Исследовательская работа на тему: "Победа с верой в душе".
творческая работа учащихся по истории (10 класс) на тему

Леонова Анна Николаевна

Проходят годы, все дальше в глубь времен уходит Победа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем все более значительным предстает перед нами, живущими сейчас, бессмертный подвиг народа и его Вооруженных Сил, которые спасли мир от фашизма. По прошествии стольких лет, уже в новом веке, Победа мыслится не только как историческое событие, но и как мощный фактор и в настоящем и в будущем. Вот почему историки вновь и вновь обращаются к этой теме, в которой есть малоисследованные страницы. Одной из таких страниц является участие Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа52.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"

Сафоновского района Смоленской области    

 

ОБЛАСТНАЯ  

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ   КОНФЕРЕНЦИЯ

 СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

 «ШАГ В НАУКУ»

 

Номинация:

Духовно-нравственное направление

 

Творческая  исследовательская  работа  на  тему:

«Победа   с   верой    в   душе»

                                                 Автор  работы:  Гапон  Валентин  Юрьевич,  

                                                                                      ученик  10   класса

                                           Руководитель:   Леонова  Анна Николаевна,    

                                                                                      учитель истории

                                                                                      и  обществознания

2016 год

Содержание  работы.

  1. Вступление.  Обоснование  темы                                                                с. 3-4

  1. Основная часть:                                                                                             с. 4-18

  1. Взаимосвязь Церкви и армии: исторические  вехи                          с. 4-9
  2. Великая  Отечественная  война  в истории  моей  семьи: краткие  сведения                                                                                            с. 9
  3. Духовные  корни  победы                                                                с. 9-13

  1.  Подвиг священнослужителей                                                           с. 13-17

  1. Из проповедей Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси   с. 17-18

  1. Заключение                                                                                           с. 18-19

  1. Литературная страница                                                                       с. 20-23

  1. Список  использованной литературы                                                с. 24

                                                    «…нет больше той любви, как если кто

                                               положит душу свою за други своя»

                                                                     Св. Евангелие  от  Иоанна, глава 15

Свою работу я посвятил 70-летию Великой Победы.

 

                                                1

Проходят годы, все дальше в глубь времен уходит Победа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем все более значительным предстает перед нами, живущими сейчас, бессмертный подвиг народа и его Вооруженных Сил, которые спасли мир от фашизма. По прошествии стольких лет, уже в новом веке, Победа мыслится не только как историческое событие, но и как мощный фактор и в настоящем и в будущем. Вот почему историки вновь и вновь обращаются к этой теме, в которой есть малоисследованные страницы. Одной из таких страниц является участие Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. И мне, как православному  человеку, у которого в этой войне погибли родственники, верующие люди, захотелось провести исследование на тему: «Победа с верой в душе».

Цель  исследования:

1. выявление фактов патриотической деятельности Русской  

   Православной Церкви во время Великой Отечественной войны;

2. анализ отношений Церкви к народу и власти народа  к Церкви;

3. анализ значения веры в Бога в патриотическом настрое нашего

 народа;

4. участие моей семьи в Великой Отечественной войне.

Основными методами исследования явились:

  1. ознакомление с материалом газеты «Церковный вестник» № 8 за

апрель-май 2005 г., (газета является экспонатом вспомогательного    фонда школьного историко-краеведческого музея, раздел «Крупицы духовной мудрости»);

2. поиск информации на Интернет-сайтах;

3. беседа с приходским священником отцом Иоанном;

4. разговор с моей бабушкой Ивановой  Валентиной Александровной;

5. выполнение презентации;

6. анализ и систематизация полученных сведений.

Предмет исследования:  история Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

Объект исследования: вклад Русской Православной Церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к Церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, оказывала моральную и материальную помощь Красной Армии и мирным жителям,  вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.

Хронологические рамки: работа охватывает период Великой Отечественной войны - 1941-1945 гг.,   а также   просматриваются исторические вехи служения церкви Отечеству с 1380 года до Первой мировой войны включительно.  С моей точки зрения  без этой информации  трудно  раскрыть некоторые аспекты работы.

 Считаю, что в результате поисковой деятельности цель исследования достигнута.  Я выяснил, что в годы войны Русская Православная Церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага  и на фронте и в тылу.

                                              2

     2.1. Взаимосвязь Церкви и армии: исторические  вехи. На каждом богослужении Русская Православная Церковь молится о властях и воинах страны, ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех, положивших на поле брани свою жизнь.

Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России Церковь благословляла воинов на ратный подвиг, и в лихую годину это вселяло в них мужество.

Однако во все времена российской истории Церковь не только молилась о воинах в храмах, но и активно работала в военной среде. Благословляя свою паству на службу в российской армии, Церковь постоянно была рядом с ней.

Я не буду подробно рассказывать о взаимосвязи Церкви и армии, а просто «прошагаю» по историческим вехам.

  1. Благословление  Сергия Радонежского и победа в Куликовской битве в 1380 г. Сергий Радонежский (в мире Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Благословляя князя Дмитрия, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
  2.   3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов Патриархом Московским был поставлен святитель Гермоген. Он был ярым противником семибоярщины, пытался организовать выборы нового царя из русского рода  и первым предложил эту должность Михаилу Романову. В это время Москва была захвачена поляками. Патриарх Гермоген обратился с воззванием  к Русскому народу, призывая его на борьбу с захватчиками. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Русский народ победил!
  3. Церковная реформа при Петре 1 и появление в воинских частях священников. Преобразования Петра I были   направлены на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола.  Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру  при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий. В   1716 г. впервые в уставах русской армии появились отдельные главы «О священнослужителях». Они определили правовое положение святых отцов,   основные формы их деятельности и обязанности. В армии Петра 1 православие стало системой нравственного воспитания солдат. А в апреле 1717 года по указу царя было решено «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников».
  4. Учреждение императрицей Екатериной 11 Ордена Святого Георгия и право награждать им лиц духовного звания. С конца XVIII в. лица духовного звания могли быть представлены георгиевским наградам, среди которых были орден святого Георгия, золотой наперсный крест на георгиевской ленте, золотая панагия на георгиевской ленте, знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты), Георгиевские медали. При этом нормативных документов о порядке пожалования духовных лиц георгиевскими наградами не существовало.
  5. Героическая деятельность священнослужителей в Отечественной войне 1812 г.,  и, как   пример, донесение командующего корпусом генерала Дмитрия Дохтурова  М. И.  Кутузову, что священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский "все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество".  

        6. Немало примеров подлинного героизма военных священников дала Крымская война 1853-1856 гг. Россия эту войну проиграла. Однако именно в те тяжелые годы и для русских войск в Крыму,   и для всего населения Российской империи   сотни полковых священников являли миру образцы любви к ближним и  простым  солдатам  и матросам,   умирали за Родину с именем Бога на устах. В списках награжденных золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте за военные подвиги в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. есть и военные священники:  
1). Отец Михаил Соколов, священник Московского пехотного полка – за личное мужество и неустрашимость в исполнении своих пасторских обязанностей 8 сентября и 24 октября в Крыму.
2). Отец Иоанн Путиловский, священник лейб-егерского Бородинского полка – за подвиги при осаде Севастополя.  

 3).Священник Бородинского егерского полка протоиерей Михаил Романовский – за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя.
4). Священник Севастопольского Морского Полка Петр Мацкевич – за ревностные исполнения своих обязанностей в компании 1853-1856 года.
5). Священник 1-го походного полка отец Николай Бакунин – за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя.
6). Священник Тобольского пехотного полка отец Василий Кропотов – за подвиги в Севастопольскую компанию 1854 г.

7). Священник Колыванского егерского полка отец Иоанн Белин – за подвиги при обороне Севастополя.

8). Священник Камчатского егерского полка отец Евгений Федюшин – за Севастопольскую компанию, начиная с 8 декабря 1854 по 27 августа 1855г.
9). Священник Владимирского пехотного полка отец Константин Дорошков, за подвиги при обороне Севастополя, Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерия.
10). Священник Суздальского пехотного полка отец Адриан Соловьев – за подвиги при осаде Севастополя.

          7. Чувство долга и обязанностей перед Родиной, которым было проникнуто духовенство в годы русско-японской войны 1904-1905 гг., с достаточной полнотой и убедительностью выражает письмо одного из священников, написанное им с фронта домой  к своим близким: "Когда действия начнутся, мой полк первым двинется на неприятеля, а с полком и я. Я уверен, что если только жизнь моя нужна для других. Господь сохранит меня. Если же лягу костьми на бранном поле, не оставьте меня в своих молитвах. Знайте тогда, что шел я на смерть, не страшась ее, с одним желанием - своими трудами, а если можно - и жизнью, внести маленькую лепту в ту громадную жертву, которую приносит теперь русское воинство за свою Родину".

           8. Огромную роль в мобилизации  духовных сил православных подданных Российской империи играла Русская Православная Церковь  в   Первой мировой войне.  Находится  множество примеров героизма военных пастырей. В течение нескольких лет, с 1914 по 1917 гг., в действующей Русской армии, на фронтах пребывало более 5000 священников, оружием которых было только Слово Божие и Святой Крест. Однако все они вместе со своей паствой стойко переносили тяготы фронтовой жизни, мерзли в окопах, шли в бой и погибали за Родину. Многие из них награждены орденами разных степеней Святого Георгия, Святого Владимира  и  Святой Анны,  а также  золотыми наперсными крестами  на Георгиевской ленте. Архивные документы сохранили их имена.

      2.2 Великая  Отечественная  война  в истории  моей  семьи: краткие  сведения. Великая Отечественная война. В ней приняли участие и мои прадеды, мои родственники:

  1. Рубан Макар Тарасович, 1920-1998 гг., воевал на Белорусском фронте.
  2. Рубан Василий Тарасович, 1918 г. р., дата смерти неизвестна, так как он пропал без вести. Воевал на Украинском фронте.
  3. Денисов Алексей Григорьевич, 1918-1998 гг.,  во время войны был ранен.
  4. Денисенко Михаил Григорьевич, 1924 г.р. О нём не сохранилось никаких сведений.
  5. Рубан Кузьма Тарасович – мой прадед по маминой линии. Он родился 25 мая 1922 г. в Днепропетровской области на Украине. Был старшим сержантом, воевал под Ленинградом. Имеет  награды – медаль  «За отвагу» и медаль  «За защиту Ленинграда». После войны вернулся в родную Днепропетровскую область с молодой женой, уроженкой города Ленинграда. Через несколько лет прадед с семьёй переехал в Донецкую область в село Дачное Марьинского района. Умер в 1990 году, ему было 68 лет. Я родился через 10 лет после его смерти,  не видел даже его фотографии, так как ни одной карточки  не сохранилось, но я знаю о нем, горжусь моим прадедом и считаю, что он – герой Великой Отечественной войны. И я точно знаю, мой прадед был православным человеком.

    2.3. Духовные корни победы. В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, и если соединить воедино скупые факты и воспоминания ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души.

1941 год. 22 июня – в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель Сергий (Страгородский) обратился с посланием, в котором были такие слова: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями». В своем послании митрополит Сергий благословил верующих на борьбу с агрессором и выразил уверенность в победе над врагом. Местоблюститель призвал священников не оставаться молчаливыми свидетелями,  что было бы, по его словам, "прямой изменой Родине и пастырскому долгу". Это послание было разослано по всем приходам страны и уже вскоре читалось после богослужений. А 26 июня в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен "о даровании победы". У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру, - молитва. С этого времени повсеместно в храмах Московской Патриархии за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 г. Также служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» с многолетием «победоносному воинству нашему». Особый молитвенный подвиг совершали в дни блокады митрополит Алексий (Симанский) с духовенством и верующими Ленинграда. Даже в самые суровые дни зимы 1941-1942 гг. не прекращались богослужения в городских храмах. Умирали от голода, холода и бомбежек священнослужители, но молитва не прерывалась.
        В первые дни войны, 10 августа, значимое для Церкви и верующих людей событие произошло и у нас в Смоленске. В возвращенном Церкви Успенском кафедральном соборе в день памяти Смоленской иконы Божией матери, именуемой «Одигитрия», был отслужен молебен перед  чудотворным списком этой иконы, который был найден накануне. В это время проходило знаменитое Смоленское сражение и уже большая часть Смоленской области была оккупирована врагом. Повсеместно на захваченной земле немцы расстреливали священнослужителей, которые занимались просветительской и  миссионерской деятельностью. А вот яркий пример величия души и любви к Родине и народу  священнослужителя архиепископа Луки. В начале войны, находясь  в ссылке, он послал телеграмму в Верховный Совет СССР. Там были такие слова: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в таком-то месте. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказывать помощь в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу мою ссылку прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Врач-хирург с мировым именем становится главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярском крае. Архиепископ Лука прославлен в лике святых в 1995 г.

1942 г. В январе этого года в Смоленском кафедральном соборе состоялось Богослужение, которое было записано и, в последствии,  транслировалось по радио на многие районы России и Белоруссии. Также было опубликовано обращение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия к верующим, находящимся на оккупированной территории. И ещё митрополит Сергий содействовал организации партизанского движения, в котором  православное духовенство принимало активное участие. Перелом в ходе Великой Отечественной войны был связан с духовным событием: по линии фронта провезли чудотворную Казанскую икону Божией Матери и везде служили молебны. Маршал Жуков, про которого говорили, что он верующий человек, принял непосредственное участие в этих событиях.   Источники сохранили свидетельство, что «знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской  иконой Божией Матери, и только после этого был дан сигнал к наступлению».  На протяжении всего года в уцелевших храмах идут богослужения, обращения к верующим, а в декабре Псковская духовная миссия издала молитвенники тиражом 100000 экземпляров и направила их в разные земли России верующим людям. Одно из значимых событий для Русской Православной церкви состоялось 30 декабря 1942 года: митрополит Сергий обратился к пастырским и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью.

           4 января 1943 года Сергий направил Сталину телеграмму, в которой говорил об этом и просил открыть специальный счёт в Госбанке. «Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих пожертвовать на колонны танков имени Димитрия Донского».  Телеграмма митрополита и ответ Сталина: «Указание об открытии специального счёта в Госбанке дано» были опубликованы во всех газетах. Таким образом, верующие получили возможность жертвовать на танковую колонну даже в тех областях, где не имелось ни одного действующего храма. На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. В короткий срок они были построены на Нижне-Тагильском танковом заводе, и 7 марта 1944 года в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки состоялась торжественная передача их армии. На митинге со словом выступил митрополит Крутицкий Николай. Он сказал: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!».   Это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами Красной Армии.

Танки с надписью «Димитрий Донской» из 38-го отдельного танкового полка по официальным данным уничтожили более 1400 немцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков (часть из них захватили целыми), 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей. После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие танки колонны «Димитрий Донской» были установлены на экспозиции в музеях вооружённых сил  Москвы,  Ленинграда и Тулы. В 2005 году, по благословению патриарха  Алексия II, в московском Донском монастыре один из уцелевших танков колонны был установлен в память о прихожанах и священнослужителях, на чьи пожертвованные средства она была создана.

    1945 год. Окончание войны пришлось на Пасху – Светлое Воскресение Христово и празднование святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя Руси и Ангела Хранителя нашего победоносного маршала Георгия  Константиновича Жукова.

      2.4. Подвиг  священнослужителей. В годы войны Русская Православная Церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага  и на фронте и в тылу. На оккупированных территориях священнослужители являлись иногда единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев и сами вступали в партизанские ряды.

Приведу несколько примеров.  С начала войны до ее победного завершения отец Василий из Ивановской области не ослабевал в духовном укреплении веривших ему людей, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Кроме того, отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания священноначалия Церкви к тем, кто оказался в оккупации. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента сам стал партизанским связным. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 года немцам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Отцу Василию пришлось скрываться. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в  Великой Отечественной войне».

Протоиерей Александр Романушко участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским священником. Однажды он пошел на такой смелый шаг. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили отца Александра отпеть покойника. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана, Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема"». Люди стояли, как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Священники продемонстрировали мужество, достойное подражания. Поэтому нет ничего удивительного, что в октябре 1943 года впервые в истории Советского Союза 12 священнослужителям были вручены высокие правительственные награды. В том же году в стране было восстановлено патриаршество. А во время Парада Победы 1945 года на Красной площади на гостевых трибунах Мавзолея стояли иерархи Русской Православной Церкви.

      Стойкость и терпение, проявление народом в годы войны, не в последнюю очередь объясняются влиянием Русской православной церкви и религии. Были открыты церкви для молитвы о спасении от нашествия врагов,  для поминовения убиенных воинов, для молитвы о даровании Богом грядущей победы над лютым врагом. Были выпущены из лагерей и ссылок священники и монахи, открыты семинарии для подготовки нового поколения священнослужителей. Молились многие воины на фронте, молились их родные и близкие в тылу. Множество фронтовиков  бережно сохраняли у себя святые иконы и охранные пояса с молитвами «Живый в помощи» и «Да воскреснет Бог», веруя в их благодатную помощь и защиту от пули, от смерти. Подвиг защитников Отечества, на поле брани душу положивших, бессмертен. И нам необходимо  помнить, что во всех многочисленных войнах Святой Руси против захватчиков за свою свободу во все века люди – от рядового до Государя – всегда молитвенно обращались за помощью к Богу. Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых - преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священно исповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, священно исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского и других. Они молились не только о победе русского воинства и мире всего мира, но и, по заповеди Христовой, о спасении душ всех своих соотечественников: как «о братиях наших, на судищи, в темницах, узах, заточении, изгнании и горьких работах сущих», так и «о врагах наших, ненавидящих и гонящих нас, и о всех сущих вне Православной Церквии заблудших». Например,  отец Серафим Вырицкий по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия, твердо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.

     В ту кровавую пору отец Серафим пишет строки, предрекающие Русской

Церкви возрождение и славу:
«Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
                         И звон колоколов всю нашу Русь Святую
                         От сна греховного к спасенью пробудит,
                         Открыты будут вновь обители святые,
                         И вера в Бога всех соединит».

   Тысячи верующих и священнослужителей самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу. Многие из них пали на полях сражений, были казнены фашистами. Английский журналист А. Верт, посетивший в 1943 году освобожденный советскими войсками город Орел, отмечал патриотическую деятельность православных церковных общин во время немецко-фашистской оккупации. Эти общины, писал он, «неофициально создавали кружки взаимной помощи, чтобы помогать самым бедным и оказывать посильную помощь и поддержку военнопленным…. Они (православные храмы) превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания».

Многие представители православного духовенства принимали участие в боевых действиях и были награждены орденами и медалями. Среди них – орденами Славы трех степеней диакон Б. Краморенко, орденом Славы третьей степени – клирик С. Козлов, медалью «За отвагу» – священник Г. Степанов, медалью «За боевые заслуги» – митрополит Калининский, монахиня Антония (Жертовская). Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, был удостоен медалей «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; священник Н.И.Куницын с 1941 г. воевал, гвардеец, дошел до Берлина, имел пять боевых медалей, двадцать благодарностей от командования. Постановлением Моссовета от 19 сентября 1944 года и от 19 сентября 1945 года около двадцати священников московских и тульских церквей были награждены медалями «За оборону Москвы». Среди них – настоятель церкви Нечаянной Радости протоиерей Петр Филатов, настоятель Николо-Хамовнической церкви протоиерей Павел Лепехин, настоятель Ильинской церкви протоиерей Павел Цветков, настоятель Воскресенской церкви протоиерей Николай Бажанов….

За что же удостоены священнослужители воинских наград? В октябре 1941 года, когда враг подошел к стенам столицы, эти пастыри руководили постами противовоздушной обороны, принимали личное участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, вместе с прихожанами осуществляли ночные дежурства. Десятки столичных священников отправлялись на строительство оборонительных рубежей в Подмосковье: рыли окопы, строили баррикады, устанавливали надолбы, ухаживали за ранеными…. Судьбы сотен приходских священников были отмечены высокими наградами. Сразу после Победы Советского Союза над фашистской Германией более 50 из них удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

   «Велико коварство наших врагов, но еще   могущественнее ограждающая человека помощь Божия».          Преподобный Ефрем Сирин

  2.5. Из проповедей Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси.

«Значение дня 9 Мая в том, что мы через воспоминание нашей Великой Победы способны обрести то зрение, которое является самым важным. Молитва Церкви о том, чтобы мы никогда не теряли своего внутреннего духовного зрения, а те, кто потерял, - чтобы обрели его. И тогда больше не потребуется никаких всенародных искупительных жертв.

Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями.

Совершая благодарственный молебен о Великой Победе, мы будем просить Господа об Отечестве своём, о народе нашем, о духовном зрении, без которого невозможно идти вперед, - дабы День Победы не только обращал наш мысленный взор в прошлое, но помогал уверенно, с надеждой на Бога идти в будущее.

В этот день хотелось бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, - от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.

Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, - там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.

Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церкви нашей, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и Богом проверяет смысл исторических событий».

                                       3

    Обобщая материал работы, можно сделать следующие выводы: Русская православная Церковь внесла немалый вклад в борьбу против фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Обескровленная в довоенный период, она оказывала значительную помощь стране и фронту. Несмотря на жестокие гонения на Церковь, она ободряла наш народ, вдохновляла его на подвиг. Православие укрепило русский народ в борьбе   с фашизмом. Впервые за многие годы богоотступничества, советская власть стала рассматривать Русскую Церковь не как врага, а как союзника. 
В настоящее время многие учёные и обычные люди отмечают снижение гуманности в обществе (растёт преступность, жестокость, безразличие людей друг к другу). Издавна православие в России олицетворяло гуманистические начала. Церковь не потеряла своей роли и в наше время. У нас в деревне Рыбки Сафоновского района Смоленской области есть замечательный памятник павшим воинам, которые погибли при освобождении нашего края весной и летом 1943 года. Возле памятника расположено братское захоронение из пяти могил. А в этих могилах в торжественной обстановке при большом стечении народа  захоронены останки более полутора тысяч советских воинов. Характерным явлением последних четырех захоронений можно назвать тот факт, что в церемонии   принимали участие священнослужители, которые проводили в последний путь погибших солдат по всем канонам православного обряда захоронения. И очень хорошим событием для моей деревни является строительство церкви. Остались небольшие отделочные работы. Люди ждут открытия храма. Это будет историческое события для моей деревни. Поэтому тема моей работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры, и если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать.  Данная работа  имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделал  вывод о том, что память людская  жива, что люди сильны этой памятью, она объединяет людей. Материалы работы можно использовать на уроках истории России, истории Смоленщины, истории православной культуры земли Смоленской, на классных часах, в работе школьного музея.

 В годы Великой Отечественной войны  Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Церковь не только оказывала материальную поддержку Красной Армии, но и морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Исследуя тему, я понял, что государство в годы войны изменило отношение к религии, верующим людям, священнослужителям. Я сделал вывод о том,  что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом  своего народа. В вере народ черпает духовные силы.

   Великая Отечественная война - это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке  и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма. Отец Иоанн (Боев) сказал, что православие осуждает войну вообще, но православие не только оправдывает, но и благословляет освободительную  борьбу за свою Родину

                                               4

    Многие поэты, солдаты, священнослужители писали стихи о подвиге советского человека в Великой Отечественной войне. Замечательны строки      поэта  Константина Симонова:

«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих».

Памяти воинов Великой Отечественной войны

Помяните!

Помяните! Не надо оваций,

Блеска стали, дежурных речей –

В храмах свечи затеплите, братцы:

Пусть горят миллионы свечей!

За народа свободу и счастье

Нас несметная рать полегла,-

Шли мы в бой без святого причастия,

Но в сердцах наших вера жила.

Нам не нужно посмертных регалий

И обёрнутых в лозунги фраз:

Мы за други свои умирали

И за землю, родившую нас.

Помяните… не пьяным застольем,

Не «фанерными» воплями  «звёзд»,

А молитвой своей и любовью

С горьким привкусом пролитых слёз.

Я клянусь тебе, клянусь, Победа!

Счастье грозное своё изведав,

Зная тернии своих путей,

Я клянусь тебе, клянусь, Победа,

За себя и всех своих друзей,-

Я клянусь, что в жизни нашей новой

Мы не позабудем ничего:

Ни народной драгоценной крови,

Пролитой за это торжество,

Ни твоих бессмертных ратных буден,

Ни суровых праздников твоих,

Ни твоих приказов не забудем,

Но во всём достойны будем их.

Я клянусь так жить и так трудится,

Чтобы Родине цвести, цвести…

Чтоб вовек теперь её границы

Никаким врагам не перейти.

Пусть же твой огонь неугасимый

В каждом сердце светит и живёт

Ради счастья Родины любимой,

Ради гордости твоей,  Народ!

                                                     Игорь  Алексеев

Боже, спаси  мою  Родину…

Боже, спаси мою Родину милую,
Дай ей в великое сердце вожатые, 
Вооружи ее мирною силою,
Нивы хлебами покрой ее сжатые.
Реки ее напои из небесного
Моря лазурного влагою чистою, 
В дебри спаленного края безлесного
Ветром сосну занеси золотистую.
Долго родную безвинно  кровавили,
Скорбно кресты поднялись по окраинам,
Сгибли ее льнянокудрые  Авели, 
Смерти закон созидается Каином. 
Но до конца ее край не расхитили, 
Целы сокровища  Богу угодного, 
Знать от беды защитили святители, 
Светлые кладези моря народного. 
Знать матерей безутешных моления,
Слезы горючие, стоны сердечные, 
Ночь донесла в неземные селения. 
Верить в щедроты  Твои бесконечные,
Глянул с Престола Ты вниз на Вселенную, 
Землю увидел с горошину малую,
Русь, государство – вдовицу смиренную, 
Ризу -  смирягу от крови всю алую.
Сжалился  Ты , над страданьями крестными, 
Счастья росток посадил над могилою,
Боже, овей ее снами чудесными,
Боже, утешь мою Родину  милую…
                                           Иеромонах   Василий (Росляков)

Послушай, Бог.

Послушай, Бог, еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя!

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя.

И я, дурак, поверил!

Твоих я никогда не созерцал творений…

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

Но небо звездное, что было надо мной –

И понял вдруг, любуясь их мерцаньем,

Каким жестоким может быть обман…

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся Свет, и я узнал Тебя.

А кроме этого, мне нечего сказать…

Вот только… что я рад, что я узнал Тебя.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно – Ты на нас глядишь…

Сигнал… Ну, что ж, я должен отправляться…

Мне хорошо с Тобой…

еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И ночью я к Тебе, быть может, постучусь.

И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Но, кажется я плачу…

Боже мой, Ты видишь –

Со мной случилось то, что ночью я прозрел.

Прощай, мой Бог! И вряд ли я вернусь.

Как странно… Но теперь я смерти не боюсь! 

Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Источники информации:

  1. Газета «Церковный вестник» № 8 (309) апрель-май 2005 г. Протоирей Василий Ермаков, клирик храма прп. Серафима Саровского г. Санкт-Петербурга, участник Великой Отечественной войны, автор статьи «Церковь и война 1941-1945 гг.»

  1. Книга  «Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию». Автор-составитель Зоберн В.М. Издательство  ЭКСМО (интнрнет – версия).

  1. М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры земли Смоленской», учебное пособие. Смоленск, 2002 г.

  1. Интернет – ресурсы:  Гринев Н. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны // http://www.world-war.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Реферативно- исследовательская работа "В их вере - их обычаи"

В данной работе мы исследовали обычаи, обряды староверов на Южном Урале....

Исследовательская работа по краеведению ученицы 10 класса Веры Градецкой "Трудовой вклад игримчан в дело Победы в Великой Отечественной войне". МОУ ИСОШ №1. 2009г.

Работа содержит воспоминания еще живших в п.Игрим ветеранов. Использованы материалы местного архива. Описание труда рыбаков на Севере в годы Великой Отечественной войны....

Презентация научно-исследовательской работы по биологии "Глаза -зеркало души"

Данную презентацию можно использовать для НОУ и реферата по биологии....

Исследовательская работа "С любовью и верой..."

Данная исследовательская работа расскажет о жизнедеятельности священника Слюдянской церкви Владимире Шарунове...

Исследовательская работа "Сейте разумное, доброе, вечное" (Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна)

В исследовательской  работе "Сейте разумное, доброе, вечное" мы рассмотрели влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна....

Проектно исследовательская работа «Жизнь и душа народа в песнях донских казаков»

Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Имен...