Рабочая тетрадь по истории
учебно-методический материал по истории на тему

Левагина Любовь Михайловна

Рабочая тетрадь   по Истории

 

Тетрадь по истории предназначена для организации самостоятельной работы студентов  по  углублению знаний     на учебных занятиях,  и для организации самостоятельной внеаудиторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc556 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Жигулевский государственный колледж»

Работа с  источниками на учебных занятиях

по истории

Методические указания

Печатается по решению научно-методического совета

ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»

Рабочая тетрадь   по Истории / Л.М. Левагина  – Жигулевск: ГАПОУ СО «ЖГК»,  2015,  стр. – 20 экз.

Тетрадь по истории предназначена для организации самостоятельной работы студентов  по  углублению знаний     на учебных занятиях,  и для организации самостоятельной внеаудиторной работы.

Составитель: Левагина Л.М.  – преподаватель общественных дисциплин ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»

Рецензент:    директор ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр     г.о. Жигулевск» Д.Х. Клаузова

© Компьютерная вёрстка Т.А. Агошкова, 2015

Тираж 20 экз.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………….………………..…………………...…..3

1. Тема 1: «Древнейшая стадия истории человечества.  Первобытный мир и зарождение цивилизации»…………..6

2 Тема 2: «Цивилизации Древнего мира» …………….......10

3.Тема 3: «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»……………………………………………………………14

4. Тема 4: « Русь с древнейших времен до XIVв»………...18

5 Тема 5: « Россия в XV-XVIIвв.. Московское государство»……………………………………………………………22

6. Тема 6: «Россия в XVIII в. ………………………………26

7. Тема 7: «Становление индустриальной цивилизации»………………………………………………………….29

8.Тема 8: «История России первой половине  XIXв» ……34

9. Тема 9:   «История России второй половины XIX в»…38

10. Тема 10: «История России  конца XIX - начала XX в»….........................................................................................42

11. Тема 11: « Русско- японская и первая мировая война»...........................................................................................46

12. Тема 12: «Гражданская война 1918-1920гг»…………5 0

13. Тема13: «Россия в 1020- 1930-х годах»……………….54

14. Тема14: «Вторая мировая война»……………………...58

15.Тема 15: «Великая Отечественная война»……………..62

16. Тема 16: «Мир во второй половине XXвека»………...6 6

Критерии оценок……………………………………………71

Список литературы…………………………………………73

Введение

Рабочая тетрадь по истории предназначены для студентов 1 курса. Цель рабочей тетради – способствовать закреплению  знаний по курсу истории с древнейших времён до конца XX века. Материал рабочей тетради может быть использован для проведения текущего и итогового контроля знаний студентов.

Тетрадь содержит задания различных уровней сложности: от репродуктивных до проблемно-познавательных. Она позволит лучше организовать самостоятельную работу студентов на занятии  и дома, способствует совершенствованию навыков работы с материалом учебника и историческими документами, поможет осуществить контроль усвоения знаний на всех этапах учебного процесса.

Задания, включенные в  рабочую тетрадь, сгруппированы по темам, которые соответствуют рабочей  программе, разработанной на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.  Рабочая тетрадь может быть использована в комплекте с  любым действующим учебником.

В результате  выполнения заданий рабочей тетради студент  должен уметь:

  - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

 - анализировать историческую информацию;

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические  объяснения;

 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

 - давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;

 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения,  выводы.

В результате выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 - основные факты, процессы и  явления,  характеризующие целостность          отечественной и всемирной истории;  

 - основные исторические термины и даты;

 - периодизацию всемирной и отечественной истории;

 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 - историческую обусловленность современных общественных процессов;

 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

При выполнении заданий рабочей тетради    у студента  должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Уважаемые студенты!

В рабочей тетради  представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний, умений и навыков.

Приступая к выполнению  работы, Вы должны   ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения

Внимательно читайте  задания, старайтесь  их выполнить, это поможет вам в исследовании и изучении исторических событий.

Работая с тетрадью, вы научитесь самостоятельно анализировать исторические источники, правильно работать с текстом учебника, делать выводы, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, объяснять термины и понятия.

Каждый тематический раздел тетради содержит задания различного уровня сложности и набор проверочных заданий, которые помогут тебе осуществить самоконтроль усвоения знаний, умений и навыков по истории.

Тема 1 : Древнейшая стадия истории человечества.  Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

1. Выберите правильный ответ:

А.Человек современного вида появился
  а) 2—1,5 млрд лет назад
  б) 4—3 млн лет назад
  в) 100—40 тыс. лет назад
  г) 6—5 тыс. лет назад
Б.Основным занятием первобытного человека было:

а) собирательство

б) земледелие

в) скотоводство

г) ремесло

В. Выберите из списка характерные черты родовой общины:

а) всё имущество общее

б) каждая семья имеет своё имущество и свободно им распоряжается

в) наличие богатства и бедности

г) власть основана на богатстве

Ответ:

А

Б

2. По какому принципу образованы ряды?

А. Палеография, нумизматика, антропология, сфрагистика.

Б. Родовая община, соседская община, первобытное стадо, племя.

В. Палеолит, мезолит, неолит, энеолит

Ответ:

А

Б

В

3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями

а) в первобытной родовой общине существовало полное равенство;

б) в первобытной родовой общине существовало имущественное неравенство;

в) в первобытной родовой общине существовало гендерное неравенство;

г) в первобытной родовой общине существовало социальное неравенство;

Ответ:

а

б

в

г

4. Что является лишним в перечнях?

А. заостренный камень, палка-копалка, дубина, плуг ;

Б. магия, шаманизм, анимизм, тотемизм,  иудаизм;

В. собирательство, рыболовство, охота, ремесло.

Ответ:

А

Б

В

5. Продолжите ряды.

А. Неолитическая революция – это…

Б. Наиболее вероятный предок человека был …

В. Б. Основной чертой родовой общины является …

6.  Соотнесите религию  и идеи

Религия

Идея

а) Буддизм

1) размышление и созерцание должны привести человека к гармонии с собой и миром

б) Конфуцианство

2)после смерти человека ждет череда рождений

в) Иудаизм

2) Соблюдение традиций и повиновение старшим

3)вера в единого бога

Ответ:

а

б

в

7. Расположите занятия первобытных людей в порядке их возникновения. Запишите цифры в таблицу.

А. мотыжное земледелие;

Б. плужное земледелие;

В. ремесло;

Г.рыболовство;

Д. охота;

Е. собирательство;

Ж. скотоводство.

 Ответ:

№ 8. О каком историческом  процессе  идет речь?

Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей. Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса,  фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец,  ослов , свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории: X—VIII тыс. до н. э. — современного Западного Ирана , Северного Ирака, Палестины, Малой Азии, Южной Туркмении; VIII—V тыс. до н. э. — Египта, Месопотамии, Кавказа, Средней Азии и долин  Инда и Ганга; IV—II тыс. до н. э. — Северного Китая, Западной Европы, Южной Индии, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.

Ответ:_______________________________________

9. Заполните пропуски.

А.Главным отличием древнейших людей от животных было умение…

Тема 2 : Цивилизации Древнего мира.

1. Выберите правильный ответ.

А. Древний Восток знает четыре основных очага первичной цивилизации:

а)Египет, Двуречье, Индия, Китай;

б)Египет, Персия, Вавилон, Индия;

в)Шумер, Египет, Двуречье, Китай.

Б. Охлократия — это власть:

а)немногих;

б)народа;

в)толпы.

В. Овладение этим металлом явилось одной из предпосылок  образования первых великих держав Древнего Востока

а) медью                    

б) бронзой              

 в) железом

Ответ:

А

Б

В

2. По какому принципу образованы ряды?

А. Деспотия; тирания; монархия.

Б. Консул; народный трибун; претор; цензор.

В. Херсонес; Ольвия; Пантикапей; Феодосия.

Г Парфенон,  Пантеон,    пирамида Хеопса,  термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев.

Ответ:

А

Б

В

Г

3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  А. Пророком на Древнем Востоке называли человека, главной функцией которого было гадание.

Б. Древнегреческий мыслитель Сократ является создателем этической философии.

Ответ:

А

Б

4. Что является лишним в перечнях?

  А. Григорий VII; Урбан III; Генрих IV; Иннокентий III.

Б. Вестготы; остготы; саксы; бритгы; вандалы; франки.

В. Драконт; Солон; Мильтиад; Перикл.

Ответ:

А

Б

В

5. Продолжите ряды.

А. Основные периоды в истории Древней Греции: крито-микенский; гомеровский...

Б. Страны Древнего Востока, где существовала речная ирригация: Шумер; Египет...

6. Соотнесите имена и идеи (обратите внимание на то, что идей в перечне больше, чем имен).

 Имена:

 Идеи:

а) Фалес;

1)в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты;

б) Гераклит;

2)«идея» — причина возникновения вещей и явлений;

в) Анаксагор;

3)первовеществом является воздух;

г) Сократ;

4)основой всех вещей является число;

д)Демокрит;

5)окружающий мир — непрерывный процесс движения, подобный воспламенению и затуханию огня;

е)Пифагор;

6)главное место в познании истины занимает разум, а не божественное внушение;

ж)Платон.

7)основа всего сущего — материальные частицы, семена вещей, обладающие теми же свойствами, что и сами предметы, но неизмеримо более маленькие;

8)все возникает из воды и в нее превращается;

Ответ:

а

б

в

г

д

е

ж

 7. Расставьте в хронологической последовательности события из истории Древнего Рима. Запишите цифры в таблицу.

А.        установление господства Рима над Италией;

Б.        Пунические войны (264 — 201 гг. до

н.э.);

В.        правление Тарквиния Гордого;

Г.        возникновение республики в Риме;

Д,        борьба за земельный закон братьев Гракхов;

Е.        восстание Спартака;

Ж.        установление империи в Риме.

Ответ:

8 Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:

 «Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».

Ответьте на вопросы: Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните пропуски.

А.Греция расположена в Европе, в южной части … полуострова.

Б. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них …

В. Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города……..

Тема 3:   Цивилизации Запада и Востока в Средние века

1. Выберите правильный ответ.

А.Движение за переустройство католической церкви, возникшее в XVI веке в Европе:

а) Реформация                  

 б) Революция              

 в) Просвещение

Б. Выделите характерную черту феодализма:

а) наличие рабов  

б) экономическое принуждение крестьян    

в) феод – собственность крестьянина

В.  Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг?

а) Капетинги;    

б) Меровинги;        

в) Каролинги.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

А. Франческо Петрарка; Джованни Боккаччо; Сандро Боттичелли.

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А. Промышленный переворот в Англии начался примерно через 100 лет после буржуазной революции XVII века, во Франции - во время наполеоновской империи, в США - после войны за независимость

  Б. В эпоху средневековья монополистом в сфере образования и просвещения было государство.

В. Генеральные штаты во Франции возникли раньше, чем парламент в Англии.

Ответ:

А

Б

в

4. Что является лишним в ответе?

Гуманисты эпохи Возрождения:

а) целью своей деятельности считали познание человека

б) призывали к активной жизни на благо общества

в) полагали, что достоинство человека определяется его происхождением, родовитостью

Ответ:_________

№5. Продолжите ряды.

А.Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов, который назывался церковной …

Б.  После раздела империи Карла Великого образовались государства: Франция, …,…

№6. Соотнесите Имя характеристику .

Имя

Характеристика

А) Юстиниан

1)военный вождь франков;

Б) Гильом Каль      

2) император Византии

В) Ян Гус                3) вождь французской Жакерии;

3) вождь французской Жакерии

Г)Иоган Гутенберг  

4) великий чешский мыслитель и проповедник

Д)Карл Великий  

5) изобретатель книгопечатания

Е) Хлодвиг            

6) король франков

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№ 7. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите цифры в таблицу

 А.Созыв Генеральных Штатов

Б. Окончание Столетней войны

В. Образование империи Карла Великого

Г.Начало Крестовых походов

Ответ:

№ 8. О ком идет речь?

А.Самый известный из всех средневековых государей. О нем сложены бесчисленные легенды, сказания, песни. Даже слово «король» происходит от его имени.

Ответ: _________________________________________

№ 9. Заполните пропуски.

А. Германские племена, которых в средневековой Европе называли… были предками современных норвежцев, шведов, датчан.

Б. Последователи Яна Гуса назывались …, они делились на умеренных и …

В. Перелом в ходе Столетней войны связан с именем …, сумевшей снять осаду англичан с города …

Тема 4 : Русь с древнейших времен до XIVв.

№1. Выберите правильный ответ.

А. Автором «Слова о законе и благодати» был:

а) монах Нестор;

б) князь Владимир Мономах;

в) митрополит Илларион;

Б. «Мертвые сраму не имут» - эти слова принадлежат:

а) князю Игорю;

б) князю Олегу Вещему;

в) князю Святославу;

В. Первым митрополитом, переселившимся в Москву, был:

а) Петр;

б) Феогност;

в) Алексей;

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованны ряды?

А. Рязань ; Москва; Владимир; Козельск; Киев.

Б. Кий; Щек; Хорив; Лыбедь.

В. 1240 г.; 1242 г.; 1410 г.

Г. Приказал убить полоцкого князя Рогволода; способствовал убийству своего брата князя Ярополка; изгнал ворягов из Киева; осуществил поход на Корсунь.

Д. Джучи; Чагатай; Угедей.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли вы со следующим утверждениями?

А. Город Тарту на территории современной Эстонии был основан киевским князем Ярославом Мудрым.

Б. Памятник древнерусской литературы «Поучение детям» был написан князем Владимиром Мономахом.

В. «Слово о полку Игореве» повествует о походе русских князей против печенегов.

Ответ:

А

Б

В

№4. Что является лишним в перечнях?

А. Скань; зернь; фрески; финифть.

Б. Великий князь московский Дмитрий Иванович; воевода князь Дмитрий Боброк; князь рязанский Олег; князь серпуховской Владимир.

В. Великий князь Андрей Богословский:

А) являлся сыном Юрия Долгорукого;

Б) был женат на дочери боярина Кучки;

В) подверг разграблению Киев;

Г) участвовал в междоусобной битве на Липецком поле.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. Сыновья киевского князя Святослава I Игоревича: Ярополк, Владимир…

Б. Русские княжества подвергшиеся разорению в ходе похода хана Батыя в 1239 – 1242 гг.:   Переяславское, Черниговское, Киевское…

№6. Соотнесите события и даты.

Даты

события

А) 945 г.:

1) восстание киевлян против великого князя Изяслава;

Б) 988 г.:

2) разгром князем Ярославом Мудрым печенегов под Киевом;

В) 1036

3)съезд князей в Любече;

Г) 1068 г.

4)гибель киевского князя Игоря в Древлянской земле;

Д) 1097 г.

5) поход киевского князя Владимира на Корсунь (согласно летописному         свидетельству);

Е) 1147 г.

6) первое упоминание в летописи о Москве.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

        

№7. Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси. Запишите цифры в таблицу

        А. половцы;

        Б. монголо-татары;

        В. хазары;

        Г. печенеги.

Ответ:

№8. О каком из святых отцов русской православной Церкви идет речь?

        Однажды отрок Варфоломей искал убежавших жеребят и увидел старца, который молился.

        «Батюшка я учусь грамоте и, как ни стараюсь, никак не могу научиться читать. Помолись

        за меня Богу, чтобы Он помог мне»,-сказал мальчик. Старец помолился и дал Варфоломею

        просфоры: «Это тебе дается для разумения Святого Писания».

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски:

1.)Земли,   раздававшиеся   князьями   дворянам   за службу, в первую очередь военную, назывались…

2.)…- дань, взимавшаяся Ордой с русских земель.

3.)Часть города, где селилось торгово-ремесленное население,…

4.)Ханская грамота, дававшая русским князьям право занимать престол,- …

Тема 5:  Россия в XV-XVIIвв.. Московское государство.

№1. Выберите правильный ответ.

А. окончательное свержение ига Золотой Орды на Руси произошло в:

а) 1380 г.;

б) 1480 г.;

в) 1580 г.

Б. Штурмом Кашлыка – главного укрепления сибирского хана Кучума

а) М. Воротынский;

б) Ф. Басманов;

в) Ермак;

В. Церковный собор, объявивший о создании униатский Церкви, проходил в городе:

а) Бресте;

б) Львове;

в) Киеве.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

А. А. Курбский; А. Адашев; священник Сильвестр.

Б. Распространение на всей Русское государство правила ухода крестьян от владельцев земли за неделю до или после Юрьева дня; установление центрального и месного суда; введение смертной казни за ряд преступлений.

В. Путивль; Д. Трубецкой; И. Заруцкий.

Д. Отмена торгового преимущества Англии; Сборное уложение; церковный расскол.4 .медный бунт.

Ответ:

А

Б

В

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А. По решению Переяславской рады под власть московского царя переходила вся Украина.

Б. на реке Урге Русским войскам впервые была применена артиллерия.

В. Колокольня Иван Великий московского Кремля являлась сторожевой и сигнальной башней.

Ответ:

А

Б

В

№4. Что является лишним в перечнях?

А. Патриарх Никон; боярыня Ф.Морозова; протопоп Аввакум.

Б. А. Чохов; А. Рублев; С. Ушаков; Д. Черный.

В. Иван IV Грозный:

                А) созвал первый в России земский собор;

                Б) отменил систему боярских кормлений;

                В) ликвидировал церковное землевладение;

                Г) предоставил ряд торговых преимуществ английским купцам.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. Рюриковичи: Василий II; ИванIII…

Б. Города, подвергшиеся осаде в ходе второго похода Степана Разина (1670 – 1671)…

№6. Соотнесите события и даты.

Даты

события

А) 1480

1) введение временных запретов выхода крестьян в Юрьев день;

Б) 1485 г.:

2) стояние на реке Урге;

В) 1565г.

3) учреждение патриаршества в России;

Г) 1581 г.

4)начало восстания под предводительством И. И. Болотникова;

Д) 1589 г.

5) учреждение опричнины;

Е) 1606 г.

6) присоединение Тверского княжества к Москве;

Ж. 1617

7)заключение Столбовского мира со Швецией.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

№7. Расставьте в хронологической последовательности основные события Ливонской войны. Запишите цифры в таблицу

        А) поражение русских войск под Полоцком;

        Б) распад Ливонского ордена;

        В) успешный штурм русскими войсками Нервы и Дрепта;

        Г) вторжение шведов в Новгородскую землю;

        Д) осада Стефаном Баторием Пскова;

        Е) Люблинская уния.

Ответ:

№8. О ком идет речь в стихотворном произведении А. С. Пушкина?

        Какая честь для нас, для всей России!

        Вчерашний раб, татарин, зять Малюты

        Зять палача и сам в душе палач,

        Возьмет венец и бармы Мономаха…

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски.

        А. Имена царствовавших сыновей Алексея Михайловича:…

        Б. Иван IV – грозный; Василий II - …; Иван II – …; Алексей Михайлович – …

        В. В годы правления царя Ивана IV Грозного в России складывалась  … монархия.

Тема 6: Россия в  XVIII в.

№1. Выберите правильный ответ.

А. Современником Петра I был:

        а) М. Фарадей;

        б) И. Ньютон;

        в) А. Лавуазье;

        г) Л. Эйлер.

Б. Первым использовал морской десант при штурме крепостей:

        а) Ф. М. Апраксин;

        б) Г. А. Спиридонов;

        в) Ф. Ф. Ушаков.

В. «Комиссию о Санкт- Петербургском строении» фактически возглавил:

        а) Д. Трезин;

        б) Петр I;

        в) Ж. Б. Леблон;

        г) П. М. Еропкин.

 Ответ:

А

Б

В

№2. По какому Принципу образованны ряды?

        А.   И. Н. Зарубин-Чика; Салават Юлаев; И. Н. Белобородов.

        Б. 1772 г.; 1793 г.; 1795 г.;

        В. Князь Ю. Долгорукий; К. Булавин; И. Некрасов.

        Г.   П. И. Мусин-Пушкин; П. М. Еропкин; Ф. И. Соймонов; А. Ф. Хрущов.

        Д. 1725 г.; 1730 г.; 1740 г.; 1741 г.; 1762 г.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

        А. Сенат при Петре I был законодательным, распорядительным и исполнительным органом.

        Б. Екатерина II вела переписку с французким просветителем Жаном Мелье.

        В. Союзником России в Северной войне была Англия.

Ответ:

А

Б

В

№4. Что является лишним в перечнях?

        А. кондиции; «Ледяной дом»;  бироновщина; Хотин; Московский университет.

        Б. Берг-коллегия; Мануфактур-коллегия; Юстиц-коллегия; Комерц-коллегия.

        В.  А. В. Суворов; Б. П. Шереметьев; П. А. Румянцев; Г. А. Потемкин.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

        А. места основных сражений русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг., в ходе которых А. В. Суворов одержал победы: Кинбурн, Фокшаны …

        Б. Места важнейших сражений русских войск в Семилетней войне: Гросс-Егерсдорф, Кенигсберг …

№6. Соотнесите события и даты.

Даты

события

А) 1709 г.;

1.) сражение у реки Кагул;

Б) 1770 г.;

2) взятие крепости Измаил;

В)  1760 г.;

3)морское сражение у острова Гренгам;

Г) 1581 г.

4) штурм крепости Корфум;

Д) 1790 г.;

5) вступление русских войск в Берлин;

Е) ) 1720 г.;

6)Полтавская битва;

Ж. 1789 г.;

7) сражение у реки Рымник

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

        

№7. Расставьте в хронологической последовательности имена государевых фаворитов. Запишите цифры в таблицу

        А. Г.Орлов;

        Б. А.Меньшиков;

        В. П.Зубов;

        Г. А.Разумовский;

        Д. Э.Бирон;

        Е. князья Долгорукие.

Ответ:

№8. Кому посвящены строки из стихотворения Г. Р. Державина?

        Когда увидит кто, что в царском  пышном доме

        По звучном громе Марс почиет на соломе,

        Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,

        Но гордость с роскошью повержены у ног,

        И доблести затмить лучи богатств не смеют.

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски.

А. Места основных сражений Северной войны: Нарва … Ниеншанц … Полтава.

Б.  Г. А. Потемкин-Таврический;  П. А. Румянцев-…; А. В. Суворов-…

Тема 7:Становление индустриальной цивилизации

№1. Выберите правильный ответ.

А. На рубеже XIX — XX вв. либеральное

идейно-политическое течение характеризовалось как стремление:

а)        избежать реформ и сохранить в стар виде устои общества — семью, социальна - иерархию, существующий порядок;

б)        противопоставить угрозе револющ политику социальных реформ с целью умен^ шения напряженности в обществе;

в)        уничтожить капитализм, создать бесклассовое общество.

Б. Основными причинами Великой французской революции являлись:

а)        обнищание деревни в связи с малоземельем и безземельем большинства крестьянства;

б)        государственный налоговый гнет;

в)        наличие цехового строя;

г)        сословный строй;

д)        принятие Учредительным собранием «Декларации прав человека и гражданина»;

е)        «Заговор равных» Бабёфа;

ж)        попытки короля бежать за границу;

з)        война с Англией, Австро-Венгрией, Пруссией, Россией.

В. Автором «Декларации независимости» был:

а)        Дж. Вашингтон;

б)        Т. Пейн;

в)        Т. Джефферсон;

г)        А.  Пинкольн;

д)        Э. Джексон.

Ответ:

А

Б

В

№ 2. По какому принципу образованы ряды?

 А. Яков I Стюарт; Карл I Стюарт; О.Кромвель; ДжЛильберн; Д.Уинстенли.

Б. Сайрус Маккормик; Эли Уитни; Роберт Фултон; Фердинанд Лессепс; Драйс фон Зау- ербронн; Луи Дагерр.

 В. Ледрю Роллен; Луи Блан; Альфонс де Ламартин; Александр Альбер; Луи Эжен Кавеньяк.

Ответ:

А

Б

В

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

 А. Империализм — новая форма организации массового производства, основанная на выпуске стандартизированной продукции.

Б. Пуританизм — религиозно-политическое движение, настаивающее на очищении Церкви от старых католических обрядов.

 В. Луддизм — рабочее движение, имеющее целью проведение парламентских реформ, расширяющих избирательное право.

Ответ:

А

Б

В

4. Что является лишним в перечнях?

А. Накануне Великой французской революции в третье сословие входили: буржуазия; духовенство; мелкие торговцы; ремесленники; мелкие служащие; подмастерья; рабочие; прислуга; крестьяне.

Б. Эдмунд Берк; Клемент Метгерних; Вильгельм Вейтлинг; Жозеф де Местр.

В. Страны, входившие на рубеже XIX — XX вв. в первый эшелон развития капитализма: Россия; США; Япония; Германия; Великобритания; Франция; Мексика.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

  А. Франсуа Буше; Антуан Ватто; Уильям Хо- гарт...

Б. Жан Поль Марат; Жорж Дантон; Гаспар Шометт; Камиль Демулен...

 В. Камилло Кавур; Виктор-Эммануил; Джу- зеппе Мадзини...

№6. Соотнесите имена и характеристики исторических персонажей.

Имена

Характеристика

А)Отто фон Бисмарк;

1)правитель Голландии, затем английский король;

Б)Вильгельм III Оранский;

2) взятие крепости Измаил;

б)        канцлер Пруссии;

В)Эдмунд Картрайт 

3)видный деятель аболиционистского движения;

Г)Бенджамен Дизраэли;

4)        премьер-министр Англии;

Д)Джон Астор;

5)изобретатель;

Е) Гарриэт Табмен;

6)американский миллионер;

Ж)СуньЯтсен.

7)император Китая;

8)автор программы «Три народных принципа»;

9)автор государственных реформ в Китае.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

№7. Расставьте в хронологической последовательности события из истории США:

а)        принятие «Декларации независимости»;

б)        начало Войны за независимость;

в)        основание первой колонии в Новой Англии (прибытие корабля «Мэйфлауэр»);

г)        битва при Саратоге и капитуляция английской армии;

д)        подписание мирного договора между США и Англией;

е)        принятие Конституции США.

Ответ:

№8. О ком идет речь?

А. «Этот человек представляет собой, бесспорно, одно из самых благородных и симпатичных явлений нашего столетия», — писал о нем Н. А. Добролюбов. Н. Г. Чернышевский называл его «святым стариком». Родился он в семье ремесленников, но благодаря своим ис

ключительным способностям стал фабрикантом, а затем мыслителем и реформатором. Он создал учение о коммунах и даже пытался реализовать его на практике.

Б. Он разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека, по его мнению, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Теория разделения властей по праву связывается с его именем.

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски.

А. Яков I... Оливер Кромвель... Яков II.

Б. Органы народного представительства и законодательной власти во Франции в период Великой революции: Генеральные штаты; Национальное собрание;...; Законодательное собрание; ...; Законодательный корпус.

Тема 8: История России первой половине  XIX в.

№1. Выберите правильный ответ.

А. Одним из организаторов дворцового переворота, приведшего к убийству императора Павла I, был:

                а) граф А. А. Аракчеев;

                б) граф П. А. Пален;

                в) граф Н. И. Панин.

Б. Работой по составлению Свода законов Российской империи руководил:

                а) М. М. Сперанский;

                б) Н. Н. Новосильцев;

                в) П. А. Вяземский.

В. Членом кружка М. В. Буташевича-Петрашевского был:

                а) В. Г. Белинский;

                б) Ф. М. Достоевский;

                в) М. А. Бакунин.

                г) П. М. Еропкин.

 Ответ:

1

2

3

№2. По какому принципу образованы ряды?

        А.  М. Б. Барклай-де-Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов.

        Б. Самодержавие, православие, народность.

        В. Московский полк; Гвардейский морской экипаж; Лейб-гвардии гренадерский полк.

        Г. Россия; Англия; Пруссия; Австро-Венгрия; Швеция.

Ответ:

А

Б

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

        А. Российские купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле.

        Б. Тильзитский  мир предоставлял России право торговать с Англией.

        В.  К. Д. Кавелин входил в кружок Белинского.

Ответ:

А

Б

В

№4. Что является лишением в перечнях?

А. Братья Киреевские; А. С. Хомяков; братья Аксаковы; А. И. Герцен.

Б.  Д. Давыдов; Г. Курин; Н. Раевский; В. Кожина.

В. Шевардинский редут; Дрисский лагерь; Багратионовы флеши; батарея Раевского.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды (заполните пропуски).

А. Александр I; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; В. П. Кочубей…

Б. …Северное общество; Южное общество; Южное общество.

№6. Соотнесите имена и события.

Имена

События

 А)М. М. Сперанский

1)денежная реформа;

Б)А. Х. Бенкендорф

2)реформа управления государственными крестьянами;

В)С. С. Уваров;

3)военные поселения;

Г)П. Д. Киселев;

4)третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии;

Д)А. А. Аракчеев;

5) полное собрание законов Российской империи;

Е)Е. Ф. Канкрин;

6)теория официальной народности.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности факты, связанные с Отечественной войной 1812 г.:

         А) пожар Москвы;

        Б) арьергардные бои у Витебска;

        В) Бородинское сражение;

        Г) Дрисский лагерь;

        Д) Тарутинский маневр;

        Е) Смоленское сражение;

        Ж) Сражение на реке Березине;

        З) сражение под Малоярославцем.

Ответ:

№8. О ком идет речь в эпиграмме А. С. Пушкина?

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума без чувств, без чести –

Кто ж он? Преданный без лести,

….. грошевой солдат.

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски.

А. Павел I; …; …; …; Александр III.

 Б. Северное сообщество – «Конституция» Н. Муравьева; Южное общество - …

Тема 9:   История России второй половины XIX в.

№1. Выберите правильный ответ.

А.Схемы оборонительных сооружений Севастополя в ходе Крымской (Восточной) войны разрабатывал:

а)        В. С. Завойко;

б)        Э. И. Тотлебен;

в)        В. И. Истомин.

Б. Министром иностранных дел России после Крымской войны стал:

а)        А.М .Горчаков;

б)        К. В. Нессельроде;

в)        Н. К. Гирс.

ВМировой суд по реформе 1864 г.:

а)        состоял из присяжных заседателей;

б)        мог приговорить к смертной казни;

в)        разбирал мелкие уголовные и гражданские дела.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

А.В. А. Корнилов; П. С. Нахимов; В. И. Истомин.

Б. К. Д. Кавелин; Т. Н. Грановский; И. И. Панаев; С. М. Соловьев.

В1853 г.; 1854 г.; 1855 г.; 1856 г.

Г. Принцип сосредоточивания, принцип противодействия, ориентация на сближение с Францией.

Д. М. А. Бакунин; П. А. Кропоткин.

Ответ:

А

Б

В

Г

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  1. С. Ю. Витте, являясь министром финансов России, отменил винную монополию государства.

Б. В 1880-е гг. господствующим в народничестве становится либеральное направление.

 В В начале 1890-х гг. в России начался промышленный подъем.

Ответ:

А

Б

В

№4. Какие имена лишние в перечнях?

А.И. В. Гурко; Э. И. Тотлебен; М. Д. Скобелев; А. С. Меншиков.

Б. П. С. Нахимов; Н. И. Пирогов; А. И. Герцен; Л. Н. Толстой.

В.А. И. Ульянов; А. И. Желябов; С. Л. Перовская; Н. И. Кибальчич.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. Парижский конгресс (1856); Лондонская конференция (1871)...

Б. М. А. Бакунин; П. Л. Лавров...

№6. Соотнесите имена и характеристики исторических персонажей (некоторые характеристики относятся к лицам, не упомянутым в перечне).

Имена

характеристика

А)К. Д. Кавелин;

1) один из авторов военной реформы, завершившейся к 1874 г.;

Б)         А. М. Горчаков;

2) глава Верховной распорядительной комиссии;

В) Я.И. Ростовцев

3) начальник III отделения императорской канцелярии, шеф корпуса жандармов;

Г) Д. А. Милютин;

4) первый председатель Совета министров России

Д)         П. А. Шувалов;

5 )канцлер Российской империи, министр иностранных дел;

Е)К. П. Победоносцев.

6) автор «Записки об освобождении крестьян

7)обер-прокурор Синода;

8)председатель Редакционных комиссий, созданных в ходе подготовки отмены крепостного права

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности основные действия русских армий в ходе войны 1877 — 1878 гг. с Турцией:

а)        переход через Балканы;

б)        начало осады Плевны;

в)        вступление в Адрианополь;

г)        форсирование Дуная;

д)        оборона Шипки.

Ответ:

№8.О чем идет речь?

Воинствующее течение ислама, требующее от верующих полного подчинения духовному вождю (имаму) и войны с неверными до полной победы.

Ответ:______________________

№9. Заполните пропуски.

А. По Парижскому договору 1856 г. Россия теряла Южную Бессарабию, право покровительства балканским народам ...

Б. Три течения в народничестве принято обозначать как...

 Тема 10: История России  конца XIX - начала XX в.

№1. Выберите правильный ответ.

А.Строительство Транссибирской железной дороги в России началось:

а)        в 1889 г.;

б)        в 1891 г.;

в)        в 1896 г.

Б. В конце XIX в. уезд в России административно делился на:

а)        части;

б)        станы;

в)        общины.

В.Виднейшим представителем «легального марксизма» в России являлся:

а)        П. Б. Струве;

б)        М. С. Ольминский;

в)        С. Н. Южаков.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

  А. Н. А. Бердяев; С. Н. Булгаков; М. О. Гершензон; А. С. Изгоев; Б. А. Кистяковский; П. Б. Струве; С. Л. Франк.

Б. Путем революции осуществить построение социалистического общества; 8-часовой рабочий день; социализация земли; сочетание политического террора в «центре» и аграрного террора в деревне.

  В. Картели; синдикаты.

Г. A. Н. Матюшенко; Г. Н. Вакуленчук; Д. Л. Алексеев.

Д. В. М. Чернов; Н. Д. Авксентьев; А. Р. Гоц.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  А. Русские железные дороги на рубеже XIX

  • XX вв. стали достижением мирового железнодорожного строительства.

Б. Самодержавная монархия являлась идеалом политического устройства для С.Ю.Витге.

В.По Манифесту 17 октября 1905 г. Государственная дума наделялась законосовещательными правами.

Ответ:

А

Б

В

№4. Что является лишним в перечнях (выделяется из них)?

А. Кадеты; Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией; социализация земли; П. Н. Милюков.

Б. Отзовизм; ультиматизм; ликвидаторство.

 В. С именем С. Ю. Витте обычно связывают:

а)        винную монополию;

б)        переселенческую политику;

в)        конвертируемость рубля;

г)        интенсивное железнодорожное строительство;

д)        Портсмутский мир;

е)        военно-полевые суды.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. Министры иностранных дел царской России (с 1905 г.): А. П. Извольский ...

Б. Государственные думы в России: апрель

  • июль 1906 г....

№6. Соотнесите даты и события (упомянуты и события, которым не соответствует ни одна из перечисленных дат).

Даты

События

А)7 мая 1901 г.;

1) начало вооруженного восстания в Москве;

Б)31 марта 1904 г.;

2) начало работы III Государственной думы;

В)10 декабря 1905 г.;

3) указ о переходе от общинного крестьянского землевладения к частному;

Г)        9 ноября 1906 г.;

4)манифест о создании Булыгинской думы;

Д)5 мая 1912 г.;

5 ) убийство Г. Е. Распутина;

Е)16 декабря 1916 г.

6) Обуховская оборона;

7) гибель вице-адмирала С. О. Макарова;

8) выход первого номера большевистской газеты «Правда»

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности события революции 1905 — 1907 гг. в России:

а)        Манифест об учреждении Государственной думы, обладающей законосовещательными правами;

б)        создание конституционно-демократической партии;

в)        восстание в Лодзи;

г)        начало работы II Государственной думы;

д)        начало стачки в Иваново-Вознесенске;

е)        восстание в Свеаборге.

Ответ:

№8. О ком писал следующие строки русский философ Н.А. Бердяев?

Он «был типически русский человек... В характере [его] были типически русские черты ... простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа... Только такие люди успевают и побеждают. В [нем] не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог».

Ответ:_______________

N 9. Заполните пропуски.

А. Председатель Временного правительства и министр внутренних дел — Г.ЕЛьвов; военный и морской министр --…; министр иностранных дел — ...

Б. Петр Карпович убил министра народного просвещения НЛ.Боголепова; ... — министра внутренних дел Д. С. Сипягина; ... — министра внутренних дел В. К. Плеве.

Тема 11: Русско-японская  и первая мировая война

№1. Выберите правильный ответ.

А. Пацифисты:

а)        отрицали войну как средство разрешения конфликтов;

б)        ставили превыше всего национальные интересы;

в)        признавали превосходство одних рас над другими.

Б. К началу XX в. в Европе существовало только три республики:

а)        Нидерланды, Сан-Марино, Великобритания;

б)        Франция, Швейцария, Сан-Марино;

в)        Бельгия, Португалия, Сан-Марино.

В. Первая мировая война длилась:

а)        с 1 сентября 1914 г. до 1 ноября 1919 г.;

б)        с 1 июля 1914 г. до 11 ноября 1918 г.;

в)        с 1 августа 1914 г. до 11 ноября 1918 г.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

А. Х. Мольтке-Младший; Э. Фалькенгайн; П. Гинденбург.

Б. Италия; Румыния; США.

В. Корея; Маньчжурия; Приморская область; остров Сахалин.

Г. Е. И. Алексеев; А. Н. Куропаткин; Н. Л. Линевич.

Д. Гумбиннен-Тольдапское сражение; Галицийская битва; Варшавско-Ивангородская операция; Лодзинская операция.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А. Болгария стала первой из стран Четверного союза, вышедшей из мировой войны.

Б. С.Ю.Витте, являясь сторонником экспансии на Дальнем Востоке, добивался войны с Японией любой ценой.

В.Участие Англии в войне против германской коалиции не обеспечило господство Антанты в Мировом океане.

Г. Главные наступательные операции 1915 г. германское командование планировало провести на Западном фронте.

Ответ:

А

Б

В

Г

№4. Что является лишним в перечнях?

А.Германия; Италия; Япония, Австро-Венгрия.

Б.    П. К. Ренненкамф; А. Г. Жилинский; А. М. Стессель; А. В. Самсонов.

В.Франц-Иосиф; Виктор-Эммануил; Вильгельм II; Николай II.

Ответ:

А

Б

В

№ 5. Продолжите ряды.

А. Участники Четверного союза: Болгария ...

Б. Места крупнейших военных операций первой мировой войны на Западном фронте: на реке Марне; под Верденом ...

№ 6. Соотнесите даты и события.

Даты

События

А)1914 г.;

1) операция под Ипром;

Б)1915 г.;

2) Галицийская битва;

В) 1918 г.;

3) сражение у Камбрэ;

Г)1917 г.;

4) Брусиловский прорыв;

Д) 1918 г.;

5) вступление в войну США;

Е)1919 г.

6)                 вступление в войну США;

7) захват Перемышля;

8) Ютландский бой.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности события русско-японской войны:

а)        Ляоянское сражение;

б)        вторжение японской армии в Маньчжурию;

в)        Цусимское сражение;

г)        Мукденское сражение;

д)        падение Порт-Артура;

е)        бой на реке Ялу.

Ответ:

№8. О ком идет речь?

24 февраля 1904 г. в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом. Он вышел из матросской семьи, достиг высших военно-морских отличий исключительно благодаря своим выдающимся способностям. Неудивительно, что с каждым днем действия русской эскадры становились все более решительными и опасными для неприятеля — ведь новый командующий поставил задачу добиться превосходства над японским флотом. Но 31 марта броненосец «Петропавловск» наскочил на вражескую мину и затонул. На корабле находился командующий Тихоокеанским флотом со своим штабом...

Ответ:_______________

№9. Заполните пропуски.

А. По ... мирному договору Россия уступила Японии ... и передала в аренду Ляодунский полуостров.

Б. Памятник героям русско-японской войны находится в Санкт-Петербурге на ... и связан с трагической гибелью экипажа миноносца

Тема 12:  Гражданская война в России 1918-1920гг.

№1. Выберите правильный ответ.

А.Председателем Совета рабоче-крестьянской обороны был:

а)        Я. М. Свердлов;

   б) В. И. Ульянов (Ленин);

в) Л. Д. Троцкий.

Б. Первым главкомом Красной армии был назначен:

  а) И. И. Вацетис;

б)        С. С. Каменев;

в)        М. В. Фрунзе.

В.Деникинское правительство Юга России называлось:

а) Политический центр;

  б) Особое совещание;

в) Директория.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

А. Е. М. Мамонтов; П. Е.Щетинкин; А. Д. Кравченко; Я. П. Жигалин.

Б. Ю. Мархлевский; Ф. Дзержинский; Ф. Кон; Э. Лрухняк; И. Уншлихт.

В. В. М. Володарский; В. И. Ульянов (Ленин); М. С. Урицкий.

Г. П. М. Врангель; В. Л. Локровский; генерал Морозов.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  1. В Мурманске возникло правительство, получившее название Комитета членов Учредительного собрания (Комуч).

Б. В 1918 г. в Москве Б. В. Савинков организовал Союз защиты Родины и свободы.

  1. С сентября по декабрь 1920 г. Ф. К. Миронов командовал Второй конной армией.

Г. Первым кавалером ордена Красного Знамени стал М. Н. Тухачевский.

Ответ:

А

Б

В

Г

№4. Что является лишним в рядах?

А. И. И. Вацетис; М. Н. Тухачевский; С. С. Каменев.

 Б. С. Г. Лазо; В. Б. Бонивур; Л. Н. Луцкий; В. М. Сибирцев.

 В. Л. Г. Корнилов; А. И. Деникин; П. Н. Врангель; В. З. Май-Маевский; А. С. Лукомский.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

 А. Во время советско-польской войны были созданы фронты: ...

 Б. Первые коммунистические субботники:...

№ 6. Соотнесите даты и события.

Даты

События

А) 1918

1)Юрьевский мирный договор

Б) 1919

2)омский переворот А. В. Колчака;

В) 1920

3)омский переворот А. В. Колчака;

4)образование Дальневосточной республики (ДВР);

5)взятие Киева армией Деникина;

6.)выступление Чехословацкого корпуса;

7)«Московская директива» Деникина;

8)Бугурусланская операция.

Ответ:

А

Б

В

№7. Расставьте в хронологической последовательности события:

а)        разгром Красной армией белогвардейских и японских войск под Волочаевкой;

б)        создание Реввоенсовета республики;

в)        Юрьевский мирный договор;

г)        создание Совета рабоче-крестьянской обороны;

д)        взятие войсками Деникина Харькова;

е)        расстрел А. В. Колчака.

Ответ:

№ 8.О ком идет речь?

А. Военный деятель, генерал-лейтенант, из дворян. В армии Колчака командовал 1-м Волжским корпусом. Во время отхода белогвардейцев на Омск возглавлял так называемую Московскую группу войск. С ноября 1919 г. командовал 3-й армией, в декабре назначен главкомом Восточного фронта. Погиб при отступлении белогвардейцев к Иркутску. Солдаты и офицеры разбитых колчаковских войск в Забайкалье и на Дальнем Востоке называли себя в честь этого генерала.

Б. Советский военачальник. С 1917 г. примыкал к левым эсерам, с которыми порвал летом 1918 г. С декабря 1918 г. по май 1919 г. командовал 10-й армией, оборонявшей Царицын. С октября 1919 г. командовал войсками Южного, в январе — декабре 1920 г. — Юго- Западного фронтов.

Ответ:_______________

№ 9. Заполните пропуски.

А. М. А. Муравьев...;...; А. А. Самойло; П. П. Лебедев; М. В. Фрунзе; В. А. Ольдерогге.

Б. М. С. Грушевский;...; В. К. Винниченко...

Ответы

Тема 13: «Советская Россия в 1920 — 1930-е гг.»

№1. Выберите правильный ответ.

  А.   Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев начали активно поддерживать И. В. Сталина в его борьбе с троцкизмом:

а)        в 1923 - 1929 гг.;

б)        в 1923 - 1924 гг.;

в)        в 1923 - 1930 гг.

Б. Советское правительство выпустило первые облигации государственного займа:

а)        в 1922 г.;

б)        в 1924 г.;

в)        в 1928 г.

  В.   В 1921 г. для перехода советской промышленности на хозрасчет были созданы:

а)        картели;

б)        кооперативы;

в)тресты;

Ответ:

А

В

Г

 №2. По какому принципу образованы ряды?

 А.  Г. И. Петровский; А. Г. Червяков; Н. Н. Нариманов.

 Б.  31 января 1924 г.; 5 декабря 1936 г.

 В.  М. Концедалов; А. Бусыгин; Н. Сметанин.

 Г. А. Г. Шляпников; С. П. Медведев; А. М. Коллонтай.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№ 3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А. Председателем Госплана СССР в 1930 г. был А. И. Микоян.

Б. ЦИК СССР учредил звание Героя Советского Союза 16 апреля 1934 г.

В. СССР был принят постоянным членом в Лигу Наций в 1935 г.

Г. Первая МТС была создана на Украине на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко в ноябре 1928 г.

Ответ:

А

Б

В

Г

№ 4. Что является лишним в перечнях?

  А.  Н. И. Бухарин; Л. Д. Троцкий; А. И. Рыков; М. П. Томский.

Б.   Г. Г. Лгода; Н. И. Ежов; Л. П. Берия; Н. И. Бухарин.

 В.   Г. В. Чичерин; В. И. Ульянов (Ленин); В. В. Воровский; Л. Б. Красин.

Ответ:

А

Б

В

№ 5. Продолжите ряды.

А. В состав ЗСФСР в 1922 г. вошли:...

Б. Основные формы кооперации в советской деревне: ТОЗы ...

№6. Соотнесите даты и события.

Даты

События

А)1922

1).смерть Ленина;

Б)1924

2).декрет ВЦИК об объединении ДВР с РСФСР;

В)1928

3).процесс «шахтинской вредительской организации

Г)1930

4.начало стахановского движения;

Д)1933

5).Всесоюзный съезд колхозников-ударников

Е)1935

6).пуск Сталинградского тракторного завода;

Ж)1939

7).открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве;

8).образование Государственной общеплановой комиссии (Госплана).

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности события:

а)        беспосадочный перелет ВЛ.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова по маршруту Москва — Портленд (США) через Северный полюс;

б)        процесс по делу «промпартии»;

в)        пуск Горьковского автомобильного завода;

г)        принятие «сталинской Конституции СССР»;

д)        первый Всесоюзный съезд советских писателей;

е)        установление дипломатических отношений между СССР и США.

Ответ:

№8. О ком идет речь?

Родился 9 марта 1890 г. в Вятской губернии в большой семье приказчика. Уже в школьные годы играл на скрипке, писал стихи. Его брат Николай стал известным советским композитором. После установления Советской власти работал председателем Совета народного хозяйства Северного района. В 1920 г. становится секретарем ЦК Компартии Украины. В 1921 г. по предложению Ленина X съезд РКП(б) избирает его членом ЦК, кандидатом в члены Политбюро и секретарем ЦК партии. С этого времени он, всецело поддерживавший Сталина, в течение 30 лет находился в высшем эшелоне власти. В 1930 г. заменил своего земляка, обвиненного в правом уклоне, на крупнейшем государственном посту.

Ответ:_______________

№9. Заполните пропуски.

А. Л. Д. Троцкий — Бронштейн; И. В. Сталин — ...; В. М. Молотов — ...; С. М. Киров — ...

Б. ...; Г. М. Маленков; Н. А. Булганин; Н. С. Хрущев; А. Н. Косыгин; Н. А. Тихонов; Н. И. Рыжков.

Тема14 : «Вторая  мировая война»

№1. Выберите правильный ответ.

А. Операция «Факел» — это:

а)        высадка англо-американских войск в Северной Африке;

б)        высадка англо-американских войск в Сицилии;

в)        разгром японских гарнизонов на островах Гилберта.

Б. Общее командование союзными войсками, высадившимися в Нормандии 6 июня 1944 г., осуществлял:

а)        Б. Монтгомери;

б)        Д. Эйзенхауэр;

в)        Г. Апександер.

В. Французский комитет национального освобождения возглавлял:

а)        Ж. Дарлан;

б)        Ш. де Голль;

в)        М. Гамелен.

Ответ:

А

Б

в

№ 2. По какому принципу образованы ряды?

  А.        А. Теддер; К. Спаатс; Ж.М. де Латр де Тассиньи.

Б.   Л. Бек; Э. Вицлебен; К. Штауффенберг.

  В.         В. Пик; В. Ульбрихт; Э. Вайнерт.

Г. США: СССР; Китай; Великобритания; Австралия; Франция: Голландия; Новая Зеландия; Канада.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А. В 1943 г. началось участие в боях на советско-германском фронте французской эскадрильи «Нормандия».

Б. 1 января 1942 г. в Вашингтоне представители 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций.

В. В 1945 г. произошло антифашистское вооруженное восстание в Париже.

Г. Первой победой, одержанной вооруженными силами США в войне, стали события 7 — 8 мая 1942 г. в Коралловом море.

Ответ:

А

Б

В

Г

№ 4. Что является лишним в перечнях?

А. «Тайфун»; «Цитадель»; «Оверлорд»; «Блау».

Б. Ж. Мулен: А. Ф. Петэн; А. Роль-Танги; Ш. де Голль.

  В. В. Квислинг: Ф. Демани; А. Зефков; Б. Бестлейн.

Ответ:

А

Б

В

№ 5. Продолжите ряды.

А 28 ноября — 1 декабря 1943 г. — ...

Б. В 1940 г. Германия вторглась в ...

№6. Соотнесите даты и события.

Даты

События

А)1939 г.;

1) падение фашистского режима в Италии;

Б)1940 г.;

2) сражение у атолла Мидуэй между флотами Японии и США;

В) 1941 г.;

3         нападение Германии на Польшу;

Г)1942 г.;

4) Сан-Францисская конференция Объединенных Наций;

Д 1943 г.;

5) объявление Финляндией состояния войны с Германией;

Е)1944 г.

6)                 вторжение германских войск в Норвегию

Ж) 1945

7) захват фашистскими войсками Югославии;

8) Тунисская операция англо-американских вооруженных сил.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

№7. Расставьте в хронологической последовательности события второй мировой войны.

а)        Берлинская (Потсдамская) конференция;

б)        английское наступление в районе ЭльАламейна;

в)        конференция глав правительств и начальников штабов США и Англии в Касабланке;

г)        высадка войск союзников в Нормандии;

д)        Тунисская операция англо-американ- ских вооруженных сил.

Ответ:

№8. О ком идет речь?

Американский генерал, в 1941— 1945 гг. командовал вооруженными силами США на Дальнем Востоке. В 1945 г. был назначен командующим оккупационными войсками в Японии.

Ответ:_______________

№9. Заполните пропуски.

А. «Грюн» — операция вермахта по захвату Чехословакии; «Вейс» — ...; «Рот» — ...; «Везе- рюбунг» — ...; «Морской лев» — ...

Б. 20 — 24 ноября 1940 г. к Тройственному пакту присоединились

Тема15 : «Великая Отечественная война»

№1. Выберите правильный ответ.

  А.  Расшифруйте название советского танка KB:

а)        «Красное вооружение»;

б)        «Клим Ворошилов»;

в)        «Красный воин».

Б. Центральным фронтом во время битвы на Курской дуге командовал:

а)        К. К. Рокоссовский;

б)        Н. Ф. Ватутин;

в)        И. С. Конев.

 В.  Берлинская наступательная операция советских войск в 1945 г. началась:

а)        18 марта;

б)        16 апреля;

в)        25 апреля.

Ответ:

А

Б

В

№2. По какому принципу образованы ряды?

  А. Любаньская операция; Крымская операция; Харьковская операция 1942 г.

Б. Н.Ф. Ватутин; К.К.Рокоссовский; Г. фон Клюге; Э. фон Манштейн.

  В. 29 июня 1941 г.; 18 июля 1941 г.; 30 мая 1942 г.

Г. М. П Жуков; С. И. Здоровцев; П. Т. Харитонов.

Д. М. И. Кошкин; Н. А. Кучеренко; А. А. Морозов.

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  А.29 июня 1941 г. И. В. Сталин выступил с речью по радио, в которой обнародовал программу организации борьбы с врагом.

Б. В Смоленском сражении 1941 г. были впервые применены реактивные минометы — знаменитые «Катюши».

  В. В 1942 г. партизаны успешно провели операции «Рельсовая война» и «Концерт», в результате которых снизилась пропускная способность железных дорог, что неблагоприятно

сказалось на ресурсном обеспечении немецких войск.

Г. 25 апреля 1945 г. на берегу Эльбы у городка Торгау встретились передовые части 1-го Украинского фронта и подразделения американской армии.

Ответ:

А

Б

В

Г

№4. Что является лишним в перечнях?

  А. Центральный фронт; Воронежский фронт; Донской фронт; Степной фронт.

Б. Т-34; KB; ИС; T-V1.

В.Операция «Багратион»; операция «Кутузов»; операция «Румянцев».

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. Командующие Ленинградским фронтом в годы Великой Отечественной войны: М. М. Попов; К. Е. Ворошилов...

Б. Двумя орденами «Победа» награждены:...

№6. Соотнесите даты и события.

Даты

События

А)1941 г.;

1) освобождение Орла и Белгорода;

Б)1942 г.;

2) Корсунь-Шевченковская операция;

В) 1943 г.;

3) освобождение Варшавы советскими войсками;

Г)1944 г.;

4 )Ясско-Кишиневская операция;

Д 1945 г.;

5) начало Сталинградской битвы;

6) операция «Искра»;

7) операция «Искра»;

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№7. Расставьте в хронологической последовательности события:

а)        освобождение Харькова;

б)         Любаньская операция;

в)        начало контрнаступления советских войск под Сталинградом;

г)        полное снятие блокады Ленинграда;

д)        Висло-Одерская операция;

е)        освобождение Белоруссии.

Ответ:

№8. О ком идет речь ?

Немцы сопротивлялись отчаянно, продвижение советских войск шло медленно. Все на этой земле было приспособлено к обороне: и тевтонские замки, и крепости времен Семилетней войны. В этих боях получил смертельную рану командующий фронтом — самый молодой из всех командующих советскими фронтами. Ему не было и сорока лет. Его любили солдаты за бесстрашие и простоту.

Ответ:_______________

№9. Заполните пропуски.

А. Первый победный салют был дан в связи с освобождением городов...

Б. «Багратаон» — ...; «Кутузов» —...; «Уран» —...; «Кольцо» —...

Тема16: « Мир во второй половине XX века»

№1. Выберите правильный ответ.

  А. План Маршалла являлся программой:

а)        восстановления и развития экономики европейских стран;

б)        развития западноевропейской интеграции;

в)        создания единого европейского рынка.

Б. Курс «трех красных знамен» проводился:

а)        в КНР;

б)        в КНДР;

в)        в ДРВ.

  В. Договор об образовании НАТО был подписан:

а)        в 1951 г.;

б)        в 1949 г.;

в)        в 1947 г.

Ответ:

А

Б

в

№2. По какому принципу образованы ряды?

  А. США; Россия; Англия; Франция; Китай.

Б. Джон Кеннеди; Мартин Лютер Кинг; Роберт Кеннеди.

  В. Джон Кеннеди; Фидель Кастро; Н. С .Хрущев.

Г. Н. Чаушеску; Э. Хонеккер; Т. Живков.

Д. Республика Корея; Тайвань; Гонконг; Сингапур.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

№3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  А.Начало политике неприсоединения положила Индия.

Б. Характерной чертой общественно-политической жизни стран Восточной Европы в 1990-х гг. является политическая стабильность.

В. В 1989 г. произошло объединение Германии.

Г. В настоящее время имеет место дифференциация стран третьего мира по уровню их социально-экономического развития.

Ответ:

А

Б

В

Г

№4. Что является лишним в перечнях?

   А. Д.Буш; Р.Рейган; Ф.Митгеран; Р.Никсон.

Б. Анархисты; маоисты; неонацисты; неотроцкисты.

В. Г.Насер; Дэн Сяопин; Дж.Неру; М.Ганди.

Ответ:

А

Б

В

№5. Продолжите ряды.

А. В военно-промышленный комплекс (ВПК) входят: корпорации, производящие вооружение ...; государственная бюрократия...

Б. В 1950 — 1980-х гг. социально-политические кризисы охватили страны Центральной и Юго-Восточной Европы: ГДР ...

№6. Соотнесите страну и форму правления.

Форма правления

События

А) конституционная монархия 

1)         США;

Б)         президентская республика;

2) Великобритания;

В)         парламентская республика.

3) Франция;

4) Германия;

5 Италия;

6)Испания;

7) Япония;

Ответ:

А

Б

В

№7. Расставьте в хронологической последовательности события:

а)        Парижская хартия для новой Европы;

б)        Договор о нераспространении ядерного оружия;

в)        принятие в США программы СОИ;

г)        договор между США и СССР о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;

д) Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ответ:

№8. О ком идет речь ?

Национальный герой Франции, возглавивший  первое послевоенное правительство. Был убежден в своей особой миссии в деле возрождения своей страны. Вместе с тем один из немногих крупных политических деятелей, лишенный честолюбия и тщеславия, не склонный к роскоши. Сторонник сильной президентской власти и диалога с народом посредством референдумов. С его именем связан первый этап функционирования V республики.

Ответ:_______________

№9. Заполните пропуски.

А. Неоконсерватизм 1980-х гг. связан с деятельностью американского президента ...; английского премьер-министра ...; канцлера ФРГ...

Б. Период глобального соперничества СССР и США, в орбиту которого были втянуты практически все государства, историки называют ...

Критерии оценок:

№ вопроса

формулировка вопроса

баллы

1

 Выберите правильный ответ.

за каждый ряд-

по 1 баллу

2

По какому принципу образованы ряды?

за каждый ряд – по 2 балла

3

Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

за каждый ряд – по 2 балла

4

Что является лишним в перечнях?

за каждый ряд – по 2 балла

5

Продолжите ряды.

за каждый ряд – по 2 балла

6

Соотнесите страну и форму правления.

4 балла

7

Расставьте в хронологической последовательности события

4 балла

8

 О ком идет речь ?

1 балл

9

Заполните пропуски.

за каждый ряд – по 2 балла

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100%

5

отлично

80 - 89%

4

хорошо

70 - 79%

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Литература:

1.В. В.Артемов, Ю.Н. Лубченков  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.

2. Данилов А.А. История России, 1945-2008. 11класс. Методическое пособие.   М., 2008

3.История: учебник для 10 класса: среднее (полное)общее образование(базовый уровень); под. ред.А.В. Чудинова, А.В. Гладышева.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-352с.

4.История: учебник для 11 класса: среднее (полное)общее образование(базовый

уровень); под. ред.А.В. Чудинова, А.В. Гладышева.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-384с.

5.История России с древнейших времен до наших дней  / Под ред. Сахарова А. Н.. М., 2007.

6. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. Загладин Н.В., Симония Н.А. М.,   2008.  

7. История России XVIII-XIX веков.   Под ред. Милова Л.В. М.,  2006.

8.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России.. М., 2006.

9.Орлов А.С. История России   М., 2006.

26.Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998.

рия. М., 2006.

10. http://historyru.com/ -История государства Российского в документах и фактах

11. http://rushistory.stsland.ru -История России с древнейших времен до наших дней.

12. http://www.historic.ru-Всемирная история

11. http://www.ellada.spb.ru- Древняя Греция: история, культура, мифология

45. http://www.hrono.ru. – Всемирная история в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по истории

Рабочая тетрадь по истории предназначены для студентов 1 курса. В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики уровня сложности....

Рабочая тетрадь по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой

Пособие состоит из тестовых заданий, работы с документами....

Рабочая тетрадь по истории "Культура Киевской Руси 9-11 вв."

Рабочая тетрадь поможет сэкономить время на уроке и охватить по возможности больше материала. В конце учащиеся могут самостоятельно себя оценить, подвести итоги...

Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс

Данная рабочая тетрадь составлена по материалам учебника Е.В. Пчелова История России с древнейших времен до конца XVI в. для систематизации учебного материала по темам курса. Тетрадь можно использоват...

Рабочая тетрадь по истории. Пропедевтический курс 5 класс.

Данное методическое пособие (рабочая тетрадь) разработано для обучающихся 5 класса  к пропедевтическому модулю "Что изучает история?". Данное пособие представлено здесь не полностью....

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Рабочая тетрадь по истории России 6 класс

Данную тетрадь можно использовать как для работы на уроке истории, так и для самостоятельной работы учащихся. Задания в тетради просты и могут быть использованы учениками слабоуспевающими. Вопросы к к...