Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники" История России 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_russkie_pervootkryvateli_i_puteshestvenniki.docx | 473.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Русские первооткрыватели и путешественники"
Курносов Владимир Владимирович, учитель истории
Разделы: История и обществознание
Цель урока: дать представления о выдающихся географических открытиях, совершенными русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX в.; познакомить учащихся с вкладом отечественных исследователей в мировую науку; выработать навыки работы с картой.
План урока:
- Экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
- Кругосветная экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
- Освоение Русской Америки. А. А. Баранов.
- Экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина.
Основные понятия: землепроходец; первооткрыватель; путешественник; кругосветные экспедиции; Русско-американская компания; Русское географическое общество.
Основные даты:
- 1803 г.– начало первой русской кругосветной экспедиции;
- 1819 г.– вторая русская кругосветная экспедиция;
- 16 января 1820 г.– открытие русскими первопроходцами Антарктиды;
- 1845 г.– открытие Русского географического общества.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.– М., 2000; контурные карты.
Методические приемы организации урока: Повторение; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); подготовка докладов и сообщений.
Дополнительный материал для учителя
Краткая хронология освоения русскими американского континента
XV-XVI столетия
Есть версия, что первыми русскими, проникшими на американский континент, были бежавшие от преследований великого князя московского Ивана III и царя Ивана IV жители Великого Новгорода, в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Новгородцы столетиями торговали пушниной и осваивали Русский Север и Сибирь задолго до Ермака, так, что не исключено... И даже раньше Колумба. Хотя прямых доказательств этому нет.
1732 Экспедиция М.Гвоздева – И.Фёдорова
Первыми «зарегистрированными» русскими у берегов Северной Америки были геодезист Михаил Гвоздев и подштурман Иван Федоров. На боте «Св. Гавриил» 21 августа 1732 года они подходили к американской земле в районе Берингова пролива. Правда, на американский берег эти товарищи не высаживались. По иронии судьбы именно на боте «Св. Гавриил» Витус Беринг «открыл» в 1728 году «свой» пролив и доказал, что Азия и Америка не соединяются. Хотя за 80 лет до него это сделал Семён Дежнёв. Но Беринг и Пётр I про это не знали.
1784 первое поселение русских. Экспедиция Г. Шелехова
Третьего августа 1784 года к южным берегам Аляски подошла русская экспедиция на трёх кораблях (галиотах) - , «Св. Симеон», «Св. Михаил» и «Три святителя». Экспедицией руководил промышленник и основатель «Северо-Восточной компании» Григорий Иванович Шелехов (1747-1795). Цель была серьёзная - обосноваться на американском берегу. В качестве форпоста на американском берегу был выбран остров Кадьяк.
Остров в качестве базы бал выбран из соображений безопасности. На материке обитали враждебно настроенные индейцы. Покорив и частично истребив коренных обитателей Кадьяка, стали обосновываться. Отсюда начала развиваться русская экспансия на материк.
Г. И. Шелехов основал в 1791 «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в знаменитую «Российско-Американскую компанию». Более полувека компания монопольно контролировала все русские дела и представляла интересы России на северо-западе американского континента. История РАК сама по себе весьма интересна и даже остросюжетна, представляет отдельную тему в духе произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Инициатором создания собственно Российско-Американской компании и верховным правителем её являлся Николай Петрович Резанов (1764 - 1807) - пронырливый масон, экс-чиновник Петербургской казённой палаты, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегии, Кабинета Ея Императорского Величества, придворный камергер, обер-прокурор Сената, действительный статский советник, а по совместительству отец жены Г.И. Шелехова.
1791 русские высадились на юге Аляски, в заливе Кука
В 1791 году в залив Кука, на юге Аляски, подошёл галиот «Святой Георгий» с экспедицией, снаряжённой и организованной промышленником П. Лебедевым-Ласточкиным. На берегу залива был основан Николаевский редут – ныне город Кенай. Название получил от Кенайского залива - так русские называли залив Кука и Кенайский полуостров, по названию местного индейского племени кенай. В следующем 1792 году «лебедевцы» основали поселение уже вдали от побережья, на самом крупном озере на Аляске - озере Илиамна. Они же снарядили разведывательную экспедицию под руководством Василия Иванова к реке Юкон.
Компания Павла Лебедева-Ласточкина прекратила существование в 1798 связи с организацией наследниками Г. Шелехова «Российско-Американской компании», от участия в которой Лебедев-Ласточкин воздержался и свернул все свои американские начинания. Главной причиной его «поражения» было то, что в отличие от Г. Шелехова, сам он не ходил в экспедиции, а лишь организовывал и спонсировал их. Его «передовщики» - руководители отрядов и судов перессорились между собой, а эффективно контролировать их он не мог. А вот Г. Шелехову повезло с управляющим. Еще в 1790 г. он пригласил на службу Александра Баранова, который в течение 28 лет блестяще руководил всеми делами его компании в русской Америке и стал настоящей легендой тех мест.
1842-1844 экспедиция Л. Загоскина во внутренние районы Аляски
Лаврентий Алексеевич Загоскин (1808—1890), обследовал внутренние территории Аляски, бассейн реки Юкон, горные хребты, преодолев в общей сложности более пяти тысяч миль. Результатом его исследований стал капитальный труд «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная в 1842–44 гг.» Эта книга более ста лет является основным трудом по исследованию Аляски.
Река Юкон, длина 3100 км / отмечена жёлтым цветом /
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Подготовительный этап | «Белые пятна на картах мира 17-18 вв.» | Консультации, ответы на возникающие вопросы. Работа с парами и группами учеников по составлению презентаций, поиском информации | 1. Опережающее задание: Изучить основные понятия и их определения: Открытие Путешествие; Экспедиция; Русско-американская компания; «закрытие» географических объектов. 2. Знание основных дат: 1803г.; 1819-1821гг.;1845., | |
2. | Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку. Раздача атласов и контурных карт. Рабочих тетрадей, объяснение правил работы с ними | Наличие на столе учебника, тетради с записями; готовности групп к работе | 2-3 м. | |
3. | Актуализация, мотивация. Постановка проблемы | Выдающиеся географические открытия, совершённые русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине 19 в. 1. Первое кругосветное плавание И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (презентация, групповая работа 3 человека) 2. Второе кругосветное плавание Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.Ф.Лазарева (презентация, групповая работа 3 человека). 3. Третья экспедиция по маршруту Г.И.Невельского и Е.В.Путятина (презентация, групповая работа 3 чел.) 4. Релаксационная минутка 5. А. Баранов и Н. Резанов (презентация, групповая работа 3 чел.) | Формулирует вопросы. Предлагает алгоритм работы. Оцените выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку. Слова под шум моря Музыкальный отрывок из рок-оперы «Юнона и Авось»- | Формулируют проблему. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Вносят свои коррективы в план работы, фиксируют его. Ответы на вопросы: 1. В чём состояла главная задача русских кругосветных экспедиций? 2. Промышленная революция? 3. Престиж государства? 4. Выход российских кораблей в Мировой океан. 5. Поиск водных торговых путей, торговых и политических связей. | 10 мин. 7-8 мин. 0,5 мин. 3-4 мин. |
4. | Систематизация и обобщение, полученных знаний | 1.Каков результат этих экспедиций? 2.Какое историческое значение имели научные экспедиции 19 в.? 3.Какими личными качествами должны были обладать путешественники? | Корректировка выступления группы, уточняющие вопросы | Представление итогов групповой работы. Фиксация основных положений выступления группы в тетради учащихся , в контурных картах. Оценка выступления группы, самооценка. | 20 мин. |
5. | Рефлексия | Тесты на закрепление нового материала | Организация выполнения тестового практического модуля | Выполнение практического задания. | 10 мин. |
6. | Итоги урока | Какие выводы вы сделаете по истории о научных экспедициях 19 в.? Каких вы знаете современных российских путешественников? | Формулируют краткие выводы: - Что я знал … - Что я узнал нового … - Что необходимо повторить, уточнить, подробно изучить … | 2-3 мин. | |
7. | Постановка домашнего задания | Параграф в учебнике прочитать, выучить информацию в тетради. Доработать задания по контурным картам. Подготовиться к тесту по изученной теме. | Мотивирует на выполнение задания, инструктирует, как можно его выполнить | Уточняют критерии выполнения задания, формы и способы. | 1-2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятие «Веселые путешественники»
Логоритмическое занятие«Веселые путешественники»Ход занятияПальчиковая музыкально - речевая игра с движениями по тексту по стихотворению Т. СикачевойУпражнение для рук и ног.Музыкально - речевая игра ...
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
Русские первооткрыватели и путешественники.
В презентации размещен материало о первых русских путешественниках XIX века....
Русские первооткрыватели и путешественники
Урок-конференция. Учащиеся самостоятельно готовят доклады, презентации. На доске висит карта мира. Учащиеся отмечают на карте флажками с российским триколором географические открытия, сделанные русски...
Урок по истории России «Русские первооткрыватели и путешественники» 8 класс (базовый уровень)
Урок по истории России «Русские первооткрыватели и путешественники»8 класс (базовый уровень) Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: Данилов А.А., Косули...
Презентация по истории России для 8 класса на тему "Русские первооткрыватели и путешественники"
Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему "Русские первооткрыватели и путешественники"Наглядность подачи материала,...
Открытый урок "Русские первооткрыватели и путешественники ХIХ века"
XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. В 1803 году на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для...