научная статья
занимательные факты по истории на тему

Новикова Татьяна Валерьевна

проектная работа по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moshni_artical.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Мошнина Т. В. студентка 5 курса    

Научный руководитель Сергеев Т. С.

Женщины России в войнах XIX-XX  вв.

В России женщины с давних времен стали добровольно вступать в ряды защитников Родины. Они принимали участие в войнах за ее свободу и независимость и с честью несли военную службу.

Первой, и единственной в своем роде, женщиной ставшей военным в XIX в. была Надежда Александровна Дурова (1783-1860).  Надежда родилась в городе Сарапуле Вятской губернии  в семье городничего, отставного гусара Андрея Васильевича Дурова. Девочка была смелой, бойкой  любила играть в военные игры, родители и не подозревали, что готовит ей судьба.

Уже в 1805 г. девушка, переодевшись в мужское платье, бежит из отчего дома и поступает а военную службу под именем Александров А. А. Затем были сражения, переводы по службе, разоблачение и признание за ней  столь желаемого права продолжать службу, выпрошенное у самого Александра I, и снова сражения Отечественной войны 1812 года и заграничные походы. Успела Надежда послужить и личным ординарцем  М. И. Кутузову, она мужественно переносила все трудности и лишения боевой жизни и храбро сражалась с врагом, не жалея себя, не зная чувства страха.

 В апреле 1817 года, по личной просьбе, Дурова была  уволена в отставку в чине штабс-ротмистра и с правом ношения уланского мундира. Военный мундир с георгиевским крестом она носила до самой смерти и очень сердилась, если кто-нибудь называл ее женским именем.[11]

И все же наибольшее применение женщина на полях войны получили в образе сестер милосердия. «Мы можем  обойтись без женщин телеграфисток, адвокатов и конторщиц, - считал Лев Толстой, -  но мы не можем обойтись  без женской доброты, заботливости и нежности». На эту мысль его, участника Севастопольской обороны, возможно, навела самоотверженная работа сестер милосердия… [7]

Применение женского труда в госпиталях России было разрешено еще указом Петра Первого. С 1722 г. для работы при полевых лазаретах и морских госпиталях Петербурга и Кронштадта привлекались монашки из женских монастырей. За чуткое и бескорыстное отношение к больным, за ласку, заботу и терпение их стали называть сестрами милосердия. [19]

Первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия была основана в Петербурге в 1844г. Терезией Ольдебергской и дочерьми Николая – Марией и Александрой. В 1846 в Петербурге открылась община сестер милосердия во имя Христа Спасителя, в Москве за 1845-1848 – Никольская община [3], а 21 ноября 1850 г. Одесская богадельня сердобольных сестер[5].

По инициативе известного военного хирурга Н. И. Пирогова, а также великой княгини Елены Павловны, в Петербурге в ноябре 1854 г. была создана Крестовоздвижеская община сестер милосердия.[14]   Крестовоздвиженская община была первой в мире, готовящей сестер милосердия для работы в действующую армию. Кандидатки проходили курсы под руководством Н.И. Пирогова. После обучения женщинам присваивали звание «Сестра милосердия», и они давали присягу, что проработают на фронте не менее года. Желающих выехать на театр военных действий оказалось так много, что в столице для них сняли специальное помещение. Всего в Крым выехало 5 отрядов : 2 в конце 1854г., и 3 – в следующем году. [4]

Н. И. Пирогов, как опытный врач, первым делом организовал обслуживание госпиталей. Сам Пирогов потом вспоминал : «Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная хорошая администрация… От администрации, а не от медицины зависит и то, чтобы всем раненым без изъяна и как можно скорее была подана первая помощь, не терпящая отлагательств…» Все сестры Крестовоздвиженской общины имели одну из трех специальностей : сестра-хозяйка, ей была вверена вся хозяйская часть; сестра-аптекарша, ей отданы на руки местные аптеки, сестра хирургическая были предназначены для дежурства и помощи врачам при перевязке и операциях. Самоотверженно трудились сестры милосердия Е. М. Бакунина (правнучка фельдмаршала Кутузова), Е. А. Хитрова, Е. П. Карцева, А. Л. Шестоперова, П. И. Графова, М. Голубцова, Е Будберг, М. Григорьева, А. Травина, В. Щедрина, А Праведникова, С. Давнилевская и другие. Женщины не только перевязывали раненых под пулями, но и боролись с равнодушием отдельных врачей к пациентам; преодолевали нежелание видеть женщин в армии; наводили чистоту, порядок в помещениях; участвовали в приготовлении пищи, распределении вещей для них.  Это позволяло не просто наводить порядок, но и сохранить жизнь многим людям. Не одна сотня человек приходилось на каждую сестру.[12]

В период крымской кампании сестры милосердия работали в разных концах страны, где велись военные действия : Финляндии, Одессе, Севастополе, Петропавловске-Камчатском и т. д.[6]

Севастопольские патриотки тоже ухаживали за ранеными и даже строили батареи, одна из которых была названа Девичьей. Они, соперничая с мужчинами, под выстрелами носили воду, пищу и медикаменты защитникам в самые жаркие места схватки, расплачиваясь за это часто жизнью и ранениями. [13]

Самой известной из них была Дарья Лаврентьевна Михайлова, дочь матроса, знаменитая своим самоотверженным, бескорыстном служением больным и раненым.  Гордятся ею и в Татарстане  - ведь Дарья Михайлова родилась в селе Ключищи возле Казани. Оставшись  в пятнадцать лет круглой сиротой (отец погиб во время Синопского сражения в 1853 г.), она зарабатывала на жизнь стиркой белья. Видя тяжелое положение раненых она, обрезав косы, продав дом и переодевшись в старый матросский костюм, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Во время сражения она оставалась в небольшой лощине, вскоре сюда стали приходить раненые и она помогала им, чем могла. Для этого она использовала привезенные ею запасы ветоши, корпии и уксуса, превратившись в сестру милосердия. Такой поступок простой девушки на другой же день стал известен и в Севастополе, и в самой столице.[8]

 После Альминского сражения Даша работала медсестрой в здании Дворянского Собрания в Севастополе и даже ассистировала Пирогову.   Популярность Даши среди солдат была исключительна. «Наша она, Севастопольская», - с гордостью отзывались о ней участники Крымской войны. Вот так она и стала Севастопольской. За свои подвиги  она была награждена «золотой медалью» с надписью «За усердие» на Владимирской ленте и деньгами в сумме пятьсот рублей серебром, так же ей была обещана тысяча рублей серебром  по выходу в замужество на обзаведение.  Императрица подарила ей золотой крест с надписью «Севастополь».[10]

После Крымской войны в России возникали многочисленные общины сестер милосердия, началась также подготовка женских медицинских кадров на высших врачебных курсах.

Русские женщины со специальным медицинским образованием уже служили врачами в госпиталях и лазаретах когда в 1876 г. началась Сербско-черногорская-турецкая война. 12 апреля 1877г. Россия вступает войну с Турцией.[1] В год ее начала на высших женских медицинских курсах, открытых в 1872 г. в Петербурге, должен был состояться первый выпуск женщин-врачей и медсестер, многие, не дождавшись выпускных экзаменов, уезжали на театр военных действий. В годы русско-турецкой войны, на формальном уровне было зафиксировано право участия женщин по уходу за ранеными.

 И здесь самоотверженность, и человечность сестер превосходят всякие слова. Ничего не жалея для выздоровления больных и раненых, они делились пищей, использовали свои вещи на бинты, отдавали сапоги,  уже самостоятельно совершали операции, а если возникали необходимость пересадки кожи становились донорами. Так сестра Лебедева добровольно стала донором для раненого генерала Комарова.[9]

Женский труд применялся в госпиталях, эвакуационных поездах, лазаретах, перевязочных пунктах непосредственно на поле сражения. Всего около 1500 женщин (не считая прибывших самостоятельно) ухаживали за ранеными на театре военных действий. В России в местных госпиталях и лазаретах за войну работали сестрами милосердия свыше 650 женщин, если учесть добровольцев, монахинь, послушниц монастырей и других, то свыше 1000 женщин ухаживали за ранеными и больными войнами внутри империи.[4, 26]

Самой известной за годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стала Ю. Вревская. Дочь генерала П. П. Варпаховского, Юлия училась в Одесском институте благородных девиц. Образование заканчивала в Александрийском женском училище в Ставрополе. Она рана вышла замуж и рано овдовела. [2]

Когда ей было 35, она познакомилась с Тургеневым в Карлебаде. С Иваном Сергеевичем у нее сложились теплые, дружеские отношения, пронизанные взаимной симпатией. С началом войны Юлия жертвует значительную часть своих средств на оснащение одного из санитарных отрядов, одновременно приняв решение ехать туда, где кровь, смерть, страдания, о чем сообщает Тургеневу. Вскоре получает ответ: « Мое самое искреннее сочувствие будет сопровождать вас в вашем тяжелом странствии. Желаю вам от души, чтобы взятый вами на себя подвиг не оказался непосильным…» В управлении красного креста Вревская сказала, что должна быть там, где воюют наши войска, чтобы облегчить тяготы войны. [15]

19 июня 1876 г. Вревская с другими сестрами милосердия Свято-Троицкой общины приехали в Яссы для работы в 45-м военно-временном эвакуационном госпитале, близь вокзала.

Вревская не знала, что такое сон и валилась с ног от усталости, но когда руководство больницы предложило ей выехать в Россию в трех месячный отпуск, она категорически отказалась. В конце ноября после настойчивых просьб Юлия Петровна получает разрешение выехать на  передовые позиции. Вревская решила поехать маленькое болгарское местечко Белу, где не хватало сестер. В начале 1878 г. вспыхивает эпидемия холеры. Среди тех, кто решается ухаживать за больными, была Юлия. В января она сама заболела.

Вот что писал об этом очевидец : «четыре дня ей было не хорошо, но лежать не хочет… не знала опасности своего положения; вскоре болезнь сделалась сильной, больная впала в беспамятство и не приходила в себя до кончины. Умерла от сердца. Ни один врач даже не взглянул на нее, больные солдаты, за которыми она ухаживала по очереди дежурили у ее кровати.» Похоронили ее в платье сестры милосердия около православного храма в Беле. Могилу копали раненые, за которыми она ухаживала. Они же и несли гроб, ни кому не доверили. Около десятка писем получил Тургенев от нее, прежде чем пришло известие о смерти. В этих письмах не было жалоб тяжелейшие условия работы, жизни быта. В них чувствовалась какая-то внутренняя удовлетворенность человека, который добился того, к чему стремился. Эта смерть тяжело отозвалась в сердце писателя Тургенева, «Нежное кроткое сердце и такая жажда жертвы!» - пишет он.[18]

Свои жизни служению отдали многие сестры милосердия, ее подруги и сослуживцы В. С. Некрасова, О. К. Мягкова, А. В. Местергази-Селенкена, М. Рожковская, М. Я Ячевская и тысячи других женщин. Но нравственное сознание необходимости помощи больным и раненым укрепляло их в тяжелых условиях войны, и женщины продолжали свое нужное, благородное дело. Женщины России славно заявили о себе на театре военных действий, стяжав бессмертный венец самоотверженного служения Отечеству.[4]

Наконец у военных и врачей мужчин было сломлено скептическое отношение к женщинам-медсестрам, затем были русско-японская, первая мировая Войны,  а в годы Великой Отечественной Войны – до 800 тысяч патриоток вписали немало славных страниц в историю сестер милосердия : 26 советских женщин были награждены медалью Флоренс Найтингейл, 17 сестер милосердия были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. [16]

Таким образом, опыт использования женского труда на театре военных действий, начатый в Крымской войне, получил дальнейшее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградов, В. И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. власть и общество / В. И. Виноградов //       Славяноведение – 2008. -№5. – С. 3
  2. Герои Шипки : Сборник / Предисловия К. Тихонова. – М. : Молодая гвардия, 1979 – С.357
  3. Дижуринская, Л. Ф. Сесринские общины Санкт-Петербурга / Л. Ф. Дежуринская, Н. В. Тиркина // Медицинская сестра. – 2002. - №3. – С. 43.
  4.  Ивановa, Ю. Н. Храбрейшие из прекрасных. Женщины России в войнах / Ю. Н. Иванова. – М. : Рос. Полит. Энциклопедия, 2002. – С. 23.
  5. Карпычева, Л. А. Одесская стурдзовская община сердобольных сестер / Л. А. Карпычева // Медицинская сестра. – 2002. - №2. – С. 47.
  6. Колчанова, Е. В. Поурочные планы по истории России. XIX век / Е. В. Колчанова, Н. В. Сумаков. – М. : «ВАКО», 2007. –С. 101. Тарле, Е. В. 1812 год : сборник / Е. В. Тарле. – М., 1959 – С. 609.
  7. Колесников, В.  Утоли мои печали, сестричка! [самоотверженная работа сестер милосердия во время Севастопольской обороны] / В. Колесников // Природа и человек (Свет). – 2009. – №3. – С. 14-16.  
  8. Коморов, А. «Девице Дарье за старание…» / А. Коморов // Черноморская здравница. – 1984. – 21 августа
  9. Кузина, Л. Г. Сестры милосердия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. / Л. Г. Кузина // Медицинская помощь. – 1999 г. -№4 – с56.
  10. Музей краснознаменного Черноморского флота. – Симферополь :Крым, 1966. – С. 27
  11. Осокин, А. И. Надежда Дурова – героиня отечественной войны 1812 г. /А. И. Осокин. – М. : Учред. Изд., 1962. – С. 52.
  12. Пирогов, Н. И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пирогов . –  М., 1950. – 652 с.
  13. Письма Л. Н. Толстого 1846-1910 гг. – М., 1910. – С. 42-45.
  14. Пушкарева, Н. Л. Дерзкие и беспокойные (Женская история России 1801-1905 гг.) / Н. Л. Пушкарева // Отечественная история. – 2002. - №6. – С. 18-34.
  15. Тах, А   Баронесса милосердия / А. Тах  // Сындевтуре 22.12.1988
  16. Троян, Н. В. Советский Красный Крест  в годы Великой отечественной войны / Н. В. Троян. – М. : медицина, 1975. – С. 22.
  17. Смирнова, В. Чудесный доктор / В. Смирнова // Опасный возраст. – 2008. - №2. – С. 9.
  18. Шигаев, Ю. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!» /Ю. Шигаев //Москвичка  - 1993 –с. 34
  19. Шигаев, Ю. Они были первыми / Ю. Шигаев // Москвичка. – 1994. - №17. – С. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа

Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...