Западноевропейская культура XI-XV вв.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок с использованием технологии развития критического мышления на основе чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapadnoevropeyskaya_kultura_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Западноевропейская культура XI-XV вв»
Учебник: М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин История Средних веков
Цель урока: познакомить учащихся с достижениями средневековой европейской культуры XI-XV вв.
Основные понятия: стиль, трубадуры, эпос, университет, диспут, факультет, ректор
Имена: Петр Абеляр, Фома Аквинский, Роджер Бэкон
Тип урока: урок с использованием технологии развития критического мышления
План урока:
I этап. Мозговой штурм, ассоциации
- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «культура»?
Составление кластера (выделяем смысловые единицы темы)
образование
наука
архитектура
скульптура
литература
Составление таблицы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Образование | Чему и как учили в средневековых школах? Кто мог обучаться в школах? Какие еще учебные заведения существовали в средневековой Европе? | Заполняется в конце урока |
Наука | Какие науки развивались в эпоху Средневековья? Как звали самых знаменитых ученых и чем они прославились? Чем наука Средневековья отличалась от современной? | Заполняется в конце урока |
Литература | Каковы были темы произведений средневековой литературы? Какие литературные произведения создавались рыцарями, а какие – крестьянами? Как назывались самые знаменитые литературные произведения эпохи Средневековья? | Заполняется в конце урока |
Архитектура Скульптура | Какой материал использовали для строительства? Как выглядели здания? Имели ли постройки внутренние и внешние украшения? | Заполняется в конце урока |
II этап. Осмысление
Работа по группам
I группа – читает в учебнике материал об образовании.
II группа – читает в учебнике материал о науке в Средние века.
III группа – читает в учебнике материал о средневековой литературе.
IV группа – читает в учебнике материал об архитектуре и скульптуре.
Задание:
- Читая текст учебника, делаем маркировку текста символами. Один учащийся от группы заполняет таблицу.
Знаком с материалом √ | Новое содержание + | Что вызвало непонимание ? |
III этап. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке по данной теме?
Выступает один учащийся от группы
Образование.
Формирование централизованных государств потребовало большого количества образованных людей. В XI-XIII вв появились школы для всех желающих, в которых преподавали «семь свободных искусств» и какую-либо специальную дисциплину – медицину, богословие, право. Одну из таких школ возглавлял ученый Пётр Абеляр. В XII-XIII вв стали возникать высшие учебные заведения – университеты. Главой университета был избираемый ректор. Университеты состояли из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического, медицинского. Обучение в университетах велось на латыни. Основными занятиями были лекции и диспуты. Изучив тривиум, студент получал степень бакалавра, а квадривиум – магистра.
Наука.
Наука находилась под сильным влиянием церкви. Главный способ достижения истины – схоластика. Наиболее известные схоластики – Пётр Абеляр и Фома Аквинский. Известный ученый Роджер Бэкон высказал предположение о создании в будущем лодок без гребцов, летательных аппаратов, самодвижущихся повозок. Главной, в среде наук, считалось богословие. Уважение вызывали юристы и медики. Ученые средневековья увлекались алхимией – поиском «философского камня».
Литература.
Литература эпохи Средневековья была пропитана христианским духом. Ее героями были священники, монахи, святые. Однако, была и другая литература, создававшаяся в рыцарском замке. Её героями были воины. Придворные поэты – певцы – трубадуры пели о любви, битвах и звоне оружия. Крестьяне и горожане создавали свои произведения. Их героями были простолюдины, оставлявшие в дураках священников и феодалов. Большой любовью европейцев пользовался эпос – обширное повествование о героях и событиях прошлого.
Архитектура, скульптура.
Искусство Западной Европы было тесно связано с христианской религией. В XI-XII вв сложился романский архитектурный стиль. Его особенности: торжественные и суровые сооружения, массивные стены, узкие окна, ступенчатые углублённые входы, высоки башни. Храм украшался живописью, скульптурами и рельефами. Эти изображения назывались «Библией для неграмотных». В XII веке появляются грандиозные по высоте стены с высокими стенами и столбами. Окна занимали всё пространство стены. Снаружи храм был оплетён изящным каменным кружевом. Над главным входом располагалось большое окно. Этот стиль получил название «готический».
Заполнятся последняя графа таблицы («Узнал»)
-Заполните графу таблицы «Узнал», составив текст из 6 – 7 предложений.
Примерный текст: Средневековая культура находилась под сильным влиянием церкви. Главной, среди наук, было богословия. Героями литературных произведений были монахи, священники, святые. При строительстве храмов и монастырей сложились романский и готический архитектурные стили. Образование централизованных государств, развитие ремесла и торговли потребовало большого количества грамотных людей. Первые университеты создавались с разрешения Римского Папы.
При наличии времени полезно предложить учащимся составить рассказ «по цепочке» на тему: «Достижения средневековой культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )
Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья
Презентация к уроку МХК "Художественная характеристика Западноевропейского Средневековья"...
Проверочная работа по МХК "Архитектура западноевропейского средневековья"
Тест в формате электронной презентации....
Жанр сонета в литературе западноевропейского Возрождения
Тема урока: Жанр сонета в литературе западноевропейского Возрождения.Целью является ознакомление учащихся с особенностями жанра сонета, формирование навыков анализа поэтического текста.Типом урока выб...
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
Западноевропейская культура XVII века - сопровождение к уроку МХК
Данная презентация предназначена для проведения уроков по МХК по теме "Западноевропейская культура XVII века". Раскрывает особенности стилей барокко и классицизм....