Контрольная работа для обучающихся 10 класса
тест по истории (10 класс) на тему
Контрольная работа для обучающихся 10 класса по теме: "Древняя Русь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа для 10 класса | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусское государство в IX-XI вв.
Часть 1
- Напишите пропущенное понятие (термин).
Категория зависимого населения Древней Руси, которая теряла свободу на время
отработки долга, называлась __________ .
- Установите правильное соответствие между понятием и определением.
Понятия Определения
А) холоп 1) правитель Хазарского государства
Б) вече 2) языческий жрец у восточных славян
В) каган 3) захваченный на войне пленник
Г) волхв 4) народное собрание у славян
3. Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшимися частями торгового пути «из варяг в греки».
А) Ладожское озеро
Б) Днепр
В) Ловать
Г) Ильмень
Д) Черное море
- Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите
цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
- Заключение первого письменного договора Руси с Византией;
- Появление половцев на южных границах Руси;
- Строительство Софийского собора в Киеве;
- Поход князя Олега на Киев;
- Налоговая реформа княгини Ольги.
5. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду IX-XI вв.
1) смерд; 2) пожилое; 3) погост; 4) холоп; 5) вервь; 6) баскак 7) вира.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
6. Ниже приведен список разных групп населения. Все эти группы, за исключением двух, существовали в Древнерусском государстве.
1) бояре; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) баскаки; 5) монахи; 6) казаки;
7) смерды. .
Найдите и запишите порядковые номера групп населения, относящихся к другому историческому периоду.
7. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой , подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а … был в Переяславце, затворилась княгиня Ольга с внуками своими, Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И обступили печенеги город в силе великой, бесчисленное множество их около города, и нельзя было из города выйти, ни вести князю послать. Изнемогали люди от голода и жажды. Собрались люди на другой стороне Днепра в лодках. Они стояли на другой стороне, и нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из города выйти к ним. И закручинились люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто мог бы на ту сторону дойти и сказать им: если кто не придет к нам утром на выручку, придётся нам сдаться печенегам».
Б) «Пришёл Святополк в Киев, и вышли ему навстречу киевляне с поклоном и приняли его с радостью… В это время пошли половцы на Русскую землю… начали войну, и пришли во множестве, и осадили город Торческ. Святополк же начал собирать воев против половцев. И сказали ему мужи разумные: «Не покушайся против них, потому что мало имеешь воинов». Он же сказал: «Имею дружинников своих 700, которые могут стать против половцев».
Другие же, неразумные, говорили: «Пойди, княже». Разумные же ему говорили: «Хотя бы ты собрал и 8000 воинов, недостало бы их. Наша земля оскудела от войн и насилий. Пошли к брату своему Владимиру (Мономаху), чтобы он тебе помог». Святополк же послушал их, послал к Владимиру, чтобы помог ему. Владимир же собрал воинов своих и послал за Ростиславом, братом своим, в Переяславль, веля ему помогать Святополку».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- В отрывке упоминается князь, в годы правления которого Русь приняла христианство.
- Упоминаемый в отрывке князь ограничил ростовщические проценты и облегчил положение должников и закупов.
- Описываемые в отрывке события происходят после крещения Руси.
- В период описываемых событий Москва стала центром удельного княжества.
- Современниками описываемых событий были князья Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми.
- Набеги на Русь кочевников, упоминаемых в отрывке, прекратились в годы правления Ярослава Мудрого.
8. Установите соответствие между фрагментом исторического источника и его краткой характеристикой. Подберите две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И по слушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шёл он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».
Характеристика
- События, описанные в отрывке, произошли в X в.
- События, описанные в отрывке, произошли в XI в.
- Исторический деятель, упомянутый в отрывке, был убит во время восстания.
- Современником событий, описываемых в отрывке, был владимирский князь Юрий Всеволодович.
- События, описанные в отрывке, произошли в XIII в.
Ответ: __________
- Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в
Древнерусском государстве назывался ______________________
- Какие из перечисленных событий относятся к X в.? Выберите три ответа и
запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- разгром Хазарского каганата;
- принятие Русской Правды;
- крещение Руси;
- основание Киево-Печерского монастыря;
- сожжение города Искоростеня;
- изгнание князя Изяслава из Киева.
Ответ:________
- Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список
пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента
События | Дата | Участники |
____________________ (А) | 882 г. | Олег, Аскольд, Дир |
восстание древлян | __________________ (Б) | ___________________ (В) |
Крещение Руси | __________________ (Г) | Владимир |
Призвание варягов | __________________ (Д) | ___________________ (Е) |
Пропущенные элементы:
- Святослав
- Рюрик
- 862 г.
- 907 г.
- заключение русско-византийского договора
- объединение Киева и Новгорода под одной властью
- Игорь
- 945 г.
- 988 г.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы
предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Фрагмент труда историка Б.А. Рыбакова.
«Русь была заинтересована в постоянной мирной торговле с Византией, которая, однако, стремилась играть в своей внешней торговле активную роль и не впускать иноземцев в свою страну, не открывать им рынки своих городов. У греков было много средств воспрепятствовать проезду русских внутрь империи: застава у устья Днепра, контролировавшаяся из Херсонеса (современный Севастополь), закрытие черноморских гаваней, необходимых русам при каботаже, подговор печенегов и, наконец, закрытие входа в Босфор. Все эти препятствия преодолевались Киевской Русь вооруженной рукой закреплялись диплом аттическими документами.
Договоры Руси с империей (907, 911, 944 гг.) должны были закреплять успех русского оружия (или успех угрозы) и обеспечивать возможность мирного торга, главной цели русских, так как никаких территориальных претензий Русь даже после победы не предъявляла.
При заключении договоров исполнителями и выразителями воли киевского князя были как варяги, так и славяне, но самый договор заключался в двух экземплярах на двух государственных языках - греческом и славянском (русском). Договоры заключались Византией от лица цесаря (императора), а с русской стороны от имени великого князя киевского и от имени его вассалов, различных «светлых князей», стоявших во главе племенных союзов, и «всякого княжья» - многочисленных князей племен. В договорах часты ссылки на «Закон Русский», текст которого до нас не дошёл, но был, очевидно, хорошо известен грекам (там и тарификация штрафов выражена в греческих деньгах), так как иначе не было смысла на него ссылаться».
1. Как назывался торговый путь, который связывал Древнюю Русь и Византию? Ко времени правления каких киевских князей относятся события, описанные в тексте?
2. Как оформлялись договоры Руси и Византии? Укажите не менее трех характеристик.
- Какие препятствия чинили Руси византийцы, пытаясь защитить свои торговые
привилегии? Укажите не менее трех положений.
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Роль варягов в создании Древнерусского государства была незначительной».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
- Вам необходимо написать историческое сочинение на тему: «Русь в 912-945 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины
возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая (разноуровневая) контрольная работа для обучающихся 10 класса
Диагностическая (разноуровневая) контрольная работа для обучающихся 10 класса гумманитарного профиля.Тема: «Русская литература первой половины 19 века».Класс: 10 (социально-гуманитарный профиль)...
Образцы входных контрольных работ для обучающихся 4, 5 классов по немецкому языку
Образцы входных контрольных работ для обучающихся 4, 5 классов по немецкому языку...
Контрольная работа для обучающихся 10-11 класса.
Крнтрольная работа для учеников 10-11 класса. Уроень - средний. Состоит из 2 частей: чтение (1 задание) и грамматика (3 задания). Основная тема - модальные глаголы....
Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО (11 класс ООО)Тема: Основные понятия неорганической и органической химии. УМК Рудзитис.
Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО. Или для обучающихся 11 класса ООО. УМК Рудзитис. Тема: Основные понятия неорганической и органической химии.Контрольная работа содержит ...
Итоговая контрольная работа для обучающихся 5 класса
Итоговая контрольная работа для обучающихся 5 класса содержит инструкцию по выполнению, спецификацию (назначение работы, цель, структуру КИМ, таблицы с распределением заданий по разным критериям, сист...
Контрольная работа для обучающихся 7 класса по теме "Млекопитающие"
Контрольная работа проводится после изучения раздела "Класс Млекопитающие"...
контрольные работы для обучающихся 9-11 классов.
Сюорник контрольных работ для обучающихся 10 классов . (базовый и профильный уровень)...