Конспект урока
календарно-тематическое планирование по истории (11 класс) по теме

Урок 30. СССР В 1939-1941 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_30.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 30. СССР В 1939-1941 гг.

цели: дать обучающимся представление о внешнеполитической стратегии СССР между мировыми войнами.

вспомогательные цели: охарактеризовать политику, проводимую СССР накануне Великой Отечественной войны; опираясь на текст учебника (§ 22), составить рассказ о плане «Барбаросса»; определить подготовленность Красной армии к войне.

дополнительные цели: объяснить, почему СССР не принял предложений Германии о его присоединении к Тройственному Союзу; проанализировать подготовку СССР к войне, состояние Красной армии; обсудить дискуссионные вопросы о неверии И. В. Сталина в реальность германской угрозы для СССР.

Основные понятия и термины: план «Барбаросса», блицкриг.

Оборудование: карта «Международное положение и внешняя политика СССР (1921-1941 гг.)».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.

I        вариант.

  1. Какие факторы определили изменения международного положения СССР в начале 1930-х гг.?
  2. Охарактеризуйте советско-германские отношения накануне Второй мировой войны.

II        вариант.

  1. Охарактеризуйте попытки СССР создать систему коллективной безопасности в Европе. Почему они завершились неудачей?
  2. Какие из внешнеполитических акций Советского Союза оказали наибольшее влияние на развитие международных событий?

П. Изучение нового материала.

План

  1. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны.
  2. План «Барбаросса».
  3. Подготовка Красной армии к войне.
  4. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.
  5. Перед вторжением.

1. Политика СССР в начальный период Второй Мировой войны.

2. План «Барбаросса».

Учитель сообщает, что после удачных военных операций в Западной Европе весной-летом 1940 г. А. Гитлер приказал приступить к подготовке плана вторжения в СССР.

План получил название «Барбаросса».

Перед А. Гитлером стояла цель проведения против СССР «блицкрига» - молниеносной войны. В июне 1940 г. А. Гитлер заявил: «Россия должна быть ликвидирована. Срок - весна 1941 г. Продолжительность операции - пять месяцев. Было бы лучше начать уже в этом году, однако это не подходит, так как осуществить операцию надо одним ударом». План «Барбаросса» предусматривал сосредоточение у границ СССР трех основных войсковых группировок.

Одновременным ударом по всей линии советской обороны они должны в первые же недели войны сокрушить Красную армию. Работа с картой.

-Главный удар наносила группа армий «Центр». После уничтожения советских сил в Белоруссии ее механизированным соединениям предстояло захватить Москву.

  • Группа армий «Центр», взаимодействуя с войсками Финляндии, должна была разбить советские дивизии в Прибалтике и под Ленинградом.

•        Группе армий «Юг» и войскам Румынии ставилась задача разгромить советские войска на Украине.

3. Подготовка Красной армии к войне.

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с текстом «Подготовка Красной армии к войне».

Задание: поразмышляйте, отвечает ли точка зрения Г. К. Жукова, накануне Великой Отечественной войны объективному положению дел: «Дело обороны страны в своих основных, главных чертах и направлениях велось правильно».

Крах политики коллективной безопасности, расширение германской агрессии на Восток, способствовали принятию мер советским руководством по укреплению обороноспособности страны:

  • создали новые образцы военной техники (самолеты Як-1, Ш-2, Пе-2, ТБ-7, танки KB, Т-34);
  • увеличились государственные ассигнования на развитие оборонной промышленности (до 45 % бюджета);
  • переход на 7-дневную рабочую неделю и 8-часовой рабочий день, введение уголовной ответственности за уход с предприятий (от 2 до 4 месяцев тюремного заключения) и опоздание на работу (до 6 месяцев исправительно-трудовых работ);
  • в 1939 г. принятие нового закона о всеобщей воинской повинности, предусматривающей снижение призывного возраста с 21 года до 18 лет, увеличение срока службы в армии и на флоте до 3 лет и 5 лет;
  • стремление улучшить подготовку армии и увеличить ее численность.

4. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.

Учитель подробно раскрывает основные аспекты идеологической и моральной подготовки СССР к войне.

  • С середины 1930-х гг. пафос ожидания мировой революции в идеологической пропаганде сменился обращением к историческим традициям государства Российского.
  • В 1934 г. в школах Советского Союза восстановлен курс истории в качестве обязательной дисциплины.
  • «Краткий курс истории ВКП(б)» с 1938 г. подлежал изучению во всех учебных заведениях Советской России.
  • Советское общество возвращалось к многовековой русской культуре.
  • В 1937 г. широко, грандиозно отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина.
  • Огромными тиражами издаются произведения русских классиков.
  • Популяризовались деяния прославленных русских полководцев и спасителей Отечества - К. Минина и Д. Пожарского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, М. Д. Скобелева, А. А. Брусилова.

  • Подчеркивалось величие побед перед Отечеством Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Великого.
  • Официальная пропаганда настраивала советских граждан на оптимистический лад. Широко распространялись уверения в том, что рабочие и крестьяне зарубежных стран не будут воевать против СССР.

• Престиж Красной армии был необычайно высок. Советские люди верили в скорую победу Красной армии в случае войны, что «война будет вестись на чужой территории и малой кровью», что «броня крепка и танки наши быстры».

5. Перед вторжением.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 22 «Перед вторжением», фрагментом документального материала (с. 221) «Из воспоминаний генерал-фельдмаршала Германии Э. фон Манштейна; точки зрения на проблему нападения Германии на СССР, СССР на Германию». Учащиеся представляют тезисы ответа на вопрос: «Чем можно объяснить неверие И. В. Сталина в реальность германской угрозы для СССР?».

III. Закрепление изученного материала.

Тест.

Домашнее задание.

§ 22. Знать новые понятия, даты, события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...