Урок "Боевые действия на фронтах"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_urok.docx | 24.07 КБ |
na_otkrytyy_urok_istoriya_11_klass.pptx | 726.19 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 12.69 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс. История
Тема урока: Боевые действия на фронтах
Цель урока:
Разъяснить, что война с Германией носила справедливый, освободительный характер, а германский «поход на Восток» имел цель истребления не только русского народа, но и других народов нашей страны, сформировать представление о периодах Великой Отечественной войны, раскрыть причины неудач Красной армии в начальный период войны.
Задачи урока:
- Выяснить готовность советской армии к войне
- Раскрыть план нападения фашистской Германии
- Определить значение героической обороны Брестской крепости
- Объяснить причины неудач Советской армии в начальный период
- Определить значение Московской битвы
Проверка домашнего задания:
На доске дата – 23 августа 1939 года.
Вопросы: (5 минут)
- Какое событие имело место быть в эту дату?
- Какое значение имеет эта дата для Советской армии?
- Какой документ стал приложением к Пакту о ненападении?
- Какое значение имело подписание Пакта и секретных протоколов?
- Почему Гитлер напал на СССР, не реализуя план «Морской лев»?
- Была ли готова Красная армия к войне?
Изучение нового материала:
План урока:
- План Барбаросса ( 3 минуты)
- Начало войны. Брестская крепость (5 минут)
- Боевые действия Советской армии 1941-1942гг. (15 минут)
- Битву за Москву. Ее значение (15 минут)
- План Барбаросса – план нападения Германии на СССР, захват до наступления зимы 1941 года жизненно важных центров страны и выход на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была стратегическая установка на блицкриг – молниеносную войну.
Германия: СССР:
4,5 млн. солдат 3 млн.солдат
4,4 тыс самолетов 1,5 тыс танков и самолетов
4 тыс танков и штурмовых орудий 39 тыс орудий и минометов
39 тыс пушек и минометов
Германия:
Группа армий «Север» (генерал фельдмаршал В.Лееб в Восточной Пруссии), цель - Прибалтика, захватить порты на Балтийском море и Ленинград;
Группа армий «Центр» (фельдмаршал Ф.Бок) – наступление на Минск, далее на Смоленск и Москву
Группа армий «Юг» (генерал фельдмаршал Г. Рундштедт) - разгромить армии на Западной Украине, выйти на Днепр, развить наступление на юго-восток.
- Показать фильм «Брестская крепость»
Выяснить значение: почти месяц защитники приграничной крепости, истекая кровью, сковывали фашистскую дивизию. Майор П.М. Гаврилов, капитан И.Н. Зубачев и полковой комиссар Е.М. Фомин. Все они ни держались до последнего патрона. Нападение врага застало приграничные военные округа врасплох. Артиллерия находилась далеко от границ и своих дивизий, авиация была сосредоточена по скрытым полевым площадкам. Только корабли и военно-морские базы Северного, Балтийского и Черноморского флотов по приказу Н.Ф. Кузнецова были приведены в повышенную готовность.
Массивной бомбардировке подверглись города: Мурманск, Лиепая, Рига, Каунас, Минск, Киев, Смоленск, одновременно армии врага стали наступать по трем стратегическим точкам: Москва, Ленинград, Киев.
СССР:
22 июня была объявлена всеобщая мобилизация:
Северо-Западный фронт – генерал Федор Исидорович Кузнецов
Западный – командующий - Дмитрий Григорьевич Павлов
Юго-Западный – генерал Михаил Петрович Кирпонос
23 июня
Северный – генерал Маркиан Михайлович Попов
24 июня
Южный – генерал Иван Владимирович Тюленев
23 июня учреждается Ставка Верховного главнокомандования, 30 июня – Государственный Комитет Обороны (ГКО), верховный главнокомандующий и председатель ГКО - И.В. Сталин, в августе 1942 – заместитель Георгий Константинович Жуков
- Как складывалась обстановка на западных границах СССР в районе нападений трех групп армий неприятеля. Заполнить таблицу по учебнику:
Северное направление | Центральное направление | Южное направление | |
Основные события | 22 июня - приказ разгромить группировки противника, в конце июня - перейти к стратегической обороне. | В конце июня на Юго-Западном фронте - крупнейшее танковое сражение в районе – Ровно-Дубно-Броды, в нем участвовало более 2 тыс. танков, но оно было проиграно, советская бронетехника не смогла вовремя получить горючее. | В начале июня танковые группы германских войск прорвались в Смоленск. Битва за Смоленск продолжалась два месяца. В ходе Смоленского сражения под Оршей советские войска впервые применили артиллерию, легендарные «Катюши». 30 августа началась операция под Ельней, руководимая генералом Жуковым. Впервые она носила наступательный характер и закончилась полным разгромом 10 танковых и пехотных дивизий неприятеля. |
Итоги военных действий | В июле 1941 года оставлена вся Прибалтика, в начале сентября враги вышли к Ладожскому озеру, отрезав тем самым Ленинград с суши. Генералу Жукову, командующему Ленинградским фронтом удалось отбросить врага от ближайших окраин второй столицы России. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. | К концу июня был оставлен Львов, в сентябре захвачен Киев. Погиб командующий Юго-Западным фронтом генерал М.П. Кирпонос. В октябре взята Одесса, осажден Севастополь, в ноябре враг вышел к Ростову на Дону | Так родилась советская гвардия. В середине сентября пал Смоленск, была собрана германская армия для последнего броска на Москву. |
Причины неудач Красной армии:
- Сталинские репрессии низкая боеспособность армии
- Ошибка в определении сроков войны
- Игнорирование сообщений о подготовке Германии к войне
- Не учет опыт военных действий Германии 1939-1941 годов и советско-финляндской войны
- Плохое оснащение вооруженных сил современной военной техникой
- Неподготовленность западных границ к атаке неприятеля
- Просчет Сталина в оперативно-тактических вопросах
- Битву за Москву. Рассказать события по схеме
Операция «Тайфун» | Взятие городов: Тверь (Калинин), Можайск, Малоярославец | 30 сентября 1941г.-7 октября 1941 года |
Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков | Эвакуация населения и осадное положение в Москве | 10 октября 1941 года-20 октября 1941 года |
Верховный главнокомандующий И.В. Сталин | Парад на Красной площади | 7 ноября 1941 года |
Второе наступление группы армий «Центр» на Москву | Приближение к Москве на 25 км. Слова Василия Георгиевича Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» Подвиг 28 бойцов дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова | 15 ноября 1941 года |
Перегруппировка армии. Контрнаступление войск Западного и Калининского фронтов (генералы Жуков Г.К. и Конев С.К., Юго-Западного (маршал С.К. Тимошенко» | Враг был отброшен от столицы на 100-250 км. | 5 декабря 1941 – апрель 1942 года |
Просмотр отрывка из фильма «Битва за Москву». По словам генерала К.К. Рокоссовского – битва за Москву – перелом в ходе войны! Так ли это? (дискуссия)
Итоги: Битва за Москву – коренной перелом в ходе войны?
Первая победа, провал блицкрига неудачи советской армии весной и летом 1942 года
Закрепление: Подвести итоги дискуссии, определить значение битвы. Битва за Москву – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, провал плана вермахта, провал блицкрига, первая победа Красной армии.
Рефлексия: На экране условные знаки
«все понятно» +
«ничего не понял» -
«хочу узнать подробнее» - ?
Цели урока: | «+» «-» «?» |
| |
| |
| |
| |
|
Домашнее задание: п.54 читать, написать эссе на тему: «Битва за Москву – перелом в ходе Великой Отечественной войны»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: Выяснить готовность советской армии к войне Раскрыть план нападения фашистской Германии Определить значение героической обороны Брестской крепости Объяснить причины неудач Советской армии в начальный период Определить значение Московской битвы
23 августа 19 39 года Пакт о ненападении + Секретный протокол
План Барбаросса – план нападения Германии на СССР, захват до наступления зимы 1941 года жизненно важных центров страны и выход на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Блицкриг – молниеносная война
Готовность сторон Германия СССР 4,5 млн. солдат 3 млн.солдат 4,4 тыс. самолетов 1,5 тыс. танков и самолетов 4 тыс. танков и штурмовых 39 тыс. орудий и минометов орудий 39 тыс. пушек и минометов
ГЕРМАНИЯ Группа армий «Север» (генерал фельдмаршал В.Лееб в Восточной Пруссии), цель - Прибалтика, захватить порты на Балтийском море и Ленинград; Группа армий «Центр» (фельдмаршал Ф.Бок) – наступление на Минск, далее на Смоленск и Москву Группа армий «Юг» (генерал фельдмаршал Г. Рундштедт ) - разгромить армии на Западной Украине, выйти на Днепр, развить наступление на юго-восток.
СССР 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация : Северо-Западный фронт – генерал Федор Исидорович Кузнецов Западный – командующий - Дмитрий Григорьевич Павлов Юго-Западный – генерал Михаил Петрович Кирпонос 23 июня Северный фронт – генерал Маркиан Михайлович Попов 24 июня Южный фронт – генерал Иван Владимирович Тюленев 23 июня учреждается Ставка Верховного главнокомандования, 30 июня – Государственный Комитет Обороны (ГКО), верховный главнокомандующий и председатель ГКО - И.В. Сталин , в августе 1942 – заместитель Георгий Константинович Жуков
Как складывалась обстановка на западных границах СССР в районе нападения трех групп армий неприятеля. Заполнить таблицу Северное направление Центральное направление Южное направление Основные события Итоги военных действий
Причины неудач Красной армии Сталинские репрессии низкая боеспособность армии Ошибка в определении сроков войны Игнорирование сообщений о подготовке Германии к войне Не учет опыт военных действий Германии 1939-1941 годов и советско-финляндской войны Плохое оснащение вооруженных сил современной военной техникой Неподготовленность западных границ к атаке неприятеля Просчет Сталина в оперативно-тактических вопросах
Битву за Москву Операция «Тайфун» 30 сентября 1941г.-7 октября 1941 года - Взятие городов: Тверь (Калинин), Можайск, Малоярославец 10 октября 1941 года-20 октября 1941 года - Эвакуация населения и осадное положение в Москве 7 ноября 1941 года - Парад на Красной площади 15 ноября 1941 года - Приближение к Москве на 25 км. Слова Василия Георгиевича Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» Подвиг 28 бойцов дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова 5 декабря 1941 – апрель 1942 года - Перегруппировка армии. Контрнаступление. Враг был отброшен от столицы на 100-250 км
Битва за Москву – коренной перелом в ходе войны? Первая победа, провал блицкрига неудачи Советской армии весной и летом 1942 года
Рефлексия «все понятно» + «ничего не понял» - «хочу узнать подробнее» - ?
Домашнее задание : п.54 читать, написать эссе на тему: «Битва за Москву – перелом в ходе Великой Отечественной войны»
Предварительный просмотр:
Как складывалась обстановка на западных границах СССР в районе нападений трех групп армий неприятеля. Заполнить таблицу по учебнику:
Северное направление | Центральное направление | Южное направление | |
Основные события | |||
Итоги военных действий |
РЕФЛЕКСИЯ
«все понятно» +
«ничего не понял» -
«хочу узнать подробнее» - ?
Цели урока: | «+» «-» «?» |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИсьма с фронта.
Работа посвящена моему деду....
Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".
Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
конспект урока «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»
Урок развивающего контроля...
Урок "Фронт без линии фронта"
Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
"Боевые действия на фронтах"
Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Боевые действия на фронтах" курса История России, более углубленно рассматривается вопрос о событиях в Крыму 1942-1944 гг....