащихся  составлять экспертное заключение.

Строители при закладке детского спортивно-оздоровительного комплекса обнаружили на берегу озера Ильмень останки неизвестного поселения и были вынуждены остановить стройку до установления исторической ценности находок. Были найдены: остатки фундамента каменной печки, шкурок куниц, часть деревянной сохи, изображение бога Перуна, глиняная сковорода, сохранившиеся в черепках семена ячменя, фрагменты гривны. В связи со срочностью строительства, кампания объявила конкурс на оформление экспертного заключения о ценности находок, к которому они относятся, определив  сроки - один месяц. Для тех, кто выполнит условия конкурса – награда - путешествие по  «Золотому кольцу России».

Мы тоже можем попробовать составить необходимый документ, и, возможно, принять участие в конкурсе? Попробуйте составить экспертное заключение о народе, которому принадлежали найденные предметы.

*Ответы детей подводим к пониманию того, что для выполнения этого задания необходимы определенные знания и умения, которые можно приобрести в рамках изучения темы.

Личностный:

- проявление интерес учащихся к особенностям жизни восточных славян.

- определение отсутствующих знаний и умений для составления экспертного заключения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

и методы работы с информацией

Результат деятельности

Блок А. Происхождение восточных славян

Цель –

научить школьников:

- работать с разными источниками информации для выполнения учебных заданий;

- устанавливать предков  восточных славян на основе происхождения племен;

- представлять свою точку зрения;

ориентироваться на  исторической карте;

- учитывать разные мнения при выполнении учебного задания. 

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.1.1 учебника, карты атласа №1  и текстов из  разных источников в соответствии с данной структурой:

1.1. Разделение индоевропейцев на кельтов, германцев, скифов и балтославян.

1.2. Выделение из балтославян балтов и славян.

1.3. Деление славян на западных, южных и восточных.

Задание 1 (З)

Укажите название народов, которые появились в результате деления  племен индоевропейцев более 4 тысяч лет до нашей эры.

Задание 2 (З)

Укажите название народов, которые появились в результате деления балтославянских племен.

Задание 3 (З)

 Назовите период времени и народы, на которые разделились славянские племена.

Задание 4 (З)

 Покажите на карте территорию расселения западных, южных, восточных славян.

Задание 5(П)

Укажите главную причину распада племен и обоснуйте ее. 

Задание 6(П)

Обоснуйте происхождение названия «восточные славяне». 

Задание 7 (У) 

Составьте схему образования племен от индоевропейцев до восточных славян.

 Методы «Оптимус»,  «Аргумент», «Конструкт», процедуры которых  осваиваются в реальном учебном процессе при выполнении выше представленных учебных заданий.

Диагностическое задание

Постройте фразу-конструкт:

Предками восточных славян   можно считать ………,, потому что………………

Познавательные умения:

- осуществлять поиск информации из разных источников для выполнения учебных заданий;

- обосновывать свое суждение.

Регулятивное  умение

- использовать условные обозначения при работе с исторической картой.

Предметное умение

- определять происхождение  восточных славян.  

Коммуникативное  умение

- адекватно взаимодействовать в учебном диалоге. 

Блок Б.  Расселение восточных славян

Цель – научить школьников:

-  определять место расселения восточных славян;

- читать историческую  карту;

- давать соответствующую оценку деятельности одноклассникам;

- оценивать выполнение учебного задания в соответствии с требованиями.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.1.2 учебника, карты атласа №1  и текстов из  разных источников в соответствии с данной структурой:

2..1. Расселение в лесах и полях (поляне, древляне, северяне, тиверцы, уличи и т.д.).

2.2. Расселение по берегам рек и озер (словене, радимичи, полочане и т.д.).

2.3. Расселение в районах болот (дреговичи и т.д.).

Задание 1 (З)

 Покажите на карте территорию расселения восточных славян. 

Задание 2 (З)

 Перечислите названия славянских племенных союзов, живущих  в лесах и полях. 

Задание 3 (З)

 Назовите славянские племенные союзы, живущие  по берегам рек и озер. 

Задание 4(З)

Перечислите названия славянских племенных союзов, которые селились в болотистых местах. 

Задание 5 (П)

Укажите главную причину возникновения названий племенных союзов восточных славян. Свое мнение обоснуйте.

Задание 6 (У)

Используя информацию учебника и атласа, внесите необходимые сведения в контурную карту «Расселение восточных славян» и оцените правильность своих действий. 

Методы «Контекст», «Оптимус», «Аргумент», «Конструкт», процедуры которых  осваиваются в реальном учебном процессе при выполнении выше представленных учебных заданий.

Диагностическое задание.

Составьте схему расселения восточных славян. 

Предметное умение - определять территорию расселения  славян по характерным признакам, присущим данному народу.

Познавательное  умение

 - оформлять  контурную карту, используя условные обозначения.

Коммуникативное умение

 -  адекватно воспринимать оценку одноклассников.

Регулятивное  умение

 -  оценивать правильность выполненного задания

Блок В. Уклад жизни восточных славян

Цели:

• Стимулировать позитивное отношение к образу жизни восточных славян.

• Научить школьников:

 - устанавливать зависимость уклада жизни восточных славян от внутренних и внешних условий,

- обосновывать свое суждение;

- строить монологическое высказывание;

- адекватно воспринимать оценку одноклассников;

 - ориентироваться в различных  учебных заданиях.

Содержание блока осваивается школьниками на основе учебникаи текстов из  разных источников в соответствии с данной структурой:

3.1. Внутренний уклад жизни восточных славян.

3.1.1. Общественный уклад (п.1.5).

3.1.2. Управление общиной (п.1.5).

3.1.3. Хозяйственный уклад (п.1.2, 1.3).

3.14. Уклад культурной жизни (п.1.4).

3.2. Внешний уклад жизни восточных славян (отношения с соседями).

3.2.1. Отношения с соседями на Севере (п.2.1).

3.2.2. Отношения с соседями на Западе (п.2.2, 2.3).

3.2.3. Отношения с соседями на Юге (п.2.4).

3.1.1. Общественный уклад.

Задание 1 (З)

Укажите вид общины, в который первоначально объединялись восточные славяне. 

Задание 2 (З)

Назовите вид общины, которая пришла на смену родовой общине. 

Задание 3 (П)  

Используя содержание изученного материала, назовите главную причину образования соседской общины. Свое суждение обоснуйте. 

Задание 4(У)

Исправьте ошибки в цепочке, которая  показывает процесс образования соседской общины: племя – вервь – родовая община – община – соседская община. 

3.1.2. Управление общиной.

Задание 1 (З)

Назовите права и обязанности членов общины. 

Задание 2 (З)

Перечислите органы управления общиной. 

 Задание 3 (П)

Укажите и обоснуйте главную причину, по которой славяне обязаны были жить по законам общины. 

Задание 4 (У)

 Сформулируйте определение термина «вече». 

Задание 5 (У)

Используя освоенный материал,  заполните  таблицу «Управление общиной».

Роль в общине

Звание

3.1.3. Хозяйственный уклад.

Охота, рыболовство, бортничество

Задание 1 (З)

 Перечислите занятия славян по присвоению природного богатства. 

Задание 2 (З)

Укажите орудия труда, используемые в охоте и рыболовстве. 

Задание 3 (П)

Определите тип хозяйства, к которому относится охота, рыболовство, бортничество. Свое мнение обоснуйте. 

Задание 4 (У)

На основе изученного материала,  составьте определение понятия «присваивающее хозяйство» и запишите его. 

Задание 5 (У) 

На основе изученного материала, заполните первую строку таблицы «Хозяйственный уклад»

Тип хозяйства

Виды занятий

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Земледелие и скотоводство

Задание 1 (З)

Назовите основное  занятие восточных славян. 

Задание 2 (З)

 Закончите предложение.

Восточные славяне использовали две системы земледелия:…….(подсечно-огневое, переложное). 

Задание 3 (З)

 Перечислите орудия труда славян, которые они использовали при обработке земли. 

Задание 4 (З)

 Назовите сельскохозяйственные культуры, которые выращивали восточные славяне.

Задание 5 (П)  

Используя содержание текста, укажите отличие систем земледелия и аргументируйте свое мнение.

Задание 6 (У)

Используя содержание текста, заполните вторую строку таблицы «Хозяйственный уклад». 

Ремесло и торговля

Задание 1 (З)

 Перечислите ремесла, которыми занимались славяне. 

Задание 2 (З)

Назовите предметы, которые у славян являлись «первыми деньгами». 

Задание 3 (П)

Укажите причины появления ремесел: строительное, гончарное, ткачество, кузнечное, ювелирное  и обоснуйте свое мнение. 

Задание 4 (П)

Укажите причину возникновения торговли и обоснуйте свое мнение. 

Задание 5(У)

Используя изученное содержание, сформулируйте определение понятия «натуральный обмен». 

Задание 6(У)

Используя освоенную информацию, заполните вторую строку таблицы «Хозяйственный уклад».

3.1.4. Уклад культурной жизни

Традиции, обычаи.

Задание 1 (З) 

Перечислите главные занятия славян. 

Задание 2 (П)  

Укажите главную причину появления праздников у славян. Свое мнение обоснуйте.  

Задание 3 (У):

Используя изученное содержание,  заполните таблицу «Традиции и праздники восточных славян»:

Название праздника или традиции

Время проведения

Событие, которому посвящен праздник

Начало земледельческого года

январь

Быт.

Задание 1 (З) 

 Опишите внешний вид жилища восточных славян. 

Задание 2 (З) 

Опишите внутреннее устройство жилища  восточных славян.

Задание 3 (П)

Обоснуйте причину возведения славянских поселков на берегу рек и озер.

Задание 4 (П) 

Назовите причину укрепления поселка восточных славян. Свое мнение обоснуйте. 

Задание 5 (У)

Составьте карту-схему  славянского поселка с указанием особенностей местности и основных построек.

Нравы

Задание 1 (З)

Опишите внешность восточных славян.

Задание 2 (З) 

Перечислите черты характера восточных славян. 

Задание 3(П)  

 Обоснуйте утверждение о том, что славян считали храбрым, гостеприимным и честным народом.

Задание 4 (У)

 Используя изученное содержание, сформулируйте понятия «гостеприимство»,  «храбрость». 

Верования.

Задание 1 (З)

Перечислите имена богов и волшебных существ, которым поклонялись   восточные славяне. 

Задание 2 (П)

Назовите основание, по которому восточных славян называли язычниками. Свое суждение  обоснуйте. 

Задание 3 (У)

Из представленных слов выберите те, которые имеют отношение к верованиям славян. Свое мнение обоснуйте. Землянка, вервь, идол, язычество, старейшина, Перун, волхв

Задание (У)

Составьте рассказ о внутреннем  укладе жизни восточных славян.

3.2. Внешний уклад жизни восточных славян (отношения с соседями).

1. Отношения с соседями на Севере.

Задание 1 (З)

Покажите на карте местонахождение северных соседей восточных славян. 

Задание 2 (З) 

 Укажите способ освоения восточными славянами соседних территорий. 

Задание 3 (П)  

Укажите общее и различие в укладах жизни восточных славян и их северных соседей. Свое мнение обоснуйте. 

Задание 4 (У)  

Заполните первую строку в таблице «Соседи восточных славян"

Географическое направление

Название племен

Характер взаимодействия с соседями (мирный, военный, торговля и т.п.)

Влияние на жизнь восточных славян

север

Финно-ургы

Колонизация, торговля …

Заимствование слов  и названий, заключение  брака

запад

юг

2. Отношения с соседями на Западе.

Задание 1(З)

Покажите на карте местонахождение  западных соседей восточных славян.

Задание 2 (З) 

 Укажите способ освоения восточными соседних территорий славянами. 

 Задание 3 (П)  

Укажите общее и различие в укладах жизни восточных славян и их западных соседей. Свое мнение обоснуйте. 

Задание 4 (У)

Используя изученное содержание, заполните вторую строку в таблице «Соседи восточных славян».

3. Отношения с соседями на Юге.

Задание 1 (З)  

Покажите на карте местонахождение южных соседей восточных славян. 

Задание 2 (З) 

Укажите способ освоения соседних территорий восточными славянами.

 Задание 3 (П)

Укажите общее и различие в укладах жизни восточных славян и их южных соседей. Свое мнение  обоснуйте. 

Задание 4 (У)

Используя освоенное содержание, заполните третью строку в таблице «Соседи восточных славян».

Задание (У)

Составьте схему, характеризующую отношения восточных славян с  соседями.

Методы  «Оптимус», «Аргумент», «Реконструкт», «Аргумент»,  процедуры которых  осваиваются в реальном учебном процессе при выполнении выше представленных учебных заданий.

Диагностическое задание.

Дополните фразу-конструкт:

Внутренний уклад жизни восточных славян определяют…………………….   Внешний уклад жизни восточных славян зависит от …………………………………

Личностное проявление позитивного отношения к образу жизни славян как части истории своего народа.

Познавательные умения:

- устанавливать причины и обосновывать свое суждение;

 - обосновывать свое суждение.

Регулятивное умение

- успешно выполнять различные  учебные задания.

Коммуникативные умения:

- строить монологическое высказывание,

-  адекватно воспринимать оценку одноклассников.

Предметное умение

- определять зависимость уклада жизни восточных славян от внутренних и внешних условий.

Блок Г. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цели - установить степень освоения данной темы:

 - определять предков восточных славян;

- определять общественную форму взаимодействия в племени;

- определять причины,  влияющие на  формирование уклада жизни восточных славян.

- давать характеристику жизни славянского племени, используя алгоритм исследования.  

Контрольное задание.

1.Обоснуйте утверждение, что предками восточных славян можно считать индоевропейские племена.

2.Закончите предложение. Соседская община играла важную роль в жизни восточных славян, потому что …..

3. Приведите аргументы, которые подтверждают, что соседние племена оказали влияние на уклад жизни восточных славян.

4. Используя  алгоритм исследования исторического периода,  охарактеризуйте  жизнь славянского племени (по выбору).

Методы «Аргумент», «Реконструкт»,  процедуры которых  осваиваются в реальном учебном процессе при выполнении выше представленных учебных заданий.

Предметные умения: 

- устанавливать происхождение восточных славян;

- характеризовать особенности соседской общины;

- представлять  признаки, характерные для уклада жизни восточных славян;

- описывать жизнь славянских племен.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели

Варианты заданий и методы работы с информацией

Результат деятельности

 Сформировать интерес и желание школьников выполнять ситуативное задание.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных способах деятельности;

- выбирать вариант задания;

- самоорганизации при выполнении ситуативного задания;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Способ деятельности – индивидуальный или  коллективный.              

Информативный вариант

Составьте   экспертное  заключение о ценности обнаруженных находок, дополнив экспертное  заключение.

Экспертное заключение

В процессе исследования установлено, что:

1) поселение находится на территории___________________;

2) найденные орудия труда: _________ использовали__________славяне, в связи с тем, что главным занятием было ___________________;

3)  обнаруженному идолу ________поклонялись _________славяне.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что найденные при раскопках предметы имеют ценность, всвязи с тем, что относятся ко времени ____________ и принадлежат ___________________.

                                         Заключение составили __________________ (ФИО)

Импровизационный вариант

Составьте   экспертное  заключение о ценности обнаруженных находок на основе использования материалов учебной темы и памятки.

Памятка: Экспертное заключение содержит описание фактов, полученных в результате исследования  (свидетельства расселения и общественной организации, хозяйственного уклада, верований), которые подтверждают предположение исследователей и вывод. Заключение заверяется  подписями экспертов.

Эвристический вариант

Составьте   экспертное  заключение о ценности обнаруженных находок.

Методы  «Аргумент», «Реконструкт», «Конструкт», «Проект», процедуры которых  осваиваются в реальном учебном процессе при выполнении выше представленных учебных заданий.

Личностное умение

- проявление желания принять участие в  конкурсе  и составить экспертное заключение.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при составлении экспертного заключения.

Регулятивные умения:

- выбирать вариант задания;

- планировать свою деятельность.  Коммуникативное умение

 - представлять результат деятельности.

Предметное умение 

- давать характеристику историческому периоду.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

- соотнести результат с поставленной целью и оценить собственную деятельность,

- установить удовлетворенность результатом освоения темы.

I. Задание на самоанализ.

 Закончите предложения.

1. Для меня важно  изучать жизнь восточных славян, потому что____________.

2. Чтобы составить экспертное заключение о ценности находок нужно знать  __________________.

II. Задание на самооценку.

Дополните предложения.

1. Я доволен(льна) ______(вполне, средне, не доволен) своим экспертным заключением, которое составил(а) сам(а).

2. Я оцениваю свою работу по теме на ____.(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _______________________.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

- соотнести полученный результат с поставленной целью;

- оценить результат своей деятельности.

Цели темы: 

- сформировать представление об организации жизни восточных славян в древности;

- сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков;

-  ввести алгоритм исследования исторического периода;

- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении экспертного заключения.

Ключевые умения темы:

Личностные - позитивно  воспринимать историю и образ жизни восточных славян

Познавательные -  использовать приобретенные умения при создании экспертного заключения.

Регулятивные –  использовать алгоритм исследования исторического периода для выполнения задания.

Коммуникативные - строить монологическое высказывание.

Предметные -  давать характеристику историческому периоду на основе результатов исследования.  

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточные славяне в древности

Цели урока:1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их занятиях, религии.2.Формировать умение работать с картой, историческими источниками, учить работе с дополнительной л...

Урок по теме "Восточные славяне в древности"

Урок-практикум по теме "Востчные славяне в древности" для 10 класса....

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Восточные славяне в древности

Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне в древности"...

Урок в 6 классе "Восточные славяне в древности"

Разработка урока в 6 классе по теме "Восточные слвяне в древности" с использованием презентации, кроссворда, работы с документами....

Презентация "Восточные славяне в древности" .Неделя истории.

Методическая разработка- презентация "Восточные славяне в древности" к уроку в 10-х классах...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...