Из опыта работы преподавания предмета Основы православной культуры.
проект по истории на тему

Тома Наталья Анатольевна

Курс помогает сохранить и преумножить наследие наших предков,сохранить самобытность народов в условиях глобализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_opk_toma_n.a.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

Из опыта работы преподавания предмета «Основы православной культуры» в МКОУСОШ№6

Г.Ипатово, Ставропольского края

Н. А. Тома учитель истории и обществознания, высшая категория

МКОУСОШ№6 г. Ипатово, Ипатовского р-он,

Ставропольского края.

     Учитывая сложившуюся ситуацию в духовно-нравственном состоянии общества, вопрос духовного воспитания детей в настоящее время очень актуален. Выстоит ли выживет наше общество в исторической перспективе зависит от духовности учителей и конечно от нравственности подрастающего поколения. Истинная и глубокая вера и жизнь во имя духовных ценностей позволяет человеку стать выше стяжательств и соблазнов, найти путь к счастью через добрые дела. «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребёнку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Мы должны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, утверждают словом и делом высокие духовные идеалы», - отметил в одном из своих выступлений Патриарх Кирилл. Трудно представить путь ребёнка к высшим человеческим ценностям, если его ведёт учитель, не осознавший и не принявший их сам. Ведь сама учительская профессия уже наделила нас счастьем жизни для детей. И поэтому, мы просто не имеем права стоять в стороне от того единения, в котором добро и вера являются единственно истинными источниками на пути к счастью во имя спасения души. Современные методы и формы воспитания принесут желаемый результат только в совокупности с духовно-нравственным воспитанием, которое является одним из аспектов формирования ключевых компетенций.

С апреля 2010 в МКОУСОШ№6 введён обязательный предмет ОРКСЭ, который знакомит учащихся с ролью религии в истории Отечества, особенностями религиозных учений, обрядами и традициями.

Лично для меня этот курс стал просветлением ума, взбудоражил чувства, дал ответы на волнующие вопросы бытия. Он обязательно должен реализовываться в школе с привлечением интерактивных форм обучения, способствовать формированию у ребят мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении традиций народов России. Считаю, что государство и власть нуждаются в помощи религиозных лидеров, да и в учителях с твёрдой жизненной позицией, для более эффективного диалога с обществом об истинной красоте в мире и душе.

Изучение истории религий расскажет, как наши предки, представители разных конфессий – христианства, ислама, буддизма, иудаизма – вместе защищали Родину, были ориентированы на консолидацию народов, воспитание в духе братской любви, милосердия и согласия. Есть много примеров того, как мудрые правители оказывали протекцию и даже поддержку религиозным системам.

Я рассматриваю курс ОРКСЭ как возможность сохранить и преумножить великое и богатое наследие наших мудрых предков и не растерять самобытность народов в условиях глобализации. В рамках школьного обучения он восстановит то, что было несправедливо разрушено в годы воинствующего атеизма. Не может верующий учитель не опираться в воспитании учеников на своё религиозное мировоззрение, пусть он даже преподаёт в светской школе, так как сеет в душах детей добро, милосердие, терпимость, веру в лучшее.

Содержание школьного образования должно способствовать формированию уважения к историческому, культурному и религиозному наследию народов России.

Для повышения эффективности преподавания Основ православной культуры (ОПК) стараюсь проводить интегрированные уроки ОПК и истории, литературы, МХК, музыки. Использую фотодокументы, презентации, кинофрагменты, аудиозаписи. Привлекаю учеников к внеклассной работе: классные часы, экскурсии в музеи, храмы, по историческим памятным местам, где происходит интенсивный процесс духовного обогащения.

 Кроме  программного изучения предмета с детьми мы готовим праздники.  Ведь  православные праздники – это неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа. Считаю, что ни одно мероприятие не может  проходить ради того, чтобы отметить красный день календаря. Оно должно иметь «крупные дозы воспитания» [Караковский], направлено на развитие ребёнка, на его познавательный, эстетический, нравственный, коммуникативный потенциал. Все мероприятия,  проходившие в школе были объединены национальной памятью, укрепляли ценностные ориентиры. Самыми любимыми праздниками у ребят стали Рождество Христово, Масленица, Благовещение, Пасха. Были подготовлены праздники «Христос Воскресе во все времена!», «Пасха – праздник светлый, праздник народный», «Пасхальный колобок» и многие другие.  Готовясь к этим замечательным праздникам, ребята разучивают  праздничные песнопения, готовят  выставки рисунков, поделок, пасхальных яиц, букетов, проявляют  себя в кулинарном искусстве. Были организованы поездки  г. Элисту для знакомства с буддийской культурой. Дети, преподаватели и родители посетили православный храм Казанской Божьей Матери и Хурул.

В нашей школе работает православный киноклуб, где учащиеся, а также преподаватели могут посмотреть православные фильмы, которые мы берём в храме Вознесения. После просмотра фильма «Форпост» был проведён диалог «За Христом пойдёшь, добрый путь найдёшь».

15 мая 2010 года  в нашей школе проходил практический районный семинар для преподавателей «Панорама методических идей при преподавании спецкурса «Основы религиозных культур и светской этики»». На этом семинаре были показаны занятия детей четвёртых классов «Библия – Книга книг», «Милосердие и сострадание», «Золотое Правило этики», «Слава Вам, братья, славяне-просветители»

На этот семинар был приглашён настоятель храма Вознесения г. Ипатово протоиерей Михаил Лещина.

24 марта 2011 года проходил семинар для заместителей директоров  по воспитательной работе «Духовно-нравственное воспитание». На этом семинаре были показаны классные часы и уроки по основам православной культуры:

* О культуре русской речи и здоровье души;

*  Мир души;

* Святое слово «Мама»;

* Умей дружить, добро людям дарить;

* С чего начинается Родина;

* Масленица;

* Совесть – внутренний судья человека;

На урок «Старинные праздники на Руси» я  привлекала литературные произведения, стихи Бунина, Есенина, Пушкина. От этого мероприятие получилось ярче. Ученики более глубоко узнают о традициях, обычаях нашего народа. Говорю им о том, что они по праву наследников должны воспользоваться этим культурным богатством и преумножать его. Ведь если жива и осознана национальная память, то уже идёт незаменимая духовная работа, совершенствуется человек. Провожу ролевые игры: «Зачем творить добро?», «Человек среди людей». Здесь учащиеся составляют кодекс этики, который формирует толерантное отношение к людям, различающимся по этническим, религиозным и национальным признакам. Составляю задания так, чтоб работал весь класс. Это – «Прочитай и подумай», «Познай людей и самого себя», провожу анкетирования, из которых узнаю нравственные идеалы учащихся. Отмечаю, что души человеческие должны быть милосердны. На каждом уроке стараюсь вносить элементы самостоятельного поиска, так создаётся  проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Весьма важный ориентир в нравственном совершенствовании ребят – религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Они испокон веков составляли костяк общественной нравственности. Вот почему культурологическое изучение религии уже само по себе много даёт в совершенствовании нравственного мира людей. Конечно, многое зависит от работы самой личности, осознания ею нравственного смысла жизни и на помощь приходит учитель, стимулируя усилия по самосовершенствованию. По словам А.П. Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Стала крылатой образная мысль: «Ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнём самосовершенствования».

  В рамках проведения предметной Недели основ православной культуры с 28.02.11. по 5.03.11. был подготовлен ряд мероприятий в нашей школе.  Целью проведения предметной недели является повышение интереса к православной культуре. Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традициям, которые существуют в России уже более тысячи лет. Русский народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, искусстве, музыке, в праздниках и буднях множество свидетельств приверженности православной вере. «Мировоззрение русского человека, как живая составляющая всей нашей культуры и всего исторического процесса, много веков было укоренено в Вере, соединено с жизнью Православной Церкви». [Рувинский Л. И. «Сознательная вера и духовное совершенствование». Педагогический вестник» Инкомбук 2000 г.]  Воспитание нравственных качеств на основе отечественных духовных традиций способствует формированию личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. По словам Ф.М. Достоевского, «Православие есть начало нравственности и совести нашей». [Дрофеев В., Янушкявичене О.Л. «Основы православной культуры для православной гимназии и воскресных школ»]

Проведение предметной Недели основ православной культуры в нашей школе стало доброй традицией, в этом году мы провели неделю ОПК второй раз. Мы постарались провести мероприятия таким образом, чтобы охватить всех учащихся школы. Были запланированы мероприятия с учётом возрастных особенностей детей, формы проведения мероприятий различны, включают разные виды творческой  деятельности школьников: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного искусства, развитие способностей сольного и хорового пения, слушание духовной музыки, чтение духовной поэзии, подготовка музыкально-сценических постановок.

Ознаменовал начало проведения Недели, прошедший накануне региональный тур Всероссийской олимпиады школьников по ОПК «Подвиг в духовной традиции». Все ребята были награждены сертификатами участника олимпиады. Любовь к родному краю, к родной культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся. «Смысл жизни в красоте» (М. Горький) Под таким девизом была организована выставка рисунков «Красота Божьего мира». Моя ученица Роман Э. заняла второе место в районном конкурсе-выставке творческих работ. Особое место в реализации духовно-нравственного воспитания в нашей школе занимает взаимодействие учителей основ православной культуры, изобразительного искусства и трудового обучения. Организована творческая лаборатория. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является развитие творческой деятельности учащихся. Работы ребят, выполненные в различных видах техники,  были представлены на выставках различного уровня. В рамках проведения Недели были даны мастер-классы по различным видам техники, в результате появились новые работы.

Прекрасные вышитые изображения Спасителя и Богородицы традиционно стали украшением выставки. Увлечение учащихся и учителей художественной фотографией нашло отражение в фотовыставке «Мир вокруг нас. Красота Божьего мира». Для выставки были отобраны лучшие фотографии. В полном объёме фотографии транслировались в форме мультимедийной презентации в фойе школы. Частью Православия является прекрасная духовная литература, мудрые наставления и изречения, которые являются воплощением богатейшего духовного, исторического и нравственного опыта народа. Интегрированные уроки следует рассматривать, как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики. Изучение истории нашей Родины, нашего края тесно связано с православием. Проводя бинарные уроки  «Храмы России», «Икона», «Монастырь» привлекаю дополнительный материал МХК, учащиеся занимаются проектной деятельностью, готовят поисковый, исследовательский материал - отмечен творческий проект «Дорога к храму», «Христианские семейные традиции». Ряд мероприятий в рамках проведения Недели был направлен на раскрытие исторически сложившихся традиций народной жизни.  А сколько примеров как святая вера православная отчистила, освятила, укрепила и укрепляет любовь к Отечеству. Православие пестовало несгибаемый дух русского патриотизма. Как писал историк Н.М.Карамзин «Каждый ревновал служить Отечеству: одни мечем, другие молитвою и делами христианскими»

Большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. При изучении тем « Подвиг», «Любовь и уважение к Отечеству» привожу примеры из истории Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны, стараюсь, чтоб оформилось понятие Отечество, подвиг. И,  конечно говорим о героизме, готовности к самоотдаче, самопожертвованию. Здесь воспитывает всё - и минута молчания, и призыв, и дрожь в голосе. После таких уроков ребята осознают нравственный долг перед поколением ветеранов. Учащиеся готовят поисковый материал «Военная летопись моей семьи», «России верные сыны» это позволяет им проявить личное отношение к понятиям, воспринимать себя как субъект национальной истории через это происходит духовное обогащение. Для учащихся начальной школы и среднего звена были проведены классные часы, общая идея проведения классных часов была направлена на раскрытие темы: «Духовный подвиг русских воинов». Помогли осуществить эту идею Совет ветеранов Ипатовского района, воспитанники военно-патриотического клуба «Патриот» МКОУ СОШ 6.  Школьники узнали о том,  как давно на протяжении веков ясно проявлялся промысел Божий о нашей Русской Земле, о её судьбе. Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской  армии прошлых  веков, так и для современной Российской армии. Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жуков. Ребята с интересом и удивлением слушали рассказы о чудесах, которые совершались на фронте и в тылу. Солдаты, идя в бой, давали обеты Богу и оставались живы. Молебны, крестные ходы, именно в период Великой Отечественной войны наступило возвращение веры.

Проведение предметной Недели ОПК проходило в преддверии Международного женского дня, поэтому ряд мероприятий был посвящён образу Матери. «Образ Богоматери Донской – заступницы небесной» - так назывался классный час, проведённый для учащихся 7-8 классов. Это образ глубочайшей веры, кротости и смирения пред волей Божьей, это всегда символ материнства, символ благоговейной любви. Духовная музыка прекрасна всегда и везде: и в храме, и в концертном зале. Порадовал школьников своим выступлением народный ансамбль «Разноцветье». В рамках  Недели были проведены библиотечные уроки, организована выставка литературы. Родительские собрания на духовно-нравственные темы прошли во многих классах в завершении Недели ОПК.

Преподавая основы православной культуры уже 3-й год, я провожу мониторинг своей деятельности и наблюдаю за детьми, есть ли изменения в их внутреннем мире, с удовольствием ли они идут на мои уроки.

В классах, где шло преподавание ОПК, был проведен опрос – 1) Необходим вам данный курс для изучения? 2) Нравится урок ОПК? 3) Интересно ли вам то, что вы изучаете?

Все из 75 опрошенных ответили на все вопросы – да! Анкетирование показало,  что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «А совесть твоя где?». Это вселяет надежду, что уроки не прошли даром, что у детей идёт постоянная работа над собой.  Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы, а домашние задания выполняют с помощью родителей, что укрепляет семью.

Таким образом, уроки ОПК помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.

Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования. Считаю, что на воспитание 30% влияет личность учителя, его яркое слово, гражданская позиция, высокий нравственный уровень.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. Судьба детей, а значит и будущее России пока зависит от нас. Поэтому нужно самим хранить духовный огонь. «Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах, доверенных тебе и награды не ищи».

Она душой бессменно в школе,

Она горит свечой во мгле

И в класс идёт, чтоб было вдоволь

Добра и счастья на Земле.

Она тропу укажет к Богу,

Она без лишних громких слов

Поможет взять с собой в дорогу

Надежду, веру и любовь.

     

 

Литературные источники:

  1. Бородина А. В. «Основы православной культуры»Пособие для учителей –М.:ОПК 2006 г.
  2. Дрофеев В., Янушкявичене О.Л. «Основы православной культуры для православной гимназии и воскресных школ».-М.:ПРО-ПРЕСС 2006г.
  3. Егоров В.Б. «Современная наука и предание Церкви в школьном образовании: Поиск взаимосвязи» Обнинск 2008г.
  4. Иванова С.Ф. «Введение в храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома». – М.:Школа-пресс 1994 г.
  5. Рувинский Л. И. «Сознательная вера и духовное совершенствование». Педагогический вестник» Инкомбук 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по предмету «Основы православной культуры» для среднего и старшего возраста Тема: «Святой Руси святые жены»

Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время...

Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"

Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...

Христианская семья. Урок по предмету "Основы православной культуры" (ОРКСЭ )

Урок - презентация по предмету "Основа православной культуры" (4-5 кл.) Можно применить на тематическом классном часе и пр. Рассмотрены основы христианской семьи. Примером явилась семейная жизнь...

Справка об участии в областном семинаре " Современные подходы к преподаванию модуля " Основы православной культуры "

Справка об участии в областном семинаре "Современные подходы к преподаванию модуля "Основной православной культуры в основной школе""...

Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе.

Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного во...

Презентация "Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе".

Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Духовность- это основа жизни. Формирование духовно – нравственных ценностей среди подрастающего п...

Деятельностный подход в преподавании курса "Основы православной культуры"

Презентация к мастер-классу для педагогов ОПК. Раскрываются особенности деятельностного подхода и приведены примеры конкретных приемов для занятий по православной культуре...