Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
учебно-методический материал по истории на тему
Выступление на тему: современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminar.docx | 26.15 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан”
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Выступление учителя истории высшей квалификационной категории
Гиззатуллиной Эльвиры Илгизаровны
2016 - 2017
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания основной школы.
Педагогические требования к современному уроку.
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку.
Эти требования можно разделить на 4 группы:
- воспитательные;
- дидактические;
- психологические;
- гигиенические.
Вот характеристика каждой группы требований:
1. Воспитательные требования к уроку:
- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
- формирование активного отношения к жизни;
- формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:
- четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
- структура /урока /должна связываться с его методикой, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
- связь данного урока с предыдущим;
- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
- формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:
- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
- все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку:
- соблюдение температурного режима, норм освещения;
- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание находить причины затруднений и т.п.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке даются задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.
Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.
Основные этапы урока в технологии деятельностного метода
1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Требования к этапу:
● создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
● исходя из решенных ранее задач, выделение содержа тельной области («могу»).
Рекомендации к проведению:
– доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (6-7 мин.)
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Требования к этапу:
● воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;
● индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
● активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;
● фиксация учащимися возникшего затруднения.
Рекомендации к проведению:
– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математич.диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (3-4 мин.)
Цель: выявление места и причины затруднения.
Требования к этапу:
● сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
● выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
● на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-13 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.
Требование к этапу:
● учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
● используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
● новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
● учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 6 мин.)
Цель: усвоение нового способа действий.
Требования к этапу:
● решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.
Рекомендации к проведению:
– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.
Требования к этапу:
● учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
● самостоятельная проверка по эталону;
● создание ситуации успеха;
● допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки.
Рекомендации к проведению:
– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Требования к этапу:
● учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
● системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
Требования к этапу:
организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Рекомендации по проведению:
– беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:
● Что нового вы узнали?
● Каким способом выполняли задание?
● Где используется этот способ?
● Каковы результаты?
● Что нужно сделать ещё?
Обучая детей планированию работы на уроке, определяем последовательность нашей работы. Учащиеся учатся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся (использование знаков – символов НА ДОСКЕ).
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся можно (и нужно!) учить с первого класса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гиззатуллина Э львира Илгизаровна МБОУ « Адав-Тулумбаевская СОШ» Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Предмет изменений Традиционная деятельность ФГОС Подготовка к уроку Пользуется жестко сконстуированным конспектом урока Сценарный план урока, со свободой в выборе форм, способов и приемов обучения Используется учебник и методические рекомендации Используется учебник, методические рекомендации, интернет-ресурсы ,
Предмет изменений Традиционная деятельность ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано на уроке Организовать деятельность уч-ся: по поиску и обработке информации; по обобщению способов действий; по постановке учебной задачи Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Формулирование заданий Решите, сравните, найдите, выпишите… Проанализируйте, докажите, сравните, создайте схему, модель, обобщите, выберите способ решения, измените…
Предмет изменений Традиционная деятельность ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ учащихся Создается обуч-ся , которые изготавливают учебный материал, проводят презентации. Зонирование класса.
Предмет изменений Традиционная деятельность ФГОС Результаты обучения Предметные результаты Предметные, личностные, метапредметные Нет портфолио Создание портфолио Основная оценка учителя Самооценка обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Суть изменений комбинированного урока Требования к уроку Традиционный урок Современного типа Объявление темы Учитель формулирует и сообщает тему, Формулируют сами
Древний Восток Египет М еждуречье И ндия Китай Цивилизация речных долин
Древний Египет
Суть изменений комбинированного урока Требования к уроку Традиционный урок Современного типа Сообщение целей и задач Уч -ль формулирует и сообщает , чему должны научиться Формулируют сами, определив границы знания и незнания Планирование Уч -ль сообщает какую работу должны выполнить Сами планируют способы достижения намеченной цели
ПАСПОРТ ЕГИПТА ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВО
ПЛАН УРОКА: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ХОЗЯЙСТВО СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Требования к уроку Традиционный урок Современного типа Практическая деятельность учащихся Уч-ся выполняют ряд практических заданий(фронт) по намеченному плану (группы, индивидуально)
КАК ЖЕ ПОЯВИЛСЯ ЕГИПЕТ ?
Почему Египет считается даром Н ила?
Цивилизация хозяйство общество управление культура
Надо узнать природные условия Египта и посмотреть, что давал Нил для: а) хозяйства, б) общества, в) управления, г) культуры. Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Требования к уроку Традиционный урок Современного типа Осуществление контроля Осуществляет контроль за выполнением практической работы Уч-ся осуществляют контроль сами (само или взаимоконтроль) Осуществление коррекции В ходе выполнения и по итогам выполненной работы коррекция Сами формулируют затруднения и осуществляют коррекцию
Предмет изменений Традиционная деятельность ФГОС Оценивание уч-ся Осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Дают оценку сами Итог урока Учитель выясняет, что запомнили учащиеся Проводиться рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще одно для всех) задание Уч-ся выбирают задание из предложенных учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Урок в свете внедрения ФГОС второго поколения. За и против, что выбрать? Что же главное в современном уроке? Современный урок это урок-познание, открытие, деятельность, развитие и рост, ступеньк...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: конспект урока и его обоснование.
Цитаты из заседания педагогического Совета...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Производится сопоставление традиционного и современного урока в окнтексте внедрения ФГОС второго поколения...