Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Курносов Владимир Владимирович

Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники" История России 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_russkie_pervootkryvateli_i_puteshestvenniki.docx473.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Русские первооткрыватели и путешественники"

Курносов Владимир Владимирович, учитель истории

Разделы: История и обществознание

Цель урока: дать представления о выдающихся географических открытиях, совершенными русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX в.; познакомить учащихся с вкладом отечественных исследователей в мировую науку; выработать навыки работы с картой.

План урока:

  1. Экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
  2. Кругосветная экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
  3. Освоение Русской Америки. А. А. Баранов.
  4. Экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина.

Основные понятия: землепроходец; первооткрыватель; путешественник; кругосветные экспедиции; Русско-американская компания; Русское географическое общество.

Основные даты:

  • 1803 г.– начало первой русской кругосветной экспедиции;
  • 1819 г.– вторая русская кругосветная экспедиция;
  • 16 января 1820 г.– открытие русскими первопроходцами Антарктиды;
  • 1845 г.– открытие Русского географического общества.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.– М., 2000; контурные карты.

Методические приемы организации урока: Повторение; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Краткая хронология освоения русскими американского континента

XV-XVI столетия

Есть версия, что первыми русскими, проникшими на американский континент, были бежавшие от преследований великого князя московского Ивана III и царя Ивана IV жители Великого Новгорода, в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Новгородцы столетиями торговали пушниной и осваивали Русский Север и Сибирь задолго до Ермака, так, что не исключено... И даже раньше Колумба.  Хотя прямых доказательств этому нет.

 

 1732  Экспедиция М.Гвоздева – И.Фёдорова

Первыми «зарегистрированными» русскими у берегов Северной Америки были геодезист Михаил Гвоздев и подштурман Иван Федоров. На боте «Св. Гавриил» 21 августа 1732 года они подходили к американской земле в районе Берингова пролива. Правда, на американский берег эти товарищи не высаживались. По иронии судьбы именно на боте «Св. Гавриил» Витус Беринг «открыл» в 1728 году «свой» пролив и доказал, что Азия и Америка не соединяются.  Хотя за 80 лет до него это сделал Семён Дежнёв. Но Беринг и Пётр I про это не знали.

 

Берингов пролив и Аляска

 

  1784 первое поселение русских. Экспедиция Г. Шелехова

 Третьего августа 1784 года к южным берегам Аляски подошла русская экспедиция на трёх кораблях (галиотах) - , «Св. Симеон», «Св. Михаил» и «Три святителя». Экспедицией руководил промышленник и основатель «Северо-Восточной компании» Григорий Иванович Шелехов  (1747-1795). Цель была серьёзная - обосноваться на американском берегу. В качестве форпоста на американском берегу был выбран остров Кадьяк.

 

Остров в качестве базы бал выбран из соображений безопасности. На материке обитали враждебно настроенные индейцы. Покорив и частично истребив коренных обитателей Кадьяка, стали обосновываться. Отсюда начала  развиваться русская экспансия на материк.

 

Остров Кадьяк, озеро Илиамна - места поселения русских в Америке

 Г. И. Шелехов основал в 1791 «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в знаменитую «Российско-Американскую компанию». Более полувека компания монопольно контролировала все русские дела и представляла интересы России на северо-западе американского континента. История РАК сама по себе весьма интересна и даже остросюжетна, представляет отдельную тему в духе произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

 

Инициатором создания собственно Российско-Американской компании и верховным правителем её являлся Николай Петрович Резанов (1764 - 1807) - пронырливый масон, экс-чиновник Петербургской казённой палаты, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегии, Кабинета Ея Императорского Величества, придворный камергер, обер-прокурор Сената, действительный статский советник, а по совместительству отец жены Г.И. Шелехова.

 1791 русские высадились на юге Аляски, в заливе Кука

 В 1791 году в залив Кука, на юге Аляски, подошёл галиот «Святой Георгий» с экспедицией, снаряжённой и организованной промышленником П. Лебедевым-Ласточкиным. На берегу залива был основан Николаевский редут – ныне город Кенай. Название получил от Кенайского залива - так русские называли залив Кука и Кенайский полуостров, по названию местного индейского племени кенай. В следующем 1792 году «лебедевцы» основали поселение уже вдали от побережья, на самом крупном озере на Аляске - озере Илиамна. Они же снарядили разведывательную экспедицию под руководством Василия Иванова к реке Юкон.

 

 

Компания Павла Лебедева-Ласточкина прекратила существование в 1798 связи с организацией наследниками Г. Шелехова «Российско-Американской компании», от участия в которой Лебедев-Ласточкин воздержался и свернул все свои американские начинания. Главной причиной его «поражения» было то, что в отличие от Г. Шелехова, сам он не ходил в экспедиции, а лишь организовывал и спонсировал их. Его «передовщики» - руководители отрядов и судов перессорились между собой, а эффективно контролировать их он не мог.   А вот Г. Шелехову повезло с управляющим. Еще в 1790 г. он пригласил на службу Александра Баранова, который в течение 28 лет блестяще руководил всеми делами его компании в русской Америке и стал настоящей легендой тех мест.

1842-1844  экспедиция Л. Загоскина во внутренние районы Аляски

Лаврентий Алексеевич  Загоскин (1808—1890), обследовал внутренние территории Аляски, бассейн реки Юкон, горные хребты, преодолев в общей сложности более пяти тысяч миль. Результатом его исследований стал капитальный труд «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная в 1842–44 гг.» Эта книга более ста лет является основным трудом по исследованию Аляски.

Река Юкон, длина 3100 км / отмечена жёлтым цветом /

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Подготовительный этап

«Белые пятна на картах мира  17-18 вв.»

Консультации, ответы на возникающие вопросы. Работа с парами и группами учеников по составлению презентаций, поиском информации

1. Опережающее задание:

Изучить основные понятия и их определения:

Открытие  

Путешествие;

Экспедиция;

Русско-американская компания;

«закрытие» географических объектов.

2. Знание основных дат:  1803г.; 1819-1821гг.;1845.,

2.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Раздача атласов и контурных карт. Рабочих тетрадей, объяснение правил работы с ними

Наличие на столе учебника, тетради с записями; готовности групп к работе

2-3 м.

3.

Актуализация, мотивация. Постановка проблемы

Выдающиеся географические открытия, совершённые русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине 19 в.

1.  Первое кругосветное плавание И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (презентация, групповая работа 3 человека)

2. Второе кругосветное плавание Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.Ф.Лазарева (презентация, групповая работа

 3 человека).

3. Третья экспедиция по маршруту Г.И.Невельского и Е.В.Путятина (презентация, групповая работа

3 чел.)

4. Релаксационная минутка

5. А. Баранов и Н. Резанов (презентация, групповая работа

3 чел.)

Формулирует вопросы.

Предлагает алгоритм работы.

 Оцените выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку.

Слова под шум моря

Музыкальный отрывок из рок-оперы «Юнона и Авось»-

Формулируют проблему.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

Вносят свои коррективы в план работы, фиксируют его.

Ответы на вопросы:

1. В чём состояла главная задача русских кругосветных экспедиций?

2. Промышленная революция?

3. Престиж государства?

4. Выход российских кораблей в Мировой океан.

5. Поиск водных торговых путей, торговых и политических связей.

10 мин.

7-8 мин.

0,5 мин.

3-4 мин.

4.

Систематизация и обобщение, полученных знаний

1.Каков результат этих экспедиций?

2.Какое историческое значение имели научные экспедиции

19 в.?

3.Какими личными качествами должны были обладать путешественники?

Корректировка выступления группы, уточняющие вопросы

Представление итогов групповой работы.

Фиксация основных положений выступления группы в тетради учащихся , в контурных картах.

Оценка выступления группы, самооценка.

20 мин.

5.

Рефлексия

Тесты на закрепление нового материала

Организация выполнения тестового практического модуля

Выполнение практического задания.

10 мин.

6.

Итоги урока

Какие выводы вы сделаете по истории о научных экспедициях 19 в.?

Каких вы знаете современных российских путешественников?

Формулируют краткие выводы:

- Что я знал …

- Что я узнал нового …

- Что необходимо повторить, уточнить, подробно изучить …

2-3 мин.

7.

Постановка домашнего задания

Параграф в учебнике прочитать, выучить информацию в тетради. Доработать задания по контурным картам. Подготовиться к тесту по изученной теме.

Мотивирует на выполнение задания, инструктирует, как можно его выполнить

Уточняют критерии выполнения задания, формы и способы.

1-2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятие «Веселые путешественники»

Логоритмическое занятие«Веселые путешественники»Ход занятияПальчиковая музыкально - речевая игра с движениями по тексту по стихотворению Т. СикачевойУпражнение для рук и ног.Музыкально - речевая игра ...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Русские первооткрыватели и путешественники.

В презентации размещен материало о первых русских путешественниках XIX века....

Русские первооткрыватели и путешественники

Урок-конференция. Учащиеся самостоятельно готовят доклады, презентации. На доске висит карта мира. Учащиеся отмечают на карте флажками с российским триколором географические открытия, сделанные русски...

Урок по истории России «Русские первооткрыватели и путешественники» 8 класс (базовый уровень)

Урок по истории России  «Русские первооткрыватели и путешественники»8 класс (базовый уровень) Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: Данилов А.А., Косули...

Презентация по истории России для 8 класса на тему "Русские первооткрыватели и путешественники"

Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Русские первооткрыватели и путешественники"Наглядность подачи материала,...

Открытый урок "Русские первооткрыватели и путешественники ХIХ века"

XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями.  В 1803 году на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для...