Промежуточная аттестация по истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Акушевич Вероника Анатольевна

Экзаменационный материал по истории России по курсу 7 класса "История России конец XVII-XVIII вв." в форме устного экзамена

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promezhutochnaya_attestatsiya_po_istorii._7_klass.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №121»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                

заместителем директора по УР

_____________(____________)

Экзаменационный материал

по истории России по курсу 7 класса

«История России конец XVI – XVIII век»

Подготовила:

Акушевич Вероника Анатольевна,

учитель истории и обществознания первой категории

Снежинск-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования за курс 7 класса, а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования учащихся 7 класса.

 Целью изучения курса являлось  формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России на протяжении конца XVI – XVIII веков.

Курс был  построен по хронологически - тематическому принципу в соответствии с программой для  7  класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Вопросы касаются разных сфер истории – социальных отношений, политики, развития науки и культуры, международных отношений.

Экзаменационный материал  составлен с учетом возрастных особенностей учащихся 7 класса. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Нормативные документы:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с конца XVII-XVIII век.: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII-XVIII вв. 7 класс// А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 класс. М.: Просвещение, 2008.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 7  класса по истории  в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в

ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

Структура:

Экзаменационный материал составлен в виде билетов в количестве   21.

Каждый билет включает 2 вопроса:  один теоретический (устный), второй – практический (письменный). Практическое задание представлено  в виде 1 или нескольких документов (небольшие по объему и объединены одной тематикой). В задании 2 вопроса.

Первый  вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления из истории России.  При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил практическое задание: изучил исторический документ и выполнил два задания к нему. В этом случае проявляются и оцениваются умения извлекать и анализировать информацию из исторических источников.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 40–45 минут. Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ КОНЕЦ XVI – XVIII ВЕК  (7 КЛАСС)

БИЛЕТ № 1

1. Внутренняя и внешняя политики Бориса Годунова

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 2

1. Московское государство в период Смуты

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 3

1. Экономическое развитие России в XVII веке

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 4

1. Усиление самодержавной власти в правление первых Романовых

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 5

1. Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 6

1. Народные движения в XVII веке

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 7

1. Внешняя политика России в XVII веке

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 8

1. Развитие науки и культуры в XVII веке

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 9

1. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра I

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 10

1. Реформы Петра I

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 11

1. Внешняя политика Петра I

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 12

1. Экономика России в 1 четверти XVIII века

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 13

1. Дворцовые перевороты.  Внутренняя политика России в 1725-1762 гг.

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 14

1. Внешняя политика России в 1725-1762

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 15

1. Развитие науки и культуры в 1 половине XVIII века

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 16

1. Внутренняя политика Екатерины II

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 17

1. Экономическое развитие России во 2 половине XVIII века

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 18

1. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 19

1. Внешняя политика Екатерины II

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 20

1. Внутренняя и внешняя политика Павла I

2. Ответ на вопросы документа

БИЛЕТ № 21

1. Развитие науки и культуры во 2 половине XVIII века

2. Ответ на вопросы документа

Критерии оценки устного ответа ученика на экзамене по истории в 7 классе

Ответ ученика на "5"

а) показано  хорошее знание фактического материала;

б) понимание взаимосвязи событий,

в) точно использованы научные термины;

г) раскрывает причинно - следственные связи;

д) ответ  ученика мотивирован и доказателен;

е) ответ грамотен исторически и литературно;

ж) обобщения  и выводы опираются на факты и примеры не только ученика, но и дополнительной литературы;

з) Показано умение выделять отдельные факты, обобщать их;

и) может содержать небольшую неточность, которая не вызывает сомнения в прочном знании программного материала.

Ответ ученика на "4"

а) показано  хорошее знание фактического материала;

б) раскрывает причинно - следственные связи;

в) ответ  ученика мотивирован и доказателен;

г) ответ грамотен исторически и литературно

д) обобщения  и выводы опираются: на факты и примеры шире, чем базовое содержание учебника;

е) допустимы отдельные ошибки, незначительные в содержании, способе изложения материала.

Ответ ученика на "3"

а) показал хорошее знание материала в пределах школьной программы;

б) ответ грамотен исторически и литературно;

в) раскрывает причинно - следственные связи;

г) допустил ошибки по отдельным вопросам программы;

д) самостоятельно  исправил допущенные ошибки, когда были заданы по вопросу дополнительные задания

Ответ ученика на "2"

а) не показал  знания программного  материала;

б) допустил грубые ошибки, которые не в состоянии исправить при дополнительных вопросах;

в) не грамотен литературно и исторически;

г) не умеет обобщать и делать выводы

Критерии оценки письменного  ответа ученика на экзамене по истории в 7 классе

Задания письменной части экзамена оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За задания 1–2, ориентированных  на анализ исторического источника,   ставится от 0 до 1 балла.  

Элементы ответа

Баллы

Указаны все элементы ответа

1

Элементы ответа не указаны или указаны неверно

0

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

XVII ВЕК

1584-1598 – правление царя Федора Ивановича

1589 – учреждение патриаршества в России

1597 – указ об «урочных летах» (введение пятилетнего сыска беглых крестьян)

1598-1605 – правление Бориса Годунова

1605-1606 – правление Лжедмитрия I (Григория Отрепьева)

1606-1607 – восстание под предводительством Ивана Болотникова

1606-1610 – правление Василия Шуйского

1608-1610 – Лжедмитрий II в Тушино

1610-1612 – правление «Семибоярщины» (Боярской Думы)

1609 – начало польской интервенции

1609-1611 – оборона Смоленска

1611 – образование I Ополчения

1612 – образование II Ополчения, освобождение Москвы

1613 – Земский собор, избрание царем Михаила Романова, конец Смуты

1617 – Столбовский мир со Швецией

1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой

1613-1645 – правление Михаила Федоровича Романова

1653 – Таможенный устав

1667 – Новоторговый устав

1649 – Соборное Уложение (свод законов), окончательное оформление крепостного права

1645-1676 – правление царя Алексея Михайловича

1648 – Соляной бунт в Москве

1662 – Медный бунт в Москве

(1667)-1670-1671 – крестьянское восстание под предводительством Степана Разина

1653-1655 – начало церковной реформы патриарха Никона

1632-1634 – Смоленская война с Польшей

1654-1667 – русско-польская война, 1667 – Андрусовское перемирие с Польшей

1654 – Переяславская рада. Объединение России с Левобережной Украиной  

1676-1681 – русско-турецкая война, Бахчисарайский мирный договор

1686 – «Вечный мир» с Речью Посполитой (Польшей)

1687, 1689 – Крымские походы Василия Голицына

1689 – Нерчинский договор с Китаем

1687 – открытие Славяно-греко-латинской академии

1648 – открытие Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой

1676-1682 – правление царя Федора Алексеевича

1682 – вступление на престол малолетних Ивана и Петра

1682-1689 – регентство царевны Софьи

1689 – начало царствования Петра

1695, 1696 – Азовские походы Петра I

1697-1698 – Великое посольство в Европу

XVIII ВЕК

1700 – переход на европейское летоисчисление. Новый год – 1 января

1700-1721 – Северная война

1703 – основание Санкт-Петербурга

1709 – сражение под Полтавой

1711 – Прутский поход Петра I

1714 – Гангутское морское сражение

1720 – сражение у о. Гренгам

1721 – Ништадтский мир. Окончание Северной войны

1711 – создание Правительствующего Сената

1718-1720 – упразднение приказов, создание коллегий

1714 – указ о единонаследии (дворянские поместья приравнивались к боярским вотчинам)

1722 – Табель о рангах

1708 – областная реформа, создание губерний

1721 – создание Правительствующего Синода

1721 – Россия провозглашена империей

1724 – введение подушной подати

1705 – 1706 – Астраханское восстание

1707-1708 – восстание под предводительством Кондратия Булавина

1714 – открытие Кунсткамеры и 1 публичной библиотеки

1725 – открытие Академии наук и художеств

1725-1762 – эпоха Дворцовых переворотов

1725-1727 – правление Екатерины I (супруга Петра I)

1727-1730 – правление императора Петра II Алексеевича (внук Петра I)

1730-1740 – правление Анны Иоанновны (племянница Петра I, дочь Ивана Алексеевича)

1740-1741 – правление Ивана Антоновича, сына Анны Леопольдовны – племянницы Анны Иоанновны

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны (дочь Петра I)

1761-1762 – правление Петра III (племянник Елизаветы Петровны)

1762-1796 – правление Екатерины II Алексеевны

1754 – отмена внутренних таможенных пошлин

1762 – «Манифест о вольности дворянской» (дворяне освобождены от обязательной службы государству)

1733-1735 участие России в войне за «польское наследство»

1735-1739 – русско-турецкая война. Белградский мир

1741-1743 – русско-шведская война. Абоский мир

1756-1763 – Семилетняя война

1764 – секуляризация церковных земель

1767 – созыв Уложенной комиссии (для разработки нового свода законов)

1785 – «Жалованная грамота дворянству» (подтверждены все привилегии дворян после Петра I)

1785 – «Жалованная грамота городам»

1775 – губернская реформа (усиление контроля власти над населением страны)

1773-1775 – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

1768-1774 – русско-турецкая война. Кючук-Кайнарджийский мир.

1770 – победа Румянцева у реки Ларги

1770 – А. Орлов и Спиридов – Чесменское морское сражение

1787-1791 – русско-турецкая война. Ясский мирный договор

1788 – взятие крепости Очаков (Г. Потемкин)

1790 – взятие крепости Измаил (А.В. Суворов)

1791 – Ф. Ушаков разгромил флот турков в Керченском проливе

1772, 1793, 1795 – разделы Речи Посполитой (Польши)

1787-1791 – русско-шведская война

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова

1755 – открытие Московского государственного университета

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОНЯТИЯ

Земский собор – состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел.

Приказы – органы центрального управления России в 16 – начале 18 века (при Петре I приказы заменены коллегиями).

Дворяне – люди, которые получали за службу государю земельный надел (поместье)

Поместье – условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.

Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

Бобыль – представитель бедного, иногда бездворового зависимого населения, несшего сокращенные феодальные повинности.

Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий.

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.

Сословие – это большая группа людей, права и обязанности которой юридически (законом) закреплены

и передаются по наследству.

Белые слободы – название различных поселений, население которых временно освобождалось от государственных повинностях.

Владельческие крестьяне – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций (помещики, бояре, церковь, царская семья).

Черносошные крестьяне – лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности.

Подворная подать – часть государственного налога, определенного властью для городской и сельской общины, распределенная между дворами.

Поземельная подать – налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли.

Соборное уложение – свод законов Московского государства, принятый в 1649 году.

Крепостное право – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

Гетман – после вхождения Украины в состав России называли правителя Украины и главу украинского казачьего войска.

Регентство – временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

Абсолютизм – форма правления государством, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть (при Петре I).

Аристократия – родовая знать.

Меркантилизм – экономическая политика, при которой государство активно вмешивается в экономику, поддерживает купечество, поощряет развитие отечественного производства.

Протекционизм – экономическая политика государства, которая направлена на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания помощи предпринимателям.

Подушная подать – основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.

Приписные крестьяне – дворцовые (дворец – собственность семьи царя) крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, то есть были приписаны к ним.

Работные люди – общее название рабочих на промыслах и в промышленности.

Отходники – крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест на мануфактуры и сельскохозяйственные работы.

Посессионные крестьяне – государственные крестьяне, переданные властям купцам в условное владение для работы на частных предприятиях.

Ассамблея – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

Кондиции – условия

Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Монополия – исключительное право.

Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Межевание – определение на местности и оформление границ земельных владений.

Секуляризация – обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

Капитал – состояние, совокупность материальных ценностей.

Коалиция – союз

Нейтралитет – отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте и т. п.

Барокко – одно из главных направлений в искусстве, отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.

Классицизм – стиль и направление в искусстве и литературе, отличающееся обращением к античному наследию как образцу.

Сентиментализм – течение в литературе и искусстве, отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состояния, переживаний героя.

Документы

УКАЗ О ПЯТИЛЕТНЕМ СЫСКЕ БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН. 1597 г.

Царь и великий князь Федор Иванович всея Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и ... из монастырских вотчин
выбежали до нынешнего ... году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего ... году лет за шесть и за семь и за десять и больше ... суда не давать и назад их не вывозить.

ВРЕМЯ БОРИСА ГОДУНОВА ГЛАЗАМИ ПОЭТА К. Д. БАЛЬМОНТА

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны
Толпы людей скиталися без крова,

А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дальний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» -
Из тьмы лесов стремился на царя.

На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот - озверены и неодеты,
И сны осуществились наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,

Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,

И каждый дом был сумрачный вертеп ...

Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.

Вопросы к документам:

1. Какие крестьяне подлежали возвращению бывшим владельцам? Дайте оценку документу о сыске беглых.

2. О каких событиях идет речь в стихотворении?

3. Правление Бориса Годунова по-разному оценивают историки. Как вы думаете, под впечатлением каких оценок родилось стихотворение К. Д. Бальмонта?

РУССКИЙ ИСТОРИК В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЛЖЕДМИТРИИ I

На престоле московских государей он (Лжедмитрий I) был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренной, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас
показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.

Вопросы к документу:

1. Чем отличался Лжедмитрий I от предшествующих русских государей?

2. Как могли относиться к поведению молодого царя современники?

ИЗ ЗАПИСОК НЕМЕЦКОГО УЧАСТНИКА ВОССТАНИЯ БОЛОТНИКОВА

Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя со своими силами через Комарицкую волость, Калугу и далее к Москве до Котлов (местность на южной окраине Москвы). Всю область, которую он прошел, он привел к присяге Димитрию и усилил значительно свое войско. По рождению Болотников был московитом, но в юности был взят в плен татарами (против которых московиты ежегодно были вынуждены воевать) и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять тяжелую грубую работу и, наконец, был освобожден немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезен в Венецию. Оттуда через Германию он пришел в Польшу и узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве во время его отсутствия.

Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Димитрия, его проэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный воин, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников-злодеев. Когда Болотников ответил, что он готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: «Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю и шубу ... и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими тысячами войска, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью Божией попытаешь счастья против моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в Польше ... видел и говорил со мной и получил из моих рук это послание». С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью, так как возбужденные путивляне твердо поверили, что Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал и жив, и что они поэтому тем горячее будут бороться против изменников, и ради него, Дмитрия, не пожалеют своей крови и имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий, а снова поставленный от Польши самозванец. На основании письма и рассказов Болотников был назначен большим воеводой (т. е. верховным главнокомандующим) и с 12 тыс. человек отправился через Комарицкую волость к Москве, которая была ими осаждена ...

Московские жители послали в лагерь к Болотникову своих людей и через них потребовали, что если Димитрий (который был ранее в Москве) жив и находится при нем
в лагере или где-либо, то он должен его им представить в лицо ... Болотников ответил: «Царь воистину живет в Польше и будет скоро здесь. Я сам был у его руки, и он лично назначил меня вместо себя верховным главнокомандующим и отправил меня в Путивль с письменным приказом». «Нет, - сказали москвитяне, - это, должно быть, другой: Димитрия мы убили». И усовещевали Болотникова прекратить проливать невинную кровь,
покориться Шуйскому, их царю: он сделает его знатным господином. Болотников ответил отказом: «Я дал моему государю торжественную клятву пожертвовать за него самою жизнью, ее я сдержу, делайте, как хотите; поскольку вы не намерены сдаться по добру, я намерен принудить вас к этому. Я навещу вас скоро ... »

Вопрос к документу:

1. Какова биография Болотникова?

2. Какие обстоятельства побудили И. Болотникова выступить против московского правительства?

РУССКИЙ ИСТОРИК В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЗЕМСКОМ СОБОРЕ 1613 г.

Боярская Дума, ставшая во главе государства по низложению Шуйского, жила не долго и сама по себе распалась с захватом поляками Москвы. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразовалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию.

Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы национальные и религиозные. Призыв архимандрита Дионисия поднял нижегородцев во главе с Кузьмой Мининым, а затем и другие города, людей служилых, дворянских и простой народ. Нашелся и вождь, достойный этого патриотического движения, - князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В октябре месяце 1612 года ополчение под его руководством освободило от поляков Москву и погнало их за пределы Русского государства.

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие - другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, М. Ф. Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М. Ф. Романову.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя - Михаила Федоровича.

Вопросы к документу

1. Какова была главная особенность Земского собора 1613 года?

2. Как вы думаете, почему царем был избран Михаил Романов?

РУССКИЕ ТУЗЕМНЫЕ ТОВАРЫ, ОТПУСКАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ АРХАНГЕЛЬСК

(ИЗ ДОНЕСЕНИЯ ШВЕДСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В МОСКВЕ И. ДЕ РОДЕСА)

Льняное семя находится около Казани, Нижнего, Костромы, Ярославля, Вологды, Галича и по Двине внутрь страны ...

Лосиные кожи также в достаточном количестве возятся из Сибири ...

Русское полотно... делается больше всего в ярославской, вологодской [областях].

Воск добывается в большом изобилии в нижней [нижегородской], казанской, также в мордве и еще в других местностях.

Сала много добывается в казанской, нижней [нижегородской], московской, ярославской и вологодской областях ...

Ворвань вытапливается из тюленей, которые бьются рыбаками и крестьянами, как и самоедами, на Белом море, у самоедского берега.

Смола и деготь гонится в каргопольской [области] ...

ИЗ НОВОТОРГОВОГО УСТАВА 1667 года

На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать ...

А если какие иноземцы захотят товары свои из города [Архангельска] возить в Москву и в иные города, им платить ... пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят ...

Вопросы и задания к документам:

1. Где и какие товары производились в России в XVII веке?

2. Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667 года?

3. С какой целью было необходимо принять такие меры?

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ РОССИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА А. ОЛЕАРИЯ

Рабами и крепостными являются все они [русские]. Подобно тому как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими «холопами», то есть рабами и крепостными, так же точно и у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например «Ивашка», а не «Иван» или «Петрушка, твой холоп».

Иностранцы, находящиеся на службе у великого князя, должны унижаться таким же образом.

В тех случаях, когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти или милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя вновь. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться.

Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.

Вопросы к документу:

1. Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения?

2. В чем это проявлялось?

ИНОСТРАНЕЦ А. ОЛЕАРИЙ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тираническим.

С малых лет [вельможи] внушают ... детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко. Они говорят, что все, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю. Никто из них, под страхом телесного наказания, не смеет самовольно выехать из страны. Ни один купец не имеет права без соизволения царя перейти границу страны и вести за границею торговлю.
Жалованье он [царь] всегда уплачивает очень правильно, а иным выдает его за несколько месяцев вперед; поэтому-то народ отовсюду так часто является к нему на службу. У него имеется также многочисленный придворный штат.

У великокняжеских слуг и придворных замечается то же явление, что и при дворах большинства государей. Некоторые, имеющие более близкий и частый доступ к государю, гораздо своекорыстнее, грубее и скупее других. Поэтому, чтобы привлечь их на свою сторону, нужно относиться к ним почтительно и делать им подарки, зачастую не ради того, чтобы они что-либо хорошее сделали, но чтобы они не сделали чего-нибудь худого.
С помощью подарков, которые они зовут «посулами», можно всего добиться.

Государственные советники и бояре не только привлекаются ко двору для государственных дел, но служат и в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства, которые русские называют «приказами».

Во всех приказах находится очень много писцов, пишущих красивым почерком и довольно хорошо обученных счетному искусству. Для счета употребляют они косточки от слив, которые каждый имеет при себе в небольшом кошельке.

Брать подарки, правда, воспрещено всем под угрозою наказания кнутом, но втайне это все-таки происходит; особенно писцы охотно берут «посулы», благодаря которым часто можно узнавать и о самых секретных делах, находящихся в их руках».

Вопросы  к документу:

1. Какие черты российской политической системы управления отражены в документе?

2. В чем, на ваш взгляд, состояли преимущества государевой службы перед другими видами занятий населения?

ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ

Патриарх, после великого князя, имеет наибольшую честь и власть в стране. Он судья над духовными в делах, которые не подлежат одному лишь светскому праву, ему принадлежит надзор над религиозными делами, добрыми нравами и христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему.

Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Что же касается римско-католиков, или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религиею были как бы мерзостью в их глазах. Эта древняя и как бы прирожденная ненависть и недружелюбие русских к папистам, или латинской церкви, впитана их предками от греков и их религии. Так как греки видели примеры соблазна и тирании в поведении представителей латинской церкви, то они восчувствовали к ним омерзение и гнев, передавшиеся и их потомству.

Вопросы к документу:

1. В чем конкретно выражалась власть патриарха в России XVII века?

2. Как относились русские к представителям других религий?

ИНОСТРАНЕЦ А. ОЛЕАРИЙ О РУССКИХ ЛЮДЯХ

Среди них много людей пожилых, 80-, 100- либо 120-летних. Только в этом возрасте они подвержены болезням. Они не знают, что такое врач, разве только император и некоторые главные вельможи. Они даже считают нечистым многое из того, что используется в медицине, среди прочего неохотно принимают пилюли; что касается промывательных средств, то они их ненавидят. Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни.

< ... > [У москвичей, как правило, имелось] мало запасов и утвари. У большинства не более трех или четырех глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало у них оловянной и еще меньше серебряной посуды - разве чарки для водки и меду. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны
циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.

< ... > Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не столько в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.

Бояре носили платье из роскошных тканей - тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада - Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии - и были очень дороги.

Посадские люди могли купить себе только сравнительно дешевые привозные ткани - кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома - льняное полотно, холст и грубошерстные сукна - сермягу, армячину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей.

ДЕНЬ В ГОСУДАРЕВОМ ДВОРЦЕ. ИЗ КНИГИ ИСТОРИКА И. Е. ЗАБЕЛИНА
«ДОМАШНИЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

Царь Алексей Михайлович держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины.

В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы.

В дворовом штате состояли дураки-шуты, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались. Зимою цари любили смотреть медвежье поле, бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и во всю осень часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную  охоту. Эта потеха изменяла обыкновенный порядок дня. Лето государь проводил в загородных дворцах. Зимою он хаживал иногда сам на медведя, на лося, охотился за зайцами.

Вопросы и задания к документам:

1. Каким образом русские люди лечились в XVII веке при отсутствии врачей?

2. Выделите общее и особенное в одежде бояр и посадских людей.

3. Какие особенности отличали повседневный быт царя?

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОБОРА 1682 года ОБ ОТМЕНЕ МЕСТНИЧЕСТВА

И великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху и властем и своим государевым бояром говорить: ... вся наша царская палата, то есть бояре, окольничие и думные люди, тако ж стольники, и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общаго государственнаго добра советования, постановления и утверждения, избранные благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческаго ничто ино токмо гордость и любви отсечение и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вси радостными сердцы нам, великому государю, донесли, чтоб мы, великий государь, указали, то виновное всякия злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить.

ИНОСТРАНЕЦ ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ О В. В. ГОЛИЦЫНЕ

Все управления, бывшие до сих пор в руках у бояр, были заменены людьми простыми, так как князь Голицын желал иметь подчиненных, а не товарищей. Такое самовластие возбудило против Голицына великую ненависть знатных людей. Но они ничего не могли ему сделать, и Голицын повелевал всем государством так, как ему казалось лучше.

Он убеждал дворян отдавать детей своих учиться ... разрешил им посылать детей в латинские училища в Польшу, другим же советовал нанимать для детей польских
гувернеров; иностранцам он разрешил свободный въезд и выезд из Московии, что до него не было в обычае.

Он желал также, чтобы дворяне путешествовали за границу для изучения военного искусства, так как задался целью учредить порядочное войско вместо полчищ из крестьян, которые, будучи призываемы на войну, оставляют свои поля без обрабатывания; вместо этой бесполезной для государства службы он предполагал обложить население умеренною подушною податью. Он думал также содержать постоянные посольства при главнейших европейских дворах и дать полную свободу вероисповеданиям в Московии.

Собственный дом его был одним из великолепнейших в Европе, покрыт медными листами и внутри украшен дорогими коврами и прекрасною живописью; все это до того понравилось боярам и народу, что во время его управления в Москве было выстроено более 3000 каменных домов.

Намерением Голицына было поставить Московию на одну ступень с другими государствами. Он собрал точные сведения о состоянии европейских держав и их
управлений и хотел начать с освобождения крестьян, предоставив им земли, которые они в настоящее время обрабатывают в пользу царя, с тем, чтобы они платили ежегодный налог.

Вопросы к документам:

1. Чем в постановлении Собора объясняется необходимость отмены местничества?

2. Чем объясняет это же в своих записках де ла Невилль?

3. Какие проекты реформ В. В. Голицына называет иностранный автор?

4. Какие черты быта Голицына говорят о его тяге к европейской культуре и образу жизни?

ИЗ РУКОПИСИ СЕКРЕТАРЯ ПРУССКОГО ПОСОЛЬСТВА В РОССИИ

И. Г. ФОККЕРОДТА О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА РУССКОГО ФЛОТА

... В то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр I иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр I, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере, лежавшем недалеко от Москвы. На них забавлялся плаванием в обществе нескольких английских и голландских купцов.

Вопросы к документу

1. Чем объясняет автор записок тягу Петра к строительству кораблей?

2. В какие государственные преобразования вылились эти юношеские забавы царя?

ИЗ МАНИФЕСТА ПЕТРА I ОПРИСОЕДИНЕНИИ ЭСТЛЯНДИИ К РОССИИ (1710 год)

 

Король шведский, по причине известного своего упорства, не дает нам никакого покоя, так что для верности достижения этой справедливой конечной цели мы вынуждены направить свои вооруженные силы в Эстляндию, дабы укрепиться в ее морских гаванях и тем самым защитить себя от всяких вторжений. В особенности мы сочли необходимым с помощью Божьей овладеть городом Ревелем.

О ПОЛТАВСКОЙ БИТВЕ. ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА ДАНИЭЛА КРМАНА - ПОСЛА ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ СЛОВАКИИ ПРИ ВОЙСКЕ КАРЛА XII

... Когда оба войска, сильно утомившиеся, отдохнули в течение часа, король Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов. Итак, с помощью этих и других больших пушек, которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа ... и стрелявшими в шведов по 50 раз, они [московиты] уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие, голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты, часть же обратилась в бегство.

Король же, когда кровь текла у него из недавно раненной и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля ... И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя.

Вопросы к документам:

1. Чем объясняет царь Петр в своем манифесте необходимость присоединения Эстляндии к России?

2. В чем увидел автор путевого дневника причину поражения Карла XII? Согласны ли вы с этой оценкой? Что, на ваш взгляд, явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой?

РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ ПЕТРА I

Понедельник, вторник, среда, четверг - делать Устав Адмиралтейский.

Пятница - в Сенат, субботнее утро - история о войне, воскресное утро - чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Писано в 31 день октября 1721 г.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ (23 марта 1714 года)

1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое ... тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который внедвижимых наследником будет.

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были
уступать и самые важные государственные дела. Даже если Петр задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счет, без отягощения государства.

Вопросы к документам:

1. Какие, на ваш взгляд, стороны государственной деятельности не оказались включены в распорядок Петра I?

2. В чьих интересах был издан указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

3. Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА

1721 июль, 18

Я ездил смотреть князя Гагарина, повешенного недалеко от большой новой биржи. Он был прежде губернатором всей Сибири и делал, как говорят, очень много добра сосланным туда пленным шведам, для которых в первые три года своего управления истратил будто бы до 15000 рублей собственных денег. Его вызвали сюда, как говорят, за страшное расхищение царской казны. Он не хотел признаваться в своих поступках и потому несколько раз был жестоко наказываем кнутом.

Вопросы  к документу:

1. В чем вы видите причины такого сурового наказания князя Гагарина?

2. Чем вы можете объяснить причины казнокрадства в России?

ИЗ ИНСТРУКЦИЙ ПЕТРА I МЕСТНЫМ ВЛАСТЯМ

Полковнику ж и офицерам велено смотреть того, чтоб из крестьян, которые на тот полк написаны, никто не бегал, а ежели проведают, что к побегу будут сбираться, тех от того удерживать, а которые побегут, за теми гнать в погоню и ловить, и как пойманных, так и удержанных, велеть помещикам наказывать ...

Также помещикам и прочим владельцам объявляется, чтоб они для удержания крестьян от побегов имели такое смотрение, ежели кто не токмо о своих, но хотя и от посторонних крестьянах о намерении их к побегу уведают, те б о том немедленно сказывали владельцу их.

Вопрос к документу:

1. Как приведенные отрывки отражают причины народных выступлений?

ИЗ УКАЗА ПЕТРА I (1700 год)

Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и  дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и
торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дни нынешняго 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели ...

На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостинной сотни и  черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать... по 60 рублей с человека ...

Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское (которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить.

ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА

1722, февраль

Придти на ассамблею имеет право всякий ... Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император ... В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для
закуривания трубок) и еще насколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях нетерпятся и не подаются ... Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию ... Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу... Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО

5. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

Вопросы к документам

1. Как вы думаете, почему решения, изложенные в указе Петра I были приняты именно в 1700 году?

2. Как проходили ассамблеи?

3. Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

ПЕРЕВОРОТ 1725 года. ИЗ МЕМУАРОВ Б. К. МИНИХА

После смерти этого великого государя [Петра I] все сенаторы и сановники империи согласились возвести на престол юного великого князя Петра Алексеевича, внука императора; они собрались на другой день рано утром в императорском дворце прежде, чем туда прибыл князь Меншиков. Все они ненавидели этого князя ... перед дверями апартаментов, где собрались сенаторы, поставили стражу: князь Меншиков явился туда - его не пустили; не поднимая шума, он вернулся в свой дворец ... пригласил к себе Ивана Ивановича Бутурлина, подполковника гвардейского Преображенского полка, и попросил привести ему как можно скорее роту гвардейцев; когда это было исполнено, князь Меншиков отправился с этой ротой прямо в императорский дворец, выломал дверь залы, где заседали сенаторы и генералы, и объявил Екатерину ... императрицей и государыней

России ... Никто не воспротивился объявлению Екатерины императрицей, которой в тот же день принесли присягу на верность гвардия, полевые полки и гарнизон, а также сенаторы, министры, высшее дворянство ...
Управление империей в то время было не что иное, как деспотический произвол князя Меншикова.

ТЕКСТ КОНДИЦИЙ, ПОДПИСАННЫХ АННОЙ ИОАННОВНОЙ

1) Без усмотрения и согласия Высокого Совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

2) не объявлять войны и не заключать мира;

3) никаких не налагать поборов или налогов;

4) никого за преступление в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного
доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

5) беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

6) казенных вотчин никому не дарить;

7) не вступать в брак и не назначать наследника престола. Во мгле Российской пасмурной страны.

Вопросы  к документам:

1. По описанию Б. К. Миниха определите, какие действия А. Д. Меншикова носили характер государственного переворота.

2. Как изменился бы характер власти российских императоров в случае принятия «кондиций»?

ИЗ МАНИФЕСТА О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА 18 февраля 1762 года

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают и их состояние им дозволит.

2. Всех служащих дворян за добропорядочную и беспорочную нам службу награждать при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым к отставке идет, больше года состоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут ...

4. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своем отечестве. Когда только о
том учинено будет надлежащее обнародование, то всякой в таком случае повинен со всевозможной скоростию волю нашу исполнить, под штрафом секвестра его имения ...

7. Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российские дворяне ... навсегда вольностию пользоваться будут, но наше к ним отеческое попечение еще дальше простирается и о малолетных их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в Герольдии, в губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее. Причем от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известии, чему они до 12-летнего возраста обучены и где далее науки продолжать желают: внутри ли нашего государства
в учрежденных на иждивении нашем разных училищах, или в прочих европейских державах, или в домах своих чрез искусных и знающих учителей, буде достаток имения родителям то сделать дозволит. Всем тем дворянам, за коими не более 1000 душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетном кадетском корпусе, где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут. А по изучении всякой по его достоинству с награждением чинов выпустится, и потом всякой может вступить и продолжать службу по вышеупомянутому.

Вопрос к документу:

1. Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по Манифесту 18 февраля 1762 года?

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ О ВЗЯТИИ БЕРЛИНА

Что стоял-стоял пруской король на крутой горе,
Что смотрел-то - глядел на Берлин-город!
«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город!

Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?
Доставалась моя укрепушка царю белому,

А еще генералушке Краснощекому!»

Уж как ходит Краснощекий с купцом по торгу,
Закупает Краснощекий свинцу-пороху,
Заряжает Краснощекий сорок пушечек,
Пробивает Краснощекий стену каменну,
Достает Краснощекий короля прусского:

Как прусской король под столиком
Сидел Серым котиком;

Из палат-то он вылетывал Черным вороном;
По синю морю высплавливал Сизым селезнем.

Вопрос к документу:

1. О каком из военных походов эпохи рассказывает солдатская песня?

ПЯТЬ ПРЕДМЕТОВ. ИЗ «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам ...

- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют ...

- Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями ...

- Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию ...

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов ...

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные ...

- Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан ...

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать ...

- Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми.

Вопросы к документам:

1. Как видела в своих «Записках» Екатерина II основы своей внутренней политики?

2. Используя текст «Наказа», расскажите, как понимала императрица понятие «вольность».

3. Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II в своем «Наказе»?

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные - голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, при везите царю: обоз, пошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник - того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,- пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста.

Чтобы верили: сам я, Петр Федорович, подписался тако: Я самый Петр Третий.

Вопросы к документу:

1. Что обещал Пугачев своим сторонникам?

2. Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

3. Всех ли дворян он рассматривал как противников?

ИЗ «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно, лишь бы они имели свободу и ответственность.

ИЗ «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ» (1796 год)

... Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.

А. П. СУМАРОКОВ О КРЕСТЬЯНСКОЙ СВОБОДЕ

Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб крестьянин имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена быть не может .

... Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке, забавляющей меня, вольность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, другое ради дворянина.

... Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам отдавать купленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не хотят, и могут ли в России землями владеть крестьяне, ибо то право дворян. Что ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет не его? А ему что останется? Впрочем, свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит.

Вопросы к документам:

1. Почему императрица считала двигателем экономики страны свободу и собственность?

2. Как она видела обеспечение освобождения крестьян в конце своего царствования?

3. Почему А. П. Сумароков считал свободу крестьянства вредной для общества?

ИЗ РАПОРТА АДМИРАЛА Г. А. СПИРИДОВА (1770 год)

Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.

СОВРЕМЕННИКИ О СРАЖЕНИИ НА КИНБУРНСКОЙ КОСЕ (1787 год)

1-го октября турки атаковали Кинбурн. Турки беспрестанно с флота получали новые подкрепления, положение наших войск было весьма опасно, сражение сделалось общее, и так обе стороны перемешались, что артиллерия принуждена была остановить свое действие, храбрость наших поколебалась, уже было начали отступать, наконец пришло к русским подкрепление около 300 человек, и сие малое число решило сражение. Турки прогнаны, в 10 часов ночи победа была одержана. Большая часть турок убита, а еще больше потонуло, малое только число спаслось на суда.

Еще в сумерки Суворов был ранен в левое плечо, он потерял много крови, и не было лекаря перевязать рану. Казачий старшина Кутейников привел его к морю, вымыл рану морскою водою и, сняв свой платок с шеи, перевязал им рану. Суворов сел на коня и опять возвратился командовать.

ИЗ РАПОРТА А. В. СУВОРОВА (11 декабря 1790 года)

Крепость ... столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков ...

… Число убитого неприятеля до двадцати шести тысяч. Начальствовавший сераскир, засевший с толпою более тысячи человек в каменном строении и не хотя сдаться, был атакован фанагорийскими гренадерами в команде полковника Золотухина. И как он, так и все бывшие с ним побиты и переколоты.

В крепости найдено двести сорок пять пушек, в числе коих девять мортир, да на берегу двадцать, всего двести сорок пять; большой пороховой погреб, разные снаряды. В трофеи взято триста сорок пять знамен, кроме тех, кои в сражениях изорваны ...

Вопросы к документам:

1. О какой победе идет речь в рапорте Г. А. Спиридова?

2. В чем вы видите главную причину победы русских войск на Кинбурнской косе?

3. О какой победе идет речь в рапорте А. В. Суворова?

ИЗ МАНИФЕСТА ПАВЛА I  1797 года

Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона
исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным
надобностям.

ИЗ ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ 5 апреля 1797 года

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству
избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородетво ...

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последне-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление ...

Вопросы к документам:

1. Чем объяснял Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?

2. Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии 5 апреля 1797 года?

3. Какой порядок наследования престола он устанавливал?

ПЛАН ФРАНКО-РУССКОГО ПОХОДА НА ИНДИЮ, ПРЕДЛОЖЕННЫИ ПАВЛУ НАПОЛЕОНОМ (1800 год)

Соединенная армия будет перевезена Каспийским морем из Астрахани в Астрабад, где будут учреждены склады всякого рода снабжений, нужных для армии.

Поход этот от французских границ до Астрабада рассчитан приблизительно на 80 дней; потребуется еще 50 дней, чтобы главные силы армии достигли правого берега Инда, направившись на Герат, Ферах и Кандагар, всего 130 дней похода и перевозки для французских войск, которые так же, как и русские, будут состоять под главным начальством генерала Массены ...

ИЗ ПИСЬМА АНГЛИЙСКОГО ПОСЛА В РОССИИ УИТВОРТА ПОСЛУ РОССИИ В АНГЛИИ ГРАФУ С. Р. ВОРОНЦОВУ (апрель 1801 года)

Прошу вас принять мои самые искренние поздравления. Как выразить все, что я чувствую по поводу этого счастливого случая, ниспосланного провидением? Чем более думаю я о нем, тем более благодарю небо. Мы можем наконец надеяться на возрождение счастливых
времен, когда Россия и Англия составляли одно.

Вопросы к документам:

1.  Чьим интересам в большей степени отвечали планы совместного франко-русского похода на Индию и почему?

2. В чем вы видите причины поздравления английского посла в связи с переворотом 11 марта 1801 года?

СОВРЕМЕННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК Р. МАК-ГРЮ О ПАВЛЕ I

Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЛАГАРПУ (1797 год)

Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать ... Все сразу же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царивший в делах ... Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены.

Вопросы к документам:

1. Прочитайте оценки царствования Павла современным историком Р. Мак-Грю и Александром I. Сравните их.

2. В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу?


ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ПОВОДУ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ  30 сентября 1783 года

Княгиня Катерина Романовна! Прочитав доклад Ваш о заведении Российской Академии, Мы с особливым удовольствием приемлем в нем Вами представляемое, повелевая первое: председательство в ней препоручаем Вам на основании, в докладе Вашем изображенном. Второе: составить сию Академию из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оную таковыми же желающими, кои нужныя знания и способности иметь будут. Третье: о потребных суммах указ Наш дан будет, обращая в число их деньги, положенные на Комиссию для переводов, которая ныне не нужна будет. Четвертое: приемля сию Академию под покровительство Наше, Мы позволяем сделать для нее подробныя разпоряжения и наставления, заимствуя оныя из плана, Вами поданного. Впрочем желая Вам в предлежащем полезном обществу деле добрых успехов, пребываем Вам благосклонны.

Вопросы и задания к документу

1. Какие условия открытия Российской академии указывались в резолюции императрицы?

2. Кому была адресована эта резолюция?

И. И. ШУВАЛОВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В СЕНАТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.   НОЯБРЬ 1757 года

Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства ... Государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два
дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук ... посланные в чужие ученые места люди.

Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника.

Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам ...

Теперь в Московском университете находясь, много молодых людей, иных склонности более к художествам, нежели к наукам, может некоторая часть уволена быть для сего учения, уча при том языки и другие нужные к тому знания. Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению.

Вопрос к документу:

1. Чем объяснял граф И. И. Шувалов потребность для России иметь Академию художеств?


Фамилия, имя

7 А класс

термины

перечисление

определение понятий

описание

сравнение

объяснение

характеристика

причинно-следственные связи

пример

Анализ документа

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 Карта наблюдения

Фамилия, имя

7 Б класс

термины

перечисление

определение понятий

описание

сравнение

объяснение

характеристика

причинно-следственные связи

пример

Анализ документа

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная аттестация по истории 8 класс (тестирование)

Материалы подготовлены на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, обязательного минимума содержания основ­ного общего образования по всеобщей истории, ...

экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по истории 5 класс

экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по истории 5 класс по учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой...

экзаменационные вопросы для промежуточной аттестации по истории 6 класс

экзаменационные вопросы для промежуточной аттестации по истории 6 класс по учебнику Данилова, Косулиной...

экзаменационные вопросы для промежуточной аттестации по истории 7 класс

экзаменационные вопросы для промежуточной аттестации по истории России за  7 класс по учебнику Данилова, Косулиной...

Промежуточная аттестация по истории 5 класс

Данный материал можно использовать как для текущего контроля, так и для промежуточной аттестации по истории Древнего мира...

Промежуточная аттестация по истории 6 класс

Промежуточная аттестация по истории 6 класс в двух вариантах...