Логические памятки для учащихся 9-11-х классов
консультация по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Логические памятки позволят обучающимся эффективно приготовиться к устному выступлению, решить познавательные задачи, выполнить учебно-практические задания. Материал содержит также памятки для характеристики исторического деятеля и разработки опорной схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_pamyatki_dlya_uchashchihsya_9-11-h_klassov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические памятки
Как готовиться к устному выступлению:
- Прочтите все свои выписки, относящиеся к вопросу семинара.
- Выделите основные теоретические положения, ведущие идеи, подбери к ним соответствующие данные и факты, наметь логическую последовательность их изложения.
- Если вопрос предполагает доказательство какого-либо положения, поясни, что доказательство имеет три элемента: тезис (то, что доказывается), аргументы (то, с помощью чего ведется доказательство); логическую связь между тезисом и аргументом.
- Выдели тезис, отбери аргументы, установи смысловую связь.
- Проверь, достаточно ли аргументированы тезисы, основные идеи.
- Продумывая ответ, определи, какой метод ты изберешь: от фактов к тезису или от тезиса к факту; пользуйся аналогией, умей проводить параллель, сравнивать события, факты.
- Используй свои знания по другим предметам, факты, известные из различных источников.
- Сформулируй свои сомнения и вопросы.
- Выступай по существу вопроса кратко, четко, связно, не забудь сделать вывод – обобщение.
Памятка для решения познавательных задач.
- Внимательно прочти условие задачи и запомни вопросы к ней.
- Начни обдумывать данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.
- Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
- Свое решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них нужно доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательства.
- Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
- Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.
- Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.
- Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
Выполнение учебно-практических заданий.
1.Уясните смысл требований (предписания) задания.
2. Подумайте, какие знания необходимы для выполнения задания.
3. Продумайте план выполнения задания:
а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
д) определите сроки выполнения задания (по этапам).
4. Реализуйте составленный план.
5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
Характеристика исторического деятеля.
- Основные биографические сведения; как исторические условия и общественная среда повлияли на формирование взглядов и убеждения этого деятеля;
- Внешность исторического деятеля; какое впечатление производил он на окружающих, как описывают его люди, встречавшиеся с ним;
- Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека; какие противоречия в личности и его деятельности отмечали в нем;
- Перечислите или выборочно охарактеризуйте исторические события, в которых этот деятель принимал непосредственное участие;
- Выясните, как к этому человеку относились современники и потомки (найдите свидетельства людей с разными политическими взглядами);
- Выскажите собственную оценку: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которыми этот деятель добивался поставленных целей; как оцениваете его роль в истории;
- Кратко охарактеризуйте фонд документальной, научной и художественной литературы, посвященной этому человеку.
Как составить опорную схему.
- Внимательно изучите текст, предназначенный для обработки.
- При чтении текста помечайте (выделяйте) узловые положения, события, факты.
- Придумайте или воспользуйтесь существующими символами (из всех учебных предметов), обозначениями к каждому важному положению текста.
- Целесообразно использовать общепринятые аббревиатуры (РФ, ООН, НАТО и др.).
- Нанесите обозначения на чистый лист бумаги.
- Создайте учебные блоки, если в тексте отражено больше, чем одна проблема.
Как составить логическую схему.
- Внимательно изучите текстовый фрагмент, в котором изложен материал для схематизации.
- Определите уровни смысловых единиц, их видовую принадлежность (понятие, признаки, принципы и др.).
- Обозначьте каждую смысловую единицу определенным символом (овал, круг, прямоугольник).
- Расположите уровни по вертикали в логической последовательности (от наименьшего к наибольшему).
- Соедините смысловые единицы стрелками таким образом, чтобы была выражена логика отображаемого исторического материала.
Тщательно выполните работу в чистовом варианте, сделайте необходимые подписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учащихся и родителей 2 класса.
В памятке содержится материал о произношении английских звуков....
Памятка для учащихся и родителей 2 класса.
Как произносить правильно звуки английского языка....
Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"
Данный материал представляет обобщение опыта по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...
Программа факультатива по развитию логического мышления у учащихся
Материал содержит программу с по часовым планированием. Данные темы позволяют развить у учащихся следующие качествафантазию, внимание, упорство,пространственное воображение, сообразительно...
Логические задачи для учащихся 5 класса
Не секрет, что тот, кто быстрее усваивает материал по информатике, хорошо понимает математику. А для изучения языка программирования - понимание математики просто необходимо...
«Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС ООО»
Методическая тема...
Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.
Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обуче...