«История Самарского знамени»
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему
Люди почитают реликвии – памятники прошлого, с которыми связаны особые исторические события. Причины появлений реликвий могут быть разными: подвиг прадеда, деда, отца. Для нашей малой родины, Самарской области, особо почитаемой святыней является Самарское знамя. Его появление связано с победой России в «Освободительной» русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_-_kopiya.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Размышления Н. Я. Данилевского о исторической роли России в объединении славянских народов.………………………………………...……..……3
Глава 1. Причины появления Самарского знамени.........………………………..8
- «Освободительная» русско - турецкая война 1877 – 1878 г..………………..7
1.1.1 Освободительное движение болгарского народа против Турции………....7
1.1.2 Вступление России в войну против Турции…………………….…………..8
1.1.3 Боевые действия летом 1877 года……………………………………………9
1.1.4 Падение Плевны. Перелом в ходе войны…………………….......................9
1.1.5 Сан - Стефанский мирный договор..…………………….............................10
1.1.6 Берлинский конгресс……………..………………………............................11
1.2 Итоги и значение «Освободительной» русско - турецкой войны…..……..12
1.2.1 Города - побратимы Самара и Стара – Загора.……………………………13
1.2.2 Улицы и памятники Болгарии, посвященные «Освободительной» русско - турецкой войне 1877 - 1878 гг…………………………………………………….14
1.2.3 Улицы и памятники России, посвященные «Освободительной» русско - турецкой войне 1877 - 1878 гг…………………………………………………….16
Глава 2. Практическая реализация по теме исследования……………………17
2.1 Первый этап социологического исследования уровня знаний учащихся 7-х классов о причинах появления Самарского знамени …….....………………….17
2.2 Ознакомление учащихся с материалами по теме исследования……..…….17
2.3 Второй этап социологического исследования уровня знаний учащихся 7-х классов о причинах появления Самарского знамени…………………......…….18
Заключение ……………………………………………….…………...........................19
Библиография …………………………………………………………………..……..21
Приложение………………………………………………………………………........22
Введение
«Россия призвана историей стать во главе новой
нарождающейся цивилизации... Она объединит
славянские народы, которые станут этнической
основой нового культурно-исторического типа»
Н.Я. Данилевский
В наше время особенно интересна мысль Данилевского о том, что необходимым условием сохранения мира между народами является историческая память. Без нее невозможна самобытность культуры. Родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Особое место историк уделил славянской цивилизации, отнеся ее к объединительным, то есть гармонично развивающим политику и культуру, религиозную и социально-экономическую сферы. [3]
Он уверен, что именно Россия объединит славянские народы, которые станут этнической основой нового культурно-исторического типа. Философ подчеркивает, что всякое стремление России подражать Западу или Востоку может привести только к одному – к потере славянами своего места в мировой истории. Этого допустить нельзя, и именно по этой причине всякая «европеизация» России или стремление отождествить ее культуру с Востоком, преступна и вредна. [3]
Россия играла ведущую роль в судьбе освободительного движения славянских народов от Османского владычества в XVII – XIX веках. За это время произошло 10 войн между Россией и Турцией. Эти две страны боролись за власть над Балканским полуостровом. Турция желала распространить ислам в Болгарии, Румынии, на Украине. Россия боролась за свободу христианского населения, находившегося под гнётом Османской империи.
Балканские народы, как и Россия, отличались глубокой религиозностью. Балканский и русский народы были христианами. Эти страны поддерживали друг друга. Россия боролась за независимость братьев - славян, а балканские страны помогали России в русско-турецких войнах.
Трудности в отношениях России и Турции начались ещё в ХV веке. Поводом к началу отношений послужили притеснения, которым стали подвергаться от турок русские купцы. И с этого времени начались военные конфликты между Россией и Турцией.
Особое значение в истории русско - турецких войн конечно же имеет война 1877 - 1878 годов, которая была вызвана подъёмом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных противоречий. Восстание против турецкого ига в Болгарии (1876) вызвало широкое общественное движение в России в поддержку братских славянских народов.
Болгария - небольшая страна, находящаяся на балканском полуострове. И хотя страна маленькая, жители её очень добрые и отзывчивые. «Они чтят свои традиции, хорошо помнят свою историю. Помнят, как русские солдаты и простой русский народ сражались за свободу Болгарии. Как русский солдат плечом к плечу с болгарским солдатом бились с жестокими турками за свободу славянских братьев-болгар. И до сих пор они помнят это!» [4], а ведь уже прошло 139 лет.
Проблема исследования:
Люди почитают реликвии – памятники прошлого, с которыми связаны особые исторические события. Причины появлений реликвий могут быть разными: подвиг прадеда, деда, отца. Для нашей малой родины, Самарской области, особо почитаемой святыней является Самарское знамя. Его появление связано с победой России в «Освободительной» русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.
Актуальность:
Приближается 140-летие со дня окончания «Освободительной» русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. и подписания Сан - Стефанского мирного договора, когда русская армия разгромила турецкие войска в Болгарии. Благодаря подвигу нашего народа Болгария стала независимым государством. В годы этой войны по инициативе депутата городской Думы, Петра Алабина, было создано Самарское знамя и передано болгарским ополченцам. Самарское знамя стало символом объединения и духовного единства русского и болгарского народов.
После «Освободительной» войны 1877-1878 гг. в память о тех событиях в России и Болгарии появились города - побратимы, существующие до настоящего времени. Наш родной город Самара является побратимом болгарского города Стара - Загора.
Цель:
Собрать исторический материал, отражающий причины появления Самарского знамени
Предмет исследования:
«Освободительная» русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Объект исследования:
Исторические события, связанные с появлением Самарского знамени.
Задачи:
- Исследовать научную литературу и исторические документы по теме исследования;
- Найти информацию о причинах появления Самарского знамени, об улицах и памятниках Болгарии и России, посвященных «Освободительной» русско - турецкой войне 1877 – 1878 гг.
- Собрать материал о городах - побратимах Самаре и Стара-Загоре
- Провести социологическое исследование уровня знаний учащихся 7 классов о причинах появления Самарского знамени
- Составить пособие, в котором будут представлены исторические свидетельства дружбы славянских народов;
- Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Гипотеза исследования:
Знакомство с героическими страницами прошлого Самарской области способствуют повышению интереса к предмету история.
Методы исследования:
- информационно-аналитический (сентябрь 2016 - ноябрь 2016);
- исследовательский (декабрь 2016 - январь 2017);
- обобщающий (февраль 2017).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Благодаря нашему исследованию удалось собрать уникальный материал, свидетельствующий о дружбе народов России и Болгарии. Работа может быть использована как на уроках истории, так и для проведения классных часов с целью повышения интереса к предмету история и патриотического воспитания молодежи, привлечения внимания к героическим страницам истории как Самары, так и России в целом.
Глава 1. Причины появления Самарского знамени
1.1 «Освободительная» русско - турецкая война 1877 - 1878 гг.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - война между Россией и Турцией, одно из крупнейших событий XIX века, и не только из-за масштаба военных действий, но прежде всего вследствие ее огромного значения для развития балканских народов по пути прогресса. Независимо от целей и побуждений отдельных держав, вовлеченных в восточный кризис, русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась победой русского оружия. Главным ее результатом было образование независимого Болгарского государства, поэтому последнюю русско-турецкую войну XIX века болгарский народ по праву и с гордостью называет Освободительной.
«Причем я должен заметить, что жандармы и вообще администрация ко всем паспортным формальностям относилась тогда весьма снисходительно, так как все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим направлением, которое, в сущности говоря, и вынудило императора Александра II объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического самосознания именно в смысле славянского единения» [1].
Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков -Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам». [2]
1.1.1 Освободительное движение болгарского народа против Турции
В середине 70-х гг. международный авторитет и положение Российской империи заметно укрепились. В то же время претендовать на роль ведущей державы и постоянно уклоняться от войн было все более затруднительно.
Летом 1875 г. в турецкой провинции Босния и Герцеговина вспыхнули волнения, которые были жестоко подавлены турками. В апреле 1876 г. в Болгарии также началось восстание против османского ига. Турецкие власти беспощадно расправились с повстанцами. В ответ в июне 1876 г. войну Турции объявили Сербия и Черногория, стремившиеся не только помочь болгарам, но и решить свои национальные и территориальные проблемы. Но их малочисленные и плохо обученные армии были разгромлены.
Кровавые расправы турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось движение в защиту южнославянских народов. Вопреки правительственному запрету, в сербскую армию направлялись тысячи добровольцев, в основном офицеры. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севастополя, бывший военный губернатор Туркестанской области М. Г. Черняев.
По предложению А. М. Горчакова, министра иностранных дел России, Россия, Германия и Австрия потребовали уравнения христиан в правах с мусульманами. [4] Россия, пытаясь разрешить вопрос мирными средствами, организовала несколько конференций европейских держав, на которых были выработаны предложения по урегулированию положения на Балканах. Но Турция, ободренная поддержкой Англии, на все предложения отвечала либо отказом, либо высокомерным молчанием.
Чтобы спасти Сербию от окончательного разгрома, в октябре 1876 года Россия предъявила Турции требование прекратить военные действия в Сербии и заключить перемирие. Началось сосредоточение русских войск на южных границах. Император Александр II полагал, что этими мерами удастся принудить Турцию принять предложения европейских держав и тем самым избежать большой войны. [6] Наученный горьким опытом, он опасался, что война с Турцией может в конечном счете превратиться в войну европейских держав против России. Чтобы удержать Австро-Венгрию от вступления в войну на стороне Турции, Александр II дал согласие на оккупацию Боснии и Герцеговины Австрией.
1.1.2 Вступление России в войну против Турции.
12 апреля 1877 года, исчерпав все дипломатические возможности для мирного урегулирования балканских проблем, Александр II объявил Турции войну. Император шел на этот шаг с тяжелым сердцем, понимая, что кампания не сулит России никаких материальных выгод, а лишь усложнит ее материальное положение. Но верх взяли иные соображения. Александр не мог допустить, чтобы вновь была поставлена под сомнение роль России как великой державы, а ее требования игнорировались. К тому же ему приходилось считаться с традиционной для России ролью защитницы славянских народов на Балканах. Об этом царю напоминали многие влиятельные журналы и придворные круги. Общественное мнение России в целом поддерживало и даже подталкивало правительство к войне. [10]
Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. Русская армия, в сравнении с периодом Крымской войны, была лучше обучена и вооружена, стала более боеспособной. Тем не менее, незавершенность реформ сказывалась в отсутствии должного материального обеспечения, в недостатке новейших типов вооружения, но самое главное - в нехватке командных кадров, способных вести современную войну. В особенности это касалось командиров высшего звена. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен обделенный воинскими талантами брат императора, великий князь Николай Николаевич.
1.1.3 Боевые действия летом 1877 года
Военные действия начались летом 1877 г. Русская армия по предварительной договоренности с Румынией прошла через ее территорию и в июне 1877 г. в нескольких местах переправились через Дунай. Болгары восторженно встречали своих освободителей – «братушек». С большим энтузиазмом шло создание болгарского народного ополчения, командующим которым стал русский генерал Н. Г. Столетов. Передовой отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново. Не встречая по пути своего продвижения на юг особого сопротивления, 5 июля Гурко захватил Шипкинский перевал в горах, через которые шла наиболее удобная дорога на Стамбул. [5]
Однако после первых успехов последовали неудачи. Великий князь Николай Николаевич с момента перехода Дуная фактически потерял управление войсками. Командующие отдельными отрядами стали действовать самостоятельно. Отряд капитана Н. П. Криденера вместо захвата важнейшей крепости Плевны, как это предусматривалось планом войны, взял Никополь, находившийся в 40 км от Плевны.
Пока русское командование выясняло местоположение своих отрядов, турецкие войска заняли Плевну, оказавшуюся в тылу наших войск, и поставили под угрозу окружения отряд генерала Гурко. Значительные силы были брошены противником на то, чтобы отбить Шипкинский перевал. Но все попытки турецких войск, имевших пятикратное превосходство, взять Шипку наталкивались на героическое сопротивление русских воинов и болгарских ополченцев. Предпринятые в то же время русскими войсками три штурма Плевны оказались очень кровопролитными, но окончились неудачей.
1.1.4 Падение Плевны. Перелом в ходе войны.
По настоянию военного министра Д. А. Милютина император принял решение перейти к планомерной осаде Плевны, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер - генералу Э. И. Тотлебену. Турецкие войска, не подготовленные к длительной обороне в условиях наступившей зимы, вынуждены были в конце ноября 1877 г. сдаться.
С падением Плевны произошел перелом в ходе войны. Чтобы не дать Турции с помощью Англии и Австро-Венгрии собраться к весне с новыми силами, русское командование решило продолжить наступление в зимних условиях. Отряд Гурко, преодолев непроходимые в это время года горные перевалы, в середине декабря занял Софию и продолжил наступление в сторону Адрианополя. Отряд Скобелева, обошедший по горным кручам позиции турецких войск у Шипки, а затем разгромивший их, стремительно повел наступление на Стамбул. В январе 1878 г. отряд Гурко овладел Адрианополем, а отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула — местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора, боявшегося вмешательства в войну европейских держав, удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи. (Приложение 1)
1.1.5 Сан-Стефанский мирный договор.
19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано, в 12 км. От столицы
Османской империи, был подписан премиальный русско-турецкий договор, сформулировавший новую программу России в балканском вопросе. В отличие от прежних планов русского правительства, предусматривавших автономию балканских народов, в Сан-Стефано было выдвинуто требование их независимости. Согласно договору, Сербия, Черногория и Румыния освобождались от вассальной Турции и получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством. Её связи с Портой ограничивались уплатой дани. Турецкие войска очищали её земли, а турецкие крепости срывались. Для наблюдения за исполнением Турцией договора в княжество сроком на два года (до образования нового правительства) вводились русские войска в количестве 50 тыс. человек. (Приложение 2)
В результате русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. многие балканские народы получили независимость; народы, оставшиеся в составе Турции, получали ряд прав и для них открывались возможности экономического и культурного развития. Условия договора представляли несомненные выгоды для России. Они укрепляли русское влияние на Востоке, подорванное Крымской войной.
Особое значение при подготовке проекта договора русское правительство придавало созданию «Самоуправляющего княжества Болгарии с христианским правительством и земским войском, князь которого избирался населением
Болгарии, утверждался Портой с согласия европейских держав». После подписания Сан-Стефанского договора восточный кризис вступил в свою последнюю, заключительную стадию. Западноевропейские правительства выразили протест против условий Сан - Стефано. Особенно они негодовали по поводу создания княжества Болгарии с выходами в Черное и Эгейское море.
Англия и Австро-Венгрия не признали договора, считая его нарушением условий Парижского договора. Они потребовали созыва конгресса.
Перед Россией встала реальная угроза новой войны, к которой она не была готова. Экономические и военные ресурсы страны истощились. Русское правительство было вынуждено согласиться на созыв общеевропейского конгресса. Местом его избрали Берлин, столицу государства, глава которого - Бисмарк - внешне не проявлял заинтересованности в делах Востока. Он словесно заявлял о своей роли «честного маклера».
До открытия конгресса русское правительство стремилось дипломатическими средствами расколоть англо - автрийский блок и предотвратить изоляцию России. С этой целью оно пошло на сепаратные переговоры с наиболее опасными противниками - Австро-Венгрией и Англией. Переговоры в Вене не дали положительного результата. В Лондоне они (ценой уступок России) закончились подписанием 18 мая 1878 г. секретного англо-русского соглашения. Первые его статьи касались Болгарии. Петербургский кабинет был вынужден согласиться на предложение Лондона о разделе Болгарии на Южную и Северную; Северная Болгария получала самостоятельное управление, Южная - административную автономию, губернатора из христиан, избираемого с согласия европейских правительств. В Анатолии (Малой Азии) Россия уступала Турции Баязет и Алакшерскую долину.
Английское правительство выступало в переговорах с Россией в роли
«защитника» Порты и требовало от султана компенсации за это. Речь шла об острове Кипр - важной стратегической базе и транзитном центре Восточного
Средиземноморья. Оккупация Кипра вела к укреплению позиций Англии в Азиатской Турции, на путях к Египту и Персидскому заливу и в то же время ослабляла влияние России в Малой Азии. [7]
1.1.6 Берлинский конгресс.
13 июня 1878 г. в Берлине под председательством Бисмарка открылся конгресс, в работе которого участвовали государства, подписавшие Парижский трактат 1856 г. Цель конгресса для правительств запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Ближнем Востоке. Одновременно с этим они добивались ослабления славянских государств на Балканах, прежде всего Болгарии. С первых дней работы конгресса обнаружилась полная изоляция России. Вопросом, вызвавшим наибольшую полемику, был болгарский. Речь шла не только о границе, но и политическом статусе обеих частей Болгарии. Уменьшение территории и прав Болгарского княжества влекло за собой усиление англо-австрийского влияния и ослабление влияния России. Предложение русской делегации о предоставлении широких автономных прав не только Северной, но и Южной Болгарии были отвергнуты Западной Европой и Портой. Россию представляли министр иностранных дел А. М. Горчаков и посол в Лондоне П. А. Шувалов. Оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация была бессильна отстоять условия Сан - Стефанского договора. [8]
13 июля 1878 г., спустя месяц после начала работы конгресса, был подписан Берлинский трактат, главные решения которого оставались в силе до балканских войн 1912-1913 гг. Конгресс в ущерб России и южным славянам изменил условия Сан - Стефанского договора. Но основное его решение подтвердилось: оставались в силе статьи о независимости Румынии, Сербии, Черногории. Болгария по Балканскому хребту делилась на две части - северную и южную. Северная была признана вассальным от Турции княжеством со своим правительством, национальной армией, но её территория сокращалась на 2/3. Срок пребывания русской армии на территории Болгарии сокращался с двух лет до девяти месяцев. Южная Болгария под названием «Восточная Румелия» объявлялась автономной турецкой провинцией с губернатором из христиан, назначаемым султаном.
В то же время страны, не воевавшие с Турцией, получили награду за услуги в отстаивании турецких интересов: Австрия — Боснию и Герцеговину, Англия — остров Кипр. [9]
1.2 Итоги и значение «Освободительной» русско - турецкой войны для сохранения культурного единства русского и болгарского народов
Несмотря на вынужденные уступки России на Берлинском конгрессе, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против 400-летнего османского ига.
Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки, в отсутствие необходимого обеспечения войск.
Значительную помощь русским воинам оказывало местное население, для которого русский солдат стал символом национального освобождения. Победе способствовала и та атмосфера единодушной поддержки, которая сложилась в русском обществе, и неиссякаемый поток добровольцев, ценою собственной жизни готовых отстаивать свободу славян.
Победа в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом России во второй половине XIX в. Она продемонстрировала действенность военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.
А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны — переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом… Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».
Тогда горожане решили, что этот январский день станет ежегодным народным праздником. С годами решение забылось, однако в 2005 году софийская мэрия решила возродить былую традицию в связи со 125-летним юбилеем освобождения Болгарии от османского ига. В Болгарии сохранились свыше 400 памятников русским воинам-освободителям. Каждый год, 3 марта, в стране поднимают национальные флаги и с воинскими почестями возлагают венки к Памятнику свободы на Шипке, в память обо всех русских воинах, погибших в борьбе за освобождение Болгарии. Вечером на площади перед зданием парламента страны, Народного собрания, у памятника Царю-Освободителю, идёт торжественная служба.
Признательные болгары возлагают венки и цветы к памятникам павшим русским, финским и румынским воинам по всей стране. С 1878 года и по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время великого входа литургии верных поминается император Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
1.2.1 Города - побратимы Самара и Стара – Загора
Города-побратимы – города, между которыми установлены постоянные дружеские связи в сфере культуры, бизнеса, туризма. Эти связи проявляются в постоянном сотрудничестве, совместных мероприятиях, приеме делегаций. [11]
Начало дружбы с болгарами уходит корнями в далекое прошлое, к периоду 1876-78 годов, когда в национально-освободительном движении болгар участвовали и самарские полки. По инициативе городского головы Самары Петра Алабина было создано Самарское знамя как символ духовного единства русского и болгарского народов. Роспись на знамени была сделана художником Николаем Евстафиевичем Симаковым, а художественное шитье – руками искусных вышивальщиц – монахинь самарского женского Иверского монастыря. [12] На одной стороне красно-бело-синего полотнища в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, они изобразили славянских первоучителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой - икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре и был основан женский монастырь. На широкой голубой ленте была помещена вышитая золотом надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.» И ниже: «Слава болгарскому народу. 1876 г.» (Приложение 4, рис.1)
При торжественном его вручение болгарам П. В. Алабин от имени России и Самары сказал ополченцам: «Издалека, через всю русскую землю, знамя принесено к вам как живое свидетельство того, что оно дается вам не каким-нибудь уголком России, а всею русскою землею. Идите же под сенью этого знамени! Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения. Пусть знамя это останется вашим потомкам». Это знамя стало знаменем-героем, награжденным болгарским орденом храбрости I степени.
После окончания русско-турецкой войны оно сначала хранилось в Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софии (сейчас — Национальная художественная галерея), где находилось до 1946 года. Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии, а одна из его пяти копий – в Самарском военно-историческом музее. [13]
В конце 50-х годов XX в. была создана Всемирная федерация породненных городов. В рамках деятельности федерации “побратались” в 1957 году Стара -Загора и Самара.
В 1957 году по случаю празднования 80-летия боев за Стара - Загору, город посетила делегация из Куйбышева. В годы советской власти сложились весьма активные дружественные связи городов-побратимов: многочисленные контакты промышленных предприятий, образовательных и культурных учреждений, отдельных деятелей культуры и искусства. (Приложение 3)
После 1989 года в условиях новой общественно-политической и экономической ситуации контакты наших городов - побратимов после некоторого перерыва возобновляются. В 1992 году подписан договор о сотрудничестве.
По решению правительств РФ и Болгарии 2008 год объявлен Годом России в Болгарии, а 2009 - Годом Болгарии в России. Признание значимости российско-болгарских связей на высшем политическом уровне создает особенно благоприятную атмосферу для развития партнерских отношений городов Самара и Стара - Загора. [14]
1.2.2 Улицы и памятники Болгарии, посвященные «Освободительной» русско - турецкой войне 1877 - 1878 гг.
В 1968 году в Стара - Загоре одна из центральных улиц города названа улицей Куйбышева, в 1983 году первый и второй кварталы “Чадър могила” и квартал “Североизток” были переименованы в “Самара I”, “Самара II”, “Самара III”, а в 1988 году основное учебное заведение Стара - Загоры получило имя нашего города. Болгары чтут память общественного деятеля Самары – Петра Владимировича Алабина. Так, его имя носит улица в Софии.
Центральная магистраль столицы – бульвар Царя Освободителя — названа в честь императора Александра II (сначала была частью Цареградского шоссе). Другой центральный бульвар города назван в честь генерала Михаила Скобелева, известного освобождением Болгарии. В честь Скобелева названо и несколько болгарских сел, а улицы имени героя есть почти во всех болгарских городах. Через центр города проходят улица генерала Иосифа Гурко – освободителя Софии, и улица графа Игнатьева, который подписал Сан-Стефанский мир. (Приложение 3)
На территории современной Болгарии находятся свыше 400 памятников русским, которые боролись за свободу болгарского народа.
Между улицами Шипка и Обориште располагается небольшой Докторский сад, названный так потому, что там находится один из старейших памятников Софии – «Докторский памятник». Так называют монумент, воздвигнутый в честь врачей, погибших в Русско-турецкой освободительной войне. Он был создан по проекту архитектора Антония Томишко итальянцем Луиджи Фарабоско в 1882 – 1884 годах. Этот скромный памятник в форме усеченной пирамиды был построен из крупно тесанных каменных глыб, расположенных одна над другой. На этих глыбах высечено 531 имя врачей и санитаров, а в подножье – надпись: «Медицинским чинам, погибшим в турецкую войну 1877–1878». [15] (Приложение 4, рис. 2)
В январе 2008 года, в канун 130-летия освобождения Болгарии в Докторском саду был установлен памятник - знак Николаю Игнатьеву (автор – скульптор Иван Тодоров). (Приложение 6, рис. 1) С одной стороны монумента находится барельеф, изображающий подписание Игнатьевым Сан-Стефанского договора, с другой – русский солдат и болгарский ополченец. Бюст-памятник (Приложение 5, рис. 2) графа Н. П. Игнатьева, Николай Павлович Игнатьев — российский государственный деятель, дипломат-панславист. Играл важную роль в российской политике в Азии и на Балканах при императоре Александре II.
Недалеко от Докторского сада стоит величественный храм-памятник Святого Александра Невского. (Приложение 5, рис. 1) Этот самый большой православный храм на Балканах был построен в честь русского императора Александра II и русской армии. Святой Александр Невский является святым-покровителем российского императора и символом российской боевой славы.
В 1977 году соорудили 50-метровый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому знамени, действующий до сих пор.
Памятник в софийском районе Требич посвящен первым освободителям Софии. Авторство проекта принадлежит архитектору Венциславу Йочколовскому и скульптору Красимиру Ангелову. Памятник представляет собой пирамиду высотой два метра и состоит из двух частей, связанных между собою овальным медальоном с изображением герба Российской империи, под которым находится мраморная доска с посвящением. Отдельные полые части образуют символический христианский крест. [11]
Бюст генерала Гурко спроектирован архитектором Венциславом Йочколовским, а автором светового дизайна выступила Лилия Аладжем.
Имя легендарного генерала увековечено в Болгарии в названиях трех сел, а также улиц десятков городов и в памятниках. [15]
На этом строительство памятников, посвященных героям-освободителям, не закончилось.17 января 2017 года по инициативе форума «Болгария-Россия» был создан инициативный комитет из болгарских писателей, профессуры, общественных деятелей по строительству в центре Софии большого памятника русскому дипломату графу Николаю Игнатьеву, который, как известно, был творцом Сан-Стефанского договора, вернувшего Болгарии государственность.
1.2.3 Улицы и памятники России, посвященные «Освободительной» русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.
В Куйбышеве в 1960-е годы появился болгарский "уголок". В 1965 году улица Памирская превратилась в Стара-Загору. (Приложение 6, рис. 2) В честь переименования улицы на одном из домов была выложена мозаика с изображением советского и болгарского флагов как символа дружбы народов. Мужчины, держащиеся за руки, символизируют партнерские отношения между странами. Эскиз этой мозаики выполнил художник Рудольф Баранов. В 2010 году сквер на улице Стара-Загора получил название Болгарский. (Приложение 7, рис. 1)
Названия многих учреждений на Стара-Загора также стали болгарскими: кинотеатр «Шипка». (Приложение 7, рис. 2)
В Санкт-Петербурге в 1886 году в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в войне, был воздвигнут Памятник Славы. Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырёх сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие. В 1930 году памятник был разобран и переплавлен. В 2005 году - восстановлен на прежнем месте.
В Москве 11 (23) декабря 1887, в день десятилетия битвы под Плевной, на площади Ильинские Ворота состоялось открытие памятника героям Плевны.
Заключение
В современном мире происходят одновременно несколько процессов в сфере взаимодействия различных народов, различных культур. Каждый народ стремится к самоопределению, бережно охраняет свою культуру, своё искусство, свои национальные традиции и обычаи, и это правильно. Люди не должны забывать о своих предках, о ценностях, традициях своей нации.
Активная европеизация России западными странами ведет к разрушению национальной культуры, традиций. Чем сильнее влияние западной культуры на сознание подростков, тем больше хочется сохранить свою связь с нашими традициями, свои дружеские отношения с близкими нам славянскими народами. Какие бы процессы ни происходили в мире, мы должны помнить, что русские и болгары принадлежат к одной славянской группе. У нас много общего как в культуре, так и в истории. Нужно помнить об этом, и не позволять нашим родственным узам ослабевать.
«Освободительная» русско-турецкая война 1877 – 1878 годов завершила национально-освободительную борьбу народов Балканского полуострова их освобождением от турецкой тирании. Для населения были открыты пути для достижения независимости.
Приближается 140-летие со дня окончания «Освободительной» русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. и подписания Сан - Стефанского мирного договора, когда русская армия разгромила турецкие войска в Болгарии. Благодаря подвигу нашего народа Болгария стала независимым государством. В годы этой войны по инициативе депутата городской Думы, Петра Алабина, было создано Самарское знамя и передано болгарским ополченцам. Самарское знамя стало символом объединения и духовного единства русского и болгарского народов.
После «Освободительной» войны 1877-1878 гг. в память о тех событиях в России и Болгарии появились города - побратимы, существующие до настоящего времени. Наш родной город Самара является побратимом болгарского города Стара - Загора.
Исследование уровня знаний учащихся 7 классов на тему: «Причины появления Самарского знамени ?», которое проводилось в два этапа, обогатило знания учащихся.
Проведенная дополнительная работа с учениками помогла:
- узнать причину появления Самарского знамени;
- раскрыть роль России в сохранении культурного единства русского и болгарского народов в связи с участием России в «Освободительной» русско-турецкой войне;
- узнать о городах-побратимах;
- собрать исторический материал, отражающий культурное единство русского и болгарского народов, который можно использовать в целях патриотического воспитания молодежи и привлечения внимания к героическим страницам истории как Самары, так и России в целом.
Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.
Библиография
- Генов Ц. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и подвиг освободителей. — София: София Пресс, 1979
- Гурьев В. Письма священника с похода 1877—1878 гг. — М.: Издательство Государственной публичной исторической библиотеки, 2007.
- Данилевский Н. Я., "Россия и Европа", Москва «Просвещение» 1995, стр. 82
- Иванов Р. Н. Оборона Баязета: правда и ложь. Документальная повесть. Москва, 2005
- Игнатьев Н. П. Походные письма 1877 года. — М. РОССПЭН, 1999
- Керсновский А.А. История русской армии. — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-18397-3.
- Материалы для описания русско-турецкой войны на Кавказско-Малоазиатском театре, т. 1—7, СПБ — Тифлис, 1904—10.
- Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том II, Глава 7. — М.-Л.: Военгиз, 1928
- Смирнов Н. А., Россия и Турция в XVI—XVII вв., т. 1, М., 1946; Том II, глава 10
- Троицкий Н. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.
- http://skytouristic.spb.ru/sister-cities.html
- http://samadm.ru
- http://arhive.dfsamara.ru/stara_zagora
- http://progorodsamara.ru/newsv2/182664.html
- https://politconservatism.ru
Приложение 1
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843—1882) родился в Петербурге в семье офицера. Он учился в парижском пансионе, Петербургском университете и Академии Генерального штаба.
Скобелев участвовал в Хивинском походе 1873 г., был военным губернатором Ферганской области. С началом русско-турецкой войны Скобелев по его настойчивой просьбе был прикомандирован к командующему Дунайской армией в качестве резервного (« вольноопределяющегося ») генерала. Перед третьим штурмом Плевны Скобелев был назначен командующим левофланговым отрядом. Во время штурма его отряд овладел господствующим укреплением крепости, но все его просьбы о подкреплении Николай Николаевич и присутствовавший при штурме Александр II оставили без ответа. Вероятно, они попросту не хотели видеть Скобелева покорителем Плевны, а уж тем более Стамбула.
«Белый генерал», как его называли в войсках за появление в бою на белом коне и в белом мундире, был самой яркой и популярной личностью среди русских полководцев второй половины XIX в. Скобелев заботливо относился к солдатам, тщательно готовил войска к боям, личным примером увлекал их в атаку. Солдаты верили в его неуязвимость, поскольку, лично участвуя в самых кровавых боях, он ни разу не был ранен. Болгарский народ считал его своим национальным героем.
На Кавказском фронте русские войска под руководством генерала М. Т. Лорис-Меликова в короткие сроки разбили превосходящие турецкие войска, овладели крепостями Баязет, Ардаган, Каре и вышли к Эрзеруму. [5]
Приложение 2
Русский государственный деятель С. Ю. Витте о русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный генерал Черняев. В это время через Одессу из России в сербскую армию ехала масса добровольцев. В то время в Одессе было Славянское общество... И так как мы очень увлекались «славянской идеей» — идеей взятия Константинополя, то очень усердно занимались отправкой туда добровольцев... Причем я должен заметить, что жандармы и вообще администрация ко всем паспортным формальностям относилась тогда весьма снисходительно, так как все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим направлением, которое, в сущности говоря, и вынудило императора Александра II объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического самосознания именно в смысле славянского единения.
Наконец, мы должны были на театр военных действий, чтобы одолеть турок и явиться около Константинополя, послать значительную часть наших войск. В России у нас соответствующей армии уже не было, а потому, когда, после того как, не войдя в Константинополь, мы заключили под Константинополем Сан-Стефанский договор — договор тем не менее выгодный и славный для России, — европейские державы, и главнейшим образом Австрия, не согласились признать Сан-Стефанский договор. Для того чтобы сохранить этот договор, нам предстояла новая война с Австрией, но мы к этой войне не были готовы, поэтому был собран Берлинский конгресс, где канцлер Бисмарк привел нас к берлинскому трактату, уничтожившему значительную часть тех выгод, которые мы приобрели по договору Сан-Стефанскому. [6]
Приложение 3
О Балканском переходе русской армии (из воспоминаний журналиста Василия Немировича-Данченко)
Перевал через Балканы, признанный таким военным авторитетом, как Мольтке, невозможным, — останется навсегда в истории. Скобелевцы могут с гордостью сказать, что они совершили его без всяких потерь благодаря превосходной организации этого похода. Взойдя на первый холм, они увидели перед собой крутой подъем. Ветер свеял с него недавний снег, осталась скользкая обледенелая поверхность. Добравшись доверху, тяжело дышали, отдыхали. Падая и скатываясь, напрасно хотели удержаться руками. Одолев его, находили еще более пугающую крутизну, но уже засыпанную глубоким снегом... Скобелев тут же, между солдатами, ободряет одних, понукает других, посмеивается над третьими. Откуда берутся у него силы? Он более других утомлен, потому что у него не было отдыха вовсе...
— Невозможный переход!.. — обратился к нему кто-то.
— Тем лучше, что невозможный! — отвечал он.
— Почему?
— А потому, что турки не ждут нас отсюда. Полководец именно при защите и должен опасаться якобы невозможных позиций. Невозможных для штурма, для обхода. Их-то он и должен иметь в виду. [6]
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевой классный час «Путешествие в историю Самарского края»
Цель. Познакомить учащихся с историей Самарского края и её знаменитыми людьми. Задачи: - образовательные: содействовать в ходе урока усвоению учащимися основных фактов истории Самарской губернии, её...
Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"
Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века....
Классный час на тему "История Самарского знамени"
Классный час на тему "История Самарского знамени"....
140 лет Самарскому знамени
Внеклассное мероприятие, посвященное символу нашего города его роли в освобождении болгарского народа от османского ига....
История Самарского Знамени
История знамени началась в 1876 году. Болгарский народ, находившийся под турецким игом, восстал. Россия выступила в поддержку братьев-славян и подарило им знамя, которое в последствии стало известно к...
Урок-классный час посвященный Дню Самарского Знамени
В ГБОУСОШ № 17 г. Сызрани 18 мая 2020 года в память об исторических событиях русско-турецкой войны конца XIX века прошли исторические уроки посвященные Дню Самарского Знамени. В связи с пандемией коро...
Презентация на тему "История Самарского знамени"
Урок-презентация посвящён Дню Самарского знамени - 18 мая, которое было подарено болгарским ополченцам во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг....