Рабочие программы по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н.В.Загладин « Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, М., Русское слово 2012; С.И.Козленко, Н.В. Загладин
« Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина, С.Т.Минакова «История России XX век» 9 класс М., Русское слово, 2010
Программа «Всеобщей истории. Истории нового времени», «Истории России» и включенного модуля «История Брянского края» рассчитана суммарно на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovnaya_kotoraya_na_sdachu.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Учебный план МБОУ Бяковская ООШ на 2017-2018 учебный год.
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа:
Настоящая рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н.В.Загладин « Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, М., Русское слово 2012; С.И.Козленко, Н.В. Загладин
« Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина, С.Т.Минакова «История России XX век» 9 класс М., Русское слово, 2010
Программа «Всеобщей истории. Истории нового времени», «Истории России» и включенного модуля «История Брянского края» рассчитана суммарно на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю.
Цели:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты и контрольные работы.
Изучение этих курсов призвано содействовать формированию у учащихся – детей старшего подросткового возраста – целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации. А также тенденциях его развития, без чего невозможно ориентироваться в текущий событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию. Одной из главных целей изучения истории в 9 классе является подготовить подростка к пониманию сложности, противоречивости и много вариантности исторического. Общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Общая характеристика предмета.
Курс «История» для основной школы представляет собой один из рекомен-дованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. В основу данного учебного курса положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории XIX века, не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
Этот курс интегрирует события всемирной истории и истории России XIX века в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о важном этапе в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Учащиеся знакомятся с процессом модернизации (перерастания традиционного общества в общество индустриальное), которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
•основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
•изученные виды исторических источников;
уметь
•соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
•объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
•высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
•объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
•использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Наименование раздела | Количество часов | Кол-во часов на контроль |
Новейшая история (30 ч.) | |||
Введение | 1 | ||
Раздел I | Человечество после Первой мировой войны | 3 | |
Раздел II | Ведущие страны Запада от процветания к кризису | 4 | |
Раздел III | Человечество во второй мировой войне | 4 | |
Раздел IV | Мир в эпоху « холодной войны» | 3 | |
Раздел V | Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX - начале XXI века | 6 | |
Раздел VI | Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке | 6 | |
Раздел V II | Наука и культура народов мира в XX - начале XXI века | 1 | |
Раздел VIII | Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия | 1 | |
Тематический контроль и итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого | 30 | ||
История России (40 ч.) | |||
Раздел 1 | Российская империя в первые десятилетия XX века | 6 | |
Раздел II | Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг. | 4 | |
Раздел III | СССР в 1920 -1930 г.г. | 8 | |
Раздел IV | Великая Отечественная война. 1941-1945гг. | 5 | |
Раздел V | Советский союз в первые послевоенные годы | 2 | |
Раздел VI | От сталинизма к « оттепели»: Советский Союз в 1945 – 1964гг. | 3 | |
Раздел V II | СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. | 4 | |
Раздел VIII | Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества | 3 | |
Раздел IX | Российская Федерация 1991-2010гг. | 4 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
Итого | 40(70) | ||
Модуль «История Брянского края» (35) | |||
1 | Брянский край в первой половине XIX века | 6 | |
2 | Брянский край во второй половине XIX века | 5 | |
3 | Брянский край в начале XX века | 4 | |
4 | Октябрьская революция 1917г. и гражданская война на Брянщине | 2 | |
5 | Брянский край в условиях строительства «государственного социализма» 1920-1930-е годы. | 7 | |
6 | Брянский край годы Великой отечественной войны 1941-1945г. | 3 | |
7 | Брянский край во второй половине XX столетия | 5 | |
8 | Итоговые занятия по курсу | 2 | 2 |
Итого: | 35 |
Содержание тем учебного курса
«Всеобщая история. Новейшая история»
- Введение. Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации XX в.
Ускорение темпов научно-технического развития. Противоречивость и неоднозначность мировой истории.
- Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система.
Противоречия между державами - победительницами. Версальский мир. « Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция.
- Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны
Создание Коминтерна. Революционные события в Германии, Венгрии, Ирландии.
Национально-освободительные движения и революции в 1920-х годах в странах Востока
4. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.
Социал-демократия. Коммунисты и социал-демократы. Зарождение фашизма в Италии и Германии
5.Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и « Новый курс» Ф.Д.Рузвельта
США: от процветания к кризису. « Новый курс» Рузвельта. Итоги « Нового курса»
6. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Установление фашистской диктатуры в Германии. Внутренняя и внешняя политика германского фашизма. Фашистский режим в Италии. Милитаризм в Японии.
7. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции
Особенности кризиса и пути его преодоления в Великобритании. Кризис во Франции. Угроза фашизма и Народный фронт.
8. Милитаризм и пацифизм на международной арене
От пацифизма к образованию очагов агрессии. Подготовка Германии к войне и полтика умиротворения. Гражданская война в Испании. Рост угрозы миру. Мюнхенское соглашение.
9. Человечество после Первой мировой войны
10. Начало мировой войны и « новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления.
Поражение Польши и « странная война». Разгром Франции и
« битва за Англию». Движение Сопротивления.
11. Формирование антигитлеровской коалиции
Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии и вступление войну США.
12. Трудный путь к победе
Проблема открытия второго фронта. Значение советско-германского фронта. Годы решающих битв 1943-1944гг. Разгром Германии и Японии.
13. Завершение и итоги Второй мировой войны. Создание ООН.
Международные конференции о будущем миропорядке. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.
14. Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков
Причины «холодной войны». « План Маршала» и раскол Европы. Создание двухблоковой системы. «Холодная война» в Азии.
15. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность Падение колониальных империй. Проблема выбора пути развития для освободившихся государств. Локальные конфликты.
16. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики « холодной войны» и её завершение
Политика неприсоединения и антивоенное движение. Гонка вооружений и советско-американские отношения. Разрядка и её итоги. Кризис политики разрядки. Завершение
« холодной войны»
17. Человечество во второй мировой войне
18. Становление социально ориентирован-ной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия
«Экономическое чудо» в ФРГ: истоки, методы проведения, результаты. Характеристика социально ориентированной рыночной экономики на примере Западной Европы. США в послевоенные годы. Общество потребления: основные черты.
19. Политические кризисы в индустриальном обществе
«Холодная война» и внутренняя политика США. Политические кризисы в странах Западной Европы. Обострение противоречий индустриального общества. Подъём протестных настроений.
20. Эволюция политической мысли в странах Запада
Социал-демократия в 1950-1970-е гг. Новые левые в Западной Европе. Коммунисты и еврокоммунисты. Либерализм и неоконсервативная революция. Праворадикальные партии.
21. Страны Запада на рубеже XX - XXIвека. Возникновение информационного общества Неоконсервативная модернизация экономики и начало становления информационного общества. Политические партии в информационном обществе. Экономические итоги 1990-ых гг. США в начале XXI века
22. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии Приход к власти коммунистов. Кризис советской модели социализма в Восточной Европе. Демократические революции. Опыт демократического развития. Межнациональные конфликты в Югославии.
23. Интеграцион-ные процессы в Западной Европе и Северной Америке
Этапы интеграции в Западной Европе. Итоги развития Евросоюза. Североатлантическая интеграция.
24. Содружество Независимых государств в мировом сообществе
Образование и развитие СНГ. Вооружённые конфликты в СНГ. Политические и социально-экономическое развитие стран СНГ.
25. Япония и новые индустриальные страны
Японское «экономическое чудо». Новые индустриальные страны (НИС). Пополнение рядов Новых индустриальных стран.
26. Китай на пути модернизации и реформирования.
Строительство основ социализма. Социально-политические эксперименты в КНР. Курс прагматических реформ. Внешняя политика Китая.
27. Индия во второй половине XX в.
Предоставление независимости и раздел страны. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии.
28. Исламский мир: единство и многообразие.
Две модели развития исламских государств. Ближневосточный конфликт и исламские страны. Исламский мир, фундаментализм и международный терроризм.
29. Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития
Крушение колониализма и апартеида. Конфликты на Африканском континенте. Проблемы развития стран Африки.
30. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией
Левые режимы в Латинской Америке. Кубинская революция. Модернизация и военные диктатуры. Интеграционные процессы в Латинской Америке.
31. Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль
Наука и техника в межвоенный период. Вторая мировая война и ускорение научно-технического прогресса. Выдающиеся открытия в различных областях науки и техники. Теории общественного развития.
32. Тенденции развития культуры и искусства
Модернистские течения в искусстве. Художественная литература. Постмодернизм, его характерные черты. Основные формы современного искусства
33. Модернизация стран Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI века
34. Глобальные проблемы современности
Военная угроза современности. Проблема ресурсов и экологии. Глобализация экономики и её последствия
35. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества
Возможности предотвращения экологической катастрофы. Институты международного сотрудничества. Противоречия нового миропорядка. Роль России в современном мире
36. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия
Ошибочность упрощённых взглядов на прогресс, поступательность развития мировой цивилизации. Проблема цены прогресса, рост «факторов риска» в мировом развитии.
«История России XX век»
1. Модернизация России на рубеже XIX—ХХ вв.
Российская империя: территория и население. Особенности социально-экономического развития России. Политическое развитие страны. Роль государства в модернизации России. Рост противоречий в российском обществе.
2. Русско-японская война и начало революции 1905—1907 гг.
Соперничество на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Начало революции 1905-1907гг. в России.
3. Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.
Новое государственное устройство России. Либеральное течение в революции. Консервативные партии в политической жизни России. Государственная дума и самодержавие.
4. Реформы П.А. Столыпина и их итоги
Начало аграрных реформ. Итоги столыпинских реформ. Россия накануне Первой мировой войны.
5. Российская империя в Первой мировой войне. 1914—1918 гг.
Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало войны. Россия в военной кампании 1915 года. Кампания 1916 года.
6. Наука и культура России в начале XX в.
Образование и наука. Духовная жизнь России. Новые течения в духовной жизни.
7. Российское государство и общество в 1917-1918 гг.
Социально-экономическое положение России в военные годы. Общественно-политический кризис в России. Начало Февральской революции 1917 года в России.
8. Российское государство и общество в 1917-1918 гг.
Углубление кризиса в России. Российское общество и война. Большевики и июльский кризис. Выступление генерала Л.Г.Корнилова. Россия осенью 1917 года. Вооружённое восстание в столице. Первые декреты советской власти. Роспуск Учредительного собрания. Переговоры о мире с Германией. Последствия Брестского мира.
9. Гражданская война
Белое движение в России. Причины поражения белых. Крестьянство в годы Гражданской войны.
10. Гражданская война
Политика военного коммунизма. Особенности тактики правительства Советской России. Советская Россия, Коминтерн и новые национальные государства. Завершение Гражданской войны
11. Новая экономическая политика и образование СССР
Положение России в 1920-1921гг. Новая экономическая политика (нэп).
12. Новая экономическая политика и образование СССР
Образование СССР. Кризис руководства партии большевиков.
13. Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина Причины отказа от нэпа. Разгром
« правого уклона» и новые ориентиры. Программы индустриализации и коллективизации. Репрессии. Политика ликвидации кулачества. «Великий перелом».
14.Коллективизация и индустриализация
Коллективизация и её итоги. Индустриализация в годы первых пятилеток. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Трудовой энтузиазм народа. Культурная революция.
15.«Великий террор» 1930х гг. и создание командно-административной системы
Рост массовых репрессий. Кампания политического террора в СССР. Создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом. Духовный климат советского общества.
16. Советская внешняя политика 1920-1930-х гг.
Внешняя политика СССР и проблемы коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. Мюнхенский сговор.
17. Советская внешняя политика 1920-1930-х гг.
Положение СССР на международной арене в начале 1939 года. Советско-германское сближение. Расширение территории СССР.
18. Культура и искусство в СССР в 1930-е годы
Многообразие культурной жизни 1920-1930-хгг. Социалистический реализм. Искусство кино.
19. Начало Великой Отечественной войны
Начало войны. Оборонительные бои Красной Армии. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Битва под Москвой.
20. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Создание антифашистской коалиции. Советско-германский фронт весной и летом 1942 г. Битва за Сталинград и её историческое значение. Партизанское движение в СССР
« Всё для фронта!» Культура в годы войны.
21. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Битва на Курской дуге и её значение. Укрепление антифашистской коалиции. Освобождение Советской земли и открытие второго фронта.
22. СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма
Освобождение Восточной Европы. Начало кампании 1945 года и Крымская конференция. Штурм Берлина. Разгром милитаристской Японии.
23. Великая Отечественная война: итоги и уроки
Вклад СССР в победу во второй мировой войне. СССР и страны запада после победы над Германией. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.
24. Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание советской системы союзов
Советская внешняя политика в 1945-1947 гг. СССР и « план Маршала». Политика СССР и перемены в Азии.
25. Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
Меры по восстановлению экономики СССР в первые послевоенные годы. Литература и искусство в первые годы после войны. Идеология и политика в конце 1940-х гг. Новая кампания репрессий.
26. Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.
У истоков политики реформ. ХХ съезд КПСС и начало «оттепели». Духовное развитие страны в период « оттепели».
27. СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны» ХХ съезд КПСС и идея мирного сосуществования. Кризис в Восточной Европе. Суэцкий кризис 1956г. СССР и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис и его последствия.
28. Противоречия развития советского общества конца 1950-х — начала 1960-х гг. Конфликт в руководстве СССР в конце 1950-ых годов. Экономическая политика КПСС в конце 1950-ых годов. Административно-хозяйственные реформы Н.С.Хрущёва. Начало 1960-ых гг.: поиск новых решений.
29. Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.
Политика стабилизации. Экономические реформы А.Н.Косыгина. Научно-техническое и экономическое развитие. Причины экономических трудностей
30. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг. – 1970-е гг.
СССР и конфликт в Юго-Восточной Азии. Советско-китайский конфликт. СССР и ближневосточный конфликт. Кризис 1968г. в Чехословакии и его последствия. Кризис политики» холодной войны».Разрядка международной напряжённости: первые шаги. Проблемы европейской безопасности.
31. Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР от «оттепели» до «застоя» Советская культура середины 1960-ых – середины 1980-ых гг. Спорт в СССР.
32. Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества Конституция 1977 г. и развитие правозащитного движения. Разрядка и локальные конфликты. Новый раунд
« холодной войны». Поиски альтернатив развития.
33. Перестройка
От ускорения к перестройке. Экономические реформы и их итоги. Начало переосмысления прошлого опыта. Развитие политического многообразия. Рост идейно-политических противоречий. Утрата КПСС руководящих позиций.
34. Новое политическое мышление во внешней политике
Новое политическое мышление. Распад советского блока.
35. Распад СССР
Обострение межнациональных проблем в СССР. Попытка переворота в СССР и распад государства.
36. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1991-1998 гг.
Россия после распада СССР. Первые результаты реформ. Политическое развитие России в 1992 году. Обострение противоречий в российском обществе. Россия на грани гражданской войны. Новая Конституция России. Итоги выборов 1993 года. Обострение межнациональных противоречий. Начало конфликта в Чечне. Углубление кризиса в России.
37. Россия в конце XX - начале XXI века: новый этап развития
Поиск модели стабильного развития. Приход В.В. Путина к руководству правительством, а затем на пост президента страны. На пути реформ и стабилизации. Россия на новом этапе развития. Создание партии «Единая Россия». Меры президента по усилению вертикали власти, повышению значения правовых норм в жизни общества. Углубление реформ, активизация борьбы с терроризмом. Социально-экономическое развитие России в 2000-2010 гг.
38. Ориентиры внешней политики демократической России.
Россия: поиск новых ориентиров на международной арене. Российско-американские отношения. Российская Федерация и международная безопасность. Российская дипломатия: поиск новых подходов. Россия и государства СНГ. Россия на международной арене начала XXI века.
39. Духовная жизнь в российском обществе
Особенности нового этапа духовной жизни. Живопись, скульптура и архитектура. Литературное творчество. Искусство кино и театра. Музыка.
40. Россия в конце XX - начале XXI века
Модуль История Брянского Края
Раздел 1. Брянский край в первой половине XIX в.
Административное устройство Брянского края в XIX в.
Изменения в административном устройстве Брянского края в начале XIX века. Особенности казацкой организации управления в северных уездах (поветах) территории Черниговской губернии. Крупнейшие уездные города Брянщины в начале XIX в.
Промышленное развитие Брянского края в первой половине XIX в.
Особенности развития промышленного производства Брянского края в начале XIX в. Предприятия западных районов Брянщины. Мальцовский промышленный район. Развитие торговли в первой половине XIX в.
Жизнь брянской деревни в первой половине XIX в.
Перемены в развитии крестьянского хозяйства. Орудия труда. Сельскохозяйственные культуры. Уклад крестьянской жизни. Жилище, одежда.
Брянский край в Отечественной войне 1812 г.
Брянский Арсенал в годы Отечественной войны. Брянцы в боевых действиях регулярной русской армии. Брянцы в народном ополчении. Материальная поддержка русской армии жителями Брянского края.
Участие жителей Брянского края в политической и общественной жизни России первой половины XIX в.
А. Ф. Бригген и его деятельность в декабристском движении. А. М. Миклашевский, Д. А. Искрицкий, С. М. Семёнов, А. И. Тютчев. Участник кружка петрашевцев - Н. А. Мом- белли.
Быт, образование и культура Брянского края в первой половине XIX в.
Изменения в быте и культуре Брянского края первой половины XIX в. Дворянские усадьбы. Архитектура Брянщины в первой половине XIX в. Система образования. Литература. А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.
Раздел 2. Брянский край во второй половине XIX в.
Великие реформы второй половины XIX в.
Отмена крепостного права на территории Брянщины. Поземельное устройство. Уставные грамоты и мировые посредники. Крестьянские волнения. Земская реформа. Судебная и городская реформы.
Брянская деревня после отмены крепостного права
Положение крестьянства после осуществления реформы. Издольщина и испольщина. Пореформенное дворянство.
Развитие промышленности, транспорта и торговли на территории Брянского кря во второй половине XIX в.
Железнодорожный транспорт второй половины XIX в. на территории Брянского края. Развитие промышленности. Важнейшие промышленные районы Брянщины. Торговля.
Культурная жизнь Брянского края в коние XIX - начале XX в.
Городской быт. проблемы образования. Деятельность меценатов Могилевцевых в развитии и обустройстве Брянска. Деятели науки и культуры начала XX в., связанные с Брянским краем. А. Д. Вяльцева, Н. А. Лебедев, П. П. Джогин, С. Ю. Жуковский и др. Брянцы - участники войн России второй половины XIX в. Брянский и Севский пехотные полки. Стародубский драгунский полк. Н. А. Бирилёв.
Раздел 3. Брянский край в начале XX в.
Административное устройство и население Брянского края в начале XX в. Особенности административного устройства в начале XX в. Уезды и города Брянского края. Экономическое развитие Брянского края начала XX в.
Особенности развития промышленности края. Брянский завод в Бежице. Предприятия Малыдовского округа. Клин- цовский и Новозыбково-Злынский промышленный районы. Развитие сельского хозяйства в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа и брянская деревня.
Общественно-политическая жизнь Брянского края в начале XX в.
Рабочее и крестьянское движение на Брянщине. Начало революции 1905 г. Итоги революции. Политические партии в Брянском крае. Революционный террор на Брянщине. Режим реакции.
Брянский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции 1917 г.
Тыл в годы первой мировой войны. Военная промышленность. Февральская революция на Брянщине. Новые органы власти.
Раздел 4. Октябрьская революция 1917г. и гражданская война на территории Брянского края.
Установление советской власти в Брянском крае. Гражданская война
Октябрьская революция на Брянщине. Германская интервенция и борьба с нею. Н. А. Щорс. Брянский край в годы Гражданской войны (1919-1920 гг.).
«Военный коммунизм» на территории Брянского края.
Формирование новых экономических отношений. Первые шаги «новой культуры» на Брянщине. Кризис политики «военного коммунизма».
Раздел 5. Брянский край в условиях форсированного строительства «государственного социализма» 1920-1930-е годы.
Административно-территориальное устройство и население Брянского края в 1920-е - 1930-е годы
Административно-территориальные перемены. Численность и национальный состав населения Брянского края в 1920-е - 1930-е гг. Типы поселений на Брянщине.
Брянский край в период осуществления новой экономической политики (НЭП)
Развитие промышленности в годы НЭПа. Положение в сельском хозяйстве. Экономические и социальные проблемы нэпа.
Индустриализация Брящины в годы первых пятилеток
Движение ударников и стройки на Брянщине. Реализация планов второй и третьей пятилеток на Брянщине. Стахановское движение.
Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянского края.
Кризис хлебозаготовок и ликвидация кулачества. Колхозное переустройство сельского хозяйства.
Повседневная жизнь жителей Брянского края в 1920-е - 1930-е гг.
Повседневный быт жителей края в 1920-е - 1930-е гг. Развитие здравоохранения. Физическая культура спорт. Сталинские репрессии 1930-х гг. на Брянщине.
Культурная жизнь населения Брянского края в 1929-е - 1930-е гг.
Борьба за грамотность. Школьное образование на Брянщине. Профессиональное, среднее специальное и высшее образование. Культурно-просветительская работа. Радио, печать. Архитектура. Литература и искусство на Брянщине.
Раздел 6. Брянский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оборонительные сражения в августе-октябре 1941 г.
Начало войны. Оборона Брянского края в июле-августе 1941 г. Брянский фронт в августе-сентябре 1941 г. Бои в окружении.
Нацистская оккупация и партизанское движение на Брянщине
Под властью оккупантов. Локотской самоуправляемый округ. Начало партизанской борьбы. Трудности и успех партизанской борьбы. Рельсовая война. Герои-подпольщики, партизаны Брянщины.
Освобождение Брянщины от оккупантов в 1943 г. Завершающие действия партизан. Освобождение Брянска и восточных районов края.
Изгнание врага из центральных и западных районов Брянского края. Брянцы - герои Советского Союза.
Радел 6. Брянский край во второй половине XX столетия
Брянщина в послевоенные годы (1944-1954 гг.) Возрождение края. Создание Брянской области. Возрождение сельского хозяйства. Обновление брянской промышленности, культура, наука, образование Брянщины в послевоенные годы. Послевоенный повседневный быт. Брянский край в 1960-1970-е гг.
Социально-политическая ситуация. Промышленность края. Сельское хозяйство, культура, искусство, образование. Повседневная жизнь.
Брянский край в 1980-х - 1990-х годах Социально политическая и экономическая ситуация до краха СССР. Социально-политическая и экономическая ситуация в обновляющейся России. Повседневная жизнь, культура и образование в Брянском крае в период «перестройки» и в конце XX века. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Жители Брянской области в «горячих точках» и на защите рубежей страны.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX – начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX – начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX – начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Учебник Н.В.Загладин «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.. Русское слово, 2010
- Учебник Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко « История России XX век» для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Русское слово, 2011
- Н.В.Загладин « Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина « Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, М., Русское слово 2012
- С.И.Козленко, Н.В. Загладин « Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина, С.Т.Минакова «История России XX век» 9 класс М., Русское слово, 2010
- И.А. Ермакова Рабочая тетрадь к учебнику Н.В.Загладина « Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс М., Русское слово, 2011
- С.В.Агафонов Схемы по истории России XX век, М.. Русское слово, 2007
- И.С.Хромова Тесты История России XX век, М.. Дрофа, 2002
- Школьный словарь справочник « Новейшая история 9-11 классы, М., 2002.
- История России в таблицах 20 век 9-11 классы, М., « Дрофа», 1999.
Дополнительная литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика. 1992.
Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль. 1991.
Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.
Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. М.: Мысль. 1991.
Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. 1-3. М.. 1940—1946.
Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев. СПб.: Азбука. 1999.
Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Вебер М. Протестантская
этика и дух капитализма // Собр. соч. М.. 1990.
Гиббинс Г. Промышленная история Англии. СПб.. 1895.
Губер А.А.. Ким Ф.Г.. Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М.: Наука. 1982.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.:
Искусство. 1989.
Декларация независимости США. М., 1991.
Загорский А.В. Япония и Китай: пути общественного развития (в оценке японской
историографии). М.: Наука. 1991.
Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV—XIX вв.: Записки концепции
общественного развития и становления мирового рынка. М.: Наука. 1991.
История Африки в XIX — начале XX в. М.: Наука. 1967. История Европы. М.:
Просвещение. 1996.
Кинтеро Р. Путешествие Колумба в страны Латинской Америки // Новая и Новейшая
история. 1992. № 3.
Козенко БД., Севастьянов Г.И. История США. Самара. 1994.
Мишина И.А.. Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации. М.: Памятники
исторической мысли. 1995.
Монархи Европы: Судьбы династий. М.: Республика. 1996
Календарно-тематическое планирование.
«Всеобщая история. Новейшая история»
№ п/п | Тема урока | Дата | ||
План | Факт | |||
1 | Введение. Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации XX в. | 05.09 | ||
2 | Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. | 11.09 | ||
3 | Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны | 11.09 | ||
4 | Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 12.09 | ||
5 | Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и « Новый курс» Ф.Д.Рузвельта | 18.09 | ||
6 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. | 18.09 | ||
7 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 19.09 | ||
8* | Милитаризм и пацифизм на международной арене | 25.09 | ||
9 | Человечество после Первой мировой войны | 25.09 | ||
10 | Начало мировой войны и « новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления. | 26.09 | ||
11* | Формирование антигитлеровской коалиции | 02.09 | ||
12* | Трудный путь к победе | 02.09 | ||
13 | Завершение и итоги Второй мировой войны. Создание ООН. | 03.09 | ||
14 | Истоки « холодной войны» и создание военно-политических блоков | 09.10 | ||
15 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность | 09.10 | ||
16 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики « холодной войны» и её завершение | 10.10 | ||
17 | Человечество во второй мировой войне | 16.10 | ||
18 | Становление социально ориентирован- ной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия | 16.10 | ||
19 | Политические кризисы в индустриальном обществе | 17.10 | ||
20 | Эволюция политической мысли в странах Запада | 23.10 | ||
21 | Страны Запада на рубеже XX - XXIвека. Возникновение информационного общества | 23.10 | ||
22 | Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии | 24.10 | ||
23 | Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 30.10 | ||
24 | Содружество Независимых государств в мировом сообществе | 30.10 | ||
25 | Япония и новые индустриальные страны | 13.11 | ||
26 | Китай на пути модернизации и реформирования. | 13.11 | ||
27 | Индия во второй половине XX в. | 14.11 | ||
28 | Исламский мир: единство и многообразие. | 20.11 | ||
29 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития | 20.11 | ||
30 | Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией | 21.11 | ||
31 | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль | 27.11 | ||
32 | Тенденции развития культуры и искусства | 27.11 | ||
33 | Модернизация стран Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI века | 28.11 | ||
34 | Глобальные проблемы современности | 04.12 | ||
35 | Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества | 04.12 | ||
История России | ||||
36 | Модернизация России на рубеже XIX—ХХ вв. | 05.12 | ||
37 | Русско-японская война и начало революции 1905—1907 гг. | 11.12 | ||
38 | Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г. | 11.12 | ||
39 | Реформы П.А. Столыпина и их итоги | 12.12. | ||
40 | Российская империя в Первой мировой войне. 1914—1918 гг. | 18.12 | ||
41 | Наука и культура России в начале XX в. | 18.12 | ||
42 | Российское государство и общество в 1917-1918 гг. | 19.12 | ||
43 | Российское государство и общество в 1917-1918 гг. | 25.12 | ||
44 | Гражданская война | 25.12 | ||
45 | Гражданская война | 26.12 | ||
46 | Новая экономическая политика и образование СССР | 09.01 | ||
47 | Новая экономическая политика и образование СССР | 15.01 | ||
48 | Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина | 15.01 | ||
49 | Коллективизация и индустриализация | 16.01 | ||
50 | «Великий террор» 1930х гг. и создание командно-административной системы | 22.01 | ||
51 | Советская внешняя политика 1920-1930-х гг. | 22.01 | ||
52 | Советская внешняя политика 1920-1930-х гг. | 23.01 | ||
53 | Культура и искусство в СССР в 1930-е годы | 29.01 | ||
54 | Начало Великой Отечественной войны | 29.01 | ||
55 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 30.01 | ||
56 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 05.02 | ||
57 | СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма | 05.02 | ||
58 | Великая Отечественная война: итоги и уроки | 06.02 | ||
59 | Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание советской системы союзов | 12.02 | ||
60 | Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина | 12.02 | ||
61 | Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС | 13.02 | ||
62 | СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны» | 19.02 | ||
63 | Противоречия развития советского общества конца 1950-х — начала 1960-х гг. | 19.02 | ||
64 | Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг. | 20.02 | ||
65 | Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг. – 1970-е гг. Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР от «оттепели» до «застоя» | 26.02 | ||
66 | Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества. Перестройка | 26.02 | ||
67 | Новое политическое мышление во внешней политике | 27.02 | ||
68 | Распад СССР | 05.03 | ||
69 | Социально-экономическое и политическое развитие России в 1991-1998 гг. | 05.03 | ||
70 | Духовная жизнь в российском обществе. Россия в конце XX - начале XXI века | 06.03 | ||
Модуль История Брянского края | ||||
71 | Административное устройство Брянского края в начале XIX в. Перемены в административном устройстве. Уезды и города Брянского края в пер. пол. XIX в | 12.03 | ||
72 | Промышленное развитие края в пер. пол. XIX в. Особенности развития промышленного производства в уездах Брянского края, относившихся к Орловской губернии. Предприятия западных районов Брянского края. Мальцовский промышленный район. Развитие торговли в пер. пол. XIX в. | 12.03 | ||
73 | Жизнь брянской деревни в пер. пол. XIX в. Перемены в развитии крестьянского хозяйства. Уклад крестьянской жизни. | 13.03 | ||
74 | Брянский край в Отечественной войне 1812 г. Брянский Арсенал в годы Отечественной войны. Брянцы в боевых действиях регулярной русской армии. Брянцы в народном ополчении. Материальная поддержка русской армии жителями Брянского края. | 19.03 | ||
75 | Участие жителей Брянского края в политической и общественной жизни России в пер. пол. XIX в. А.Ф.Бригген и его деятельность в декабристском движении, A.M. Миклашевский, Д.А. Искрицкий, С.М. Семенов, А.И. Тютчев. Участник кружка петрашевцев Н.А. Момбелли. | 19.03 | ||
76 | Быт, образование и культура Брянского края в пер. пол. XIX в. Изменения в быте и культуре. Дворянские усадьбы. Архитектура. Система образования и литература. | 20.03 | ||
77 | Великие реформы второй половины XIX в. Отмена крепостного права на территории Брянского края. Земская реформа. Городская реформа. | 02.04 | ||
78 | Брянская деревня после отмены крепостного права. Положение крестьянства после осуществления реформы. Пореформенное дворянство | 02.04 | ||
79 | Развитие промышленности, транспорта и торговли на территории Брянского края во второй половины XIX в. Железнодорожный транспорт во второй пол. XIX в. на территории Брянского края | 03.04 | ||
80 | Культурная жизнь Брянского края в конце XIX - нач. XX вв. Городской быт. Проблемы образования. Деятели науки, культуры, связанные с Брянским краем. Брянцы - участники войн России второй пол. XIX в. | 09.04 | ||
81 | Повторение и контроль по теме «Брянский край в XIX» | 09.04 | ||
82 | Административное устройство и население Брянского края в начале XX в. Особенности административного устройства. Уезды и города Брянского края. | 10.04 | ||
83 | Экономическое развитие Брянского края в нач. XX в. Особенности развития промышленности. Брянский завод в Бежице. Предприятия Мальцовского округа. Клинцовский и Новозыбково-Злынковский промышленные районы. Развитие сельского хозяйства. Столыпинская аграрная реформа и брянская деревня | 16.04 | ||
84 | Общественно-политическая жизнь Брянского края в начале XX в. Рабочее и крестьянское движение на Брянщине. Начало революции 1905 г. Высший подъем революции - осень 1905 г. Итоги революции. Политические партии в Брянском крае. Революционный террор на Брянщине. Режим реакции. | 16.04 | ||
85 | Брянский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции 1917 г. Тыловая жизнь. Военная промышленность. Февральская революция 1917 г. на Брянщине. | 17.04 | ||
86 | Установление советской власти в Брянском крае. Гражданская война. Октябрьская революция на Брянщине. Германская интервенция и борьба с ней. Брянщина в годы гражданской войны (1919-1920 гг.). | 23.04 | ||
87 | «Военный коммунизм» на территории Брянского края. Формирование новых экономических отношений. Культурная революция на Брянщине. Кризис политики «военного коммунизма | 23.04 | ||
88 | Административно-хозяйственное устройство и население Брянского края в1920-е - 1930-е гг. Административно- хозяйственные перемены. Население Брянского края. Поселения. | 24.04 | ||
89 | Брянский край в период новой экономической политики (НЭП). Развитие промышленности в годы НЭПа. Положение в сельском хозяйстве. Нерешенные проблемы НЭПа. | 24.04 | ||
90 | Индустриализация на Брянщине в годы первых пятилеток. Движение ударников и стройки первой пятилетки. Реализация планов второй и третьей пятилеток на Брянщине. Стахановское движение. | 30.04 | ||
91 | Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянского края. Кризис хлебозаготовок и ликвидация кулачества. Колхозное переустройство сельского хозяйства. | 30.04 | ||
92 | Повседневная жизнь жителей Брянского края в 1920-е-1930-е гг. Сталинские репрессии. Сталинские репрессии 1930-х гг. на Брянщине. Повседневный быт жителей края в 1920-е - 1930-е гг. Развитие здравоохранения. Физкультура и спорт на Брянщине. | 03.05 | ||
93 | Культурная жизнь населения Брянского края в 1920-е - 1930-е гг. Борьба за грамотность. Школьное образование на Брянщине. Профессиональное, среднее специальное и высшее образование. Культурно- просветительская работа. Радио и печать. Литература и искусство. | 07.05 | ||
94 | Повторение и контроль по теме «Брянский край в 1920-1930 – е гг. | 07.05 | ||
95 | Оборонительные сражения в августе-октябре 1941 г. Начало войны. Оборона Брянского края (июль- август 1941 г.). Брянский фронт (август - сентябрь 1941 г.) | 14.05 | ||
96 | Нацистская оккупация и партизанское движение на Бряншине. Под властью оккупантов. Локотской самоуправляемый округ. Начало партизанской борьбы. Трудности и успехи партизанского движения. | 14.05 | ||
97 | Освобождение Бряншины от оккупантов в 1943 г. Завершающие действия партизан. Освобождение Брянска и восточных районов края. Изгнание врага из центральных и западных районов Брянского края. Брянцы - Герои Советского Союза. | 15.05 | ||
98 | Брянщина в послевоенные годы (1944-1959 гг.) Возрождение края. Создание Брянской области. Возрождение сельского хозяйства. Обновление брянской промышленности. Культура. Наука. Образование на Брянщине в послевоенные годы. Послевоенный быт. Сельское хозяйство. Культура, искусство, образование. Повседневная жизнь. | 16.05 | ||
99 | Брянский край в 1960- 1970 гг. Социально-политическая ситуация. Промышленность края. Сельское хозяйство. Культура, искусство, образование. Повседневная жизнь. | 21.05 | ||
100 | Брянский край в 1980-1990-х гг. | 21.05 | ||
101 | Повторение и контроль по теме «Брянский край в XX – XXI вв.» | 22.05 | ||
102 | Контрольная работа | 23.05 | ||
102-105 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...