Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» заместитель директора по по уче учебно-воспитательной работе ________/________________/ Оксененко Н.В. | «Утверждено» Приказ № от « » 2017года Директор МБОУ «СОШ №2» __________/_______________/ Рыжова Н.Р. |
Рабочая программа
по Истории
5 класс
2017 – 2018 учебный год
68 часов
Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования., авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2011 г.
Составитель(и):
учитель истории и обществознания
Белокриницкая Мария Михайловна
2017 год
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
- ответственного отношения к учению, заинтересованность в приобретении и расширении исторических знаний и способов действий,
- понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирования у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывания представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоения гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека.
В метапредметных результатах сформированность:
- способности самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- умения планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
В предметных результатах сформированность:
- умений работать историческим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя историческую терминологию и символику, использовать различные языки (словесный, графический, табличный), доказывать исторические утверждения;
- освоения первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владения базовым понятийным аппаратом исторического знания
Содержание учебного курса
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
Календарно- тематическое планирование
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ- 8 часов Глава 1. Первобытные собиратели и охотники - 4 ч. | ||||
№ урока | наименование темы урока | дата | примечание | |
план | факт | |||
1 | Введение в Историю древнего мира | |||
2 | Древнейшие люди. № 1 | |||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. № 2 | |||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. № 3 | |||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы - 4 ч. | ||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. № 4 | |||
6 | Появление неравенства и знати. № 5 | |||
7 | Счет лет в истории | |||
8 | Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». Самостоятельная работа. | |||
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20 часов Глава 4. Древний Египет - 8 ч. | ||||
9 | Государство на берегах Нила. № 6 | |||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. №7 | |||
11 | Жизнь египетского вельможи. № 8 | |||
12 | Военные походы фараонов. № 9 | |||
13 | Религия древних египтян. № 10 | |||
14 | Искусство древних египтян. № 11 | |||
15 | Письменность и знания древних египтян. № 12 | |||
16 | Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа. | |||
Глава 5. Западная Азия в древности - 7 ч. | ||||
17 | Древнее Двуречье. № 13 | |||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15 | |||
19 | Финикийские мореплаватели № 16 | |||
20 | Библейские сказания. № 17 | |||
21 | Древнееврейское царство.№ 17 | |||
22 | Ассирийская держава. № 18 | |||
23 | Персидская держава «царя царей». № 19 | |||
Глава 6. Индия и Китай в древности - 5 ч. | ||||
24 | Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа. № 20 | |||
25 | Индийские касты. № 21 | |||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22 | |||
27 | Первый властелин единого Китая. № 23 | |||
28 | Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг | |||
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 21 час Глава 7. Древнейшая Греция - 5 ч. | ||||
29 | Греки и критяне. № 24 | |||
30 | Микены и Троя. № 25 | |||
31 | Поэма Гомера «Илиада». № 26 | |||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». № 27 | |||
33 | Религия древних греков. № 28 | |||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидскими нашествиями - 12 ч. | ||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29 | |||
35 | Зарождение демократии в Афинах. № 30 | |||
36 | Древняя Спарта. № 31 | |||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32 | |||
38 | Олимпийские игры в древности. №.33 | |||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. №34 | |||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. № 35 | |||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36 | |||
42 | В городе богини Афины. № 37 | |||
43 | В театре Диониса. № 39 | |||
44 | Афинская демократия при Перикле. № 40 | |||
45 | Города Эллады подчиняются Македонии. № 41 | |||
Глава 10. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. - 4 ч. | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. № 41 | |||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. № 42 | |||
48 | В Александрии Египетской. № 43 | |||
49 | Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». | |||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3 ч. | ||||
50 | Древнейший Рим. Самостоятельная работа № 44 | |||
51 | Завоевание Римом Италии. №45 | |||
52 | Устройство Римской республики. № 46 | |||
Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья - 7 ч. | ||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. № 47 | |||
54 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. № 48 | |||
55 | Рабство в Древнем Риме. № 49 | |||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. № 50 | |||
57 | Восстание Спартака. № 51 | |||
58 | Единовластие Цезаря. № 52 | |||
59 | Установление империи. № 53 | |||
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры - 5 ч. | ||||
60 | Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54 | |||
61 | Рим при императоре Нероне. № 55 | |||
62 | Первые христиане и их учение. № 56 | |||
63 | Расцвет Римской империи во 2 в. № 57 | |||
64 | «Вечный город» и его жители. № 58 | |||
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 4 ч. | ||||
65 | Римская империя при Константине. Итоговый мониторинг. № 59 | |||
66 | Взятие Рима варварами. № 60 | |||
67 | Итоговое повторение | |||
68 | Зачет по курсу истории Древнего мира |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы | |
| В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Учебники | |
| В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника средствами истории, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения истории. |
Рабочие тетради | |
| Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы и контрольные задания ко всем главам учебника |
Дидактические материалы | |
| Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям |
Дополнительная литература для учащихся | |
| Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиадных заданий, книги для чтения и др. |
Методические пособия для учителя | |
Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5КЛ.:к учебникам ААВигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005-304 с. | В методических пособиях описана авторская технология обучения истории. Пособия включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку. |
Печатные пособия | |
1.Комплект Настенных исторических карт:
2. Комплект портретов для кабинета истории (10 портретов) | Комплекты карт охватывают основные темы по истории каждого года обучения. Карты помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинетистории.. В комплекте портретов для кабинета истории представлены портреты историков, вклад которых в развитие математики представлен в ФГОС |
Компьютерные и информационно коммуникативные средства обучения | |
| Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...