Рабочая программа по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Часнык Надежда Александровна

Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школь­ного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентич­ности ценностно-ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Рабочая программа МБОУ СОШ  № 6 по истории разработана на основе:
 

·         Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были в внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для VI-XI классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_istoriya_11_klass.zip79.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа  город Шарья

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 6

___________ /Г.Н.Косач/

Приказ № _________

от «____» ____________ 2017 г.

Рабочая программа

по истории

 

11 класс

на 2017-2018 учебный год

         

     

2.  Пояснительная записка

Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Рабочая программа МБОУ СОШ  № 6 по истории разработана на основе:

  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были в внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для VI-XI классов)
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (История.Обществознание), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для VI-XI классов);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);
  • Приказа  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказа от 08 06 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки  РФ от 31 марта  2014 г. № 253»  (Приложение 2)
  • Письма  МОиН РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Авторских программ:

История России

  • авторской программы Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времён до конца XIX века» для 10 класса общеобразовательных учреждений.-4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»
  • авторской программы С.И. Козленко, Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной «Истории Отечества XX­ начало XXΙ века»

Всеобщая история

  • авторской программы Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времён до конца 19 века», «Всемирная история XX век».

Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 10—11 классах средней общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: История России» (10-11 классы), Всемирная история (10-11 классы) определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и метапредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.

Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
  • принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических Процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Рабочая программа по истории реализует три основные функции:

  • информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;
  • организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;
  • социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Изучение курса истории в 10—11 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения учебных, образовательных и воспитательных  задач являются:

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над- предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне, активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Виды деятельности:

Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления, игровая технология, технология "дебаты".

Так как в  образовательном процессе используется деятельностный подход к обучению, с целью активизации деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся применяется ИКТ, ЦОР, ЭОР.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов

  1. класс - 68 часов (2 часа в неделю);

               история России- 40 часов

               всемирная история – 24 часа

Формы организации образовательного процесса:

фронтальные, групповые (групповаяработа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания),  индивидуальные (работа с литературой или электронными источниками информации, письменные задания, выполнение творческих заданий, выполнение индивидуальных заданий).

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения учебного предмета история:

К важнейшим личностнымрезультатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметныерезультаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметныерезультаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

11 класс

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

  1. Учебно- тематический план

11 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

уроки

практические работы

История России

1

Российская империя накануне Первой мировой войны.

6

5

1

2

Россия в годы революций и Гражданской войны.

6

4

2

3

Советское государство и общество в 1920- 1930 гг

9

7

2

4

Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

5

4

1

1

5

Советский союз в первые послевоенные десятилетия (1945-1964 гг.)

6

4

2

6

СССР в годы «коллективного руководства»

4

3

1

7

Перестройка и распад советского общества.

3

3

-

8

Россия на рубеже XX ­ XXΙ вв

3

3

-

9

Итоговый контроль

1

-

-

1

Итого:

44

35

9

2

Новейшая  история

1

От новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества

16

12

4

2

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

8

6

2

Итого

24

18

6

Общее количество часов

68

53

15

2

*Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу

11 класс

В  рабочую программу внесены изменения относительно стандарта авторской программы (44 вместо 55 часов)  ввиду ограниченного количества часов на изучение истории России при большом объёме фактического материала предложенного  для изучения.  Сокращены темы «Российская империя накануне Первой мировой войны.» на 1 час, «Россия в годы революций и Гражданской войны» на 1 час, «Советское государство и общество в 1920- 1930 гг.» на 2 часа, «Советский союз в первые послевоенные десятилетия (1945-1964 гг.)» на 1 час, «СССР в годы «коллективного руководства» на 1 час, «Перестройка и распад советского общества» на 2 часа, «Россия на рубеже XX ­ XXΙ вв.» на 5 часов.

Контрольные работы:

  1. Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.»
  2. Итоговая контрольная работа по истории России

  1. Содержание программы учебного курса

Всемирная история

От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное,антивоенное, экологическое, феминисткое движения.Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

Человечество на этапе перехода
к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономи-ческих процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Нео-консервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

История России

Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание.Брестский мир.Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач.Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

«Застой».Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России.Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Президентские выборы 2008г.Новый этап в развитии страны. Россия в условиях глобальногоризиса. Россия и запад: в поисках взаимопонимания. Россия на международной арене в начале XXI века. От обострения к «перезагрузке» отношений со странами Запада. Духовная жизнь к началу XXI века

Содержание программы учебного курса

История России. ХХ начало XXI в.

Россия в конце ХIХ- начале ХХ века

Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение.  Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский..

Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Иностранный капитал в России: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Аграрное перенаселение. Особенности социальной  структуры российского общества начала XX.. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. 

Внешняя политика Николая II.Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

 Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация  партий.Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной  думы. Формирование либеральных и консервативных  партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национ. вопросов, соц. состав, численность. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программа, соц. состав, численность. Черносотенцы. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина.Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной  думы, ее аграрные проекты. Правительственная  программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги  аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне.Обострение внутриполитической ситуации.Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.  Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Демократизация культуры. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Д.И.Менделеев, И.М. Сеченов, И.И.Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Библиотечное дело. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Русская поэзия. Декаданс Символизм. Акмеизм Футуризм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», « Бубновый валет».

Архитектура. Скульптура. Драматический  театр: традиции и новаторство. К.С.Станиславский. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева.  Кинематограф.

Россия 1917-1927 гг.

От Февраля к Октябрю.Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II .

Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина.  Апрельский кризис Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия.Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.   Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти.II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Формирование советской государственности. Отношение большевиков, к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире.Выход России из Первой мировой войны. Брест- Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм».Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М. БуденныйИностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград.. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. Итоги Гражданской войны. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание. Голод 1921 года.

Новая экономическая политика.Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг.Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин.  Усиление позиций И.В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг.Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И.Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия

Духовная жизнь.Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Сталинская модернизация России.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: Причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Советская модель модернизации. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система.Определение и основные черты политической системы.

Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система.

 Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Духовная жизнь.Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Ликвидация безграмотности. Развитие системы образования .Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества

Повторение и обобщение. Накануне суровых испытаний.

Великая Отечественная война

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.  Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР- Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура

 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма

Завершающий период Великой Отечественной войны.Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Вклад СССР в освобождение Европы. Советские полководцы. Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.Создание ядерного оружия. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура.Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

СССР в 1953 – середине 60-х годов ХХ в.

Изменения политической системы.Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие.Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.Курс на ускорение научно-технического прогресса. Трудности в снабжении населения продовольствием.

Развитие науки и образования. Духовная жизнь.Внешняя политика.Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш, И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь

 Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. Вознесенский. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира»

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в.

Политическое развитие.Внешняя политика СССР при Брежневе. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства.Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление   позиций  партийно-государственной  номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США.Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Экономика «развитого социализма».Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Общественная жизнь.Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Реформа политической системы.Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Съезды народных депутатов. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 19851991 гг.Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Общественная жизнь. Внешняя политика.Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Российская федерация на рубеже ХХ-ХХI вв.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Национальная политика и межнациональные отношенияДекларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Ликвидация Советов. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Духовная жизнь.Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге XXI в.Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и США. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

  1. Учебно- тематическое планирование прилагается

  1. Средства контроля

В рабочей программе предусмотрены различные типы текущего контроля:

  1. внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
  2. взаимный (осуществляется учеником над деятельностью одноклассника)
  3. самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

Преобладающие формы  внешнего текущего контроля знаний, умений и навыков:

индивидуальная, групповая и фронтальная.

Индивидуальный текущий контроль. При индивидуальном текущем контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля применяется для выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учащихся и всегда планируется:  когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

Групповой  текущий контроль. При проведении такого текущего контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели текущего контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповая форма текущего контроля организуется при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

Фронтальный текущий контроль. При фронтальном текущем контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого текущего контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся с целью организации педагогической деятельности по коррекции  ЗУН учащихся.

В рабочей программе предпочтение отдается индивидуальному текущему контролю.

Рабочая программа предусматривает проведение взаимного текущего контроля,  который содействует выработке таких качеств личности, как честность, справедливость, коллективизм. Предпочтение отдается проверке усвоения теоретического материала, рецензирование ответов на уроке.

Самоконтроль направлен на  обучение приемам анализа,  формирование критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе, воспитания у учащихся веры в свои способности.

Методы  текущего контроля: устная проверка, проверка  письменных работ.

Формами  контроля  реализации целей, задач и содержания рабочей программы по истории являются:

  • разноуровневые  задания
  • фронтальный и индивидуальный опрос
  • тестирование
  •  исторические словарные диктанты по соответствующим темам курса
  • анализ текста  исторических документов
  • практические работы по составлению сравнительных, хронологических, тематических таблиц
  • тематические эссе
  • тематические и итоговые контрольные работы
  • схемы, доклады и сообщения и иные творческие работы учащихся.

Контрольные работы:

11 класс:

  1. Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.»
  2. Итоговая контрольная работа по истории России.

Критерии оценки знаний учащихся

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
  • называет место, обстоятельства, участников, результаты  исторических событий,  
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
  • объясняет смысл и значение исторических понятий
  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий  
  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории  
  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий  

ХОРОШО

  • называет даты  важнейших событий
  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,    
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • соотносит единичные исторические факты и общие явления
  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,  
  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий  

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий
  • называет место. Обстоятельства важнейших событий
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты
  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,  
  • не может читать историческую карту
  • не может объяснить смысл важнейших понятий  

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  1. читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
  2.  раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
  3.  правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  1. допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
  2. не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  1. допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
  2. не соотносит историческую информацию с картой;
  3.  не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  1. не умеет читать легенду карты;
  2. не распознает историческую информацию, представленную на карте;
  3. отказался работать с контурной картой.

  1. Учебно- методические средства обучения

Основная литература

Учебно-методический комплекс

11 класс

История России

  1. Программа курса «Истории Отечества XX­ начало XXΙ века» и тематическое планирование для 11 класса общеобразовательных учреждений. С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина.- 4-е изд.-М.: ООО ТИД  Русское слово - РС, 2012.- 64 с.
  2. История России Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций./Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.- 2 изд.. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник »», 2015 г. – 424 с.: ил.

Всемирная история

  1. Программа курса «Всемирная история. XX век».11 класс. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина. – М.: ООО ТИД Русское слово - РС, 2012.- 112 с.
  2. История. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных Загладин Н.В. -3-е  изд.–М.: ООО ТИД Русское слово - учебник, 2015 г.- 416 с.

Дополнительная  литература

  1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2009.
  2. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
  3. Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 2011.
  4. ЕГЭ 2010. История. Сдаём без проблем!/П.А. Баранов, С.В. Журавлёва, С.В. Шевченко. –М.:Эксмо, 2009.- 192 с.
  5. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2012.
  6. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Учебно - методические материалы. M. 2010.
  7. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Пособие для учителя. M. 2011.
  8. Загладин Н.В. История России и мира  в ХХ веке. M.2012.
  9. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
  10. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2008.
  11. История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 2008.
  12. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. –М.: Дрофа, 2006.- 176 с.
  13. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2011.
  14. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Всеобщая истории. ХХ век. M. 2012.
  15. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2010.
  16. Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2010.

Информационно-компьютерная поддержка

  1. CD-ROM Учимся вместе. История России. 9-11 классы.- М.: ООО»ПО Евро Оптикал Диск» по заказу издательства «Учитель», Волгоград, 2011
  2. CD-ROM  Энциклопедия школьника. От Средневековья до наших дней.- ООО «Белый  город», Россия, 2007
  3. Единая коллекция ЦОР         http://school-collection.edu.ru/
  4. Единая коллекция ЦОР         http://school-collection.edu.ru/
  5. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»  http://www.openclass.ru/blogs/6335
  6. История России и мира. Электронная энциклопедия.http://istmira.com/istoriya-rossii
  7. История государства. История России.http://statehistory.ru/
  8. Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.http://www.history-at-russia.ru/
  9. Всемирная история. Электронный учебник.http://bibliotekar.ru/istoriya/
  10. Всемирная история. Учебные фильмы.  http://www.intellect-video.com/world-history/

Оборудование:

ПК

Проектор

Карты (атласы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...