Завоевание Римом Италии
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

nitochkinanton

События связанные с возвышением Рима,причины подъема и завоевание Италии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavoevanie_rimom_italii.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Завоевание Римом Италии»(«История Древнего мира»),Класс: 5, Дата:18.03.16Ниточкин А.С.

Оборудование:

Учащимся потребуется учебник под редакциейВигасина А.А., Годера Г.И. «История Древнего мира» (5 класс), рабочая тетрадь.

Карта «Древний Рим(до середины III в. до н. э.)». Атлас 5 класс. Электронная презентация.

Цели урока:

Образовательная:

  • обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве.

Развивающая:

  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, формирование картографических навыков;
  • воспитывать уважение и интерес к Всемирной истории через историю Древнего Мира;
  • продолжить формирование картографических навыков, читать ее, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
  • продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная:

  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

План урока:

  • I. Актуализация полученных знаний.
  • II. Изучение нового материала
  • Возникновение республики;
  • Нашествие галлов;
  • Военные победы римлян.
  • III. Домашнее задание.        

Этапы урока

Метод.                  

приемы

Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих на уроке и их готовность (наличие учебников и тетрадей, а также атласов). Объяснение работы на уроке (инструкция по работе над конспектом урока).Начало урока.

Указывают на отсутствующих, достают письменные принадлежности делятся учебником с соседом если его нет.

Опрос

Ребята давайте вспомним?Провести фронтальную беседу с классом.

Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове)

На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр)

Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции)

Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпы)

Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции)

Реши задачу:почему Эллада основала много колоний за морем, а города-государства Италии почти не имели заморских колоний? (В Элладе издавна не хватало удобной пахотной земли, а в Италии она была в избытке.)

Какое крупное государство находилось севернее Рима, а выходцы из него даже были римскими царями? (Этруски)

Какие еще народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты, умбры)

Какое племя проживало на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский)

В честь кого город получил такое название? Расскажите легенду об основании рима! (согласно легенде, он получил в честь одного из братьев Ромула, вскормленный волчицей)

Знаете ли вы легендарного предка Ромула и Рема? (После падения Трои к побережью в устье реки Тибр пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем)

Расскажите, как жили Римляне в те времена? (п.2 В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лён. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды)

Археологи подтвердили достоверность легенды о Ромуле и Реме? (неверно город был основан на много раньше)

Год основания Рима? (753 до н.э.)

Кого называли весталками? (жриц богини Весты-очага) п. 1Какие у них были обязанности? Что им строжайше запрещалось? Как к ним относились римляне?

При ком по преданию, было закончено строительство городской стены Рима? (Сервиева городская стена, Сервий Туллий)

Какая система управления была в Риме? (в управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины - патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно, обьявляло войну и мир)

Кто расскажет, кто такие патриции и плебеи? (Патриции - потомки древнейших жителей Рима. Плебеи - переселенцы из других поселений.)

А чем занимался сенат и кем были его представителями? (старейшины родов)

Сколько же царей было в Царский период Рима? (7)

Расскажите кто был последним Римским царем и что с ним случилось? (Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьёй. Больше царей они решили не выбирать)

(с. 217)п. 2 Легенда о подвиге Муция.Дома вы читали параграф кто же расскажет о подвиге Муция.

Как вы думаете Муций совершил правильный поступок?(Он защищал свой родной город, на который напали враги)

Зачем Муций положил свою руку в огонь жертвенника? (Чтобы доказать свою доблесть и бесстрашие, чего испугался царь этрусков и снял осаду города Рима)

1. Возникновение республики.

(сжатое изложение, объяснение)

Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой.

Проблемный вопрос: Что такое республика?

(с. 219-220) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1,

познакомиться с историей овозникновении республики.

Беседа по прочитанному.

Почему плебеям разрешалось ежегодно выбирать Народных трибунов(В знак протеста плебеи ушли на гору в окрестностях Рима и разбили там военный лагерь в 494 году до н.э. Пронёсся тревожный слух, что в город они не вернутся. Напуганные грозящим Риму ослаблением войска, патриции пошли на уступки. Плебеям разрешили ежегодно выбирать своих собственных должностных лиц — народных трибунов.)

Были ли у трибунов ограничения? Какие?(Двери дома трибуна всегда были открыты, ему запрещалось покидать город более чем на сутки)

В чем состояло право Вето? (То есть право народного трибуна отменить распоряжение консула или решение сената.)

Обладали ли трибуны личной неприкосновенностью? (Личность народного трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением.)

В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско.

Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.

Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.

Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости - для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале - на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой - его противники.

Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень. Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского - общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.

Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно бытьобщественным делом. Такое управление римляне называли республикой (что в переводе с латинского и означает

«общественное дело»). Установив в 509 году до и. э. республику, римляне стали выбирать из числа патрициевдвух правителей сроком на год. Эти правители называлиськонсулы.

Плебеи не получили права участвовать в управлении,хотя несли военную службу и сражались бок о бок с патрициями. В знак протеста плебеи ушли на гору в окрестностяхРима и разбили там военный лагерь. Пронёсся тревожныйслух, что в город они не вернутся. Напуганные грозящимРиму ослаблением войска, патриции пошли на уступки. Плебеям разрешили ежегодно выбирать своих собственных должностных лиц — народных трибунов.

Любой плебей мог обратиться к народному трибуну с просьбой о защите. Дверидома трибуна всегда были открыты, емузапрещалось покидать город более чем насутки. Народные трибуны стали приходить на заседание сената. Не будучи членами сената, они скромно устраивались увхода. Но если сенат хотел принять постановление, направленное против плебеев, трибун произносил только одно слово: «Запрещаю!» (по-латински «вето»). Вэтом состояло право вето, то есть правонародного трибуна отменить распоряжение консула или решение сената. Постепенно число трибунов возросло до десяти.Личность народного трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением.

Новые слова: республика, народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.Записывают термины в тетрадь: народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.

2. Нашествие галлов. (сжатое изложение, объяснение)

(Слайд №13-16) Нашествие галлов.

(с. 220) Изображение галльского вождя, тут мы можем рассмотреть какую одежду носили галлы.

В 390 году до н. э. над Римом нависла страшная угроза. Через горы Альпы в Италию хлынули полчища галльских племён. Вооружённыеогромными щитами и длинными мечами,галлы с воинственными кликами бросались на врагов. Римляне были разбиты, аих город захвачен, разграблен и сожжён.Устояла лишь маленькая крепость на крутом Капитолийском холме. Началась еёдолгая осада. Спустя полгода римляне ужеедва держались на ногах от голода и постоянного недосыпания. Тогда галлы отважились на штурм. Ночью, под покровомтемноты, они полезли по скалам вверх.На вершине Капитолия спала измученнаястража. Даже чуткие сторожевые псы неуслышали приближения врага. И вдруг...«Га-га-га!» — проснулись гуси и мигомразбудили всех.

(с. 220) Статуя богини Юноны.

Словно безумные, махаликрыльями и гоготали священные птицы,жившие при храме богини Юноны. Римляне очнулись от дремоты и сбросили галловвниз. Вражеский приступ был отбит.

Вождь галлов потерял надежду взять Капитолий и был готов покинуть берега Тибра. Но, разумеется, не даром! Началисьпереговоры. Римляне, которых голод вынудил есть кожу сандалий, согласились навыкуп. Золото стали взвешивать на весах.Внезапно римляне переглянулись. Бытьможет, им показалось? Нет, точно! Галлы плутовали, наклоняя чашу весов. «Чтоэто значит?» — спросили римляне. «Горепобеждённым, вот что!» — издеваясь, воскликнул галльский вождь и бросил навесы тяжёлый меч. Чаша с гирями резкоопустилась. Пришлось римлянам отдатьбольше назначенного. Галлы отступили отРима. После этого события римляне окружили свой город мощной стеной.

С этих пор и возникла поговорка: «Гуси Рим спасли». И каждый год, в определённый день, по улицам Рима торжественно носят богато убранного гуся и распятую на кресте собаку…

— За что же казнят собаку? — удивлённо перебил учителя один из школьников.

— Я знаю, — сказал маленький Квинт, — это за то, что её предки плохо сторожили Капитолий и едва не пропустили туда врага.

— Ты прав, — произнёс учитель и, немного помолчав, продолжал свой рассказ.

3. Военные победы римлян.

(сжатое изложение, объяснение, работа с текстом учебника)

(Слайд №18) Самнитские войны.

Самнитские племена населяли центральную и южную часть Апеннин. В основном они занимались скотоводством, жили в небольших городах и деревнях. Нередко самниты совершали набеги на богатую и плодородную область Кампанию и ее главный город Капую. Жители Капуи попросили защиты у римлян. (Слайд 7).

Начало самнитских войн пришлось на то время, когда Александр Македонский уже объединил под своей властью огромную державу. По сравнению с завоеваниями Александра самнитские войны римлян выглядели не столь значимыми. Однако в будущем именно римлянам удалось создать великую державу, превзошедшую дерзкие замыслы Александра Македонского.

Задание. На карте найдите Капую.

Пока же во второй самнитской войне римляне потерпели позорное поражение. В 321 году самниты Заманив их в 321 году в Кавдинском ущелье, перегородили вход и выход. Обманным путем самнитов заключили мирный договор с пойманным ими консулом, возглавлявшим римское войско. Самих же римских воинов заставили бросить оружие и выползать из ущелья под градом насмешек через сооружение из трех коротких самнитских копий, сложенных как арка. Такая позорная арка называлась виселицей или ярмом. Римляне стерпели поругание, но вскоре разгромили самнитов и тоже прогнали их "под ярмом". Самнитские войны завершились победой римлян.

(Слайд №19) Аппиева дорога.

Покорив племена центральной Италии, римляне упорно продвигались на юг Апеннинского полуострова. Часть захваченных земель они раздавали римским крестьянам. Римляне основывали новые города и поселения, куда переселялись жители Рима и Лация. Во времясамнитских войн в 312 году началась прокладка дороги, связывавшей Рим с Капуей. Это было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой.

Римские дороги сохранились до наших дней. Римляне строили их основательно, на века. Сначала землемеры точно намечали маршрут дороги. Затем выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Ее заполняли слоями камней. Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью.

Аппиева дорога стала "родоначальницей" знаменитых римских дорог, пролагавшихся везде, где проходили римские войска. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались акведуки - водопроводы. Такие мосты до сих пор сохранились в Южной Франции, Испании и в других местах. Римские дороги давали возможность быстро достигать отдаленных окраин государства, развивать торговлю. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным еще римлянами.

(с. 219-220) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 3,

познакомиться с Пирровой войной.

Беседа по прочитанному.

Кем был Пирр?(Царем соседнего с Македонией государства)

(Слайд №20) Рассказать о Пирре.

В каком году он высадился в Италии?(280 г. до н.э.)

(Слайд №21)Пиррова война 1.

Что потребовал Пирр у сенаторов? (Вернуть независимость греческим городам в Италии, обещая взамен прекращения войны)

(Слайд №22) Пиррова война 2.

Что стало итогом проигрыша Пирром войны? (Подчинение всей Италии Риму)

Ведя непрерывные войны с народами, населявшимиИталию, римляне захватывали одну область за другой. Но вот их владения приблизились к греческим колониям на югеАпеннинского полуострова. Римляне начали поодиночке подчинять их себе. Тогда Торрент— самый богатый из,городов Италии — обратился за помощьюк Пирру, который слыл выдающимся полководцем. Пиррсогласился: будучи царём маленького государства по соседству с Македонией, он мечтал о державе, подобной той,что создал Александр Македонский.

В 280 году до н. э. Пирр высадился в Италии. В упорнойбитве он одержал победу. Боевые слоны Пирра сильно потеснили римлян. Их кони при виде громадных животныхумчались вместе со всадниками, не успев даже приблизиться к врагам. Разгромив противника, Пирр отправилв Рим своего посла. Выступая в сенате, посол потребовалвернуть независимость греческим городам Италии, обещая взамен прекращения войны. Сенаторы (члены сената) готовы были согласиться. Но тут выступил престарелый,потерявший зрение сенатор. «Слушая ваши речи, — обратился он к присутствующим, — я жалею, что только слеп,а не глух вдобавок! Пока Пирр остаётся в Италии, с нимнадо воевать, а не вступать в дружбу». Эти слова убедилисенаторов продолжать войну.

Вторую битву царь Пирр выиграл, как и первую. Главный успех ему вновь принесла атака слонов. Римляне невыдержали их мощного натиска. Однако и войско Пирра понесло столь огромные потери, что царь воскликнул:«Ещё одна такая победа, и мы погибнем!»

Пиррова победа — победа, доставшаяся слишком высокой ценой; победа, равносильная поражению.

В третьей, последней битве с Пирром римляне не испугались свирепыхслонов. Они забросали их копьями, те повернули вспять исмяли свои же наступавшие отряды. Проиграв сражение,Пирр с остатками войск вернулся домой.

Рим установил своё господство над Италией. Отбираяу побеждённых народов часть земель, римляне объявлялиих собственностью своего государства. Плебеи добились

права получать участки на этих землях наравне с патрициями.

Надо посмотреть Пиррова победа

Закрепление

Что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители)

Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме - не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат)

Кто спас Рим?(Махали крыльями и гоготали священные птицы, жившие при храме богини Юноны, Гуси)

Честно ли поступили галлы, когда получали выкуп с римлян? (нет)

Домашнее задание

Прочитайте и перескажите §45.

Оценивание

Комментирование работы школьников на уроке, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Завоевание Римом Италии"

Веб-квест к уроку "Завоевание Римом Италии" по теме "Ранний Рим".УМК В.И.Уколова,Л.П.Маринович "История Древнего Рима"ссылка на веб-квест http://zunal.com/webquest.php?w=186304...

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....

Завоевание Римом Италии.

Презентация к уроку в 5 кл....

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии"

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии" с использованием интнрактивной доски....

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)...

Завоевание Римом Италии

презентация предназнаяена для учителей истории...