Рабочие программы по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Полеготченков Александр Сергеевич

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории, а также авторских программ курса «Всеобщей истории. Истории нового времени» для учащихся восьмого класса общеобразовательных учреждений, созданной Н.В. Загладиным, Х.Т. Загладиной (М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011) и курса «История России XIX век» для учащихся восьмого класса общеобразовательных учреждений, созданной С.В. Агафоновым и В.В. Кружаловым (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012).

В программу курса включен модуль «История Брянского края», рассчитанный на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа модуля составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края», разработанного в БИПКРО в 2009 году. Программа модуля ориентирована на использование учебника: «История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие для восьмого класса общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Ф. Блохина – Брянск: издательство «Курсив», 2012 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_8_klass_-_kopiya.docx74.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Учебный план МБОУ Бяковская ООШ на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории, а также авторских программ курса «Всеобщей истории. Истории нового времени» для учащихся восьмого класса общеобразовательных учреждений, созданной Н.В. Загладиным, Х.Т. Загладиной (М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011) и курса «История России XIX век» для учащихся восьмого класса общеобразовательных учреждений, созданной С.В. Агафоновым и В.В. Кружаловым (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012).

В программу курса включен модуль «История Брянского края», рассчитанный на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа модуля составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края», разработанного в БИПКРО в 2009 году. Программа модуля ориентирована на использование учебника: «История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие для восьмого класса общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Ф. Блохина – Брянск: издательство «Курсив», 2012 г.

Программа «Всеобщей истории. Истории нового времени», «Истории России XIX век» и включенного модуля «История Брянского края»  рассчитана суммарно на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю.  


Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях.

В результате изучения курса новой истории учащиеся восьмого класса должны получить следующие знания: об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX – начала XX вв.; периодизации Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимуществе эволюционного пути развития общества над революционным; о причинах революций и реформах как альтернативного пути развития общества; о развитии индустриальной революции; об экономическом развитии стран Европы и США; о новых социальных структурах общества начала XX в.; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и культуры и их влияние на общество.

Модуль «История Брянского края» в своей основе преследует ряд конкретных целей – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине. Уроки по истории родного края призваны не только дать конкретные знания, но и воспитывать чувство патриотизма, развивать активную гражданскую позицию.

Первая часть учебного пособия охватывает период с древнейших времен до конца XVII века. Авторы максимально старались учесть возрастные особенности учащихся, поэтому материал построен с учетом уже изученного курса «Истории России», написан доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую методическую часть. Учебный материал пособия представляет различные точки зрения на те или иные исторические события, даёт возможность понять, что многие вопросы еще до сих пор остаются без ответа и над ними еще предстоит кропотливо потрудиться новому поколению исследователей.

События истории в учебном пособии излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся. Этому же способствует биографический метод изложения материала.

Структура учебного пособия включает вводную часть и 5 разделов, которые в свою очередь делятся на 19 параграфов. К разделам даются вопросы для проверки знаний, в качестве приложения – тестовые задания, а также «Археологическая карта Брянской области», «Карта удельных княжеств XII-XIII вв.», «Карта памятников архитектуры XVI-XVII вв.»

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного курса для восьмого класса предусматривает обучение истории Брянского края в объеме 35 часов, один час в неделю.        

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Виды контроля знаний: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный и текущий контроль знаний реализуется через устные и письменные формы. Устные: опрос, беседа; письменные: самостоятельные работы, письменные ответы на вопросы, тесты, эссе.

Тематический и итоговый контроль осуществляется путем написания контрольных работ.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

 Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Общая характеристика предмета.

Курс «История» для основной школы представляет собой один из рекомен-дованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. В основу данного учебного курса  положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории XIX века, не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

    Этот курс интегрирует события всемирной истории и истории России XIX века  в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о важном этапе в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Учащи-еся знакомятся с процессом  модернизации (перерастания традиционного общества в общество индустриальное), которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.

Знать/понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1914 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

Содержание тем учебного курса.

«История Нового времени»

Раздел I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии

В разделе рассматривается становление, возвышение и падение империи Наполеона I, особенности развития государств Европы и Америки после Наполеоновских войн, связанные с борьбой сил реакции и революции.

Тема 1. Европа в годы становления империи Наполеона I во Франции

Краткая характеристика положения Франции в конце XVIII в. Переворот 18 брюмера (1799). Провозглашение империи. Внутренняя политика Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона и истоки его военных успехов. Тильзитский мир 1807 г. И континентальная блокада.

Тема 2. Борьба народов Европы против французского господства в начале XIX века

Наполеоновская Франция и народы Европы. Захватническая политика империи. Неудачи французов в Испании. Подъем национального самосознания в странах Европы, реформы в Пруссии и Австрии. Династическая политика Наполеона и симптомы кризиса его империи. Противоречия между Францией и Россией.

Тема 3. Поход в Россию и крушение империи Наполеона I

Война 1812 года, поражение Наполеона в России и крушение его империи. Реставрация во Франции. Сто дней Наполеона. Венский конгресс 1814-1815 гг. и его решения. Священный союз, его цели и принципы политики.

Тема 4. Священный союз и революционное движение в Европе (1820-1830 г.г.)

Реакция в Европе и революционное движение в Испании и Италии. Освободительное движение в Греции и позиция европейских держав. Революции 1830 г. Во Франции и Бельгии, Священный союз и польское восстание 1830-1831 гг.

 Тема 5. Победа освободительного движения в Латинской Америке

Латинская Америка в начале XIX в. Освободительное движение в испанских колониях в годы Наполеоновских войн. Крушение колониальных империй Испании и Португалии. Священный союз и «доктрина Монро». Политика США в Латинской Америке.

Раздел II. Становление национальных государств в Европе

Раздел посвящен подъему национальных движений в Центральной Европе, важнейшими из которых были революции 1848-1849 гг., становлению независимых национальных государств – Италии и Германии.

 Тема 1. Революция в 1848-1849 гг. в Европе

Революция во Франции и провозглашение империи Наполеона III. Революционное движение в Германии 1848-1849 гг. Революция в Австрии и причины ее поражения. Итоги революций 1848-1849 гг. в Европе.

Тема 2. Становление национальных государств в Италии и Германии

Объективные предпосылки воссоединения Италии и объединения Германии и причины их раздробленности. Война 1859 г. Франции и Сардинии против Австрии и революция в Италии. Дж. Гарибальди и объединение Севера и Юга Италии. О. Бисмарк и политика объединения Германии «железом и кровью». Австро-прусская война 1866 г. И создание Северогерманского союза.

 Тема 3. Франко-прусская война

Франция времен Наполеона III. Франко-Прусская война 1870-1871 гг. и ее итоги. Завершение воссоединения Италии и объединения Германии, провозглашение Германской империи. Парижская коммуна и условия мира между Германией и Францией.  

Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги

Раздел посвящен переменам в социальном и идейно-политическом развитии стран, вступивших на путь индустриального развития.

Тема 1. Европа. Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения

Достижения науки и техники первой половины XIX в. Использование паровых машин в промышленности. Развитие промышленного производства в странах Европы. Новый облик городов. Формирование рабочего класса и зарождение рабочего движения. Либеральные реформы и чартистское движение в Англии. Восстания ткачей в Лионе, рабочие выступления в Силезии.

Тема 2. Индустриальные страны во второй половине XIX начале XX вв.

Технический прогресс и модернизация промышленности. Концентрация производства и капитала. Возникновение монополий и экономические кризисы. Социальные последствия индустриализации. Развитие профсоюзного движения.

Тема 3. Общественная мысль Европы в XIX веке

Консервативные идеи и их особенности. Развитие и расцвет классического либерализма. Социалистические идеи первой половины XIX века и анархизм. Возникновение и распространение марксистского учения. Марксизм и ревизионизм. Зарождение и развитие социал-демократического движения.

Раздел IV. Ведущие страны мира в середине

XIX начале XX вв.

 Раздел посвящен странам, которые играли наибольшую роль в европейской и мировой политике – Великобритании, США, Германии, Франции, Австро-Венгрии, Италии, Испании, Балканским государствам, Японии.

Тема 1. Великобритания и ее доминионы

Британская империя. Политические и социальные реформы в Англии во второй половине XIX века. Возникновение лейбористской партии. Канада: особенности развития. Австралийский союз. Новая Зеландия.

Тема 2. Гражданская война в США

Американское общество в первой половине XIX века. Истоки конфликта между Севером и Югом. Гражданская война в США. Восстановление Юга. США в конце XIX – начале XX в.

Тема 3. Страны Западной и центральной Европы

Франция после поражения. Германская империя. Австро-Венгрия Национальный вопрос в Австро-Венгрии.

Тема 4. Государства Южной и Юго-восточной Европы

Италия после объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны после приобретения независимости.

Тема 5. Япония – первое индустриальное государство Азии

Япония в середине XIX в. Реставрация Мэйдзи. Реформы в Японии. Модернизация в социально-экономической сфере. Переход к политике завоеваний.

Раздел V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX в. начале XX века.  

Раздел посвящен колониальной экспансии индустриальных стран, завершению раздела мира и превращению большинства государств Азии и Африки (отчасти и Латинской Америки) в колонии и полуколонии, зарождение в них национально-освободительных движений.

Тема 1. Индия под властью Британской империи

Завершение покорения Индии. Экономические и социальные последствия колониального правления. Восстание сипаев и причины его поражения. Реформы системы управления Индией. Индия в конце XIX в. начале XX в. Создание ИНК и его тактика ненасильственных действий.


Тема 2. Закабаление Китая иностранными державами

        Китай в XIX в. Развитие европейской торговли в Китае и «опиумные войны». Восстание тайпинов и его подавление. «Боксерское восстание» в Китае. Национально-демократическая революция 191101913 гг. и ее итоги.

Тема 3. Османская империя и Иран в XIX в. начале XX века

Османская империя в XIX веке и обострение «восточного вопроса». Начало раздела турецких владений европейскими державами. Реформы в Турции. Турция и Крымская война1853-1856 гг. Преобразования 1870-х гг. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. Революционное движение в 1906-1911 в Персии и попытки проведения реформ.

Тема 4. Завершение колониального раздела мира

Мир к началу XX в. Колониальная империя Великобритании. Колониальные захваты Франции. Германия как колониальная держава. Колониальная политика США.

Тема 5. Колониализм: последствия для метрополий и колоний

Европейский колониализм. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Рост стремлений к освобождению и модернизации в странах Азии.

Тема 6. Латинская Америка к началу XX века

Латиноамериканские страны после освобождения. США и Латинская Америка. Проблемы модернизации в Латинской Америке. Революция 1910-1917 гг. в Мексике.

Раздел VI. Наука, культура и искусство

в XIX – начале XX века

Раздел знакомит учащихся с основными направлениями развития научной и технической мысли, культурным наследием изучаемого периода.

Тема 1. Наука и технический прогресс

Истоки ускорения технического прогресса. Исследования на стыках наук. Сближение научного и технического прогресса. Достижения физики, химии, естествознания, медицины. Теория эволюции Ч. Дарвина. Кризис механистических воззрений XIX в. и открытия В. Рентгена, Э. Резерфорда, А. Эйнштейна. Законы диалектики и появление социологии, политологии. Развитие техники и строительства.

Тема 2. Культура и искусство в XIX в. начале XX века

Классицизм революционной эпохи. Романтизм в духовной жизни Европы. Искусство и идеи национального освобождения. Критический реализм в живописи и литературе. Появление импрессионизма. Духовная жизнь индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Стиль и модерн. Разнообразие стилей и направлений в искусстве (модернизм, экспрессионизм, примитивизм, дадаизм и т.д.). Истоки массовой культуры.


«История России XIX век»

Раздел I. Российская империя в годы правления Александра I (1801-1825)

Раздел посвящен внутренней и внешней политике Александра I; деятельности М.М. Сперанского; социальным, экономическим, политическим преобразованиям в первой четверти XIX века, зарождению тайных движений, появлению и развитию политических кружков.

Тема 1. Вводный урок. Российская империя в XIX веке

Роль самодержавия в развитии страны; взаимоотношения центра и национальных окраин страны; влияние промышленного переворота на все сферы жизни; появление капиталистических отношений; социальные, политические, экономические реформы и их значение; изменение сознания общества XIX в. по сравнению с предыдущим XVIII в.

Тема 2. Воцарение Александра I. Попытки реформ

Обстоятельства и причины воцарения Александра I. Заговор 11 марта 1801 года. Начало правления Александра I. Деятельность М.М. Сперанского. Проекты реформ российского общества и государства.

Тема 3. Российская империя в начале XIX века

Сословный строй. Население. Экономическое развитие.

Тема 4. Восточное направление внешней политики

Русско-персидская война (1804-1813). Русско-турецкая война (1806-1812). Взаимоотношения Российской империи с США.

Тема 5. Западное направление внешней политики

Антифранцузские коалиции. Тильзитский мир. Ухудшение русско-французских отношений. Война со Швецией (1808-1809)

Тема 6. Отечественная война 1812 года

Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 г. Основные даты и события Отечественной войны. Подготовка к войне и вторжение армии Наполеона I на территорию Российской империи. Патриотический подъем и Смоленское сражение. Бородинская битва. Тарутинский манёвр. Разгром «Великой армии».

Тема 7. Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс и «венская система». Священный союз.

Тема 8. Внутренняя политика Александра I после

Отечественной войны 1812 года

Военные поселения и А.А. Аракчеев. Проект отмены крепостного права. «Уставная грамота» Н.Н. Новосильцева.

Тема 9. Тайные общества

«Союз спасения» и «Союз благоденствия». Северное и Южное общества.

Тема 10. Выступления декабристов в 1825 году

Смерть Александра I. Восстание на Сенатской площади и юге страны.

Раздел II. Российская империя в годы правления Николая I (1825-1855)

Раздел посвящен личности Николая I; кодификации законодательства: роль М.М. Сперанского; Финансовой реформе Е.Ф. Канкрина. Закону об обязанных крестьянах. Реформе управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Созданию III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. Государственной идеологии. Началу промышленного переворота. Внешней и внутренней политике

Николая I.

Тема 1. Внутренняя политика Николая I

Укрепление государственного аппарата. Третье отделение. Кодификация законодательства. Реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. С.С. Уваров и теория официальной народности.

Тема 2. Экономическое развитие России при Николае I

Особенности развития экономики. Начало промышленного переворота. Зарождение отечественного машиностроения.

Тема 3. Русско-персидская и Кавказская войны

Русско-персидская война (1826-1828). Присоединение Кавказа. Грозный имам – Шамиль. Покорение Кавказа.

Тема 4. Россия и революционное движение в Европе. Польское восстание

Польское восстание 1830-1831 гг. Европейские революции и Россия.

Тема 5. «Восточный вопрос» и Крымская война

Россия и «восточный вопрос». Проблема контроля проливов Босфор и Дарданеллы. Русско-турецкая война (1828-1829). Начало Крымской войны. Оборона Севастополя. Бои на Кавказе и окончание войны.  

Раздел III. Общественная мысль в России в первой половине XIX века

Раздел посвящен изучению источников философской мысли 30-40-х годов XIX века. Славянофилы и Западники о перспективах развития России. Русский утопический социализм. Роль Церкви в повседневной жизни. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова). Особенности российской культуры. Масонство. Традиционная культура. Образование и наука. Математические открытия Н.И. Лобачевского. Географические исследования первой половины XIX века. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского».

Тема 1. Славянофилы и западники

Теория «официальной народности» С.С. Уваров. Появление Славянофилов и Западников. Борьба идеологий.

Тема 2. Русский утопический социализм

Возникновение революционно-демократического движения. Деятельность В.Г. Белинского. Деятельность А.И. Герцена. Деятельность Н.Г. Чернышевского.

Раздел IV. Церковь и культура России первой половины XIX века

Раздел посвящен культурной и духовной жизни Российского общества в первой половине XIX века. Церковь как организация. Православие как мировоззрение. Роль Церкви в повседневной жизни. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова). Традиционная культура. Золотой век русской культуры. Возникновение русской классической литературы. Русский ампир в архитектуре. Общественное значение театра и выдающиеся актеры XIX века. Классицизм и реализм в русской живописи. Рождение русской национальной оперы. Государственный гимн Российской империи А.Ф. Львова и В.А. Жуковского.    

Тема 1. Русская православная церковь в первой пол. XIX в.

Церковь в XIX в. Святые и подвижники. Роль Церкви в повседневной жизни. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова).

Тема 2. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.

Наука и образование

Особенности культурного развития. Образование и наука. Математические открытия Н.И. Лобачевского. Географические исследования первой половины XIX века. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского». Развитие техники.

Тема 3. Русская литература

Золотой век русской литературы. Творчество А.С. Пушкина. Творчество Н.В. Гоголя. Творчество М.Ю. Лермонтова.

Тема 4. Архитектура, театр, живопись, музыка

Поздний классицизм первой половины XIX века – Ампир. Большой и Мариинский театры. Малый театр. Классицизм в живописи. К.П. Брюллов и А.А. Иванов. Музыка. М.И. Глинка, А.Ф. Львов.  

Раздел V. Россия в годы правления Александра II (1855 -1881)

Раздел посвящен внутренней и внешней политике Александра II. Политическим, социальным, экономическим, духовным и культурным изменениям, произошедшим в годы правления Александра II.

Тема 1. Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права

Предпосылки и причины Великих реформ. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г.

Тема 2. Реформы 1860-1870-х годов

Создание земств. Городская, судебная и военная реформы. Реформа образования.

Тема 3. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Роль сельского хозяйства в экономике России. Пореформенная деревня. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве.

Тема 4. Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ

Новая финансовая политика. Развитие торговли и предпринимательства. Железнодорожное строительство.  

Тема 5. Внешняя политика России в 1860-е первой половине 1870-х годов

Деятельность А.М. Горчакова. Польское восстание 1863-1864 гг. Сближение России и Пруссии «Союз трёх императоров». Присоединение Средней Азии к Российской империи.

Тема 6. Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Россия и освободительное движение на Балканах. Начало войны. Герои Шипки и Плевны. Окончание войны. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс.  

Тема 7. Общественное движение России в 1860-1870-х годов

Консервативное и либеральное направления. Рост народного недовольства и возникновение народничества. Идеология народничества: «Хождение в народ». Народнический террор.

Раздел VI. Россия в конце XIX – начале XX века

Раздел посвящен событиям конца XIX – начала XX вв., произошедших в Российской империи в политической, экономической, социальной, культурной и духовной сферах общества.  

Тема 1. Внутренняя политика Александра III (1881-1894)

Личность Александра III, как императора. Контрреформы: отказ от «парламентских проектов» М.Т. Лорис-Меликова и Н.П. Игнатьева. Ужесточение цензуры. Укрепление самодержавия. Национальная политика правительства Александра III.

Тема 2. Экономическое состояние России в 1880-1890-е гг.

Меры по стабилизации экономики. Экономический кризис и его последствия. Деятельность министра финансов Н.Х. Бунге. Политика в области сельского хозяйства. Развитие российской промышленности.

Тема 3. Социальная структура Российской империи. Формирование рабочего класса

Кризис сословного общества. Наёмные рабочие. Рабочее законодательство и рабочее движение. Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года.

Тема 4. Россия в «концерте» мировых держав

Взаимоотношения Российской империи и Германии. Русско-английские отношения. Возобновление «Союза трёх императоров» и «Договор перестраховки». Сближение с Францией.  

Тема 5. Внутренняя политика России в начале правления Николая II

Последний русский император Николай II. Экономические реформы С.Ю. Витте. Великий сибирский путь.

Тема 6. Внешняя политика России в конце XIX века

Внешнеполитический курс России. Гаагская конференция. Политика на Дальнем Востоке.

Тема 7. Распространение марксизма в России

Первые марксисты: Г.В. Плеханов и «Освобождение труда». В.И. Ленин и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Возникновение РСДРП.

Раздел VII. Церковь и культура в России во второй половине XIX века

Раздел посвящен общественной деятельности Церкви. Кризисные явления в церковной жизни. Деятельность К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода. Строительство храма Христа Спасителя в Москве. Иоанн Кронштадский – проповедник и благотворитель.

Тема 1. Русская православная церковь

Церковь во второй половине XIX века. Деятельность К.П. Победоносцева. Храм Христа Спасителя. Иоанн Кронштадский.

Тема 2. Система образования и наука

Развитие образования: достижения и проблемы. Расцвет книгопечатания.

Тема 3. Литература и искусство

Расцвет романа в творчестве И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, творчество А.П. Чехова.  Русские художники: стилевое и жанровое разнообразие творчества. Новые тенденции в архитектуре. Реализм в скульптуре. Расцвет музыки. Развитие театрального искусства.

Тема 4. Обобщающий урок по теме «России во второй половине XIX века»

Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Тема 5. Брянский край в XIX веке

Вводная тема для перехода к изучению модуля «История Брянского края»

Тема 6. Экскурсия в школьный музей «Край родной»

Посещение школьного музея.

«История Брянского края»

Раздел I. Брянский край в древности

Географическое месторасположение Брянской области, площадь, население, природные и климатические условия, первые  города. Историография края.

Что представляла собой природа края, когда пришли люди? Основные стоянки палеолита на Брянщине. С чем связано появление культурных различий? Основные типы жилищ и виды искусств в эпоху палеолита

Почему изменилось хозяйство древнего человека в мезолите?

Неолит: новые материалы и находки.

Откуда и когда появилась бронза на Брянщине? Основные археологические культуры бронзового века.

Появление железа. Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века на Брянщине, сравнительная характеристика археологических культур (Юхновская, Милоградская, Днепро-двинская, зарубинецкая, почепская)

«Великое переселение народов».                         

Киевская археологическая культура. Анты. Колочинская археологическая культура

Тема 1. Введение в историю Брянского края

Географическое месторасположение Брянской области, площадь, население, природные и климатические условия, первые города. Историография края.

Тема 2. Первые люди на Брянской земле. Палеолит

Что представляла собой природа края, когда пришли люди. Основные стоянки палеолита на Брянщине. С чем связано появление культурных различий? Основные типы жилищ и виды искусств в эпоху палеолита.

Тема 3. Мезолит и неолит

Почему изменилось хозяйство древнего человека в мезолите. Неолит: новые материалы и находки.

Тема 4. Бронзовый век

Откуда и когда появилась бронза на Брянщине? Основные археологические культуры бронзового века.

Тема 5. Ранний железный век

Появление железа. Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века на Брянщине, сравнительная характеристика археологических культур (Юхновская, Милоградская, Днепро-двинская, зарубинецкая, почепская)

Тема 6. Древние славяне

«Великое переселение народов». Киевская археологическая культура. Анты. Ко- лочинская археологическая культура.

Раздел II. Брянская земля в составе древнерусского государства в IX-XI вв.

«Повесть временных лет». Славянские племенные союзы на территории Брянского края (кривичи, вятичи, радимичи,) Роменская  археологическая культура.

Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространение христианства в Брянском крае. Основание Брянска

Административно – территориальное деление. Политическая история края XI -  первой трети XIII вв

Хозяйственная деятельность населения. Торговля, торговые пути и денежное обращение.

Уровень грамотности населения края, основания оценки. Особенности строительства первых монументальных каменных построек на территории края. Развитие ремесел

Тема 1. Славянские племенные союзы VIII-X веков на территории Брянского края

«Повесть временных лет». Славянские племенные союзы на территории Брянского края (кривичи, вятичи, радимичи).

Тема 2. Возникновение Русского государства. Основание Брянска

Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространение христианства в Брянском крае. Основание Брянска

Тема 3. Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц

Административно - территориальное деление. Политическая история края XI - первой трети XIII вв.

Тема 4. Хозяйственная деятельность населения Брянского края в XI-XIII вв.

Хозяйственная деятельность населения. Торговля, торговые пути и денежное обращение.

Тема 5. Культура населения края в домонгольский период

Уровень грамотности населения края, основания оценки. Особенности строительства первых монументальных каменных построек на территории края. Развитие ремесел

Раздел III. Великое княжество Черниговское и Брянское

в 40-е годы XIII века – начале 90-х годов XV века.

Князь Роман Михайлович Старый. Основание Свенского монастыря. Олег Романович- великий князь Черниговский и Брянский.

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Потеря независимости и прекращение существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии.

Характеристика Великого княжества Литовского и Русского. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века. Стародубское удельное княжество. Трубчевское княжество. Брянский край во второй половине XV – н. XVI вв. Население Брянского края.

Письменные исторические источники. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Денежное обращение. Брянского края второй пол. XIII- начале XVII вв.

Тема 1. Правление дома Михаила Черниговского

Князь Роман Михайлович Старый. Основание Свенского монастыря. Олег Романович – великий князь Черниговский и Брянский.

Тема 2. Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Потеря независимости и прекращение существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии.

Тема 3. Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика. Битва при Ворскле.  

Общая характеристика Великого княжества Литовского и Русского. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века. Стародубское удельное княжество. Трубчевское княжество. Брянский край во второй половине XV - н. XVI вв. Население Брянского края.

Тема 4. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в первой половине XV века

Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века.

Тема 5. Стародубское удельное княжество во второй половине XV века – начале XVI в.

Административное устройство. Особенности управления. Экономическое устройство. Правители. Духовная жизнь и культура.  

Тема 6. Культура Брянского края во второй половине XIII – начале XVI в.

Письменные исторические источники. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Денежное обращение.

Раздел IV. Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (XVI-XVII вв.)

Административное устройство Брянского края в XVI-XVIIвв.  Брянский край – пограничный край Московского государства.Сравнительная характеристика удельного князя и князя-воеводы. Магдебургское право: понятие и значение . Брянская крепость XVII в.

Типы поселений на территории брянского края в этот период. Православные монастыри в XVI- XVII веках. Военно-политическая история края в XVI-XVII веках. Смута. Век нескончаемых войн: противники и основные сражения в XVI-XVIII вв. на территории края. Борис Годунов. Начало Смуты.  «Самозванство». Основные сражения  Смутного времени в Брянском крае. Последствия Смуты.  Польско-казацкие и польско-русские войны. Церковный раскол и старообрядчество на территории края. Брянский край в конце XVII века.

Тема 1. Административное устройство Брянского края в XVI – XVII вв.

Брянский край – пограничный край Московского государства.

Сравнительная характеристика удельного князя и князя-воеводы. Магдебургское право: понятие и значение . Брянская крепость XVII в.Типы поселений на территории брянского края в этот период.

Тема 2. Православные монастыри в XVI-XVII вв.

Роль православных монастырей  в Брянском крае.

Тема 3. Военно-политическая история края в XVI-XVII вв. Смута

Век нескончаемых войн: противники и основные сражения в XVI-XVIII вв. на территории края. Борис Годунов. Начало Смуты.  «Самозванство». Основные сражения  Смутного времени в Брянском крае. Последствия Смуты.  

Тема 4. Польско-казацкие войны и польско-русские войны

В составе Речи Посполитой: плюсы и минусы. Причины народного недовольства польским владычеством. В годы освободительной борьбы украинского народа. Русско-польская война: цели и последствия для Брянского края.

Тема 5. Церковный раскол и старообрядчество на территории края.

Церковный раскол: причины, содержание, последствия. Старообрядческие центры Брянщины,  их значение

Тема 6. Брянский край в конце XVII века

Обстановка  после смерти Алексея Михайловича. Азовские походы. Основание в Брянске судостроительной верфи.

Раздел V. Брянский край в XVIII веке

Административные перемены на территории Брянского края  в XVIII веке.

Особенности административного устройства Брянского края. Социальный и национальный состав населения в начале XVIII в. Основные виды поселений, их характеристика.

Брянский край в период Северной войны. Боевые действия в годы войны на территории края. Деятельность и заслуги

 В.Д. Корчмина. Отношение жителей Брянщины к армии Карла XII. Брянское адмиралтейство и флотилия Брянское адмиралтейство: понятие, продукция,  основные функции, судьба, значение. Брянский Арсенал. Брянский Арсенал: понятие, причины строительства, значение.

Экономическое состояние брянского края в XVIII в. Основные хозяйственные занятия крестьян Брянщины. Ремесленное производство. Зарождение промышленности. Особенности торговли и торговые пути. Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

Тема 1. Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. Население

Особенности административного устройства Брянского края. Социальный и национальный состав населения в начале XVIII в. Основные виды поселений, их характеристика.

Тема 2. Сословия и поселения

Характеристка сословий на территории Брянской области. Основные виды поселений.

Тема 3. Брянский край в период Северной войны

Боевые действия в годы войны на территории края. Деятельность и заслуги

В.Д. Корчмина. Отношение жителей Брянщины к армии Карла XII.

Тема 4. Брянское Адмиралтейство и флотилия

Брянское адмиралтейство: понятие, продукция,  основные функции, судьба, значение.

Тема 5.  Брянский Арсенал

Брянский Арсенал: понятие, причины строительства, значение.

Тема 6. Ремесленное производство. Зарождение промышленности

Основные хозяйственные занятия крестьян Брянщины. Ремесленное производство. Зарождение промышленности.

Тема 7. Торговля и торговые пути

Особенности торговли и торговые пути.

Тема 8. Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями

Причины социальной напряженности в середине второй  пол. XVIII в. «Брянская смута». Формы проявления крестьянского недовольства жителей Брянщины.

Тема 9. Образование в Брянском крае. Литература в XVIII веке

Тема 10. Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII веке

Система светского и духовного образования. Литература в XVIII в. Музыкальное искусство и живопись.

Тема 11. Архитектура Брянского края  в XVIII веке

Дворянские усадьбы XVIII в. На Брянщине.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения истории ученик должен

 знать/понимать

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

             - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России.


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014
  2. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование. Всеобщая история. История нового времени 8 класс. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
  3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX век. 8 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
  4. Агафонов С.В. Кружалов В.В. Программа курса и тематическое планирование. История России XIX век. 8 класс. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
  5. Ермаков И.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История нового времени» 8 класс. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
  6. Кружалов В.В. Рабочая тетрадь к учебнику Боханова, Сахарова История России XIX век. 8 класс. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
  7. Учебник: История Брянского края: С древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Ф. Блохина. – Брянск: Издательство «Курсив», 2012

Дополнительная литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика. 1992.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль. 1991.

Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.

Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. М.: Мысль. 1991.

Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. 1-3. М.. 1940—1946.

Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев. СПб.: Азбука. 1999.

Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Вебер М. Протестантская

этика и дух капитализма // Собр. соч. М.. 1990.

Гиббинс Г. Промышленная история Англии. СПб.. 1895.

Губер А.А.. Ким Ф.Г.. Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М.: Наука. 1982.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.:

Искусство. 1989.

Декларация независимости США. М., 1991.

Загорский А.В.   Япония  и  Китай:  пути  общественного развития  (в оценке японской

историографии). М.: Наука. 1991.

Зарин  В.А.   Запад  и  Восток  в  мировой  истории  XIV—XIX   вв.:   Записки   концепции

общественного развития и становления мирового рынка. М.: Наука. 1991.

История Африки в XIX — начале XX в. М.: Наука. 1967. История Европы. М.:

Просвещение. 1996.

Кинтеро Р. Путешествие Колумба в страны Латинской Америки // Новая и Новейшая

история. 1992. № 3.

Козенко БД., Севастьянов Г.И. История США. Самара. 1994.

Мишина И.А..  Жарова Л.Н.   Становление современной цивилизации.  М.:  Памятники

исторической мысли. 1995.

Монархи Европы: Судьбы династий. М.: Республика. 1996


Календарно-тематическое планирование.

«История Нового времени»

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1

Европа в годы становления империи Наполеона I во Франции

05.09

2

Борьба народов Европы против французского господства в начале XIX века

11.09

3

Поход в Россию и крушение империи Наполеона I

11.09

4

Священный союз и революционное движение в Европе (1820-1830 г.г.)

12.09

5

Победа освободительного движения в Латинской Америке

18.09

6

Революция в 1848-1849 гг. в Европе

18.09

7

Становление национальных государств в Италии и Германии

19.09

8

Франко-прусская война

25.09

9

Европа. Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения

25.09

10

Индустриальные страны во второй половине XIX начале XX вв.

26.09

11

Общественная мысль Европы в XIX веке

02.09

12

Великобритания и ее доминионы

02.09

13

Гражданская война в США

03.09

14

Страны Западной и центральной Европы

09.10

15

Государства Южной и Юго-восточной Европы

09.10

16

Япония – первое индустриальное государство Азии

10.10

17

Индия под властью Британской империи

16.10

18

Закабаление Китая иностранными державами

16.10

19

Османская империя и Иран в XIX в. начале XX века

17.10

20

Завершение колониального раздела мира

23.10

21

Колониализм: последствия для метрополий и колоний

23.10

22

Латинская Америка к началу XX века

24.10

23

Наука и технический прогресс

30.10

24

Культура и искусство в XIX в. начале XX века

30.10

25

Обобщающий урок.  «Ведущие страны мира»

13.11

26

Обобщающий урок.   «Восток в орбите влияния Запада»

13.11

27

Обобщающий урок.   Итоговое повторение курса Всеобщей истории

14.11


История России

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1

Вводный урок. Российская империя в XIX веке

20.11

2

Воцарение Александра I. Попытки реформ

20.11

3

Российская империя в начале XIX века

21.11

4

Восточное направление внешней политики

27.11

5

Западное направление внешней политики

27.11

6

Отечественная война 1812 года

28.11

7

Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза

04.12

8

Внутренняя политика

 Александра I после Отечественной войны 1812 года

04.12

9

Тайные общества

05.12

10

Выступления декабристов в 1825 году

11.12

11

Внутренняя политика Николая I

11.12

12

Экономическое развитие России при Николае I

12.12.

13

Русско-персидская и Кавказская войны

18.12

14

Россия и революционное движение в Европе. Польское восстание

18.12

15

«Восточный вопрос» и Крымская война

19.12

16

Славянофилы и западники

25.12

17

Русский утопический социализм

25.12

18

Русская православная церковь в первой пол. XIX в.

26.12

19

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Наука и образование

09.01

20

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Наука и образование (продолжение)

15.01

21

Русская литература

15.01

22

Архитектура, театр, живопись, музыка

16.01

23

Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права

22.01

24

Реформы 1860-1870-х годов

22.01

25

Сельское хозяйство после отмены крепостного права

23.01

26

Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ

29.01

27

Внешняя политика России в 1860-е первой половине 1870-х годов

29.01

28

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

30.01

29

Общественное движение России в 1860-1870-х годов

05.02

30

Внутренняя политика Александра III (1881-1894)

05.02

31

Экономическое состояние России в 1880-1890-е гг.

06.02

32

Социальная структура Российской империи. Формирование рабочего класса

12.02

33

Россия в «концерте» мировых держав

12.02

34

Внутренняя политика России в начале правления Николая II

13.02

35

Внешняя политика России в конце XIX века

19.02

36

Распространение марксизма в России

19.02

37

Русская православная церковь

20.02

38

Система образования и наука

26.02

39

Литература и искусство

26.02

40

Литература и искусство (продолжение)

27.02

41

Обобщающий урок по теме «России во второй

 половине XIX века»

05.03

42

Брянский край в XIX веке

05.03

43

Экскурсия в школьный музей «Край родной»

06.03


Модуль  «История Брянского края»

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1

Введение в историю Брянского края

12.03

2

Первые люди на Брянской земле. Палеолит

12.03

3

Мезолит и неолит

13.03

4

Бронзовый век

19.03

5

Ранний железный век

19.03

6

Древние славяне

20.03

7

Славянские племенные союзы VIII-X веков на территории Брянского края

02.04

8

Возникновение Русского государства. Основание Брянска

02.04

9

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц

03.04

10

Хозяйственная деятельность населения Брянского края в XI-XIII вв.

09.04

11

Культура населения края в домонгольский период

09.04

12

Правление дома Михаила Черниговского

10.04

13

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве

16.04

14

Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика. Битва при Ворскле.  

16.04

15

Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в первой половине XV века

17.04

16

Стародубское удельное княжество во второй половине XV века – начале XVI в.

23.04

17

Культура Брянского края во второй половине XIII – начале XVI в.

23.04

18

Административное устройство Брянского края в XVI – XVII вв.

24.04

19

Православные монастыри в XVI-XVII вв.

24.04

20

Военно-политическая история края в XVI-XVII вв. Смута

30.04

21

Польско-казацкие войны и польско-русские войны

30.04

22

Церковный раскол и старообрядчество на территории края.

03.05

23

Брянский край в конце XVII века

07.05

24

Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. Население

07.05

25

Сословия и поселения

14.05

26

Брянский край в период Северной войны

14.05

27

Брянское Адмиралтейство и флотилия

15.05

28

Брянский Арсенал

16.05

29

Ремесленное производство. Зарождение промышленности

21.05

30

Торговля и торговые пути

21.05

31

Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями

22.05

32

Образование в Брянском крае. Литература в XVIII веке

23.05

33

Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII веке

24.05

34

Архитектура Брянского края  в XVIII веке

25.05

35

Контрольная работа

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...