Сценарий урока истории в 5 классе "Древняя Ассирия" в соответствии с ФГОС
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Предлагаемые материалы могут быть использованы для проведения урока истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_drevnyaya_assiriya.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока истории в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Тема урока: Древняя Ассирия

Тип урока: изучение нового материала (урок «открытия» нового знания).

Цель урока (для учителя): формирование представления об особенностях исторического развития Древней Ассирии


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Предметные
  • знать местонахождение Древней Ассирии, особенности ее климата и природных условий,
  • знать занятия ассирийцев, оружие и методы ведения военных действий,
  • определять на исторической карте местонахождение Ассирийской державы и основные направления военных походов.

  1. УУД, метапредметные
  • Познавательные:

  • постановка учебной задачи,
  • выбор способов ее решения,
  • поиск информации,
  • умение сформулировать проблему и найти способ ее решения,
  • умение работать с информацией, структурировать ее, устанавливать причинно-следственные связи,
  • умение доказывать свою точку зрения

  • Коммуникативные

  • умение вступать в диалог и вести его,
  • умение работать в паре и группе

  • Регулятивные

  • умение ставить цель, планировать путь ее достижения, корректировать первоначальный план

  1. Личностные

  • смыслообразование (определение практического значения знания),
  • формирование личностного отношения к историческим событиям,
  • нравственно-этическое оценивание,
  • формирование уверенности в своих силах

Средства обучения (УМК): учебник Вигасина А.А. «История Древнего мира», атлас по истории Древнего мира, раздаточный материал, магнитная доска.

                     Ход урока

    Содержание педагогического взаимодействия                                                                             

Планируемые задания и результаты деятельности уч-ся

     Этапы     (модули)

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятив

ные УУД

Личностные УУД

Задания

формируемые УУД

Задания

формируемые УУД

Задания

формируемые УУД

Задания

формируемые УУД

Мотивационно-целевой

Мотивация,

постановка учебной цели, ее принятие 

Историческая разминка.

Поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения.

Историческая разминка.

Умение вступать в диалог в группе и вести его.

Историческая разминка.

Умение ставить цель и планировать действия для ее достижения.

Историческая разминка.

Смыслообразование (определение практического значения имеющихся знаний.)

Ориентацион-

ный

Актуализация,

введение в тему; создание проблемной ситуации, принятие цели УПД

 

Блок вопросов «Для чего мы собрались?»

Умение сформулировать проблему и найти способ ее решения.

Блок вопросов «Для чего мы собрались?».

Умение вступать в диалог и вести его

Блок вопросов «Для чего мы собрались?»

Умение ставить цель и планировать действия для ее достижения.

Блок вопросов «Для чего мы собрались?»

Смыслообразование

Содержательно-операционный

Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция

Заполнение схемы («фишбон»).

Промежуточное подведение итогов.

Работа с текстом «Я – ассирийский воин»

Умения работать с информацией, структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следсвенные связи, доказывать свою точку зрения.

Заполнение схемы («фишбон»).

Умение вступать в диалог, умение работать в паре.

Заполнение схемы («фишбон»).

Умение оценивать правильность выполнение задания.

Умение оценивать степень достижения результата, корректировка плана.

Работа с текстом «Я – ассирийский воин»

Личностное отношение к историческим событиям, умение поставить себя на место другого, нравственно-этическое оценивание.

Контрольно-оценочный  

Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели)

Блок вопросов «Удалось ли нам?»

Умение структурировать полученные знания

Блок вопросов «Удалось ли нам?»

Умение вступать в диалог и вести его

Блок вопросов «Удалось ли нам?»

Умение оценивать степень достижения цели

Блок вопросов «Удалось ли нам?»

Позитивное отношение к результатам своего труда, уверенность в своих силах.


 1. Задание «Историческая разминка».  Класс делится на три группы. Каждая получает вопрос-загадку (объяснить название). Время подготовки ответа – 3 минуты. Представитель группы озвучивает задание и ответ .  Учитель загадывает загадку № 4. Ученики приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что недостаточно информации об этом. Формулируют тему урока.

  1. Группа № 1 – «Египет – страна пирамид».
  2. Группа № 2 -  «Египтяне говорили, что в Междуречье течет «великая перевернутая река».
  3. Группа № 3 – «Греки называли финикийцев «красящие в лилово-красный цвет»
  4. Учитель – «Жители Древнего Востока называли столицу Ассирии «городом крови».

2. Блок вопросов «Для чего мы собрались?»

  1. Сможем ли мы изучить всю историю Древней Ассирии на этом уроке? (Нет)
  2. На какой вопрос мы сможем ответить? (Почему столицу Ассирии называли «город крови»?)
  3. Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Почему мы смогли ответить на три первых вопроса?) (Изучить особенности истории Древней Ассирии)
  4. По какому плану мы изучали историю других древних государств? (Географическое положение и природные условия, занятия жителей, отличие от других стран).
  5. Чем мы будем пользоваться для работы? (Текст учебника, карта в учебнике и в атласе, раздаточный материал, схема «фишбон»).
  6. Как мы узнаем, что достигли результата? (Найдем ответ на вопрос).

3.Заполнение схемы «Фишбон». Работа в парах.

1) Выбрать из предложенного списка и записать на верхних строчках схемы словосочетания, которые описывают природные условия Древней Ассирии (мягкий морской климат, почти нет плодородной земли, долины, низменности, много плодородной земли, сухой суровый климат, горы и предгорья). Одна пара работает на доске с помощью карточек. Время работы – 5 минут. Проверка результата: каждая пара оценивает работу пары у доски с помощью табличек «да» и «нет».

2) Выбрать из текста параграфа слова (словосочетания), описывающие занятия ассирийцев, записать их на нижние строчки схемы под соответствующими природными условиями. Одна пара работает на доске с помощью карточек. Время работы – 5 минут. Проверка результата: каждая пара оценивает работу пары у доски с помощью табличек «да» и «нет». 3) Сделать вывод:  к чему вынуждали ассирийцев особенности местности, где они жили?

4.Промежуточное подведение итогов. Определение, достигнута ли первоначальная цель. (Нет)

  1. Что мы узнали об ассирийцах? (они были воинами)
  2. О каком отношении к ним говорит название их столицы  - «город крови» (о плохом отношении).
  3. Что мы должны узнать, чтобы понять, почему к ним так относились? (как ассирийцы обращались с завоеванными народами).

5 .Работа с текстом «Я – ассирийский воин».

  1. С помощью текста параграфа вставить в текст пропущенные слова.  Работа индивидуальная. Время на выполнение – 5 минут. Взаимопроверка.

«Я – ассирийский воин. Я иду в бой, вооружившись ___________ и боевым _____________ из _____________. В нашем войске есть пешие воины и ___________.

Вот перед нами широкая река. Я достаю ___________ _________, надуваю его и переправляюсь __________.

Неприступная крепость для нас не преграда. Мы используем _________ - тяжелое ___________, подвешенное к деревянной раме на ____________ _________. Воины-__________ раскачивают его. Наконечник из _____________ крошит и дробит _______________ __________.

Завоеванные народы боятся восстать против нас! Мы разрушаем _______________ _________ и уничтожаем _________. Мы увозим богатую добычу и уводим в _______ целые народы!

Объясни чужеземцам, в чем секрет нашей военной удачи.»

  1. Перечислить причины, почему никто не мог противостоять ассирийцам (оружие, методы ведения войны, обращение с покоренными народами»).
  2. Дайте свою оценку действиям ассирийцев.

6.Блок вопросов «Удалось ли нам»

  1. Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему столицу Ассирии называли  «город крови»?
  2. Почему?
  3. Достигли ли мы поставленной цели?
  4. Перечислите, что мы делали, чтобы ответить на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по истории Древнего мира в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по истории Древнего мира в соответствии  с ФГОС для 5 класса...

Сценарий урока истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном" в соответствии с ФГОС

Предлагамые материалы можно использовать для работы на уроках истории в 5 классе....

Сценарии уроков истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предлагаемые материалы можно использовать при изучении истории в 5 классе, темы "Древняя Ассирия" и "Вторая война Рима с Карфагеном"...