Познавательно - исследовательская деятельность при изучении курса истории России (Тульской области) на первом курсе техникума.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Жувака Людмила Александровна

Материал методической разработки нацелен не только на обобщение форм и методов работы во внеурочной деятельности для повышения познавательной и мотивационной сфер учащихся, но и на развитие личности как цели и смысла образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_kursy.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области Алексинский машиностроительный техникум (ГПОУ ТО «АМТ») Презентация на тему: Познавательно - исследовательская деятельность при изучении курса истории России (Тульской области) на первом курсе техникума . работу выполнила: преподаватель Жувака Людмила Александровна Тула 2017 г

Слайд 2

Содержание 1 . Цель педагогической деятельности 2 . План работы над проектом 3. Ведущие признаки в проектной технологии 4. Работа над проектом 5. Роль студента 6 . Результат 7. В ходе проектной деятельности у студентов развиваются следующие способности 8. Этапы работы над проектом 9. Практическая часть. Использование метода проектов в учебной и внеклассной деятельности. 10. Актуальность проблемы 11. Задачи 12 . Применение педагогических технологий 13. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования. Основные направления 14. Заключение 15. Список литературы

Слайд 3

-Обобщение форм и методов работы во внеурочной деятельности для повышения познавательной и мотивационной сфер учащихся. -Развитие личности как цель и смысл образования. Определение целей (потребностей) без учёта условий их достижения (возможностей ) может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены. развитие познавательной деятельности по средствам организации проектной деятельности на уроке и во время внеурочной работы через: - Формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации; - Формирование умений навыков работы связанных с культурой устной и письменной речи; - Формирование специальных исследовательских умений и навыков; - приобретение опыта проектной деятельности Задача: 1.Систематизировать знания о ключевых понятиях, событиях, людях “мотивация учения”, «познавательный интерес». 2.Познакомиться с формами и методами формирования познавательного интереса у обучающихся, применяя исследовательскую технологию Цель педагогической деятельности

Слайд 4

План работы над проектом Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта : - выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы; - сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент и т. д.); - решение промежуточных задач; - анализ информации; - формулирование выводов; - оформление результатов . Продумать форму представление проекта: - критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта. - рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.

Слайд 5

Ведущие признаки в проектной технологии. Основная часть Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – ученика и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом, педагог выступает как помощник.  Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.  Мотивирует . Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.  Помогает.

Слайд 6

Работа над проектом Выражается не в передаче знаний и умений , которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; Сбор информации на различных этапах проекта. Учитель не указывает на недостатки или ошибки в действиях учащегося, он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации; Постановка вопросов , ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации). Наблюдает . Это нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.

Слайд 7

Принципиально меняется в работе над проектом: студент становится субъектом деятельности. При этом он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Ему никто не навязывает, как и что делать.  Не участвовать ни в одном из текущих проектов;  Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;  В любой момент может начать новый проект. Ситуация неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность, вызывает у студента специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у студента вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, уже не действует заданная преподавателем оценочная схема «это верно, а это нет».  Выбор (принимает решения). Это является не только фактором мотивации, но и формирует чувство причастности, процесс принятия на себя ответственности; Роль студента

Слайд 8

 Выстраивание системы взаимоотношений с людьми .  Оценка . Студент оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования

Слайд 9

Результат Качества: - Самостоятельность - Инициативность - Целеполагание - Креативность Студент приобретает в процессе проектной деятельности навыки: - Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами) - Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему) - Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль - Умение и навыки связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности - Методологические.

Слайд 10

В ходе проектной деятельности у студентов развиваются следующие способности:  Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).  Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).  Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).  Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).  Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление). Этапы работы над проектом: Подготовка - Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Планирование - А) определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности Исследование - Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Формирование результатов и навыков - Анализ информации, формулирование выводов. Защита проекта - Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт Оценка результатов проектной деятельности- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.

Слайд 11

Практическая часть. Использование метода проектов в учебной и внеклассной деятельности Важнейшая специфическая функция обучения истории - это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций и обычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Опыт моей работы показывает, что использование информационных, компьютерных технологий позволяет успешно решать поставленные цели обучения истории. Проблема интереса - одна из важнейших при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как чему-либо для нее ценному и привлекательному.

Слайд 12

Существуют три фактора, влияющих на интерес: а) содержание исторического материала; б) методы, приемы и средства его подачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся Специфичным для учителей истории в этом вопросе будет отбор содержания. В этом учителю большую помощь может оказать использование компьютерных технологий. На своих уроках я использую мультимедийные презентации, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к теме урока. Составные элементы проектирования в образовании

Слайд 13

Актуальность проблемы Обоснование содержание исторического образования, повышение качества образования нацелено на приобщение студентов к проектно-исследовательской деятельности, как методу освоения новых знаний: организация проектной деятельности способствует развитию личностных качеств, созданию субъективных отношений между преподавателем и студентом в образовательном процессе

Слайд 14

На оптимизацию предполагающие одновременное утверждение в государственных образовательных Стандартах и результатов образования, и наиболее общих черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления. - Усилить практико-ориентированную содержательную линию курса истории 10-11 классов, приёмами и методами развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект; - Развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности, ожиданий общества и требований государства в сфере образования; - Развивать механизм развития у студентов навыков проектной деятельности; - Внедрять в процесс обучения и воспитания различных методов приёма работы, способствующих развитию познавательного интереса к предмету; - Соблюдать основные принципы организации проектной деятельности студентов: доступность, осмысленность, наглядность, естественность, самостоятельность, культуросообразность Задачи

Слайд 15

Применение педагогических технологий - ориентированное обучение личности; - развивающее обучение; - использование ИКТ; - уровневая дифференциация. Участие в отборочном этапе Тульского университета им. Л.Н. Толстого.

Слайд 16

Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования. Основные направления: - достижение качества общего образования в РФ , недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжение образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру. - гуманистический характер содержания Стандарта , ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

Слайд 17

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижение мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры, поэтому п роектная деятельность способствует развитию интереса к предмету - Разработка проблемы - Практический результат - достижение дидактически поставленной цели

Слайд 18

Тема проекта: «Великие земляки Тульского края» И.Я. Стечкин, Л.Н. Толстой. Защита прошла в Тульском государственном университете им. Л.Н. Толстого, отмечена исследовательская работа «И.Я. Стечкин». На конкурс было заявлено 55 работ, наша вошла в 20 лучших.

Слайд 19

Фото отчёт с мероприятия

Слайд 22

Заключение Создание различных типов проектов студентами на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяют решить ряд важных и необходимых образовательных задач. Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Изучение мотивов включения в исследовательскую деятельность позволило установить, что студенты связывают свое участие в исследовательской работе с социальной значимостью и неотложностью решения проблем, желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере, с развитием познавательных интересов и мышления.

Слайд 23

Список литературы 1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 200 2. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75. 3. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с 151-157 4. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат , М.Ю. Бухаркина , М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат . - М.: Издательский центр "Академия", 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района...