УМР урока "Внешняя политика Николая I. Крымская война"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация сайта «Крымская война» (творческой работы, выполненной учеником предыдущих лет) как вспомогательный материал для ведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umr_uroka_v_10_klasse_-_vneshnyaya_politika_nikolaya_1._krymskaya_voyna.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка урока в 10 классе
по теме
«Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Учителя истории
Платоновой Ольги Арнольдовны
Гимназия № 441
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
2015 г.
Разработка урока в 10 классе по теме
Внешняя политика Николая 1. Крымская война.
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация сайта «Крымская война» (творческой работы, выполненной учеником предыдущих лет) как вспомогательный материал для ведения урока.
За неделю до проведения урока дано опережающее задание:
- повторить историю событий Крымской войны (по записям в тетрадях прошлых лет, учебникам, выложенному на сайте гимназии сайту «Крымская война»).
- найти и рассмотреть на карте районы боевых действий.
- вспомнить (прочитать) краткую биографию исторических личностей - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков
Данный тип работы позволяет учащимся подготовиться к одному из элементов заданий ЕГЭ, сформировать необходимые ключевые компетенции для более полного восприятия учебной информации.
Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной катастрофе.
Задачи урока:
- проанализировать внешнюю политику Николая 1,
- показать место «Крымской войны» в структуре предшествующей и последующей европейской Большой политики,
- выявить связь между результатами войны и последующей эпохой «Великих реформ»,
- способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы,
- организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности,
- учить воспринимать уроки истории, учитывая историческую психологию с политическими и социальными аспектами, воспитывать чувство ответственности перед будущим
Опережающее задание:
- Повторить историю событий Крымской войны
по учебникам:
- Данилов А.А Косулина Л.Г. История России 19 в. - М., «Просвещение», 2007.
- В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVII – XIX век.- М., «Просвещение», 2008.
дополнительному материалу
- Сайту «Крымская война», подготовленному учениками прошлых лет и выложенному на сайте гимназии.
- Интернет-ресурсам, учебной и художественной литературе.
- Выписать в тетрадь основные события войны (или активно использовать записи предыдущих лет).
- Найти и рассмотреть на карте районы боевых действий.
- Вспомнить (прочитать) краткую биографию исторических личностей - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков
- 2-3 учащимся предложить подготовить мини-доклады о героях обороны Севастополя.
Методическое обоснование
Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.
Форма урока: комбинированный с элементами
- объяснения учителя,
- работы с таблицей,
- выполнением опережающего задания,
- работы в мини-группах над проблемным заданием, с использованием технологии критического мышления.
- работы с компьютером (сайтом) – выборочное чтение, сравнение и анализ, работа с картой
Термины, понятия: восточный вопрос, вооруженный нейтралитет, мюридизм, имамат, экспансия.
Важнейшие даты: октябрь 1853 г. – начало войны,
18 ноября 1853 г. – Синопское сражение
15 (27) – 16 (28) марта 1854 г. – вступление в войну Англии и Франции,
8 сентября – сражение на реке Альме,
18 февраля 1855 г. – смерть Николая I,
27 августа 1855 г. – капитуляция Севастополя,
Март 1856 г. – Парижский мирный договор.
Выдающиеся личности: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Н.И Пирогов, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков, Дарья Александрова- сестра милосердия, лейтенант Н. А. Бирюлёв, боцман Степан Буденко, матросы Петр Кошка и Федор Заика, солдаты Афанасий Елисеев и Яков Махов, дочь матроса Даша Севастопольская.
Учебно-методический комплект и оборудование:
- Исторические настенные карты «Россия в XIX веке», «Крымская война».
- Оформленная классная доска с записью темы, плана урока и проблемных заданий, основных понятий, основных дат и домашнего задания. (смотри Приложение № 1, которое может быть дублировано на «Рабочем листке» раздаточного материала)
- «Рабочий листок» с таблицей «Внешняя политика России во второй половине 20-х – 30-е гг. 19 века» на каждом столе.
- Инструкции по организации работы в группах; оценочные листы.
- Рабочие тетради учащихся.
- Компьютеры – за каждым размещаются 2 человека (урок можно проводить в компьютерном классе – кабинете информатики). При отсутствии компьютеров – использование учебника и раздаточного материала (смотри Приложения - «Вооружение», «Предпосылки Крымской войны», «Причины Крымской войны», «Итоги Крымской войны», «Причины поражения в Крымской войне»)
Приемы деятельности учителя:
- беседа,
- мини-лекция,
- дискуссия – подведение итогов, выводы, аргументированность ответов.
- разработка и предложение раздаточного материала и компьютерных программ для самостоятельной работы учащихся.
- пробуждение (на примере презентации работы учеников предыдущих лет) интереса и желания к дополнительной работе над историческими темами в сочетании с новейшими технологиями.
Развитие умений учащихся:
- проведение внутрикурсовых связей (отечественная, всеобщая история).
- связи с другими дисциплинами (информатикой)
- анализ европейских проблем, проблем кавказского региона и исламского мира, которые «дотянулись» и до настоящего времени.
- умение делать прогнозы возможного развития внутренней политики России и международных отношений.
Планируемый результат:
Учащиеся узнают место Крымской войны в структуре предшествующей и последующей европейской Большой политики (крах Священного союза, переход к эпохе национальных войн, крах рукой монополии в решении так называемого «восточного вопроса»), а так же выявляют связь между результатами войны и последующей эпохой Великих реформ.
План урока
Знакомство с темой, основными учебными задачами урока и методами деятельности, планом урока, рабочими материалами. Мотивационная настройка.
1. Основные направления внешней политики России во время правления Николая 1.
По табличкам «Внешняя политика Российской империи в XIX веке» и «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке» вспомнить основные задачи периодов правления Александра I и Николая I. Рассказать о
- кризисе «Священного союза» - его идеалы уже не обеспечивали «национальные интересы» ведущих европейских держав и не были определяющими.
- Об обострение противоречий между ведущими европейскими державами в связи со столкновением их геополитических интересов на Востоке.
Совместно с учащимися сформулировать направления внешней политики России во второй четверти XIX века.
Знакомство с таблицей «Внешняя политика России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX века». Мини-лекция учителя, комментарий таблицы.
Пояснение термина «восточный вопрос». Реакция держав на подписание русско-турецкого договора о регулировании судоходства в черноморских проливах.
Выводы учащихся о росте напряженности международной обстановки, возможном развитии международных отношений в начале 1850-х гг.
Время работы – 10 минут.
- Крымская (Восточная) война (1853-1856): причины, ход, результаты.
- Используя знания учащихся, полученные в результате предварительной подготовки, и информацию, предложенную на «Рабочих листах» раздаточного материала, выяснить причины, предпосылки, повод к войне. Отметить стремление Николая I во что бы то ни стало преодолеть результаты Лондонской конференции по проливам. Консерватизм, самоуверенность и недальновидность российского императора – обстановка в Европе не располагала к ведению масштабной войны – Англия отказалась вступить в антитурецкий союз с Россией, остальные державы проявляли отрицательную реакцию на рост влияния России в европейских делах после подавления революции 1848-1849 гг.
Опрометчивость внешней политики царя и высших чиновников (Нессельроде, Горчакова и пр.) отчасти объяснялась и тем, что Россия, привыкшая со времен Петра считать себя в состоянии самостоятельно решать любые внешнеполитические проблемы с соседями, теперь уже была не в состоянии делать это, что и показала война.
- Через фронтальный опрос учащихся вспомнить основные события и результаты войны на Черном море, в Крыму, на Кавказе, на побережье Тихого океана, в акватории Балтийского и Белого морей. Использовать возможности сайта «Крымская война» для иллюстрации событий – карты военных действий и пр.
- Вспомнить героев войны, послушать мини-доклады, подготовленные учащимися, обратить внимание учащихся на странички сайта, посвященные выдающимся личностям.
Время работы – 15 минут.
Постановка проблемных заданий:
- Подумайте, почему война, начавшаяся как русско-турецкая, привела к войне или «враждебному нейтралитету» с крупнейшими странами Европы?
- Почему эта война в России называется «Крымской», а в Европе – «Восточной»?
- В чем проявилась техническая отсталость России, а в чем техническая прогрессивность?
- Сыграл ли «кадровый вопрос» негативную роль в ходе войны (герои и антигерои войны)?
- Оцените международные последствия войны.
Требование: запись вопросов и ответов (планов ответов) в тетрадь.
Работа с сайтом «Крымская война» или раздаточным материалом - внимание к разделам: «Вооружение», «Предпосылки», «Причины войны», «Итоги войны», «Причины поражения»
Время работы –10 минут.
3. Завершение урока: выступления учащихся с ответами на проблемные задания (зачитывают). Анализ ответов со стороны учителя и учеников.
Время работы – 8-9 минут.
4. Подведение итогов урока, вывод – 1 минута.
5. Выставление отметок, объявление домашнего задания – 1 минута.
Домашнее задание – п. 63, вопросы 3 и 6 после параграфа. Знакомство с документом «В.И.Колчак. Из воспоминаний о П.С.Нахимове», подготовка ответа на вопрос к тексту (с. 200-201)
Список учебной литературы
- Боханов А.Н. История России. XIX век.
- Буганов В.И., П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVII – XIX век.- М., «Просвещение», 2008.
- Данилов А.А Косулина Л.Г. История России 19 в. - М., «Просвещение», 2007.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XIX века. М., Дрофа, 2002.
- Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. М., Русское слово, 2003.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века.
Список дополнительной литературы к уроку
- Толстой Л.Н.Севастопольские рассказы. – любое издание.
- Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
- Энциклопедия истории России 862-1917 гг., "Интерактивный мир"
- www. krugosvet.ru
- www.hrono.ru
- referat.historic.ru
- grandwar.kulichki.net/crimean/index.html
Приложение № 1
Внешняя политика Николая 1. Крымская война
I. Основные направления внешней политики России во время правления Николая 1.
1. По табличкам «Внешняя политика Российской империи в XIX веке» и «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке» вспомните основные задачи периодов правления Александра I и Николая I.
Задание 1. Сформулируйте основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века.
- Работаем с таблицей «Внешняя политика России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX века».
Задание 2. Записать в тетрадь значение основных понятий: восточный вопрос, вооруженный нейтралитет, мюридизм, имамат, экспансия.
Задание 3. Записать в тетрадь важнейшие даты:
октябрь 1853 г. – начало войны,
18 ноября 1853 г. – Синопское сражение
15 (27) – 16 (28) марта 1854 г. – вступление в войну Англии и Франции,
8 сентября – сражение на реке Альме,
18 февраля 1855 г. – смерть Николая I,
27 августа 1855 г. – капитуляция Севастополя,
Март 1856 г. – Парижский мирный договор.
Задание 4. Записать в тетрадь - Выдающиеся личности: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Н.И Пирогов, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков, Дарья Александрова- сестра милосердия, лейтенант Н. А. Бирюлёв, боцман Степан Буденко, матросы Петр Кошка и Федор Заика, солдаты Афанасий Елисеев и Яков Махов, дочь матроса Даша Севастопольская.
II. Крымская (Восточная) война (1853-1856): причины, ход, результаты.
- смотрите раздаточный материал - «Предпосылки Крымской войны», «Причины Крымской войны»
Вопросы:
- Сформулируйте предпосылки войны.
- Назовите причины войны?
- Что послужило поводом к войне?
- Вспомните основные события и результаты войны на Черном море, в Крыму, на Кавказе, на побережье Тихого океана, в акватории Балтийского и Белого морей.
Проблемные задания:
- Подумайте, почему война, начавшаяся как русско-турецкая, привела к войне или «враждебному нейтралитету» с крупнейшими странами Европы?
- Почему эта война в России называется «Крымской», а в Европе – «Восточной»?
- В чем проявилась техническая отсталость России, а в чем техническая прогрессивность?
- Сыграл ли «кадровый вопрос» негативную роль в ходе войны (герои и антигерои войны)?
- Оцените международные последствия войны.
Требование: запись вопросов и ответов (планов ответов) в тетрадь.
Работа с сайтом «Крымская война» или раздаточным материалом - внимание к разделам: «Вооружение», «Предпосылки», «Причины войны», «Итоги войны», «Причины поражения»
Время работы –10 минут.
Домашнее задание – п. 63, вопросы 3 и 6 после параграфа. Знакомство с документом «В.И.Колчак. Из воспоминаний о П.С.Нахимове», подготовка ответа на вопрос к тексту (с. 200-201)
Приложение № 2
Внешняя политика Российской империи в XIX веке
Александр I 1801-1825 | Николай I 1825-1855 | Александр II 1855-1881 |
Основные задачи внешней политики | ||
| 1.Борьба с революционным движением в Европе. 2. Попытка решения восточного вопроса | 1. Отмена статей Парижского договора и восстановление статуса великой державы. 2. Закрепить границы с соседними государствами (Средняя Азия, Дальний Восток) |
Участие России в коалиционной войне против Франции. Поражение русских войск под Аустерлицем (1805 г.) и Фридландом (1807 г.). Тильзитский мир (1807 г.) Русско-шведская война 1808-1809 гг. присоединение Финляндии. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс (1814 г.) Священный союз. Начало кавказской войны 1817 г. | Помощь России Австрийской империи по подавлению революции в Венгрии (1849 г.) Русско-иранская война 1826-1828 гг. И.Ф.Паскевич. Туркманчайский мир (Ереванское и нахичеванское ханства). Русско-турецкая война 1828-1829 гг. И.И.Дибич. Адрианопольский мир. Кавказская война. А.П.Ермолов. Имамат. Шамиль. Крымская война (Восточная) 1853-1856 гг. Парижский трактат. | Россия аннулировала условия Парижского договора (Франко-прусская война 1870 г.) «Союз трёх императоров» (1873 г.) Завершение кавказской войны 1864 г. А.И.Барятинский. аулы Гуниб (1859 г.), Кбааду (1864 г.) Завоевание Средней Азии 1865-1881 г. Туркестанское генерал-губернаторство. К.П.Кауфман.М.Д.Скобелев (Кокандское ханство, 1875 г.). Н.Г.Столетов (Бухарский эмират, Геок-Тепе, 1881 г.). Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры о границе с Китаем. Продажа Аляски США. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
Приложение № 3
Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке
Дата присоединения | Территория | В результате каких событий присоединена | Положение в составе Российской империи | Путь присоединения |
1808-1809 гг. | Финляндия | Русско-шведская война | Автономия в рамках Российской империи. Сенат – высший исполнительный орган (финны и шведы). Сейм – утверждал законы и налоги. Собственные таможенные правила, своя денежная единица – марка. | Присоединение в результате войн с другими государствами. |
1814 г. | Царство Польское | Поражение наполеоновской Франции | После антирусского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил конституцию и сейм. Управлялась генерал-губернатором. | Завоевание |
1806-1812 гг. | Бессарабия | Русско-турецкая война (бухарестский мир) | Элементы автономии. При Николае I – общеимперское управление. | Присоединение в результате войн с другими государствами. |
1804-1813 гг. | Дагестан, северный Азербайджан, восточная Грузия | Русско-иранская война (Гюлистанский мир) | Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск | Добровольное вхождение |
1826-1828 гг. | Ереванское (восточная Армения) и Нахичеванское ханства | Русско-иранская война (Туркманчайский договор) | Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск | Присоединение в результате войн с другими государствами |
1828-1829 гг. | Черноморское побережье Кавказа, южные грузинские земли, дельта Дуная | Русско-турецкая война (Адрианопольский мир) | Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск | Присоединение в результате войн с другими государствами |
1817-1864 гг. | Северный Кавказ | Кавказская война | Способствовало развитию культуры и экономики народов Северного Кавказа | Завоевание |
Первая четверть XIX века | Казахское ханство | Постепенный процесс | Колониальный характер | Добровольное вхождение |
1860-1870-е гг. | Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства | Завоевание Средней Азии | Колониальный характер | Завоевание |
1860 г. | Приморский край на Дальнем Востоке | Пекинский договор | Освоение территории | В результате мирного договора |
Приложение № 5 (при знакомстве с сайтом «Крымская война»)
1 ВАРИАНТ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА
1. Что было причиной Крымской войны?
А Стремление защитить интересы славянских народов
Б Стремление России, Англии и Франции поделить владения Турции
В Стремление расширпть влияние католической церкви в Крыму
Г Борьба за испанское наследство
2.Что стало поводом к Крымской войне?
А Борьба за независимость в Болгарии
Б Вступление Украины в НАТО
В Попытка захватить черноморские курорты
Г Вопрос о "Святых местах" в Палестине, принадлежавшей Турции
3.Когда Россия ввела войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию?
А октябрь 1853 г.
Б май 1853 г.
В декабрь 1853 г.
Г январь 1854 г.
4.Когда состоялось Синопское морское сражение?
А 18(30) ноября 1853 г.
Б 1(13) ноября 1854 г.
В 5(17) сентября 1853 г.
Г 10(22) июля 1855 г.
5.Какой договор был заключен по окончании Крымской войны?
А Лондонский мирный договор 1856 г.
Б Китайское мирное соглашение
В Палестинский мирный договор
Г Парижский мирный договор 1856 г.
6.Когда и где был смертельно ранен адмирал Нахимов?
А 17 февраля 1856 г. в Париже
Б 28 июня 1855 г. на Малаховом кургане
В 29 сентября 1854 г. в Москве
Г 15 декабря 1855 г. в Англии
7.В каком году адмирал Истомин был переведен на Черноморский флот?
А 1836 г.
Б 1845 г.
В 1850 г.
Г 1856 г.
8.Когда состоялось сражение на реке Альма?
А 12 декабря 1855 г.
Б 13 августа 1853 г.
В 20 сентября 1854 г.
Г 4 мая 1854 г.
9.По условиям мирного договора Россия лишилась...
А Западной Палестины
Б Флота на Белом море
В Восточной Палестины
Г Южной Бессарабии
10.С какого года Наполеон Третий был императором Франции?
А 1851 г.
Б 1843 г.
В 1880 г.
Г Он не был французским императором
2 ВАРИАНТ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА
1.Когда состоялся Парижский мирный договор?
А июнь 1856 г.
Б март 1856 г.
В сентябрь 1856 г.
Г декабрь 1856 г.
2.Кто после сражения на реке Альме возглавил оборону Севастополя?
А адмирал Нахимов
Б адмирал Корнилов
В генерал Тотлебен
Г адмирал Истомин
3.Когда была бомбардировка Севастополя?
А 10(22)января 1856 г.
Б 1(13) ноября 1854 г.
В 13(25) марта 1855 г.
Г 5(17) октября 1854 г.
4.На каком море Россия потеряла право иметь флот по условиям мирного договора?
А На Чёрном море
Б На Каспийском море
В На Белом море
Г На Красном море
5.После заключения мира с Турцией генерал-губернатором какого города был назначен генерал Тотлебен?
А Одесса
Б Севастополь
В Адлер
Г Москва
6.Когда состоялось отражение нападения англо-французской эскадры на Петропавловск?
А май 1855 г.
Б февраль 1854 г.
В декабрь 1853 г.
Г август 1854 г.
7.Чем был награжден адмирал Истомин за самоотверженость и отвагу?
А Георгиевским крестом
Б Орденом Святого Владимира 1-ой степени
В Орденом Святого Георгия 3-й степени
Г Орден Святой Анны 2-ой степени
8.Когда и где был смертельно ранен адмирал Корнилов?
А 5 октября 1854 г. во время бомбардировки Севастополя
Б 20 сентября 1854 г. во время сражения на реке Альме
В 18 ноября во время Синопского сражения
Г После окончания войны во Франции
9.Какая династия правила в Австрии во время Крымской войны
А Гогенцоллеров
Б Габсбургов
В Бурбонов
Г Романовых
10.Кто был главнокомандующим русской армией, действовавшей за Балканами?
А адмирал Нахимов
Б адмирал Корнилов
В генерал Тотлебен
Г адмирал Истомин
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
1 вариант
2 вариант
Приложение № 4
Внешняя политика России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX века.
Ближний Восток | Кавказ | Средняя Азия | Европа |
1826-1827 гг. – поддержка национально-освободительного движения греческого народа против турецкого владычества. 1826, 1827 гг. – требования Англии, России, Франции предоставить Греции автономию (Петербургский протокол) 1827 г. – Наваринское сражение – разгром русско-англо-французским флотом турецко-египетского флота (Л.П.Гейден, М.П.Лазарев, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин). Ухудшение русско-турецких отнош. - «Россия враг всех мусульман». 1826-1827 гг.- русско-иранская война (А.П.Ермолов, И.Ф.Паскевич). 1828 г. – Туркманчайский мирный договор (Россия-Иран). Присоединение к России Восточной Армении (Нахичеванское и Эриванское ханства). Усиление влияния России на среднем Востоке, подрыв английских позиций в Иране. 1829 г. – «резня в Тегеране». А.С.Грибоедов. 1828-1829 гг. – русско-турецкая война. Дунайский (П.Х.Витгенштейн, И.И.Дибич) и Кавказский (И.Ф.Паскевич) фронт. 1829 г. – Адрианопольский мирный договор (Россия – Османская империя). России - дельта Дуная, часть Черноморского побережья, закавказские крепости, свобода плавания и торговли в проливах. Автономия Молдавии, Валахии, Сербии, контрибуция 33 млн. р. 1833г. – Ункяр-Исклесийский договор (Россия – Османская империя) + оказывать военную помощь и закрыть проливы для всех, кроме России в случае военного конфликта с другими державами. 1840-1841 гг. – Лондонские конвенции о проливах – ставились под коллективный контроль России, Англии, Австрии, Пруссии и Франции. | 1-четверть 19 века – укрепление положения России на Кавказе, военные столкновения с горцами. 1817-1819 гг.- строительство линии крепостей – Грозная, Внезапная, Прочный окоп и др. 1817-1864 г. – Кавказская война (горные районы Адыгеи, Дагестана, Чечни). Становление идеологии мюридизма, как духовной основы объединения горцев-мусульман для вооруженной борьбы за свою независимость с гяурами (неверными). С конца 1820-х гг. – создание военно-религиозного (теократического) государства на территории Чечни и Дагестана – имамата. Имам – духовный вождь - Гази-Мухаммед, Шамиль (1834-1859). Попытки Турции и Англии использовать борьбу горцев для ослабления России – 1836 г. – задержана английская шхуна с грузом оружия для повстанцев. | 1820-е гг. упразднение ханской власти на территории присоединенного в 18 веке Казахстана (Младшего и Среднего жуза), передача власти царской администрации. Кокандское, Хивинское ханства. Бухарский эмират – становятся центром притяжения антирусских политических настроений. Военные набеги на казахские земли, находящиеся под покровительством России. 1839 г.- военная экспедиция генерала В.А.Перовского – попытка России оказать давление на Хивинское ханство. 1846-1854 гг. – присоединение к России Старшего жуза Казахстана, обострение отношений с Кокандским ханством. 1853 г. – разгром войсками генерала В.А.Перовского войск Кокандского хана при Ак-Мечети. 1854 г. – возведение Сыр-Дарьинской и Сибирской военных укрепленных линий. Основание г.Верного (Алма-Ата) как форпоста для дальнейшего продвижения России в Среднюю Азию. | 1830-1831 гг. – кризис идеологических основ политики «Священного союза». 1830 г. – неудачная попытка Николая 1 организовать совместную с Австрией и Пруссией военную интервенцию против революционной Франции, вынужденное признание представителя новой династии Луи-Филиппа Орлеанского. 1830 г. – революция в Бельгии. «Последний рыцарь» «Священного союза» - Николай 1, невозможность объединения для защиты принципов легитимизма в Европе. 1830-1840-е гг. поиск средств стабилизации политической ситуации в Европе, защиты от революционных движений: - 1833 г. – переговоры Россия-Австрия по обсуждению бельгийского, польского, германского и восточного вопроса. - секретные договоренности между Россией. Австрией и Пруссией о взаимной помощи против революционных движений. Временная оккупация Кракова (1836-1841 гг.), подавление восстания в Кракове (1846 г.) - 1848г. (революция во Франции) – обдумывание способов подавления французских республиканцев. - 1848 г. – ввод русских войск в Дунайские княжества для подавления революционных выступлений. - 1849 г.- подавление революции в Венгрии (И.Ф.Паскевич) |
Приложение № 6
Тест. Крымская война
- Годы Крымской войны: а) 1850-1853гг., б) 1853-1855 гг., в) 1853-1856 гг., г) 1854-1856 гг.
- Последнее крупное сражение эпохи парусного флота: а) Нахимовское, б) Синопское, в) Чесменское, г) Соловецкое.
- Командующий турецкой эскадрой в Крымской войне: а) Усман-паша, б) Осман-паша, в) Мурза-паша, г) Адольф Слейд.
- Командующий русской эскадрой в Крымской войне: а) Истомин, б) Меншиков, в) Нахимов.
- Глава имамата на Кавказе, сражавшийся против России во время Крымской войны: а) Усман, б) Осман, в) Эльдар, г) Шамиль.
- Какое европейское государство не участвовало в активных военных действиях против России в Крымской войне: а) Турция, б) Англия, в) Австрия, г) Франция, д) Сардиния.
- Главы государств в середине 19 века (Соотнеси буквы):
А) Австрия а) Виктория
Б) Англия б) Николай 1
В) Россия в) Луи Бонапарт
Г) Франция г) Франц Иосиф
- Какая русская крепость была сожжена при осаде англо-французской эскадрой в Крымскую войнк: а) Соловецкий монастырь, б) Кронштадт, В) Свеаборг, г) Кола, д) Петропавловск-Камчатский.
- Командующий англо-французского десанта, высадившегося в Крыму в 1854 г.: а) Сент-Арно, б) Меншиков, в) Бонапарт, г) Осман-паша.
- Военный инженер, под руководством которого были созданы укрепления Севастополя: а) Сперанский, б) Тотлебен, в) Канкрин, г) Росси, д) Корнилов.
- Кто из них не брал на себя командование гарнизоном Севастополя во время осады: а) Нахимов, б) Ушаков, в) Истомин, г) Корнилов, д) Меншиков
- Кто из них погиб на Малаховом кургане во время осады Севастополя: а) Нахимов, б) Ушаков, в) Истомин, г) Корнилов, д) Меншиков.
- Сколько дней продолжалась оборона Севастополя: а) 100 дней, б) 149 дней, в) 300 дней, г) 349 дней, д) 900 дней.
- Какой известный врач находился в Севастополе во время осады и первым начал применять наркоз при операциях: а) Боткин, б) Пирогов, в) Мечников, г) Снегирев.
Ключ к тесту Крымская война
1 – в; 2 – б; 3 - б; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – А-Г; Б-А; В-Б; Г-В; 8 - г; 9 – а; 10 – б; 11 – б,д; 12 – г; 13 – г; 14 – б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Внешняя политика Николая II. Русско- японская война 1904-1905 гг."
Презентацию можно использовать в качестве наглядного материала и сопровождения рассказа учителя на уроке истории России XX века в 9 классе....
Урок "Внешняя политика России при Николае I. Крымская война
Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступления против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как результат столкновения дв...
Крымская война. Роль Нахимова в истории Крымской войны.
АННОТАЦИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО УРОКА" Крымская война. Роль Нахимова в истории Крымской войны" Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории. Данная тема выбрана не случайно...
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страны
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страныПолитика России во второй четверти XIX века отличалась стремлением к продолжению гегемонии России в Европе. Россия ак...
Внешняя политика Николая I. Крымская война.
Презентация по теме "Внешняя политика Николая I. Крымская война" для 9 класса...
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны.
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны....
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. (История России. 9 класс)
Тема: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 36 «Внешняя политика Никола...