конспект урока «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №48
учитель истории и обществознания
Лебедева Вера Глебовна
Тема урока «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»
Тип урока – урок развивающего контроля.
Продолжительность – 2 часа
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере конкретного исторического и исторических источников.
Планируемые результаты:
- выделять и обосновывать этапы Великой Отечественной войны (предметные);
- систематизировать знания по теме «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны» (предметные);
- аргументировать собственную позицию (личностные);
- учиться работать в группе - устанавливать коммуникацию и сотрудничать при решении поставленных задач (метапредметные);
- умение слушать и одновременно анализировать, заполнять таблицу (метапредметные);
- психологически адаптироваться в группе – умению прийти к единой точке зрения (метапредметные);
- формирование мотивации к изучению истории (личностные).
Формы работы учащихся – работа в группах
Основные понятия: эвакуация, коренной перелом в ходе войны, безоговорочная капитуляция, блокада, контрнаступление
•Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и ПК.
Структуру и ход урока
Ход урока
1.Организационный момент: формулирование целей урока.
1 этап работы
Беседа с целью повторить основные события , связанные с боевыми действиями на фронтах Великой Отечественной войны.
Учащиеся делятся на две группы. Ученикам первой группы предлагается на основе изученного материала самостоятельно сформулировать вопросы, а ученики второй группы должны на них отвечать. Примерные вопросы:
- В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году?
- Назовите основные операции в ходе Великой Отечественной войны
- Где впервые артиллерийско-миномётная установка БМ-13 («Катюша») приняла участие в боях?
- Какая битва положила начало коренному перелому в войне?
- Кодовое название наступательной операции немецких войск в районе Курской дуги?
Вторая группа учащихся должна назвать понятия по теме «Великая Отечественная война», а первая группа должна дать определения. Примеры: мобилизация, эвакуация, контрнаступление, блокада, план «Барбаросса», ГКО, трудовой фронт, «невидимый фронт», Второй фронт, капитуляция.
2 этап работы
Постановка проблемы и для ее решения деление класса на группы по заготовленным карточкам с основными событиями, датами следующих боевых операций: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, блокада Ленинграда. Ученики получают карточки и определяют, к какой группе они относятся. После этого организуется пять рабочих столов.
Учитель сообщает:
- Ребята, для того чтобы повторить и систематизировать сведения об основных операциях в ходе Великой Отечественной войны мы с вами таким образом распределились на группы: по пяти представленным признакам определить узнать боевую операцию.
Цель работы каждой группы:
- В течение 10 минут вспомнить, обсудить и выделить 3 основных события, которые вы считаете важными в предложенной вам военной операции. Вам предстоит обосновать свою позицию, заполнить вторую часть таблицы (Значение). У каждой группы на столах приготовлена таблица, которая в ходе отчёта групп должна вами заполняться. Таким образом, вы должны не только правильно представить боевую операцию вашей группы, но быть внимательными слушателями отчёта других групп. Для работы в группе использовать дополнительный материал (Смотри приложение).
1 группа Битва под Москвой
- Военный парад 7 ноября 1941 года;
- Операция «Тайфун»;
- Герои–панфиловцы;
- Назначение Г.К. Жукова командующим Западного фронта;
- 5-6 декабря 1941 года – начало контрнаступления Советской Армии
2 группа Сталинградская битва
- Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
- Операция «Уран»;
- 19 ноября 1942 года – начало контрнаступления Советской Армии;
- 2 февраля 1943 года капитуляция 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса;
- Бои за Мамаев курган
3 группа Курская битва
- Операция «Цитадель»;
- Завершение коренного перелома в ходе войны;
- Танковое сражение под Прохоровкой;
- Первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;
- 5 июля 1943 года
4 группа Блокада Ленинграда
- Дневник Тани Савичевой;
- «Дорога жизни»;
- 900 дней;
- 6-ая симфония Д. Шостаковича;
- 2 ударная армия
5 группа Берлинская операция
- Штурм Зееловских высот;
- Знамя Победы;
- Встреча на Эльбе;
- Имперская канцелярия;
- Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев
- 16 апреля - 2 мая 1945 года
По окончании отведенного времени каждая группа представляет результаты своей работы. Другие группы слушают и заполняют таблицу:
Сравнительная таблица «Боевые операции в ходе Великой Отечественной войны»
Даты | Событие | Значение |
Битва под Москвой | ||
Сталинградская битва | ||
Курская битва | ||
Блокада Ленинграда | ||
Берлинская операция |
Группы представляют результаты своей работы.
3 этап работы
- Ребята, у вас уже составлена таблица, отражающая основные события пяти крупных боевых операций. Выделите два самых важных, кроме своего периода, и обоснуйте свой выбор. Если кто-то не согласен с мнением группы, самостоятельно заполняет таблицу (Таблица №2)
На работу отводится 5-7 минут.
Таблица №2
Основные этапы боевых операций в ходе Великой Отечественной войны
Боевая операция | Основные события |
Московская битва | |
Сталинградская битва | |
Курская битва | |
Блокада Ленинграда | |
Берлинская операция |
4 этап
Проверка работы: называют все столы результаты своей работы
Вывод.
Подводим итоги важнейших событий Великой Отечественной войны.
Рефлексия:
- Что удалось в ходе работы в группе?
- Что понравилось?
- Что было сложно?
- Какие способы деятельности были задействованы?
- Чему учились, работая в группе?
- Как Вы оцениваете свое участие в работе группы.
(Учились работать в группе, укладываться во времени, аргументировано отстаивать свою точку зрения, за короткое время повторили большой объём информации)
Комментарий совместно выставленных оценок.
Домашнее задание: решение предложенных вариантов тестов как закрепление обобщённого на уроке материала, составить электронную презентацию по одной из тем.
Приложение
Дополнительные материалы к уроку
Боевые действия на фронтах
1 период (с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 г.)
22 июня 1941 г. | Нападение фашистской Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны |
июль-ноябрь 1941 г. | Мощное наступление немецко-фашистских войск, оккупация Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, наступление на Донбасс |
июль-сентябрь 1941 г. | Героическая оборона Смоленска |
июль-август 1941 г. | Героическая оборона Киева |
сентябрь 1941 г. | Начало блокады Ленинграда |
август-октябрь 1941 г. | Героическая оборона Одессы |
Ноябрь 1941 г. | Начало героической обороны Севастополя |
сентябрь-ноябрь 1941 г. | Наступление немецко-фашистских войск на Москву |
5-6 декабря 1941 г. | контрнаступление советских войск под Москвой. Освобождение Калуги, Орла, Калинина. Крушение плана молниеносной войны |
весна-осень 1942 г. | Поражение советских войск на юге страны (под Харьковом и в Крыму), обусловленные стратегическими просчётами Ставки, полагавшей, что главный удар германская армия нанесёт снова на Москву. Вермахт вышел к Северному Кавказу и к Волге, поставив СССР на грань военной катастрофы |
2 период (с 19 ноября 1942 до конца 1943 г.)
Характеризуется как коренной перелом в ходе войны
19 ноября 1942 г. | Успешное контрнаступление советских войск под Сталинградом |
июль 1943 г. | Битва на Курской дуге. Овладение стратегической инициативой Советской Армией. Развитие наступления по всему фронту |
август-сентябрь 1943 г. | Освобождение Орла, Белгорода, Харькова, Смоленска, Киева |
3 период (с января 1944 по 9 мая 1945 г.)
Изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР, освобождение стран Европы от немецко-фашистских захватчиков, капитуляция Германии
январь 1944 г. | Снятие блокады Ленинграда |
февраль 1944 г. | Корсунь-Шевченковская операция советского командования, в ходе которой была уничтожена мощная группировка войск противника |
апрель 1944 г. | Операция «Багратион». Разгром группы «Центр». Освобождение Белоруссии |
к осени 1944 г. | Освобождение Советской Армией Молдавии, Карелии, Закарпатской Украины, Прибалтики, Заполярья, Румынии, Болгарии, Югославии, Словакии |
зима-весна 1945 г. | Освобождение Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии |
апрель-8 мая 1945 г. | Берлинская операция. Капитуляция Германии |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Великая Отечественная война | образовательный | иллюстрация, презентация | http://www.otvoyna.ru/ |
2 | ФЦИОР | образовательный | видеофрагменты | http://fcior.edu.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Наш край в годы Великой Отечественной войны"
Подробный план-конспект интегрированого урока о Самарской области в годы Великой Отечественной войны....
Музейный урок "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны"
Конспект музейного урока "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны" написан с использованием материалов краеведческого музея села Знаменка Старооскольского района Белгородской области....
Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"
Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...
Конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война"
Конспект повторительно-обобщающего урока по Великой Отечественной войне...
План-конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война. Начало"
Урок с элементами дискуссии, построен с применением различных форм и методов, с импользованием дифференцированного подхода. Урок спланирован с учетом возрастных особенностей у...
Конспект урока на тему: "Проза о Великой Отечественной войне" (11 класс)
Методическая разработка...
Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности....