Тема урока: "В гаванях афинского порта Пирей".
Урок с использованием приёмов работы для детей ОВЗ.
Пояснительная записка.
Модернизация современного образования, внедрения ФГОС нового поколения образовательном процессе, изменения контингента учащихся и уровне их развития требуют педагогики нового типа, учитель должен активно создавать условия для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
К сожалению, не все дети имеют одинаковые возможности здоровья. Специальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья не так много, часто происходит интеграция таких детей в класс. Ребенок с ОВЗ должен освоить материал урока наравне с остальными ребятами, и учитель в данной случае находиться затруднительной ситуации.
Государство с недавних пор начало делать акцент на инклюзивное обучение с полной степенью включенности таких детей образовательный процесс, но методических учебных материалов в данной области практически нет.
Данный урок был разработан для учащихся с разными возможностями здоровья.
На уроке применялись здоровьесберегающие технологии, коллективный способ обучения КСО, технология индивидуализированного обучения.
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Часнык Надежда Александровна
2. Класс: 5
3. Дата проведения: 2016 год
4. Предмет: История древнего мира
5. Тема урока: "В гаванях афинского порта Пирей"
6. Тип урока: ОНЗ
7. Цели урока: создание условий для понимания сущности демократии на примере Афинского полиса, углубление знаний учащихся об античной демократии.
Цели урока: (для ОВЗ) формирование представлений у учащимся о том , как Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли. Ознакомление учащихся с положением различных категорий афинского населения: гражданин, переселенец, вольноотпущенник, раб.
8. Основные понятия: пошлина, налоги, гражданин, переселенец, вольноотпущенник
9.Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания об Афинском полисе, как крупнейшем центре ремесла и торговли, об особенностях правового положения граждан, переселенцев, рабов.
Развивающая: формировать историческое мышление, умение анализировать правовое положение различных слоев населения Афинского полиса, делать выводы, работать с текстом, работать в группах.
Воспитательная: воспитывать уважение к людям труда, понимание того, что только благодаря труду создаются самые значительные материальные и духовные ценности.
Задачи для детей с ОВЗ:
Образовательная: дать представление об Афинском полисе, как крупнейшем центре ремесла и торговли, об особенностях правового положения граждан, переселенцев, рабов, вольноотпущенников.
Развивающая: формировать историческое мышление, умение анализировать правовое положение различных слоев населения Афинского полиса, делать выводы, работать с текстом, работать в группах.
Воспитательная: воспитывать уважение к людям труда, понимание того, что только благодаря труду создаются самые значительные материальные и духовные ценности.
10.Оборудование: учебник А.А .Вигасина, И.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира», проектор, интерактиная доска, карточки для детей с ОВЗ, презентация.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся ОВЗ | Планируемые результаты (включая УУД)
|
Организационный | Проверка готовности класса к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Учебники, тетради | Работа совместно с классом. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Учебники, тетради |
|
Мотивация к учебной деятельности
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого ставятся вопросы: -Вспомним. Что мы с Вам изучали на 2-х предыдущих уроках? -Сегодня на уроке речь пойдет о послевоенном времени в греческих полисах, в части в Афинах. Как вы думаете, победа в войне с Персами будет способствовать расцвету хозяйства в Афинах? -Данную тему мы сегодня раскроем на уроке. Это будет урок открытия новых знаний. Как мы будем это делать? | Ответы на вопросы учителя, применяют ранее полученные знания.
| Работа совместно с классом | Познавательные: Анализируют ранее полученную информацию
Личностные: мотивация учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске информации |
Актуализация знаний и фиксация затруднений Постановка учебных задач
| Организует диалог с обучающимися Перед вами тема урока. Какие бы вы вопросы задали к данной теме? А какой проблемный вопрос поставили вы? Вспомните, что значит проблемный вопрос? Могла ли установиться власть всего народа в Афинском полисе? -Итак греческое государство отстояли свою независимость Греки стали освобождать занятые персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Афинский морской союз довел войну до победного конца. В освобождении от власти персов полисах была установлена власть демоса - демократия. Как вы думаете: Победа над персами способствовала хозяйственному рассвету греческих городов, в часности Афин? Как это доказать? Найдите факты, свидетельствующие о развитиии ремесла и торговли. Как мы это будем делать? | Совместно с учителем формулируют проблему, ставят цель урока, находят затруднения, ставят учебные задачи урока Примеры ответов учащихся: -Как греки подготовились к новому вторжению персов? -В чем состоял подвиг трехсот спартанцев? - какие стихотворные строчки афинский поэт Эсхил посвятил Саламинскому бою? Каковы причины победы греков над персами?
Проговаривают, какими источниками будут пользоваться для получения знаний: учебник, историческая карта, исторические документы в параграфах. | Работают по карточкам с использованием учебника. Дают определения: триера, стратег, фаланга. Отвечают на вопросы Когда состоялся бой в Фермопильском ущелье? Какой подвиг совершили 300 спартанцев? Составляют к тексту учебник «тонкие» вопросы
| Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование проблемы урока, цели урока, постановка задач; Личностные: -определять и формулировать цель деятельности, учебные задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Для ОВЗ Познавательные: -самостоятельное выделение главных понятий урока, перерабатывать информацию из текста в тетрадь Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей |
Решение учебной задачи
| - Для начала обратимся к карте на доске или в атласе (на экран) На экране план урока : - Порт Перей
- В военных гаванях
- В торговой гавани
- Рабы в Афинском полисе.
для начала обратимся к карте в атласе (на слайде) э - Каким образом мы выяснили , что для успешной торговли был необходим морской порт? Им стал Персей , расположенный в 5-6 км от Афин. По дороге из Афин в Пирей была построена дорога и Длинные стены на случай войны. В порту было две военные гавани и одна торговая.
Итак, мы сейчас побываем в военных гаванях и торговой. побываем в торговой гавани. Работаем с учебником: текст и иллюстрации на стр. 172-173
| Работают фронтально Варианты: - Город Афины после войн
- Развитие торговли и ремеслв
Тему урока записывают - Что мешало морской торговле Афинского полиса с другими государствами?
Совершают путешествие в военную гавань. Выполняют задание и отвечают на вопросы: Кого считали гражданами по афинским законам? какие права они имели? Что такое пошлина? Кто её платил? Кто такие переселенцы? Чем отличалось их положение от положения афинских граждан?
| Восприятие информации
Рассматривают иллюстрации в учебнике Располагались ли Афины на берегу моря? Какие полезные ископаемые добывались в области Аттика?
Выполняют задание: Кого можно было встретить в военной гавани? Что они там делали? Работают с иллюстрациями. Выполняют задание и отвечают на вопросы: Опишите по рисунку на стр. 173 гавань Пирея Как выглядит торговый корабль? Предположите, что находится в мешках, привезённых в Афины? Какой товар идёт собственнику?
| Регулятивные: -предлагают версии, выслушивают мнение, дополняют, анализируют, обобщают; Личностные: -определять и формулировать цель деятельности, учебные задачи, выражают своё личное мнение, свою позицию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Для ОВЗ Познавательные: -показывают исторические объекты на карте Регулятивные: работают с картой, иллюстрациями, объесняют свой выбор. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Физкультминутка | Тренером для физкультминутки назначаю (называет фамилию и имя ученика) | Выполняют физкультминутку за учеником | Ученик становится тренером и руководит проведением физкультминутки |
|
Первичное усвоение учебного материала | Прочитайте документ о Положении рабов. Ответьте на поставленные вопросы. | Отвечают на вопрос учителя. Работают с документом стр. 166. Отвечают на вопрос: Как соотносимы заработки свободных афинян с ценами на рабов? Рабоатают с документами. Отвечают на вопросы - Как соотносились заработки св. афинянина с ценами на рабов? - Предположите , почему не все афиняне могли владеть рабами?
| Отвечают на вопросы Каково содержимое амфор, вывозимых из Афин на продажу? заполняют таблицу «Ииспользование труда рабов в Афинском государстве» | Познавательные: представляют результаты своей работы, передают содержимое в виде таблицы. Регулятивные: выслушивают мнение учащихся, дополняют, объесняют свой выбор; систематизируют инфрмацию Личностные: выражают своё личное мнение, свою позицию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7.Систематизация знаний и умений
| Проблемный вопрос: Могла ли установиться власть всего народа в Афинском полисе? Можем ли мы дать полный ответ на поставленный вопрос? Путешествие в торговую гавань.
Чтение текста вслух : стр 172-173
- Ответьте на предложенные вопросы
| Отвечают на вопрос. Класс заполняет таблицу Правовое положение основных слоев населения. Категории населения | Их права | - - - - |
|
| Заполняют схему «Категории населения Афинского полиса». Категории населения     | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. -оценивать работу одноклассников. -высказывать суждения, подтверждая их фактами, работают с таблицей (схемой) Познавательные: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, высказывать суждения, подтверждая их фактами, корректируют Познавательные: представляют результаты своей работы, передают содержимое в виде таблицы. (схемы)п |
Рефлексия учебной деятельности | Для меня сегоднешний урок: Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению после нашего урока, подчеркните эту строчку. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всётаки учиться | Выбирают своё настроение, подчёркивают, проговаривают. Оценивают результаты своей деятельности, свою работу на уроке, соё отношение к уроку, оценивают работу других учеников. | Выбирают своё настроение, подчёркивают, проговаривают Оценивают результаты своей деятельности, свою работу на уроке, соё отношение к уроку, оценивают работу других учеников. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: Определяют роль каждого участника урока, оценивают |
Дом.задание | Учебник параграф 37 вопрос 1-3 | Записывают д\з. | Записывают д\з. |
|