«Война и мир»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Исследуя вопросы, связанные с методикой проведения интегрированных уроков, их возможностей и значения для полноценного развития учащихся, автор: стремился обосновать использование разных уровней интеграции в организации урока, отразить типологию интегрированных учебных занятий и формы их проведения; сделать анализ опыта практического применения межпредметной интеграции; определить место интегрированных уроков в учебно – воспитательном процессе. При разрешении основных задач работы, автор большое внимание уделил исследованию теоретических основ использования интеграции как одного из способов организации современного урока. Этот обзор в ходе изучения и изложения основной проблемы был дан с целью уточнения и исчерпывающего обоснования основных выводов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Тема урока : «Война и мир».
Эпиграф урока: «Разум человека- это разум,
Разум человечества - это мир.»
Р.Рождественский:
Основные понятия и термины:
Безъядерная зона, геоконфликтология, глобальная проблема, конверсия, милитаризация, система глобальной безопасности, толерантность.
Цель урока:
-углубить знания учащихся по проблеме войны и мира;
- акцентировать внимание школьников на экономическом, политическом аспектах данной проблемы;
- показать разные подходы к её решению.
Задачи урока:
- научить учащихся навыкам систематизации знаний на основе анализа и сравнения;
-дать представление о ведущих понятиях и терминах;
-развивать умение учащихся работать с различными видами источников информации, анализировать их, устонавливать причинно-следственные связи;
- способствовать формированию личного мировоззрения школьников;
-способствовать воспитанию толерантности, чувства сопричастности с будущими поколениями и готовности менять ситуацию в мире в их пользу;
- создать условия для проявления аналитико- познавательной активности школьников.
Оборудование урока:
-Загладин В.В. Вопрос всех вопросов. М.1985.
-Круглая Н.Я. Довгань Т.Д. Экономическая и социальная география мира. Пособие для десятого класса. Харьков, 2002г.
-Максоковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль, 1996.
-Романова В.Я. Линенко Е.М. Экономическая и социальна география мира. Запорожье, 2003.
- Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой. М. 1999.
-Что есть, что в мировой политике. Словарь-справочник. М.,1987г.
2. Портреты: М.С.Горбачёв, Р.Никсон, Р. Рейган, Г.Трумэн, Н.С. Хрущёв, В.В. Путин.
3. Карты. Схемы. Таблицы:
-Политическая карта мира;
-Страны НАТО;
-Расширение блока НАТО;
-Соотношение военных потенциалов России и США;
-Стоимость снаряжения американского и российского солдата;
-Локальные конфликты;
-Ядерные державы.
4. Иллюстрации. Фотографии.
5. Листы с поэтапным планом урока.
6. Тезисы лекций учителей географии и обществознания.
7. Листы рефлексии.
8. Краткий словарь терминов и понятий.
9. Алгоритм ведения дискуссии.
10. Алгоритм проведения « мозгового штурма»
Ряд перечисленных учебников, учебных пособий, распечатки материалов находятся на учебных столах для работы учащихся в парах. Перечисленные выше пособия использованы учителями географии и обществознания при подготовке к учебному занятию.
Этапы урока:
1. Мотивационная беседа. Работа в классе.
-актуализация знаний;
-результаты социологического опроса;
-постановка проблемы;
-организация работы учащихся на учебном занятии.
2. Лекции учителей географии и обществознания.
Проблема войны и мира в экономическом и политическом аспектах. Беседы по проблематике лекций. Работа учащихся в группах.
3. Обмен информацией и мнениями между группами учащихся. Работа в классе.
4. Решение проблемы урока. «Мозговой штурм». Работа в классе.
5. Представление и защита проектов «Система глобальной безопасности». Работа в классе.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Подготовка учебного занятия.
Учителя географии и обществознания готовят раздаточный материал (алгоритмы ведения дискуссии и «мозгового штурма», решение познавательной проблемы, листы с планом урока и рефлексии, тезисы лекций) портреты, таблицы, карты и схемы. Учащиеся делятся на группы:
а) эксперты по вопросам политики.
б) эксперты по вопросам экономики.
В каждой группе определён координатор. Кроме того, среди учащихся выбраны эксперты по проведению «мозгового штурма» и рефлексии. Преподаватели дают группам опережающее задание подготовить проект «Система глобальной безопасности», чтобы представить его на учебном занятии. Учащиеся проводят социологический опрос по проблематике урока.
Словарь.
Глобальные проблемы-проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединённых усилий всего мирового сообщества.
Конверсия - (от латинского «converses » - изменение, превращение) - перевод военного производства на выпуск гражданской продукции.
Геоконфликтология – наука, изучающая сущность, причины конфликтов в «горячих» точках земного шара.
Безъядерная зона – территория, свободная от испытаний, производства, размещения, хранения и транзита ядерного оружия, а также против которой исключается применение ядерного оружия.
Система глобальной безопасности – система политических, правовых, экономических, юридических и др. мероприятий, направленных на поддерживание мира и порядка на земном шаре.
Милитаризация – система политических, экономических и др. средств, используемых в интересах наращивания военной мощи страны, для достижения превосходства над другими странами.
Толерантность – (от латинского «терпение») – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Ход учебного занятия.
На первом этапе урока учителя географии и обществознания совместно проводят мотивационную беседу, на которой определяют цель и задачи учебного занятия; акцентируют внимание школьников на актуальности глобальной проблемы войны и мира; анализируют вместе с представителями групп итоги социологического опроса
( вопросы представлены в приложении 1) осуществляют постановку ведущей проблемы учебного занятия; раскрывают основные положения организации работы старшеклассников на уроке.
Второй этап урока, начинается с того, что группы учащихся, представляющих собой экспертов по политике и экономике работают раздельно, каждая со своим учителем. Преподаватели географии и обществознания проводят небольшую лекцию (тезисы представлены в приложении 2) по проблеме войны и мира в экономическом и политическом контексте. Возможен вариант перевода лекции в беседу учителя с учащимся группы по основной проблематике учебного занятия. Учителя географии и обществознания раздают своим подопечным тезисы лекции, которые нужны будут им для дальнейшей работы в парах, на третьем этапе занятия. Обе группы экспертов вновь собираются в одном помещении, делятся на пары (один ученик – эксперт по политике, другой по экономике) и каждый рассказывает другому всё, что он усвоил в своей группе. Ученики обмениваются между собой мнениями и информацией. Им помогают координаторы. Кульминацией урока является т.н. «мозговой штурм», на котором школьники под наблюдением координаторов и экспертов генерируют идеи в группах по решению глобальной проблемы войны и мира. Участники «мозгового штурма» поочерёдно высказывают вслух свои идеи. Эксперты, с помощью учителей, фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение ими правил. Далее эксперты обсуждают итоги работы групп, отбирают и оценивают наилучшие идеи.
На третьем этапе учебного занятия школьники по группам представляют и защищают проекты под общей темой «Создание системы глобальной безопасности». Координаторы при содействии учителей делают краткий анализ проектов, оценивают их.
В конце урока проводится рефлексия (вопросы представлены в приложении 3), на которой старшеклассники определяют своё отношение к своей деятельности и работе товарищей на учебном занятии. Эксперты анализируют итоги рефлексии, а учителя в это время делают общий вывод по результатам работы учащихся на уроке, подводят его итоги, оценивают знания школьников, осуществляют постановку домашнего задания.
Приложение 1. Вопросы социологического опроса.
1. Какую из перечисленных глобальных проблем ( энергетическую, продовольственную,
войны и мира, сырьевую, демографическую) вы бы поставили на первое место по
уровню её сложности?
2. Надо ли России «бояться» продвижения НАТО на Восток?
3. Приемлемо ли, на ваш взгляд, решение международных проблем с помощью силы?
4. Как вы думаете, США для России «друг», «враг» или «старший брат»?
5. Считаете ли вы возможным повторение событий 2008 года на Кавказе?
Приложение 2. Географический и экономический аспекты проблемы войны и мира.
Тезисы лекции учителя географии.
- Сущность проблемы.
- Милитаризация экономик стран мира.
- Роль военных институтов в экономической жизни стран современного мира.
- Международная торговля оружием.
- Территориальные, этнические и религиозные конфликты.
- Проблема беженцев.
- Возможные пути предотвращения, ограничения эскалации и ликвидации региональных
военных конфликтов.
- Программы разоружения. Проблема конверсии. Безъядерные зоны.
- Неустойчивость и несовершенство системы глобальной безопасности.
Политический аспект проблемы войны и мира.
Тезисы лекции учителя обществознания.
- Сущность проблемы.
- Гонка вооружений и динамика военных расходов. Отрицательные последствия гонки
вооружений.
- Роль военных институтов в политической жизни стран современного мира.
- Производство обычных вооружений и оружия массового поражения.
- Угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества.
- Понятие геоконфликтологии.
- Неустойчивость и несовершенство системы глобальной безопасности.
Приложение 3. Лист самокотроля.
Фамилия, имя, класс
Параметры самооценки | Количество баллов | Самооценка |
Как я усвоил(а) материал?
2. Как я работал(а)? Где допустил(а) ошибки? Удовлетворён(а) ли я своей работой?
3. Как работала группа?
| 9-10 7-8 4-6 9-10 7-8 4-6 9-10 7-8 4-6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....