" Дискуссионные вопросы истории революции 1917 года"
методическая разработка по истории (9, 11 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Внеурочное мероприятие для учащихся 9-11 классов на основе работы с источниками в форме групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_meropriyatie_po_istorii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Никольска» Вологодской области

Методическая разработка внеурочного мероприятия ,

проводившегося в рамках предметной недели по истории в 2017г. по теме

« Дискуссионные вопросы истории Великой Российской революции»

Учитель истории Попова Ольга Николаевна

 высшая квалификационная категория

стаж работы 24 года

2017 год

Актуальность занятия- изучение истории Великой Российской революции относится к числу трудных и дискуссионных вопросов, изучение которых предусмотрено ИКС.Поэтому данное занятии проводится в соответствии с ИКС на основе системно- деятельностного подхода, предусмотренного стандартами государственного образования.

Цель занятия- углубление знаний учащихся о  причинах и значении Великой Российской революции для судеб народов нашей страны.

Задачи:

Познавательные:- на основе изучения исторических источников определить противоречия в обществе, которые привели к революции

- проанализировать причины,  по которым Россия свернула с демократического пути развития, открывшегося после Февральских событий 1917г.

- определить влияние революции на дальнейшую историю страны.

Развивающие:- Способствовать формированию критического мышления учащихся, умения выявлять причинно-следственные связи;

-развивать умения работать с историческими источниками;

- развитие коммуникативных УУД(общения, монологической и диалогической речи);

Воспитательные:- формирование уважительного отношения к истории своей страны:

- воспитание уважения к ценностям свободы, справедливости

- формирование гражданской идентичности

Категория учащихся, на которых рассчитан материал- учащиеся 9и 11 класса, особо интересующиеся историей. В связи с этим используются разноуровневые задания, т.к. учащиеся 9 класса впервые знакомятся с данным историческим событием, а учащиеся 11 класса повторно изучают революцию, что дает возможность более углубленного рассмотрения вопросов и более сложных заданий.

Тип занятия-  исследование с элементами дискуссии.

Используемые средства- карта « Октябрьская революция 1917г», раздаточный материал , содержащий выдержки из исторических источников.

План занятия.Этапы:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний- мотивация и выдвижение цели исследования.

3.Информационный блок- изучение содержания  исторических источников.

4.Аналитический блок-А) анализ источников, поиск аргументов, подтверждающих аргументы.

Б) Защита  своей точки зрения  на основе аргументов.

5.Рефлексия.

Ход занятия.

1 этап.Орг.момент

- приветствие и формирование групп для работы:1 группа-9 классники, 2и 3 группы- 11 классники.

2 этап Диалог с учащимися:

Вопросы и возможные ответы учащихся.

1. Ровно 100 лет назад произошло в жизни нашей страны важное событие.Какое?( началась революция )

1

2.На протяжении этих 100 лет по- разному в нашей стране называли события 1917года.С какими названиями вы знакомы?( Февральская и Октябрьская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Российская революция).

3.Почему по- разному она называлась?( разные люди у власти были, разные политические силы и они по- разному смотрели на это событие).

4.Как вы думаете, можем ли мы выяснить спустя 100 лет, кто из них был прав?( попытаемся)

 Эпиграф к занятию –высказывание Э Кара: « Историки еще очень долго будут спорить и расходиться в оценках ее…Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие- проклинать как преступление и катастрофу.»

Учащиеся подводятся к формулировке цели исследования-была ли революция 1917года событием, которое нужно прославлять или проклинать?Т. е. какой след оставила революция в истории нашей страны .

Далее предлагается определить план работы:

Учащиеся отвечают, что сначала нужно выяснить причины революции, затем проследить ее ход и затем соотнести цели революции с получившмся результатом.

3 этап.

Группам предлагается приступить к изучению исторических источников

1 группа-9 классники исследуют источники, на основании которых углубляются знания о причинах революции.( Приложение 1)

2 группа-11 классники-изучают причины, которые привели к отказу от демократического пути развития страны.( Приложение2)

3 группа-11 классники- исследуют историческое значение революции.( Приложение 3)

4 этап.

А)В группах идет обсуждение аргументов, подготовка к выступлению.

Б)Выступления представителей групп.Используется ПОПС- методика:

П- позиция- « я считаю, что…»

О- обоснование- « потому, что….»

П – пример- « я могу подтвердить это на примере..»

С- следствие- « используя это, я делаю вывод….»

Учащиеся 1 группы делают вывод о неизбежности революции , о том что ее причины кроются в нерешенности проблем модернизации страны. Затяжная  война, неспособность власти разрешить назревшие проблемы вызывали недовольство всех слоев населения, интересы народа совпали с намерениями либеральной оппозиции добиваться отречения императора от престола

2

 и смены курса развития общества.

Учащиеся 2 группы делают выводы о том, что причинами неудачи в реализации демократической альтернативы явились замедленный характер реформ, проводимых Временным правительством в условиях войны, активная  целенаправленная деятельность большевиков, их популистские

лозунги, оказавшиеся привлекательными для большинства населения,

отсутствие демократических традиций в России – все это делало неизбежным поворот в сторону большевистской диктатуры.

Учащиеся 3 группы раскрывают противоречивое значение революции для России и всего мира, опираясь на знание дальнейших событий в нашей  стране и других государствах.

Начавшись как борьба за свободу и справедливость, революция привела к созданию общества, которое долго существовало без свободы и справедливости.

В завершении занятия учитель приводит высказывание Ф.Энгельса: «Люди хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,- что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.»

5 этап.

Для этапа рефлексии используется метод четырех «Н»-

- какую новую информацию я приобрел на занятии

- что было неожиданным на занятии

- что осталось непонятным

- чему научило меня сегодняшнее занятие

В заключении учитель благодарит учащихся за работу и говорит, что все получат дополнительную отметку «5» на уроке истории .

Приложения к занятию см.далее.

                                                             3

         Приложение1.

Причины революции

Задания:

1.Точки зрения на причины революции 1917г-

А) заговор либеральной оппозиции

Б) нерешенность проблем, оставшихся после 1 революции и связанных с незавершенной модернизацией страны

В) влияние 1 мировой войны

Подтвердите выбранную вами точку( точки ) зрения. Используя материал курса, изученного на уроках, и выдержки из документов, проанализируйте события происходившие в стране после 1 революции 1905-1907гг до 1917г.

Телеграмма генерала Хабалова генералу Алексееву

   Прошу доложить его императорскому величеству, что исполнить повеление  о восстановлении порядка в столице не мог. Большинство частей одна за другой изменили своему долгу, отказываясь сражаться против мятежников. Другие части побратались с мятежниками и обратили свое оружие против верных его величеству войск. Оставшиеся верными долгу весь день боролись против мятежников, понеся большие потери. К вечеру  мятежники овладели большей частью столицы. Верными  присяге остаются  небольшие части разных полков.

Из записок В.В.Шульгина о событиях 27 февраля

      Может он (царь) царствовать? Может ли? О, как это узнать, как? Нет…. не может…. У него – никого, никого… Есть скверноподданные  и открытые мятежники…

       Чтобы спасти….. чтобы спасти… надо или разогнать всю эту сволочь (и нас вместе с ними) залпами, или….

Или надо отречься от престола….

Ценою отречения спасти жизнь государю… и спасти монархию…..

   Философ Ф.Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в консервативных кругах исчезла надежда, что власть как-нибудь справится со своей «исторической задачей». Во всем чувствовался канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только радикальными и стремительными  мерами».

     Выходец из крестьян Н.Окунев занес в дневник: «Настроение безнадежное, видимо, все сознавали, что плеть обухом не перешибешь. Как было, так и будет. Должно быть, без народного вмешательства, то есть без революции, у нас обновления не будет»

      По словам  Н.А.Бердяева, «ко времени революции старый режим совершенно разложен. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, ее никто не защищал, она не имела союзников».

4

П.Н.Милюков( кадеты): «Рядом стояли люди — и число их быстро увеличивалось, — которые надеялись предупредить стихийную революцию дворцовым переворотом, с низложением царской четы. Из них я уже указывал Гучкова( октябритсы) «Прогрессивный блок» согласился с планом Гучкова. Тот же Милюков пишет: «Блок исходил из предположения, что при перевороте так или иначе Николай II будет устранен с престола. Блок соглашался на передачу власти монарха к законному наследнику Алексею и на регентство — до его совершеннолетия — великого князя Михаила Александровича. Мягкий характер великого князя и малолетство наследника казались лучшей гарантией перехода к конституционному строю [

Милюков: «Конечно, мы должны признать, что ответственность за совершающееся лежит на нас, то есть на блоке Государственной Думы. Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войной для производства переворота принято нами вскоре после начала этой войны, знаете также, что ждать мы больше не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство, вызвали б в стране взрыв патриотизма и ликование»

Царь прекрасно был осведомлен о подрывной деятельности оппозиции. Представлял себе он и ту враждебность русского общества к существующему строю. Но Царь понимал, что любые репрессивные превентивные действия по отношению к оппозиции, без коренных изменений на фронте, вызовут такую волну негодования, что могут привезти к серьезным потрясениям, которые недопустимы во время войны. Перед Николаем II вставала дилемма: либо поставить на первое место укрепление власти путем резких и раздражающих действий и тем самым мешать войне с внешним врагом, либо, несмотря ни на что, стремиться в первую очередь к победе над внешним врагом, как бы не обращая внимания на врагов из Думы. Царь полагал, что государственный переворот невозможен, так как ему верна армия.

Новые победы на фронтах немедленно изменят соотношение сил внутри страны и оппозицию можно будет сокрушить без труда. С чисто военной точки зрения надежды царя не были необоснованны. Как боевой инструмент, русская армия не имела себе равных, Брусиловский прорыв мог рассматриваться как пролог к победоносному 1917 году»

 Никакой заговор был бы невозможен, если бы армия оставалась верна Царю и присяге. Поэтому оттого, с кем она будет, зависел исход готовящегося государственного переворота.

5

                                                                                                                                             Приложение2.              

Россия от Февраля до Октября 1917г.- почему стал возможен приход к власти большевиков и установление большевистской диктатуры

Задания:

А) как пытались решить важнейшие проблемы страны партии, входившие во Временное правительство, почему задерживали их решение?

Б) что предлагали народу большевики

В) чьи предложения отвечали интересам большинства народа, почему?

Г) установление большевистской диктатуры- это была реализация программных установок партии или потребности народа? Обоснуйте.

Д) почему так легко удалось большевикам прийти к власти.

Для ответа используйте изученный на уроках материал и выдержки из документов.

Настроения солдатских масс весной 1917 года (из воспоминаний генерала

 А.А.Брусилова)

Могу сказать, что войска верили мне и были убеждены, что я- друг солдата и ему не изменю… Одного мне не удавалось- это получить обещание наступать и атаковать вражеские позиции. Тут же на сцену выступали слова: «без аннексий и контрибуций», и дальше дело никак не шло, ибо это, в сущности, были отговорки, основанные на нежелании продолжать войну…

                      Совету рабочих и солдатских депутатов (осень 1917 г.)

       Товарищи! Мы к вам обращаемся с большой просьбой, ваши товарищи солдаты из окопов в составе 160 человек, просим вас свергнуть буржуазное Временное правительство и взять всю власть в Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов….

      Временное правительство и Керенский – изменники и губители свободы. С правительством, а также с Керенским, надо бороться, и бороться не только словами, а можно и пулей убить….

Из воспоминаний крестьянина Овчинникова (осень 1917 г.)

       Собрался сельский сход, чтобы решить, за какую партию голосовать: большевиков (список №5) или меньшевиков (список №1).

       Попросили учительницу прочесть вслух одну из афиш с №5. Этой программой мужики оказались довольны. Потом была зачитана №1. Это тоже была подходящая, только разница, что в той земля без выкупа, а в этой с выкупом. Опять поднялся спор и шум….

В.Ленин ( июль 1917г)

Всякие надежды на мирное развитие русской революции исчезли окончательно. Объективное положение: либо победа военной диктатуры до конца, либо победа вооруженного восстания рабочих, возможная лишь при совпадении его с глубоким массовым подъемом против правительства и

6

против буржуазии на почве экономической разрухи и затягивания войны.

1 октября 1917г.

          « Если нельзя взять власти без восстания, надо идти на восстание тотчас.»

О.Волобуев, историк- «Неужели правительство не понимало важности решения самых насущных проблем? Наоборот, именно осознание их важности и задерживало принятие этих решений. Правительство не случайно называли Временным. Его главной задачей была подготовка к Учредительному собранию представителей народа, народа, который имел самые смутные представления о парламентаризме и демократии, ведь именно оно должно было принять решения по всем важнейшим вопросам. Временное правительство не хотели присваивать себе это право.»

   А.И. Деникин. Из «Очерков русской смуты»

  Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы….

    Когда 25-го в столице началось вооруженное столкновение, на стороне правительства не оказалось никакой вооруженной силы.

Строки из писем того времени:  « Я всегда был далек от политики, но скажу откровенно, что при Николае 2 жилось спокойнее.» «Будь проклята ваша свобода, если я целый день без хлеба.»   « Выбирайте кого-нибудь, хотя бы на три месяца, лишь бы порядок установить.»   « Мое предложение- выбирайте военного диктатора.Только скорее.»

  Приложение3.

Значение революции

Задания:

 существуют различные точки зрения на значение революции1917г.Ознакомьтесь с некоторыми из них, подберите  аргументы к той из них, с которой вы согласны,используя знания курса и выдержки из документов.

1.Не будь революции, Россия скатилась бы на положение третьеразрядной державы, утратила бы свою экономическую и политическую независимость.

2.Февраль открыл путь к свободе и демократии, а большевики закабалили народ.

3.Советская власть, установившаяся с приходом большевиков, отвечала коренным интересам народа, обеспечила спасение от экономической катастрофы, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

4.Революция 1917г-привела к тому, что наша страна стала полем для

7

невиданного социального эксперимента- впервые в истории к власти пришли люди, поставившие цель ликвидировать частную собственность, построить новое общество-социалистическое.

      Б.Саранова: «Революции- это и в самом деле большое несчастье, подлинная национальная трагедия. Сомнительно только, что трагедия такого рода происходит в результате какого-то неправильного выбора, является следствием некой политической ошибки. Революции, как правило, происходят лишь в тех случаях, когда никакого иного выбора у наций уже нет».

        Академик  А.И.Яковлев утверждал: «И революцию, и контрреволюцию в конечном итоге осуществляет в основном  политизированное меньшинство при пассивной позиции или полной апатии основных масс населения».

        М. Восленский: «давайте решимся высказать правду: ленинский переворот 1917 года- это не Великая социалистическая революция, а Октябрьская контрреволюция. Именно она явилась поворотным пунктом в истории русской антифеодальной революции. Именно после нее было сведено на нет все достигнутое в борьбе против застарелых феодальных структур России. Как иначе, если не как контрреволюцию, можно рассматривать октябрьский переворот 1917 года, заменивший  в России рождавшуюся демократию диктатурой? Разве не показали последовавшие десятилетия, что победила реакция, а не прогресс?»

С.Л.Франк

Всякая революция есть Смута…Всякая революция обходится народу слишком дорого, не окупает своих издержек; в конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказываются в худшем положении, чем до нее, просто потому, что истощение, причиненное революцией, всегда неизмеримо больше истощения, причиненного самым тягостным общественным строем и революционный беспорядок всегда хуже самого плохого порядка.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по истории.Революция 1917 года в России

Тест разработан для учащихся 11 классов,материал подобран в соответствии с учебной программой...

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Основные принципы и подходы к преподаванию истории Великой российской революции 1917 года.

В статье раскрываются подходы к изучению Великой российской революции 1917 года....

12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года

Задание1. Ответьте на вопросы:   -   Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России?   -   Назовите признаки эконом...