Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Протасова Анна Сергеевна

рабочая программа по истории 7 класс, разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_7_klass_.docx102.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2017 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по НМР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Суровцева С.В./

Дата «___»_________2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Максимов Л.А/

Приказ № ______________

от______________ 2017 г.

Рабочая программа

«История»

7 класс

Составлена:   Протасовой А.С.

учителем истории и обществознания

Кяхта

2017г.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)

- Примерной программы основного общего образования по истории.

 - Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);

- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

Адресат, объем и сроки обучения.

Рабочая программа по истории разработана для учащихся 7 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.

Роль и место дисциплины.

 «История Нового времени» - это продолжение систематического курса Всеобщей истории в 7 и 8 классах основной общеобразовательной школы.  Приступая к истории Нового времени, учащиеся должны вспоминать основные события Средневековья, поскольку Раннее Новое время (конец  XV - первая половина XVII века) еще достаточно сильно укоренено в минувших столетиях, но обретает новые характеристики. Межкурсовые связи данного курса с отечественной историей, - излучавшейся  в 6 классе с древнейших времен до конца XVI столетия, - эпизодические, ситуативные, персонифицированные («выбор веры» в Древней Руси и интересе к религии Запада, династические браки великих киевских князей, борьба с крестоносцами в Прибалтике, «Москва – Третий Рим», первые иностранные компании в России, Иван Грозный – Елизавета I).  В середине XVII – XVIII вв. география курса Всеобщей истории существенно расширяется, а его содержание по межкурсовым связям ориентировано на историю России уже основательнее.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Актуальность

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Возрастные особенности учащихся.

В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в это период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины в классе, особенно на последних уроках или после контрольных работ.  Настроение подростков подвержено резким перепадам. Переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности могут затруднять взаимодействие с ними. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость».  Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться, на уроках и дома подростки стремятся общаться, переписываться. Они начинают подолгу разговаривать  друг с другом по телефону. При этом значимым для них становится не только статус в классе или компании, но и то, какие качества видят в них сверстники. Поэтому им особенно интересно, что о них думают, как их воспринимают. В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее.

Особенности программного материала.

Для учащихся 7 класса  «История Нового времени» это третий курс Всеобщей истории.  Программа курса охватывает период с конца XV – первой половины XVII века (Великие географические открытия) до конца  XVIII века.  Учебный курс дает возможность проследить развитие нашей страны и  стран Европы  в эпоху перемен, проследить роль этих изменений в наши дни.

Курс построен  по  проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание  наиболее важным сквозным проблемам Нового времени, а также особенностям развития государств этого периода, а также проследить динамику исторического развития  и выделить его основные этапы.

Организация учебного процесса в 7 классе предполагает работу с учебно-методическими комплексами: О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса; Е.В. Пчелов, П.В.Лукин. История России. XVI- XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций.

Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.

Цели изучения курса:

 · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

 · развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 · выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

· развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияний исторических событий и явлений.

 

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.

Контроль осуществляется через различные формы работ:

  • Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

  • Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
  • Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
  • Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
  •  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

 Личностные результаты изучения семиклассниками истории  включают в себя:

  •      расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
  • приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XVI – XVIII веках, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых Новое время приобрело более масштабный и влиятельный характер, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

     Метапредметные результаты изучения семиклассниками истории  включают в себя:

  • способность  планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
  • готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Нового времени, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

   Предметные результаты изучения семиклассниками истории  включают в себя:

  • целостное представление об историческом этапе развития человечества в конце XV – XVIII  веках как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором происходило вызревание и утверждение признаков западноевропейской цивилизации, по-прежнему характерных для современного общества или востребованных им в качестве идеалов самосовершенствования;
  • понимание роли Европы, вопросов веры и разума в первом периоде Новой истории, в процессах становления новой, рационалистической, картины мира, в изменении историко-географического пространства, в развитии международных и общественных отношений, в становлении образа жизни и самосознания человека Нового времени;
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и изобретений Нового времени;
  • способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Нового времени, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов, касающихся, прежде всего, религиозной толерантности и межкультурного взаимодействия;
  • представление о политических и философских текстах как специфических источниках по истории первого периода Нового времени, отражающих дух и содержание борьбы со «старым порядком»;
  • умения датировать важнейшие события и процессы Новой истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития западных и восточных цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств конца XV – XVIII столетий, в том числе с историей России;
  • умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Нового времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике (Великие географические открытия, Реформация и Контрреформация, промышленный переворот и т.д.), сравнивать, анализировать и обобщать данные нескольких карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
  • умения прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей XVI - XVIII веков, объяснять их переменами, происходившими в западноевропейском обществе и культуре Нового времени;
  • умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Нового времени (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц, логических схем и других видов условно-графической наглядности;
  • умения сравнивать однородные исторические факты из истории Средних веков и Нового времени (города, формы производства и торговли, парламент, армия, третье сословие и т.п.), а также явления, характерные  для разных этапов собственно Нового времени (мануфактура и фабрика, монархия и республика, буржуазия и наемные рабочие и т.п.) или для разных стран и народов мира в эпоху Нового времени; объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных, религиозных и политических групп Нового времени, в том числе на основе первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XV – XVIII столетий, высказывать суждения о вероятности их реальных встреч или духовных пересечений в идейно-культурном пространстве Нового времени;
  • умения описывать памятники истории и культуры Нового времени, в том числе посвященные важнейшим событиям своей эпохи и воплощающие «политику памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
  • умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания,  вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и разных источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Нового времени;
  • умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для Нового времени, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и всемирной истории;
  • умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и много перспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Нового времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;
  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нового времени, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

Содержание курса

Всеобщая история

 

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескьео разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

История России

Создание Московского царства. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого.   Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления..

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.  Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.

Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута в России. Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.

 Россия при первых Романовых: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.

Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

 «Бунташный век». Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства.  Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

            Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.

Россия на новых рубежах. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты.  Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.

 Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

В канун великих реформ. Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Соборное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.

 

Национально-региональный компонент. 

Период Нового Времени на территории Восточной Сибири. Освоение Сибири. Особенности социально-экономического положения земель.


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

УУД

Виды деятельности

Вид контроля.

Информационное сопровождение

Тема 1 Великие географические открытия

2

Предметные: овладение  знаниями о представлении мира людей, живших в Средневековье; объяснение интереса европейцев к дальним странам именно конца XV века; перечисление технических предпосылок ВГО; анализ причин и последствий ВГО

Метапредметные: умение  выдвигать версии о том, какие причины могли направлять первооткрывателей в новые экспедиции

Личностные: осознание важности ВГО для истории; проявление устойчивого познавательного интереса к изучаемому периоду

Объясняют смысл терминов, изученных на уроке;

Понимают смысл изучения предмета история;

Работают с картой

1

Великие географические открытия

1

§ 1

http://school-collection.edu.ru

2

Европейцы в Новом Свете

1

§ 2

http://www.biografia.ru

Тема 2. Меняющийся облик Европы

4

Предметные: Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. Называть изобретения изучаемого периода, и их значение; знать предпосылки возникновения  капиталистических отношений в Западной Европе.

Метапредметные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умеют выделять главные технические новинки;

Раскрывают сущность капитализма;

Устанавливают последовательность развития разных типов общества;

Учатся использовать ранее полученные знания.

3

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII веках

1

§ 5

http://lesson-history.narod.ru/flash.htm

4

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII веках. Пища, одежда

1

§ 5

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

5

Развитие техники в XVI-XVII веках

1

§ 3

6

Рождение капитализма

1

§ 4

Тема 3 Европейское Возрождение

2

Предметные: имеют общее представление об эпохе титанов Возрождения. Отличают искусство северного Возрождения. Называют основных мыслителей изучаемого периода.

Продолжается формирование общеучебных навыков;

Метапредметные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития искусства и науки эпохи Возрождения.

Личностные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7

Гуманизм и  Возрождение в Европе

1

Знают особенности периода Возрождения. Перечисляют художников, знают их знаменитые работа. Находят отличия северного Возрождения и итальянского гуманизма. Дают собственную оценку общественному устройству Т.Мора.

§6

8

Искусство Высокого Возрождения

1

§7

http://historyru.com/

Тема 4 реформация и контрреформация в Европе

2

9

Реформация и крестьянская война в Германии

1

Предметные: продолжается формирование умения работать с картой, формирование общеучебных навыков. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире

Метапредметные:  умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные  точки зрения, аргументировать  свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Личностные:  Воспитание эмоционально- ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и их охраны

Умеют составлять развернутый план параграфа. Перечисляют основные требования М.Лютера. Знают причины реформации в Европе. Объясняют, почему реформация началась в германии. Описывают учения Ж.Кальвина. Сравнивают Лютеранскую и кальвинистскую церкви. Объясняют цели создания ордена иезуитов.

§ 8, задание №2, написать рассказ

10

Реформация и контрреформация в XVI веке

1

§9

http://www.biografia.ru

Тема 5 Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII веков

6

Предметные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Метапредметные: формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Личностные:  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Описывать трудности в Испании при Карле I. Давать самостоятельную оценку личности Филиппа II. Перечислять причины подъема народного движения в Нидерландах. Описывать изменения в Англии в XVII веке. Называть признаки абсолютизма во Франции.

11

Могущество и упадок Испании

1

§10

http://www.biografia.ru

12

Нидерланды против Испании

1

§11

13

Англия при Тюдорах

1

§ 12

14

Франция на пути к абсолютизму

1

§ 13

http://historyru.com/

15

Международные отношения в XVI-XVII веках.

1

§ 14

16

Контрольно-обобщающий урок

1

Повторение

Тема 6 Европейская культура в конце XVI – п.п. XVII века

3

Предметные: Умение сравнивать факты, события, явления истории Нового времени и давать им оценку, высказывать при этом собственные суждения.

Метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Личностные:  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Знать основные направления научной мысли Европы в  XVI-XVII вв., характеризовать научные достижения XVI-XVII вв.; Понятия: Каноник, солнечная система, закон всемирного тяготения, закон механического движения, бакалавр, кровообращение, наблюдение и опыт, научное исследование, права человека. Уметь характеризовать научные достижения XVI-XVII вв. Сравнивать и анализировать взгляды ученых.

17

Начало революции в естествознании

1

§ 15

http://www.biografia.ru

18

Литература и искусство на рубеже XVI-XVII веков

1

§ 16

http://www.biografia.ru

19

Контрольно-обобщающий урок на тему «Европейская культура»

1

Повторение

http://historyru.com/

Тема 7 Взлеты и падения монархии

4

Предметные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию об особенностях развития монархий европейских стран, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к данной теме.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Личностные:  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Знать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., французский вариант королевского абсолютизма; объяснять понятия: Нантский эдикт, гугенот, Варфоломеевская ночь, месса, компромисс, гарант. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

20

Французская монархия в зените

1

§ 17

http://www.biografia.ru

21

Революция в Англии

1

Знать  даты революции; причины, характер, этапы революции; объяснять термины и понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, «кавалеры», «круглоголовые». Составляют характеристику историческим деятелям

§ 18

http://www.biografia.ru

22

Становление английской парламентской монархии

1

Знать динамику трансформаций английской политической системы, основные характеристики конституционной монархии в Англии; объяснять понятия: диггеры, протекторат, протектор, парламентская монархия, Великобритания, тори, виги, спикер; уметь определять длительность, последовательность и синхронность исторических событий

§ 19

http://historyru.com/

23

Контрольно-обобщающий урок на тему «Взлеты и падения монархий»

1

Повторение

Тема 8 Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVII века

7

Предметные:  овладение базовыми историческими знаниями о событиях в Европе XVII века, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в период Нового времени в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Метапредметные:  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

24

Идеи и общество эпохи Просвещения

1

Знать причины промышленного переворота, взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота, значение промышленного переворота для экономической и социальной сферы; объяснять понятия: фабрично- заводское производство, машинное производство, аграрная революция, промышленный переворот, луддизм.

§ 20

http://www.biografia.ru

25

Борьба за передел Европы и мира

1

§ 21

26

Промышленный переворот в Англии

1

§ 22

http://historyru.com/

27

Война за независимость и образование  США

1

Знать причины, основные события, последствия войны за независимость. Показывать на карте места военных действий. Называть даты войны за независимость. Объяснять понятия: патриот, лоялист, принцип народного суверенитета, Декларация независимости, национально- освободительная война, конституция, Федерация, Конгресс. Уметь работать со схемой государственного устройства США

§ 23

28

Начало Французской революции

1

Знать динамику революционных событий, особенности якобинского режима. Объяснять понятия: Декларация прав человека и гражданина, якобинцы, гильотина, Капет, якобинская диктатура, революционный террор, Конвент, фригийский колпак.

§ 24

29

От диктатуры якобинцев к Директории

1

§ 25

30

Контрольно-обобщающий урок на тему « Конец «старого порядка»

1

Повторение

Тема 9 Восток и Запад: две стороны единого мира

3

Предметные:  формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире Востока и Запада периода Нового времени.

Метапредметные:  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Азии

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям. Систематизировать информацию, предоставленную  в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. Объяснять понятия: алькальды, пеоны, метисы, мулаты, самбо, самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм.

31

Великие державы Азии в XVI-XVIII веках

1

§ 26

32

Китай и Япония в XVI-XVIII веках

1

§ 27

http://historyru.com/

33

Контрольно-обобщающий урок на тему «Страны Востока и Запада»

1

Повторение

История России XVI-XVII века

Тема 1 Создание Московского царства

7

Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века.  Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула;

Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV;

Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады;

Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири; называть причины Ливонской войны

34

Россия в XVI-XVII веках

1

Предметные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Метапредметные:  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,  учебно-исследовательской деятельности

Введение

http://www.biografia.ru

35

Завершение объединения русских земель

1

§ 1

36

Иван Грозный – первый русский царь

1

§ 2

37

Внешняя политика России при Иване Грозном

1

§ 3

38

Присоединение Сибири

1

§ 4

39

Опричнина и конец московской династии Рюриковичей

1

§ 5

40

Контрольно-обобщающий урок на тему «Создание Московского царства»

1

Повторение

Тема 2 Русская культура в XVI в.

4

41

Русская православная церковь в XVI веке

1

Предметные:  воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные:  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика;

высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси;

характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века; высказывать мнение о том, как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность; составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.

§ 6

42

Русская культура в XVI веке

1

§ 7

http://historyru.com/

43

Живопись, архитектура, наука и техника в  XVI веке

1

§ 8

44

Контрольно-обобщающий урок на тему « Русская культура в XVI веке»

1

Повторение

Тема 3 Смутное время

7

Предметные: формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Личностные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Называть и объяснять причины Смуты;

называть хронологические рамки Смуты; высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян;

раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»; показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения;

характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты; высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов; называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником); называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником); раскрывать итоги Смуты

45

В преддверии Смуты

1

§ 9

46

Лжедмитрий I

1

§ 10

http://historyru.com/

47

Правление Василия Шуйского

1

§ 11

http://www.biografia.ru

48

Лжедмитрий II. Вторжение

1

§ 12

49

Междуцарствие (1610-1613 гг)

1

§ 13

50

Второе ополчение и освобождение Москвы

1

§ 14

51

Контрольно-обобщающий урок на тему «Смутное время»

1

Повторение

Тема 4 Россия при первых Романовых

13

Предметные: Умение сравнивать факты, события, явления истории России в эпоху правления первых Романовых и давать им оценку, высказывать при этом собственные суждения.

Метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Личностные:  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

52

Правление Михаила Федоровича

1

Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов;

называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником); выявлять особенности экономической политики первых Романовых

§ 15

http://historyru.com/

53

Правление Алексея Михайловича

1

§ 16

54

Россия в XVII веке

1

§ 17

55

Контрольно-обобщающий урок на тему «Первые Романовы»

1

Повторение

56

Экономика России в XVII веке

1

Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;

Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;

Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия;

Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»;

Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру  ремесленную мастерскую.

§ 18

57

Русская деревня в XVII веке

1

§ 19

http://www.biografia.ru

58

Присоединение Украины к России

1

§ 20

59

Контрольно-обобщающий урок на тему «Социально-экономическое положение России в XII веке»

1

Повторение

60

Раскол в Русской православной церкви

1

Называть причины церковной реформы; раскрывать сущность и причины конфликта «священства» и «царства»; характеризовать личность Никона

§ 21

http://www.biografia.ru

61

Народные волнения в 1660-1670 гг.

1

Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания;

Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII в»

§ 22

62

Наследники Алексея Михайловича

1

Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества;

Обсуждать значение отмены местничества; характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича.

§ 23

http://historyru.com/

63

Контрольно-обобщающий урок

1

Повторение

http://www.biografia.ru

Тема 5  Культура и искусство России в XVII веке

7

Предметные:  воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные:  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна; называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке; составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке; работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации).

64

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке

1

§ 24

65

Просвещение, литература в  XVII в.

1

§ 25

http://historyru.com/

66

Театр в  XVII веке

1

§ 25

67

Искусство в  XVII веке

1

§ 26

68

Декоративно-прикладное искусство в  XVII веке

1

§ 26

69

Жизнь и быт различных сословий

1

§ 27

http://historyru.com/

70

Контрольно-обобщающий урок на тему «Культура и искусство России  в XVII веке»

1

Повторение


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Требования

к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

             В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

 - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

 - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

 · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

 · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

 3. Работа с историческими источниками:

 · читать историческую карту с опорой на легенду;

 · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Описание (реконструкция):

 · рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,  

   памятников

 5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

 · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

 · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу

   диалога в поликультурной среде;

 · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных

  мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

В результате изучения истории в 7 классе основной школы по истории России учащиеся научатся:

- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.

-анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время,  памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России в Новое время,

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых  событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;

 - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:

- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

История нового времени:

1.1. Называть:

а) хронологические рамки нового времени;

б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 16-19 вв.

2.1. Называть:

  1. место,   обстоятельства,   участников,   итоги событий, указанные в п. 1.1.6;
  2. правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
  3. представителей общественной мысли, науки и культуры.
  1. Показывать  на  исторической  карте  государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
  1. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
  2. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
  1. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
  2. Называть  характерные, существенные черты:
  1. политического   устройства  стран   Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
  2. международных отношений нового времени;
  3. развития духовной культуры стран Европы и Востока.

5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация

  1. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
  2. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических   и   общественных   лидеров,   представителей науки и культуры нового времени.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса. М., 2016;
  •  Е.В. Пчелов, П.В.Лукин. История России. XVI- XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. М., 2016 рабочая тетрадь по «Истории Древнего мира»;
  • атлас и контурные карты по ИНВ;
  • Карты и таблицы по ИНВ;
  • Видеокассеты и СD – диски, слайды, дидактический материал для учащихся;

Список литературы:

  1. Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. – М.: Издательство социально-экономической литературы. – 767 с.
  2. Хрестоматия. История России.  XVI – конец XVII в. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016
  3. Драхлер А.Б. Всеобщая история. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 192
  4. CD-ROM. Компьютерный учебник «Всеобщая история. 7-8 классы. История нового времени
  5. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др.- М.: Дрофа, 2000.
  7. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
  8. Кристен С.О. Россия XVII в. Обзор исслед. и источников. – М.: Прогресс, 2000.
  9. Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. Пособие для старшеклассников и студентов.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004.
  10. Новая иллюстрированная энциклопедия.  В 16 т.– М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  11. Чернова M.Н. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы.- М.: Эксмо, 2006.

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол №__

от_________2017 г.

Руководитель

МО____________подпись

               ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР МБОУ «КСОШ №1»

_______/Суровцева С.В/

Дата «   »_________2017 г  

«Утверждаю»

Директор школы

__________/Максимов Л.А/

Приказ № _____

от _____________2017 г.

Календарно-тематическое планирование уроков

истории

2017-2018 учебный год

(70 ч. – 2ч. в неделю)

Класс 7

УМК: О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса. М., 2016;

 Е.В. Пчелов, П.В.Лукин. История России. XVI- XVII века: учебник для 7 класса

общеобразовательных организаций. М., 2016

Составлена: Протасовой А.С.

учителем истории и обществознания

Кяхта 2017

Тема

Дата по плану

Дата по факту

 1

Великие географические открытия

2

Европейцы в Новом Свете

3

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII веках

4

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII веках. Пища, одежда

5

Развитие техники в XVI-XVIIвв.

6

Рождение капитализма

7

Гуманизм и Возрождение в Европе

8

Искусство Высокого Возрождения

9

Реформация и крестьянская война в Германии

10

Реформация и контрреформация в XVI веке

11

Могущество и упадок Испании

12

Нидерланды против Испании

13

Англия при Тюдорах

14

Франция на пути к абсолютизму

15

Международные отношения в XVI-XVII веках

16

Контрольно-обобщающий урок

17

Начало революции в естествознании

18

Литература и искусство на рубеже XVI-XVII веков

19

Контрольно-обобщающий урок на тему «Европейская культура»

20

Французская монархия в зените

21

Революция в Англии

22

Становление английской парламентской монархии

23

Контрольно-обобщающий урок на тему «Взлеты и падения монархий»

24

Идеи и общество эпохи Просвещения

25

Борьба за передел Европы и мира

26

Промышленный переворот в Англии

27

Война за независимость и образование США

28

Начало Французской революции

29

От диктатуры якобинцев к Директории

30

Контрольно-обобщающий урок на тему «Конец «старого порядка»»

31

Великие державы Азии в XVI-XVIII веках

32

Китай и Япония в  XVI-XVIII веках

33

Контрольно-обобщающий урок на тему «Страны Востока и Запада»

34

Россия в XVI-XVII веках

35

Завершение объединения русских земель

36

Иван Грозный – первый русский царь

37

Внешняя политика России при Иване Грозном

38

Присоединение Сибири

39

Опричнина и конец московской династии Рюриковичей

40

Контрольно-обобщающий урок на тему «Создание Московского царства»

41

Русская православная церковь в XVI веке

42

Русская культура в XVI веке

43

Живопись, архитектура, наука и техника в  XVI веке

44

Контрольно-обобщающий урок на тему «Русская культура в  XVI веке»

45

В преддверии Смуты

46

Лжедмитрий I

47

Правление Василия Шуйского

48

Лжедмитрий II. Вторжение.

49

Междуцарствие (1610-1613)

50

Второе ополчение и освобождение Москвы

51

Контрольно-обобщающий урок на тему «Смутное время»

52

Правление Михаила Федоровича

53

Правление Алексея Михайловича

54

Россия в XVII веке

55

Контрольно-обобщающий урок

56

Экономика России в  XVII веке

57

Русская деревня в XVII веке

58

Присоединение Украины к России

59

Контрольно-обобщающий урок

60

Раскол в Русской православной церкви

61

Народные волнения в 1660- 1670-е годы

62

Наследники Алексея Михайловича

63

Контрольно-обобщающий урок

64

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке

65

Просвещение, литература в XVII веке

66

Театр в XVII веке

67

Искусство   XVII века

68

Декоративно-прикладное искусство XVII века

69

Жизнь и быт различных сословий

70

Контрольно-обобщающий урок на тему «Культура и искусство России XVII века»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...