Конспект и презентация урока истории для 5 класса по теме "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Данная разработка включает в себя методическую разработку, презенацию, рабочие листы и листы оценивания для проведения урока истории в 5 классе по теме "Греки и критяне". Разработан материал в соответсвии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.
Раздел: «Древняя Греция».
Автор: Гордеева Ольга Николаевна, учитель истории МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
Данный материал разработан для изучения обучающимися 5 класса темы «Древняя Греция». Материал разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Основные требования к освоению учащимися блока «Древняя Греция»:
ЛУУД: развивать умение работать с новыми понятиями из области политической сферы, стремление к красоте, опираясь на достижения культуры Древней Греции.
РУУД: развивать умение составлять рассказ по плану об условиях жизни древних греков, о возникновении демократии в Афинах, о политическом устройстве Спарты и Афин.
ПУУД: развивать умение устанавливать причинно – следственные связи процесса создания империи А. Македонского и ее распада, умение сравнивать общественно – политическое устройство Афин и Спарты.
КУУД: развивать умение с достаточной полнотой выражать свои мысли по содержанию новых понятий, объяснять причины войн, вклад древних греков в мировую культуру.
Разработка урока включает в себя маршрутные листы-задания для каждой группы учащихся, листы самооценки.
При изучении курса используется учебник Вигасина А.А. издательства «Просвещение», рекомендованный к использованию в общеобразовательных учреждениях для 5 класса.
Гордеева Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.
Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Тип урока – комбинированный, с элементами проектной деятельности.
Цели урока:
1. Изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать их влияние на занятия древних греков;
2. Развивать основные компетенции:
Информационная:
- извлечение первичной информации;
- первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;
- обработка информации (делает вывод на основе полученной информации).
Коммуникативная:
- продуктивная групповая коммуникация;
- публичное выступление.
Оборудование:
1. презентация учителя по теме «Греки и критяне».
2.Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. «История древнего мира».
3.Компьютер, мультимедийный проектор и экран.
4. Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
- Организационный этап
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы.
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения
2. Актуализация знаний
Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. (2-3) Учащимся необходимо назвать имена, изображённых на слайде лиц и назвать сооружения древности. Проверьте себя (4).
3. Определение темы урока.
(5)Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
О какой стране идет речь?
(6)Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олипийские игры.
(7)Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения:
школа
география
ботаника
арифметика
история
грамматика
тетрадь
кино
(7)Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами.
Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить…
(8) Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре. В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.
В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.
Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества.
(9)Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.
Географическое положение Древней Греции.
Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.
- В какой части света находится Греция?
- На каком полуострове находится Греция
- Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
- Водами какого моря Греция омывается на востоке?
- (10)Оцените свою работу на данном этапе
(10)Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.
Работа с контурной картой: (работа в парах, самопроверка)
- Надпишите название полуострова, на котором была расположена Древняя Греция.
- Нанесите на контурную карту названия областей Греции.
(11)Оцените свою работу на данном этапе
Природные условия Древней Греции.
(12)А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции. Работая в группах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.
Природные условия | Древняя Греция |
Реки | Мелкие пересыхающие речки |
Почва | Плохая, горная почва |
Море | Омывает всю Грецию |
Горы | Много, непроходимые |
Климат | Теплый |
(13)Оцените свою работу на данном этапе.
(14)Занятия населения.
Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.
Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции? Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?
(15-17) Ответы учеников.
Физкультминутка:
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
Мифы Древней Греции.
(18)Любая страна интересна нам не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы. Миф- это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.
Критское царство.
(19)Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Одиссея» описывает остров, на котором гостил Одиссей :
«Остров есть ____________ посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки…»
О каком острове идет речь?
(20)На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.
(21)Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.) Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом. Миф о Тесее и Минотавре.
Мне бы хотелось, что бы и на сегодняшнем уроке вы почувствовали себя настоящими исследователями. Работая в группах, вам необходимо выполнить проблемные задания, а результаты представить в идее проекта.
Учащимся первой группы необходимо сравнить природно-климатические условия Египта и Греции, результаты отобразить в таблице. Из предложенных слайдов выбрать те, что иллюстрируют природу Греции.
Задание второй группе:
«Критское царство было могущественной, процветающей державой со множеством богатых и многолюдных городов». Используя текст учебника, свидетельства историков, приведите аргументы, подтверждающие этот вывод. Свой ответ представьте классу в виде публичного выступления.
Задание третьей группе: Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел.
Задание четвёртой группе: На основании полученных знаний придумать миф, раскрывающий один из фактов истории Греции.
Представление проектов групп, оценка работы.
Сегодня на уроке вы показали очень хорошие знания. Все работы были интересными. А сейчас давайте заслушаем, как вы оценили свои работы по критериям.
Итог урока:
Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!
Домашнее задание: п. 24; творческое задание – подготовить исторический экскурс по Древнему Криту; для любознательных: объяснить значение выражения «нить Ариадны»
Предварительный просмотр:
Лист самооценки ученика (-цы) ________________________________________
Задание №1 | Задание №2 Работа с картой | Задание №3 Работа с контурной картой | Задание №4 Природа Греции | Оценка проекта | Итоговая оценка |
Лист самооценки ученика (-цы) ________________________________________
Задание №1 | Задание №2 Работа с картой | Задание №3 Работа с контурной картой | Задание №4 Природа Греции | Оценка проекта | Итоговая оценка |
Лист самооценки ученика (-цы) ________________________________________
Задание №1 | Задание №2 Работа с картой | Задание №3 Работа с контурной картой | Задание №4 Природа Греции | Оценка проекта | Итоговая оценка |
Лист самооценки ученика (-цы) ________________________________________
Задание №1 | Задание №2 Работа с картой | Задание №3 Работа с контурной картой | Задание №4 Природа Греции | Оценка проекта | Итоговая оценка |
Лист самооценки ученика (-цы) ________________________________________
Задание №1 | Задание №2 Работа с картой | Задание №3 Работа с контурной картой | Задание №4 Природа Греции | Оценка проекта | Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."
познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...
разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"
данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...
Конспект (+презентация) урока математики 6 класс Координаты на плоскости
Введение прямоугольной декартовой системы координат. Содержит конспект урока и презентацию урока....
Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*
Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....
Конспект + презентация урока истории в 5 классе "Греция и Крит в эпоху бронзы"
Конспект + презентация урока истории в 5 классе "Греция и Крит в эпоху бронзы"...
Презентация урока истории 5 класс "Появление неравенства и знати"
Презентация урока истории 5 класс "Появление неравенства и знати"...