В гаванях афинского порта Пирей
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Фомина Наталья Евгеньевна

Урок изучения нового материала. На уроке формируются представления о жизни афинского порта Пирей, социальном составе населения порта. Расширяет кругозор учащихся. Формирует у учащихся активную жизненную позицию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_istorii5_klass.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

                            Российская Федерация

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области образовательная организация для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и оздоровлении, «Санаторная школа-интернат»

             Конспект открытого урока по Истории древнего мира
Тема: В гаванях афинского порта Пирей
Класс: 5
Учитель: Фомина Н.Е.

Цель: создать условия для формирования представлений о   жизни в гаванях Пирея, о роли порта в жизни Афины,   проявления способностей учащихся и  саморазвития.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление об Афинском порте Пирей, познакомить с  жизнью в гаванях,  социальным составом порта, особенностями их жизни.

Развивающие:

  1. Расширить кругозор учащихся;

   2.Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

   3.Продолжить формирование умений составлять рассказ, работать с источниками, учебником, схемами, картой.

   4.Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: умение анализировать, сравнить, сопоставлять,  обобщать, формулировать несложные выводы и др.

   5.Развивать словарный запас, коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

   1.Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

   2.Давать нравственную оценку общественной жизни Афин

   3.Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древней Греции, толерантности.

   4.Способствовать установлению дружеских, уважительных отношений между сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок- путешествие

Продолжительность урока: 40 мин

 Оборудование урока

1.Мультимедийная презентация

2. Декорации для театрализации: греческие одеяния, борода

3. Карта мира

4. Атлас и Контурная карта «История Древнего мира», Дрофа,2015

5. Карточки с заданиями для закрепления

Межпредметные связи

1. Обществознание: нравственные категории

    Сфера экономики – пошлина, налог

    Политическая сфера – граждане, демократия

2. География: месторасположение Греции, работа с картой

3. ОБЖ: правила безопасности в экстренных ситуациях

4. Искусство: театрализованное представление, физкультминутка с музыкальным сопровождением

5. Русский язык – обогащение словарного запаса новыми словами, словарная работа, составление рассказа по картинке.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята.На уроке мы отправимся в путешествие по Эгейскому морю в Грецию.(парты расставлены в виде корабля) Мы прибудем в греческий полис Аттика. Но путешественники всегда отправляются в путь с багажом, у нас багажом являются наши знания по пройденным темам.
2. Проверка знаний пройденной темы.
Опрос:
1)Что происходило в Аттике в 5 в. до нашей эры?
2)Какая бала армия у персов?
3) Какая была армия у греков?
4)Благодаря чему греки победили несокрушимых персов?
5)Назовите решающие битву греков с персами.
6)Что стало со столицей Аттики городом Афинами?

3. Переход к изучению новой темы

-Прочитайте  тему урока: В гаванях Афинского порта Пирей. (слайд №1)

-Так о чем же будет идти речь сегодня  на уроке? (дети сами определяют тему урока)

  - Запишите тему урока: В гаванях Афинского порта Пирей.

4. Изучение темы
Презентация: слайд №3)
Работа по карте Мира. Атлас стр.18-19
- Воды какого моря омывают берега Аттики?
-На карте обозначены розовым цветом границы определенной территории. Это границы территории, куда запрещалось входить персам. После победы над персами, освободив Грецию, греки помогли другим странам освободиться от персов и создали свой афинский морской союз. Страны,которые входили в этот союз торговали между собой.
Задание:  запишите в тетрадь
В 5 в. До н.э. создан военный Афинский морской союз. Город Пирей- главный порт Афин. Побережье пирея было удобным местом для расположения гаваней.
- Какое слово вам ензнакомо7
Словарная работа: гавань- место для захода и стоянки кораблей.
презентация (слайд №4)Гавань современного Пирея.
Презентация (слайд №5) Фрагмент карты .Гавани Древнего Пирея.

- Нужную информацию о гаванях порта можно извлечь из данного фрагмента карты. Кто хочет опираясь на нее рассказать нам о Пирейском порте?
Ученики делают вывод, что гаваней было три.

Презентация (слайд №6) Гавани Пирея.

- Где расположен порт по отношению к Афинам? (охарактеризуется местность по плану и по карте)

-Что особенного в плане Пирея? (кругом стены и укрепления)

- Обратите внимание, дорога, соединяющая Афины с Пиреем была с двух сторон укреплена стенами. Как вы думаете почему? (чтобы защитить от нападения врагов)
- Красная полоса по проливу означает заградительные сооружения, для защиты гаваней от входа в гавань чужих кораблей.

Путешествие на гавани Пирейского порта

 - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте мы с вами отправимся в путешествие. Что необходимо взять с собой, отправляясь в дальнее  морское плавание?

(компас, карту, воду, пищу, учебник, фотоаппарат, словарь, телефон, спасательный круг)

- Море- это стихия. Может случиться всякое. Какими качествами должен обладать экипаж корабля? Как он должен вести себя? (не паниковать, не ссорится, вместе действовать, сохранить спокойствие)

- Готовы? Отправляемся в дальний путь на торговом корабле. Ох как море шумит, чайки поют(  звучит  шум моря). (Ученики по атласам следят маршрут путешествия)

-Вот и прибыли в Грецию. Перед нами, ребята,  военная гавань. Но у нас кажется проблемы, не пускают. Что же делать?

Встреча с членом Совета пятисот (театрализация)

-А вон, кто- то нас встречает.( Выходит ученик  в роли члена Совета Пятисот и встречает гостей.)

Ученик: Хайрес.(приветствую Вас)

Класс:  Хайрес.

Класс: Мы  туристы из Санаторной школы-интернат пос. Севское Калининградской области РФ, хотели познакомиться с жизнью в ваших гаванях.

С.П.: В нашей гавани размещен флот.  Флот состоит из 400 триер. На военную службу берем только афинских граждан, потому что чужеземцам не доверяем. По нашим законам все  богатые граждане должны за свой счет снарядить по боевому кораблю. Это у нас почетная обязанность. Слышите шум топоров. Там работает «корабельные черни» (презрительно),  ну бедные которые пришли сюда на заработки – гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях.  Мне пора, пройдите вон в тот гавань, там всех пускают. А сюда нельзя.(ученик должен рассказать эмоционально, гордостью о флоте,  презрительно по отношению к черным рабочим.  )

Беседа с учащимися после встречи с членом Совета Пятисот

-Ребята, как вы думаете кто это?  (хозяин)

- Чем он занимается тут? ( проверяет, приказывает)

-Найдите в учебниках, как же назывался орган, который следил за порядком и работой в гаванях? (работа с учебником стр. 172)

Запись в тетрадях:

Совет пятисот – орган,  который следил за порядком и за всеми работами  в военных гаванях.

Работа с  понятиями  и терминами

-Ребята, если вы слушали его внимательно, то наверное, заметили, что  в его речи были некоторые слова, которые не совсем понятны. Кто какие слова  заметил?

Кто такие граждане, что такое верфь? Найдите их значение в учебниках (стр. 172-173)

Граждане – Коренные жители Греции у которых родители являются гражданами страны

Верфь -  место, где ремонтируют и строят корабли.

Запись в тетрадях:

 Граждане – коренные афиняне, у которых  оба родители были гражданами

Верфь – место, где чинили и строили новые корабли .

-Своих рабочих он назвал «черными корабельщиками»?  Нравится  вам как он  их называет? Почему? ( ученики высказывают свое мнение)

Работа с картиной «В торговой Гавани»
Презентация : (слайд №7)

  - Наше путешествие продолжается.  Давайте заглянем в другую гавань. Какую гавань вы видите тут?  

Давайте постоим в толпе и понаблюдаем за происходящим: что вы видите, слышите? (Дети фантазируют, описывают:Видим как рабы таскают мешков, стоят горшки,   причалили корабли, очень много людей, есть надсмотрщики)

- По вашему чем наполнены мешки?

-Предположите, откуда пришел корабль с зерном?

-Интересно, кому принадлежат эти амфоры?

-как вы думаете, чем наполнены они?

-Какой вывод сделаете из увиденного?

-Да, ребята, вы правы. Как видим, здесь всегда полно людей. Сюда прибывало множество кораблей из разных стран. Те кто привозил товары из других стран, платили налоги за право торговать в Афинах. Были специальные сборщики налогов из афинских граждан.

Физкультминутка

Деловая игра «На ярмарке»

-Ребята, смотрите, как бурно идет торговля. (слайд №7)

-Какой товар привозили в Грецию? Почему? (дети рассказывают о климатических особенностях, почве в Греции)

- Проверим, правильно ли определили( слайд №8)

-Как надо продавать товар, чтобы покупателю захотелось купить его у вас? (рекламировать)

-Кто хочет проверить себя в роли продавца? (ученики в роли продавца предлагают товар из списка, делятся своими впечатлениями)

-Да, чтобы покупателей было больше надо рекламировать свой товар. Как говорят, реклама – двигатель торговли.

-Ребята, какой из предложенных товаров удивляет вас? (акцент делается на рабов)

-Почему он удивляет?

--Для чего афинянам нужны были рабы?

-Ребята, а кто хочет оказаться в  положение рабов? Почему? (это унизительно)

- А сами хотели бы владеть рабами? Почему? (все люди должны быть равны, свободными, нельзя пользоваться чужим трудом бесплатно, принудительный труд запрещен?)

 - А в наши дни существует рабство? ( по закону запрещено, практически есть)
-Какой товар вывозили из страны?
Презентация: (слайд №9)

Работа по  вариантам с раздаточными материалами

I Вариант

Выяснить и составить схему: Какими же странами установила торговые связи Афины?

                                                            Торговые связи Афины

                 1__________        2___________          3____________          4_______________

II вариант

 Где использовался рабский труд?

                                                  Рабский труд

1.______________              2.____________    3.________________   4._________________

(Далее каждый ученик  делится результатами своего труда соседом по парте)

Переход к описанию социальной структуры Афины

- Многие купцы из других городов, оставались жить в Афинах. Они говорили по гречески, одевались как афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог за право жить в Афинском государстве, а граждане такой налог не платили. Как вы думаете, почему переселенцы из других стран оставались в Афинах, несмотря на то, что платили налоги? ( выслушивается ответы уч-ся)

- Город был цивилизованным и купцы оставались жить. Они строили свой бизнес, разбогатели.

- Кто же представлял в 5 веке социальную структуру города? Попробуйте, расшифровать:
Социальная структура. Презентация (слайд №10)

1)Г.р.ж.д.н.      2)П.р.с.л.н.ц.       3) Р.б.      4)ч.ж.з.м.ц.

(Схема переносится в тетради)

- Как вы думаете, за какой категорией населения не признавались права человека и приравнивали их к вещи?

-Кто из них мог участвовали в управление страной, были свободными.

-Кто платил налоги и почему?

-Как вы думаете, куда шли деньги, полученные от переселенцев, и купцов, которые привозили свои товары в афинский порт? (Для развития Афинского полиса, для укрепления ее могущества)

_Деньги в Греции назывались -драхма.
Презентация: (слайд№11)
Познакомьтесь с историческим документом в учебнике стр.174
Чья жизнь имела самую низкую стоимость?

5. Первичное закрепление (  по желанию учителя можно проводить устно или письменно по раздаточным карточкам)

- Молодцы. Я очень довольна вами. А теперь проверим, какими же  путешественниками вы являетесь:

I.  «Верно, неверно»

1.  Верно ли, что среди греков были рабы…(нет, так-как к этому времени рабство в Греции было отменено)

2. Верно ли, что а порядком в военных гаванях следил Совет пятисот (да)

3. Верфь – это место стоянки кораблей (нет)

4. Военный гавань состоял  из  400 триер (да)

5.  Триера – это торговый корабль ( нет)

II. О ком идет речь?

6. Они не могли иметь семью (рабы)

7. Налоги в казну Афинского государства платили…

8. Их  родители, были коренными афинянами

III.

1. Что общего:  слоновая кость, зерно, папирус, рабы

 2.Исключите лишнее: оливковое масло, сосуды из глины, мраморные статуи, изделия из серебра

6.Рефлексия
Презентация : (слайд№2)

-Итак, ребята, давайте вернемся к заданию  урока и ответим на   вопросы: -Почему же афиняне не представляли свою жизнь без Пирея?

- Какую роль она играла в жизни греков?

-Какую пользу они получили от Пирея?

Что вам понравилось из увиденного?

-Что вызывает негатив, несогласие?

-Да, согласна.  Пирей  был источником богатства Греции, благодаря чему в 5 в. д.н. э она возвышалась и расцвела и афиняне сами  управляли своим городом сами, т. о. вы видим расцвет демократии в афинском полисе.

6.  Домашнее задание: ребята мы с вами сегодня познакомились только гаванями, а на самих Афинах не побывали. Поэтому останемся еще на один день. Напишите родителям письмо о своих впечатлениях от увиденного.

-А теперь уберите все со стола и встали.
7.Презентация: (слайд №12). Выставление оценок за работу на уроке.

Список использованной литературы и источников:

  1. История Древнего мира5 класс/Вигасин А.А., Г.И. Годер, М., «Просвещение» 2015 г.
  2. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А., Вигасина, Г.И., Годера.- М.: ВАКО, 2005.
  3. Атлас по истории Древнего мира М., Дрофа, 2011.
  4. Крушкол Ю.С. хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"

Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....

презентация "В гаванях афинского порта Пирей"

Презентация к конспекту урока "В гаванях афинского порта Пирей"...

В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)

Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...

В гаванях афинского порта Пирей.

конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс...

02_02_5класс_В гаванях афинского порта Пирей

Урок истории в 5 классе по теме"В гаванях афинского порта Пирей"...

02_02_5класс_В гаванях афинского порта Пирей прил

02_02_5класс_В  гаванях афинского порта Пирей приложение...