разработка урока-практикума "Деятельность", 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Разработка урока-практикума "Деятельность, как способ существования человека", для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет “Обществознание”
Тема: «Деятельность, как способ существования людей»
Возраст учащихся: 10 класс.
Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности
Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ
Педагогические техники: ПОПС – формула.
Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:
- Мотивационный блок;
- Информационный блок;
- Аналитический блок;
- Рефлексивный блок.
Материалы и оборудование:
- компьютер, проектор, медаиэкран
- раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
- презентация, содержащая следующие слайды:
А. Тема урока
Б. Цели урока
В. Определения понятия деятельность, главные моменты
Г. Структура деятельности
Д. Виды деятельности человека
Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока
При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”
- учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.
Ход занятия
Мотивационный блок
1. Содержательная часть
Сделать хотел грозу | Сделать хотел утюг |
А получил козу | Слон получился вдруг |
Розовую козу | Крылья как у пчелы |
С желтою полосой | Вместо ушей цветы |
Вместо хвоста нога | Ночью мне снится сон |
А на рога | Плачут коза и слон |
Я не хотел бы вновь | Плачут и говорят |
Встретиться с той козой | Что с нами сделал ты? |
Прочитать слова известной песни:
Сл.1
Сл2
Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)
2. Организационная часть
Сл.3
Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:
- уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;
- поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.
3. Проблемная часть
Сл. 4
Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):
- Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).
- Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
- деятельность – активные действия;
- у деятельности есть цель;
- она направлена на результат.
Сл.5
Субъектом деятельности будет тот кто осуществляет деятельность
Объектом, на что направлена деятельность
Сл.6
Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:
Цель - “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека- предвосхищенный образ результата
Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).- с помощью чего будет осущ-ся деятельность
Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)-цепочка действий данной деятельности
Результат – реализованная цель (слайд).
Схема (слайд):
ЦЕЛЬ……………СРЕДСТВА…………….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ.
Сл7
Существуют различные виды деятельности ОЧЕНЬ МНОГО и основные духовная – изменения сознание людей и практическая -преобразование объектов, творческая создание неповторимого, познавательная – приобретение и закрепление знаний и способностей человека.
Сл8
Если рассматривать в разрезе развития личности то это следующая структура игра, учение , труд и общение . Игра –важен не результат деятельности а сам процесс деятельности, учение-деятельность направленная на приобретение знаний и способностей, труд-деятельность направленная на получение практического результата
Сл9
Для деятельности человека присущи такие черты как сознательность, продуктивность, преобразование, общественность. Начнем с первого -деятельность носит сознательный характер- человек сознательно выдвигает цели и предвидит результат, продуктивный характер- деятельность направлена на получение результата, продукта, с целью удовлетворения насущных потребностей нужд человека для поддержания организма и развития личности (биологические- потребность в том что необходимо для жизни и существования, социальные- потребность в трудовой деятельности, созидании, творчестве, идеальные- все что необходимо для духовного развития человека), преобразующий характер- человек в ходе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя, общественный характер- человек в процессе деятельности вступает во взаимоотношения с другими людьми.
Сл10
Ваша задача, проанализировав основные виды деятельности на информационных листах кратким описанием сути основных видов деятельности человека, заполнив таблицу доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.
Аналитический блок
Обсуждение.
В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.
Подведение содержательных итогов занятия.
Рефлексивный блок
Подведение общих итогов.
Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.
Возвращение к ожидаемым результатам
Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.
Рефлексия и оценивание.
- Определить виды деятельности на уроке
- Значимость и полезность занятия
- Интересное, необычное на уроке
- Оценивание (если необходимо)
Текст №1.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Эта деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.
Во-вторых, данная деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта данной деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках
В-третьих, материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в этой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.
В-четвертых, данная деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
В-пятых, эта деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Данная деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.
Вид деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
|
|
|
|
Текст №2.
Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса –деятельности людей. Процесс приобретения знаний, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель данной деятельности – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты этой деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс приобретения знаний (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.
В процессе данной деятельности природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
Вид деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
|
|
|
|
Текст №3.
Наука предполагает разные определения этой деятельности. Приведем два из них:
- Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
- Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Эта деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.
Данная деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе этой деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).
Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.
Вид деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
|
|
|
|
Текст № 4.
Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является данная деятельностью.
Эта– деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко данная деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле эта деятельность является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.
Важное место в этой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий
Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к этой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт данной деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.
“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)
Вид деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
|
|
|
|
Виды деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
Трудовая | создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей | трудовых операции, качеств субъекта данной деятельности различные технические устройства, энергетические и транспортные линии технологии | организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение | материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей |
Политическая | воздействует на все общество, на все стороны его жизни | Закон ,выборы | государственное управление, полит партии госучрежения | воздействует на все общество, на все стороны его жизни. |
Познавательная | описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека | Книги, инет | обобщить данные опыта и использовать правильный метод | отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс приобретения знаний (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов |
Творческая | качественно новое, никогда ранее не существовавшее | интуиция, знание опыт | комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....