Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Белокриницкая Мария Михайловна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_klass.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

заместитель директора по

по уче  учебно-воспитательной работе

________/________________/

  Оксененко Н.В.

«Утверждено»

Приказ №

от «     »              2017года

Директор МБОУ «СОШ №2»

__________/_______________/

Рыжова Н.Р.

Рабочая программа

 по Истории

5 класс

2017 – 2018 учебный год

68 часов

Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования., авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2011 г.

                                     

                                                                                                                                                                                     Составитель(и):

                                                                                       учитель истории и обществознания

                                                                                                                                                                                                                         Белокриницкая Мария Михайловна

2017 год

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

  • ответственного отношения к учению, заинтересованность в приобретении и расширении исторических знаний и способов действий,
  •  понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  •  осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  формирования у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  •  складывания представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  •  освоения гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека.

В метапредметных результатах сформированность:

  • способности самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • умения планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

В предметных результатах сформированность:

  • умений работать историческим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя историческую терминологию и символику, использовать различные языки  (словесный, графический, табличный), доказывать исторические утверждения;
  • освоения первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  •  владения базовым понятийным аппаратом исторического знания

Содержание учебного курса

        История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций

Календарно- тематическое планирование

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ- 8 часов

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники - 4 ч.

№ урока

наименование темы урока

дата

примечание

план

факт

1

Введение в Историю древнего мира

2

Древнейшие люди. № 1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

№  2

4

Возникновение искусства и религиозных  верований.  

№ 3                                            

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы - 4 ч.

5

Возникновение земледелия и скотоводства. №  4

6

Появление неравенства и знати. № 5

7

Счет лет в истории

8

Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей».

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20 часов

Глава 4. Древний Египет - 8 ч.

9

Государство на берегах Нила.      № 6

10

Как жили земледельцы и ремесленники. №7

11

Жизнь египетского вельможи. № 8

12

Военные походы фараонов.                        № 9

13

Религия древних египтян.                           № 10

14

Искусство древних египтян.                       № 11

15

Письменность и знания древних египтян.  № 12

16

Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа.

Глава 5. Западная Азия в древности - 7 ч.

17

Древнее Двуречье. № 13

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15

19

Финикийские мореплаватели № 16

20

Библейские сказания. № 17

21

Древнееврейское царство.№ 17

22

Ассирийская держава. № 18

23

Персидская держава «царя царей».   № 19

Глава 6. Индия и Китай в древности - 5 ч.

24

Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа.

№ 20

25

Индийские касты.                             № 21

26

Чему учил  китайский мудрец Конфуций. № 22

27

Первый властелин единого Китая.    № 23

28

Повторение по  разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг

РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

21 час

Глава 7. Древнейшая Греция - 5 ч.

29

Греки и критяне.                               № 24

30

Микены и Троя.                                             № 25

31

Поэма Гомера «Илиада».                              № 26

32

Поэма Гомера «Одиссея».               № 27

33

Религия древних греков.                  № 28

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидскими нашествиями - 12 ч.

34

Земледельцы Аттики теряют землю  и  свободу. № 29

35

Зарождение демократии в Афинах.  № 30

36

Древняя  Спарта.  № 31

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного  морей.   № 32

38

Олимпийские игры в древности.   №.33        

39

Победа греков над персами в Марафонской битве. №34

40

Нашествие персидских войск на Элладу.   № 35

41

В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа.   № 36

42

В городе богини Афины. № 37

43

В театре Диониса. № 39

44

Афинская демократия при Перикле. № 40

45

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

Глава 10. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. - 4 ч.

46

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

47

Поход Александра Македонского на Восток. № 42

48

В Александрии Египетской. № 43

49

Повторение  по разделу 3 «Древняя Греция».

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3 ч.

50

Древнейший  Рим. Самостоятельная работа  № 44

51

Завоевание Римом Италии. №45

52

Устройство Римской республики. № 46

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья - 7 ч.

53

Вторая  война Рима с Карфагеном. № 47

54

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.  № 48

55

Рабство в Древнем Риме. № 49

56

Земельный закон братьев Гракхов. № 50

57

Восстание Спартака.  № 51

58

Единовластие Цезаря. № 52

59

Установление империи. № 53

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры - 5 ч.

60

Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54

61

Рим при императоре Нероне.   № 55

62

Первые христиане и их учение. № 56

63

Расцвет Римской империи во 2 в.     № 57

64

«Вечный город» и его жители.

 № 58

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 4 ч.

65

Римская империя при Константине. Итоговый мониторинг.  № 59

66

Взятие Рима варварами.

№ 60

67

Итоговое повторение

68

Зачет по курсу истории Древнего мира

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

  1. Программа по истории «Всеобщая история» 5-9 классы, к предметной линии учебников Вигасин А.А, Годер Г.И, Шевченко Н.И; Издательство «Просвещение» М.:2011

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. – М.: Просвещение, 2014-310 с.

В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника средствами истории, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения истории.

Рабочие тетради

  1. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.-150с.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы и контрольные задания ко всем главам учебника

Дидактические материалы

  1. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. - М. : Дрофа, 2001. – 189с.
  2. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5кл.М.:Владос-Пресс, 2003-272 с.
  3. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям

Дополнительная литература для учащихся

  1. Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.-210 с.
  2. 8. Немировский Л . И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  3. 9.Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.-165 с.
  4. 10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.-230 с.

Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиадных заданий, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

  1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.-202 с.
  2. МаксимовЮ. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. - М. : Дрофа, 2001. – 189с.

Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5КЛ.:к учебникам ААВигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005-304 с.

В методических пособиях описана авторская технология обучения истории. Пособия включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку.

Печатные пособия

1.Комплект Настенных исторических карт:

  • Древние государства мира.
  • Рост территории государств в древности.
  • Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  • Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  • Древняя Греция (до середины VB. ДО н. Э.).
  • Древняя Греция (VB. ДО н.э.).
  • Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

2. Комплект портретов для кабинета истории (10 портретов)

   Комплекты карт охватывают основные темы по истории каждого года обучения. Карты помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинетистории..

  В комплекте портретов для кабинета истории представлены портреты историков, вклад которых в развитие математики представлен в ФГОС

Компьютерные и информационно коммуникативные средства обучения

  1. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».
  2. • Компьютерная программа «История древнего мира». 5 класс. 1 С, «Образовательная коллекция».
  3. • Векторные карты по истории Древнего мира. Информационный геокомплекс.

Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...